Церковь и государство.pptx
- Количество слайдов: 23
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVI в.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Антонина Сергеевна Матвиенко
уния — документ об объединении восточной и западной христианских церквей.
Митрополит Зосима Монах Филофей
Собор русского православного духовенства избрал митрополитом рязанского епископа Иону. выборы митрополита становятся внутренним делом церкви. Церковь становится независимой, возглавляют подданные русского государя
Иосиф Волоцкий защищали монастырское землевладение за материальные блага церкви первенство царской власти, в том числе в решении некоторых церковных вопросов
До 1448 Русская церковь находилась в юрисдикции Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую митрополию и пользуясь большой автономией, хотя её митрополиты и ставились Константинополем. Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным — в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву. В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, без согласия Вселенского патриархата, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси.
Ø Ø Дьякон Карп – новгородский цирюльник выступали против взяточничества отвергали церковные обряды выступали против монашества возрождали языческие ритуалы
Монастыри Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. Тро ице-Се ргиева Ла вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро ицкая Се ргиева Ла вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским
Ереси (от греческого слова «ересис» , что означает На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в. , и «особое вероучение» ) — это отступление от Пскове не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Еретики отрицали божественное с западными странами. — крупных торговых городах, тесно связанных происхождение официального церковного учения, от церковных догм и Иисуса Христа и говорили о его человеческой Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были от поклонения церковным святыням — иконам, мощам расстриженные духовные лица, т. е. лишенные монашество, сущности, отвергали почитание икон, духовного сана) обличали церковников, в томсвятых и т. п. числе монастырскую братию, за жадность, поклонение святым. такие люди не могут. мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что учить людей верить. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.
Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки
Иосифо-Волоцкий монастырь
В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью
Нестяжатели и иосифляне Ликвидация монастырского землевладения. Защищали монастырские владения. Независимость от гражданской власти. Первенство царской власти.
Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть
Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.
деятельность иосифлян. деятельность нестяжателей отношение великокняжеской власти
Флорентийская уния была отвергнута. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольско го патриарха митрополит Исидор был низложен
Во главе – Нил Сорский. ØСчитали, что монах должен вести аскетический образ жизни, питаться своими плодами труда. ØЦерковь должна быть независима от гражданских властей. ØПротив монастырского землевладения. ØЗа сильную великокняжескую власть Во главе Иосиф Волоцкий. ØЗащищали монастырские владения. ØСчитали, что церковь должна иметь большие средства, чтобы распространять свои идеи, заниматься просвещением и благотворительностью. ØВласть царя – отражение власти патриарха.
В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Русская Православная церковь стала независимой.
Ересь (греч. «выбор, направление, мнение» ) — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.
«Москва – Третий Рим» Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Шапка Мономаха
Верность православию Ø Центр христианства Ø Моральная ответственность Ø Ø Защита православных народов