• Церковь Св. Иоанна Богослова в Канео — типичный крестовокупольный православный храм средневизантийского периода
История • Раннехристианская архитектура, ознаменовавшая начало и становление архитектурных форм, впоследствии нашедших многообразное воплощение на всей территории Европы и христианского Востока, так же являлась и последним периодом античного зодчества, со свойственными ему традициями изобразительного искусства и организацией внутреннего пространства храма. Выделяют два этапа развития раннехристианской архитектуры: • от возникновения до присвоения христианству официального статуса императором Константином; • от Константина Великого до падения Западной части Римской империи в 476 году.
• • Первый этап обусловлен нелегальным положением новой религии и характеризуется тем, что места собраний скрывались. В этот период выступления проповедников происходят в синагогах, а собрания верующих — в домах членов общин. Позднее эти дома приспосабливаются под самостоятельные церкви (например, дом-церковь в Дура -Европос, 231 г. ) Во время гонений на христиан со стороны римских властей в качестве храмов также использовались катакомбы (сложная система подземных галерейнекрополей) Рима, Эфеса, Александрии, Сиракуз и других городов, древнейшими из которых являются катакомбы Св. Каллиста (нач. III в. ). На месте мученичества святых или на их могилах устраивались мартириумы в виде ограды или часовни. Второй этап начинается вслед за укреплением за христианством положения государственной религии, связанным с именем Константина Великого. В то же время, Елена — его мать воздвигла в Иерусалиме величественный Храм Гроба Господня, ставший частью монументального храмового комплекса. При Константине начинается масштабное строительство христианских церквей по всей империи. Материалом часто служили языческие храмы, многие из которых были разрушены. Общим для страны был базиликальный тип храма. Базилика, в отличие от крестовокупольного храма, имеет простую двускатную кровлю над центральным нефом и односкатные покрытия боковых нефов. Внутрь помещения может смотреть как стропильный потолок, так и кессонированный. Алтарная апсида завершается конхой. Устройство христианской базилики С развитием обрядовой стороны, происходит усложнение композиции храма, появляются: атриум перед входом, имевший в центре фонтан для омовений или крещальную купель; притвор; трансепт (поперечный неф) для увеличения алтарной части.
• Интерьер Владимирского собора в Киеве
• Спасибо за внимание