Церковная мебель эпохи средневековья.pptx
- Количество слайдов: 12
Церковная мебель эпохи средневековья Подготовила Снегирева Елена
Романский стиль Возникший после падения Римской империи и великого переселения народов, романский стиль эпохи средневековья рождает особое чувство прикосновения к истории, вызывая ощущение значимости христианского мира и охватывает собой большинство европейских стран, несмотря на феодальную раздробленность того времени. Возникший после падения Римской империи и великого переселения народов, романский стиль эпохи средневековья рождает особое чувство прикосновения к истории, вызывая ощущение значимости христианского мира и охватывает собой большинство европейских стран, несмотря на феодальную раздробленность того времени. Лаконичная простота и прочная функциональность Основные черты, которые присущи этому стилю – солидность, массивность, добротность, отсутствие в декоре мебели изображений животных и людей. Это обусловлено появлением христианства, для ранних форм которого эти изображения несли в себе символы идолопоклонства.
А влияние церкви во времена средневековья распространялось на любую область, не давая возможности развиваться без ее одобрения. Поэтому для замены декоративных элементов пришла резьба, кованые петли, металлические ручки, объемные массивные замки, что придавало дополнительную прочность, помимо эстетических моментов. Мебель средневековья, представленная даже в домах богатых горожан, была проста и не отличалась многообразием: сундук, одновременно выполняющий функции стола или стула, кровати, редко специально сделанные шкафы. Чаще сундуки, поставленные вертикально друг на друга, заменяли шкаф. Необычным было изготовление столов: два щита использовались вместо ножек, соединялись между собой деревянными брусьями, а непосредственно сама столешница помещалась на эти брусья. Для изготовления стульев, скамеек, трехногих табуретов применяли круглые обточенные бруски. Сама же мебель делалась из прочных сортов дерева – кедра, дуба, ели.
Церковная мебель средних веков Большая часть мебели производилась для церкви. Кресла для клироса, мебель для ризниц – все эти предметы довольно громоздки и имеют примитивную конструкцию. Из Франции пришло использование железных накладок, новый элемент, который ранее не применялся. Деревянные соединения мебели для сидения покрывали слоем краски, чтобы завуалировать дефекты. В более позднем стиле к романской мебели добавились элементы резьбы по дереву и тонкая железная фурнитура. Интересная деталь той эпохи - высота спинки стула напрямую зависела от занимаемого хозяином социального положения: чем богаче и успешнее был владелец, тем более высокой была спинка его стула. Для того чтобы ноги не мерзли на холодном каменном полу, под ноги ставилась небольшая скамейка. Наиболее универсальным предметом мебели был сундук, который трансформировался при необходимости в кровать, стул или даже дорожный чемодан во время путешествий, о чем говорят боковые ручки для переноски. В церкви использовали более высокие сундуки, с дверками и ножками, которые явились переходной формой к шкафу.
Готический стиль Развитие ремесел и торговли и последующий расцвет городов во времена феодального средневековья привели к смене тяжелого романского стиля второй половины XIII века на более легкие элементы готического. Готика – преодоление романского наследия Сам термин «готика» обязан своим появлением более поздней эпохе Итальянского Возрождения, как пренебрежительное прозвище варварской примитивной культуре, уходящей в прошлое. Готами, как известно, назвали варварские племена, вторгавшиеся в пределы римской империи. Предположительно такое определение эпохе дал Рафаэль, великий итальянский живописец. Как бы там ни было, готику смело можно назвать венцом средневековья, сменившим мрачную романскую эпоху яркими красками, позолотой, сиянием витражей, экспрессией летящих ввысь шпилей.
Новые тенденции в мебельном мастерстве Подобные изменения не могли не коснуться и мебели, придав ей изящества. В декоративном оформлении начинают появляться растительные и архитектурные мотивы, скульптурные элементы. Существенным изменением в изготовлении мебели можно назвать то, что из монолитной она становится каркасной. Это позволяет отдельные детали предварительно декорировать резьбой, росписью, а затем уже прикреплять к каркасу. Для изготовления используют сырье в зависимости от регионов произрастания деревьев: дуб и каштан на севере Европы, сосну и ель на юге. Используется также древесина лиственницы и можжевельника. Изменения в изготовлении и декорировании мебели обусловило разделение по профессиям у мастеров-мебельщиков: появляются столяры, позолотчики, художники, слесари, резчики. А с самой мебелью происходят значительные метаморфозы. Балдахин у кроватей становится неотъемлемой частью, выполняя не столько декоративную нагрузку, сколько функциональную – служит для дополнительного обогрева спящего, ведь помещения отапливались очень плохо.
Неотъемлемая часть мебели романского стиля – сундук – постепенно трансформируется во вместительный шкаф. Появляются совершенно новые виды мебели: буфет, креденца, дрессуар. Приобретение мебели довольно дорогое удовольствие, которое могли себе позволить лишь весьма богатые слои населения. Именно на них и рассчитаны были буфеты, где на полках, оббитых тканью, хранилась дорогая посуда из золота и серебра. Прообраз бара – креденца – служила для хранения различной посуды и напитков, а в дрессуарах, которые изготавливались большей частью во Франции, хранили тарелки. Функциональность затронула также столы готического стиля. У них появился ящик, выдвигающийся снизу, а крышка, которую можно было приподнять, демонстрировала множество отделений, находящихся под ней. Сами столешницы украсили инкрустациями, стали использовать отделку шпоном. Таким образом, к типичной мебели готического стиля можно отнести высокие двустворчатые шкафы, буфеты, поставленные на более высокие ножки, высокие спинки кроватей и стульев, декорированных имитацией архитектурных деталей церквей и крепостных замков.
Готический стиль в изготовлении мебели, несомненно, предварил последующий за ним Ренессанс. Но, невзирая на совершенно новые типы мебели, готика все еще не может освободиться от статики романского стиля: мебель почти неотделима от стен, она все еще тяжела и неудобна.
Церковная мебель эпохи средневековья.pptx