Скачать презентацию Церковная педагогика Правильная школа Университет храм науки Скачать презентацию Церковная педагогика Правильная школа Университет храм науки

Церковная педагогика.ppt

  • Количество слайдов: 33

Церковная педагогика «Правильная школа» Университет – «храм науки» Отцы церкви о воспитании Религиозная реформация Церковная педагогика «Правильная школа» Университет – «храм науки» Отцы церкви о воспитании Религиозная реформация и школа Иезуитский коллегиум Педагогика «душевного строения» в Древней Руси Киево-Могилянская коллегия Греко-латинские школы в Московском государстве

Школы средневековой Европы До крестовых походов o o o o Катехуменат Александрия, Эдесс, Низиб Школы средневековой Европы До крестовых походов o o o o Катехуменат Александрия, Эдесс, Низиб Риторские Императорская придворная школа «Schola Palatina» –Карл Великий «schola claustri, interior» монастырские «schola canonika, exterior» приходские «Stiftsschulen» кафедральные, соборные Латинские коллегиумы До конца средних веков o o o o o Медицинская - Салермо Юридическая – Болонья, Падуя. Объединение – трех школ: богословской, юридической, и медицинской – Париж Universitas litterarum Городские училища «Winlkelschulen» - «угловые» или «закоулочные» учитель magister’y principalis magister’y scholarum схоластер «Vagantes» - «бродячие учителя» , «бродячие ученики»

Содержание образования o o o Греко-римское (богословские и светские науки) Чтение, грамота, произведения церковных Содержание образования o o o Греко-римское (богословские и светские науки) Чтение, грамота, произведения церковных писателей, исчисление церковных праздников, грамматика, стихосложение, музыка, элементы географии, астрономии, философские и исторические знания «Верую» , «Отче Наш» , Псалтирь, Катехизис, Ветхий и Новый Завет. «Artes literales» : грамматика, диалектика, риторика «trivium» , арифметика, геометрия, астрономия, музыка – «qvadrivium» Христианские - Пруденций, Седулий и др. Языческие - Сенека, Цицерон, Орозий, Ливий, Цезарь, Катон, Эзоп, Вергилий, Овидий, Гораций Учебники грамматики: o IV-Vв. , Донат, Присцилий, o VIII-X в. - Бед, Алкуин, «Sparadorsum» - упрощенная грамматика Ратерия. o XIII-XVI в. – «Doctrinale puerorum» - A. Billa Dei; учение о формах, синтаксис, метрики, учение о тропах, фигурах, содержание главных отрывков из Ветхого и Нового Завета o Учебники Алкуина, Марциана Капеллы, Бозия, Кассиодора. o «Введение в изучение божественных и мирских наук» - Кассиодор (VIв. ) o География – часто заменяли изучением праздничного календаря из 24 стихов «Cisio -lanus»

Образовательная парадигма o o o Идеал – человек-аскет, схимник. «Чистота сердца» , умение контролировать Образовательная парадигма o o o Идеал – человек-аскет, схимник. «Чистота сердца» , умение контролировать свои мысли, желания, поступки Цель – образование хороших клириков (священников) Метод – догматический (зубрежка) Лекция, диспут, катехизическая беседа, буквенный метод, индивидуальные занятия Суровая дисциплина, телесные наказания

Средневековый Университет o o o Университет – сообщество иногородних Четыре факультета: артистический, медицинский, юридический, Средневековый Университет o o o Университет – сообщество иногородних Четыре факультета: артистический, медицинский, юридический, богословский. Лиценциант, бакалавр, магистр, доктор Лекция, диспут. Схоластика – ясность, точность, прочность.

Отцы церкви о воспитании o o o o o Ветхий и Новый Завет Псалтирь Отцы церкви о воспитании o o o o o Ветхий и Новый Завет Псалтирь Поучения Апостол Часослов Изборники «Пчелы» «Златоуст» «Измарагд» (изумруд) «Домострой»

Иоанн Златоуст o o Родить детей есть дело природы, но образовать детей и воспитать Иоанн Златоуст o o Родить детей есть дело природы, но образовать детей и воспитать их в добродетели — дело ума и воли. Дети всегда будут довольно богаты, если получат хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Нужно стараться не о том, чтобы сделать детей богатыми, а о том, чтобы сделать их благочестивыми, богатыми добродетелью. Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть убийцы своих детей и даже хуже. Те (убийцы) отделяют тело от души, а эти (отцы) и тело и душу вместе ввергают в огонь гиенский. Не так жестоко изострить меч и, взяв его в правую руку, погрузить в самое сердце детища, как погубить и развратить душу, потому что у нас нет ничего равного ей. Поэтому нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия; поэтому все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни.

Иоанн Златоуст (О воспитании детей / Пер. Арх. Филарета Черниговского ) o o Если Иоанн Златоуст (О воспитании детей / Пер. Арх. Филарета Черниговского ) o o Если бы зло в людях было от природы, то всякий по праву прибегал бы к извинению; но так как мы бываем развратны и честны по собственной воле, то какое благовидное оправдание может представить тот, кто допустил до разврата и нечестия сына, любимого больше всего? Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках и учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то же самое есть и юность. Не нужно позволять детям делать то, что им приятно, потому это приятное есть вместе и вредное; нужно вынуждать их к благочестию и послушанию воле родительской. Бог поставил родителей владыками, попечителями, судьями детей, он дал родителям полную власть над детьми, но на тех же родителей возложил и все заботы о воспитании детей.

Иоанн Златоуст (о долге родителей) o o o Вы, матери, больше всего смотрите за Иоанн Златоуст (о долге родителей) o o o Вы, матери, больше всего смотрите за дочерьми: попечение это для вас нетрудно. Наблюдайте за тем, чтобы они сидели дома, а прежде всего учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах. Так и в замужество отдавайте их. Если так образуете их, то вы спасете не только их, но и мужа, который возьмет ее; и не только мужа, но и детей, и не одних детей, но и внуков. Если корень будет хорош, то и ветви будут лучше развиваться, — и за все это получите награду. Проступков (сына) не видит сила любви (отца), Кротость отца семейства возбуждает уважение к нему в детях, кротость сына — в отце, кротость господина — в рабе. Ничто так не привязывает членов семейства к дому, как постоянная скромность и любезная кротость отца в обращении со всеми домашними.

Религиозная Реформация o o o Мартин Лютер - XVI век «школьная повинность» Всеобщее образование Религиозная Реформация o o o Мартин Лютер - XVI век «школьная повинность» Всеобщее образование -12 часа в день Доступное – на родном языке Научное образование – 4 часа в день Латинский язык - наука Богословское и светское Научное и народное Перевод Библии Начальное: десять заповедей, символ веры, молитва Господня. Научное: религия, классические и реальные науки.

Католическая школа - иезуиты o o o o o Игнассио Лойола Орден иезуитов -1540 Католическая школа - иезуиты o o o o o Игнассио Лойола Орден иезуитов -1540 г. Иезуитский коллегиум: низшая школа – 5 классов (6 лет), гимназический курс. Средняя школа – 7 лет Работа учителем низшей школы - 4 года Корректор Подготовка членов ордена Хуан Луис Вивес – «наблюдение» , изучение природы ребенка «Нельзя требовать плодов весной, когда дерево только расцветает, так же нельзя требовать от ребенка того – к чему он еще не готов»

Педагогика «Душевного строения» Педагогика «Душевного строения»

Братские школы XVI-XVII века o o o 1596 г. – Брестская уния 1580 г. Братские школы XVI-XVII века o o o 1596 г. – Брестская уния 1580 г. – Острожское училище - первая греко -латинская школа Львовское, Виленское, Киевское училища Братства: Львовское (1439), Виленское (1458), Киевское, Луцкое, Могилевское, Оржанское, Бресткое. Практика обучения, учебники

Устав Луцкой школы 1620 г. o o o o o Каждый, кто вступает в Устав Луцкой школы 1620 г. o o o o o Каждый, кто вступает в наши школы для обучения, должен, явившись ректору, с его дозволения, присматриваться сначала три дня к учению, порядку, а бедный и к содержанию, не быв еще допущен вполне ни к какому занятию школьному. В часы учебные, по утру и после обеда, все обязаны быть в школе налицо и приходить в пору. Никто не должен делать ни в училище, ни в не его, особенно между собою, никакой сделки, что-либо закладывать, торговать, покупать, продавать без ведома учителя, твердо помня то, что такие дела и поступки суть кража, а потому грех смертный. А учитель, взяв порученное ему дитя, должен заботливо учить его полезным наукам, за непослушание наказывать но, не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо. Садиться каждый должен на своем определенном месте, назначаемом по успехам. Кто больше будет знать, должен сидеть выше, хотя бы и весьма быть беден, а кто меньше будет знать, должен сидеть на низшем месте. Богатые пред убогими в школе ничем не могут быть выше, как только наукою, а по внешности равны все. Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других. Каждое утро учитель должен тщательно наблюдать, чтобы, если какого мальчика не будет, тотчас же послать за ним и узнать причину, по которой не пришел. Если бы какой мальчик один день ходил в школу, а другой день пропускал, и таким образом только тратил бы время, числясь в училище: такового больше не принимать. Если бы также кто захотел взять своего сына от учителя, для какой иной надобности, то должен взять его не заочно и не через других, а сам лично, и при тех же одном или двух лицах, при которых отдал его в учение.

Практика обучения o o o Элементы урочной системы Суровая дисциплина, В братских школ изучали Практика обучения o o o Элементы урочной системы Суровая дисциплина, В братских школ изучали греческий, латинский и славянский языки. Иногда предметом изучения был и польский язык, в то время был общеупотребительным и популярным языком. Главное внимание в братских школах уделялось изучению древних языков; знание их считалось необходимым для всякого образованного человека того времени. На греческом языке писали сочинения, говорили речи, в сочинениях на отечественном языке употребляли греческие фразы. Для обучения пению был особый учитель, который был и регентом ученического хора. Главной задачей братских школ было отстоять и поддержать православие. Все науки были приготовительными к изучению наук богословских. Учение о добродетелях, праздники, нравственное богословие, литургика, церковное проповедничество, богословская полемика (самая живая часть богословия). Доказывали истину православия, обличали ложь иноверных заблуждений, указывали опасности, могущие произойти от увлечения ими, равным образом и средства обойти оные. Обучение начиналось с азбуки, затем следовали часослов и псалтирь, далее грамматика и прочие науки

Учебные книги Буквари - небольшие детские энциклопедии, кроме обучения чтению, в них сообщались первоначальные Учебные книги Буквари - небольшие детские энциклопедии, кроме обучения чтению, в них сообщались первоначальные религиозные истины. Начинались - азбукою славянскою (а, б, в, г, д), затем следовали склады (ба, ва, ка ), отдельные слова и изречения для упражнения в чтении, позднее в букварях фразы для заучивания содержали элементарные сведения о грамматических формах. Затем, общеупотребительные молитвы (Царю небесный, Тресвятое, Утренняя и Вечерняя молитвы), исповедание веры и нравственные изречения из притч Соломоновых (сыну яждь мед понеже есть добрый). В конце - более обширные трактаты. При изложении основных понятий христианской религии, в учебниках обращалось внимание на то, чтобы вкоренить в умы питомцев убеждение в истинности православия, по сравнению с другими вероисповеданиями, научить приемам религиозной полемики. o

Учебные книги o o o 1619 г. Славянская грамматика, составленна учителем Виленской братской школы Учебные книги o o o 1619 г. Славянская грамматика, составленна учителем Виленской братской школы Мелетием Смотрицким, эпоха в истории церковнославянского языка. Грамматика Мелентия Смотрицкого установила правила книжного славянского языка в отличие от речи народной, ее влияния.

Киево-Могилянская коллегия Киево-Могилянская коллегия

Киево-Могилянская коллегия o o o Петр Могила (1596 - 1647) основал Киево-Могилянскую коллегию, по Киево-Могилянская коллегия o o o Петр Могила (1596 - 1647) основал Киево-Могилянскую коллегию, по примеру академии Краковской, открыл в школе полный курс наук словесных, начиная с низших классов до философии и богословия, завел библиотеку и типографию. Обязательное изучение языков: латинского, славянского и греческого, то для этого открыты были четыре низших класса. Низшие классы. Класс «аналогия и фара» - обучали читать и писать, на трех языках, а не на одном славянском. Класс «инфима» - грамматический разбор, первоначальные понятия. Класс «грамматики» - грамматика трех языков с подробным филологическим разбором. Латинский язык изучался по руководствам, принятым в польских училищах. Катехизис, арифметика, нотное пение и отчасти музыка. Средние классы. Класс поэтики или поэзии, и класс красноречия или риторики. Произведения духовного содержания, в лирической - переложения церковных песней и молитв ( Царю небесный; Тебе, Бога, хвалим), псалмы и канты; в драматической - духовные драмы или мистерии. Риторика - по латинским руководствам, составленным по сочинениям Аристотеля, Дмитрия Алекасндрийского, Цицерона, Квинтилиана. Классы риторики и поэтики всегда были полны. Высшие классы: философский и богословский. В философских науках признавался Аристотель. (первая часть диалектика, трактовавшая о законах рассудка во всех проявлениях его деятельности - теоретическая часть умственной философии. Вторая часть философской науки - физика, была довольно обширна: общее начало всех вещей, материя, форма, их видоизменения; сведения о природе, свойства предметов видимых, жизни их, как самих в себе, так и вне себя, о бесконечном и его качествах, пространстве, времени и физической пустоте. Курс богословского класса - четыре года. Диспут. Магистры обязаны были, по крайней мере, раз в неделю состязаться между собою в присутствии учеников. Бывали торжественные диспуты, привлекавшие массы. Споры велись с крайним увлечением, но знавшим удержу. Разделялись на партии, спорили до хрипоты, кричали, говорили грубости, оскорбления, произносили угрозы. Когда страсти разгорались, доходило до рукопашных схваток. Главное - усилить и укрепить православную русскую веру, сделать своих учеников ораторами, проповедниками, людьми искусными в развитии известных религиозных положений и находчивыми в диалектической защите. Едва ребенок поступал в школу, ему тотчас давали в руки латинский букварь и отчета в заданном уроке требовали гораздо строже, чем по другим предметам; прийти в коллегию с невыученным уроком и скрыть свое незнание не было никакой возможности: ибо предварительно ученик должен был ответить свой урок так называемому аудитору, избиравшемуся из лучших учеников. Аудитор же сообщал сведения о занятиях учеников преподавателю. Каждую субботу происходило повторение недельного курса и сличались отметки в нотатах: оказавшиеся неуспевающими не получали приличное «вознаграждение» . Воспитанники Киевской коллегии занимали видное положение в обществе и литературе. Благодаря строгой дисциплине, коллегия вырабатывала людей с громадным самообладанием, с умением подчиняться авторитету власти и в то же время горой стоять друг за друга. Такие люди могли уже защищать не только религиозные, но и научные интересч

Греко-латинские школы в Московском государстве o o o 1649 г. , по инициативе Федора Греко-латинские школы в Московском государстве o o o 1649 г. , по инициативе Федора Ртищева, в Андреевском монастыре училище «ради российского рода во просвещении свободных мудростей учения» . Учителями - «Иноков изящных в учении грамматики словенской и греческой, даже до риторики и философии, хотящим тому чтению внимати» 1679 г. - греческое училище при большой Московской типографии.

Епифаний Славиницкий Симеон Полоцкий o o o В Москву из Киева для перевода книг Епифаний Славиницкий Симеон Полоцкий o o o В Москву из Киева для перевода книг с греческого и латинского языков на русский. Школа Епифания Славинецкого Спасская школа Симеона Полоцкого (в Спасском Монастыре за Иконным рядом). «Учить некоторых лиц Альвару, то есть латинской грамматике» . Первыми учениками были молодые люди приказа тайных дел. Характер учения гражданский, светский, преподавалось и богословие, как основа наук.

Московская Элинно-греческая Академия Московская Элинно-греческая Академия

1682 г. - Привилегия o o o o o Блюститель и учители Академии должны 1682 г. - Привилегия o o o o o Блюститель и учители Академии должны целовать крест, что будут крепко и нерушимо содержать православную веру, охранять и защищать ее от вторжения всех других вер и ересей; в случае же нарушения крестной присяги полагалось наказывать их лишением чина и звания, а в случае хулы на православную веру, «без всякого милосердия» , сжигать. Лучшим ученикам - по окончании курса свободных наук достойное мздовоздаяние; «будут пожалованы в приличные их разуму чины» . Все ученые иностранцы, приезжавшие в Россию для поступления «неже одобрения» изгоняются из государства. Блюститель и учители должны наблюдать также, чтобы никто не держал у себя польских и латинских, лютерских и кальвинских еретических книг, а также волшебных, чародейных, гадательных и всех вообще, возбраненных церковью. Государственная библиотека передавалась блюстителю Академии с учителями на вечные времена. Академия должна была быть высшим учебным заведением, которая подготовляла бы молодых людей на все пути общественной деятельности Привилегия видела в учреждении Академии дело «богоугодное церкви Божией и нам, великому государю, и всему нашему царствию полезное и душам верным спасение» От водворения образования «мудрости» ожидалось преуспеяние духовное и гражданское. Академия должна была способствовать утверждению и распространению православной веры и охранению ее от ересей.

Московская Академия - заведение, открытое для всех, без всякого зазора приходящих для овладения науками. Московская Академия - заведение, открытое для всех, без всякого зазора приходящих для овладения науками. 1687 г. o o o o Изучать науки гражданские и духовные Философия(логика), физика и этика. Логика - вся философическая часть человеческого знания (грамматика, риторика, поэтика, диалектика). Физика или «философия естественная» - все науки естественные. Этика, или «философия нравная» - науки юридические, экономические и общественные. Политика - «царственная мудрость» . Языки: славянский, греческий, латинский и польский. o o o Начало организации Академии положила школа братьев Лихуды. Школа приступила к занятиям в конце 1685 г. Вначале - 6 учеников, потом еще 2 ученика. Академия - от 200 до 600 уч-ся. Академическая программа: Первый - класс грамматики (1687 г. ). Классы: пиитика, риторика, логика, физика - на греческом и латинском языках. Ученики настолько успевали в науках, что за три года могли свободно говорить по-латыни и погречески, делать переводы с обоих языков на славянский. Метод - схоластический. Главным авторитетом в риторике, логике и физике был Аристотель. Учебники писались учеными греками.