Центральная Азия.pptx
- Количество слайдов: 17
Центральная Азия: этническая миграция и политические субъекты воздействия на миграционную ситуацию Выполнил студент пятого курса группы ант-д-5 Шаров Константин
Центральная Азия на карте мира
Страны Центральной Азии
Постсоветская миграция из Центральной Азии русских и примыкающих к русским русифицированных меньшинств представляет собой специфический способ поиска этнокультурной безопасности и должна поэтому считаться этнической миграцией по преимуществу.
Мнение первое: наряду с "обычной" миграцией — трудовой, учебной, брачной и т. д. — возник и широко распространился феномен миграции совсем иного рода. Участвующие в ней люди принимают решение о переезде в первую очередь потому, что подвергаются определенной дискриминации по этническому признаку. Есть два взгляда на природу постсоветских миграционных перемещений из Центральной Азии
Мнение второе: природа миграции после СССР осталась той же, что и в СССР, — преимущественно экономической. Так что никакой этнической миграции нет, а есть некий пропагандистский фантом, и вызывают его к жизни российские "неоимпериалисты", дабы использовать как предлог для вмешательства в дела новых государств.
В процессе миграции взаимодействуют три стороны: отпускающее общество, мигранты и принимающее общество. Природа миграции во многом определяется тем, какие признаки этих сторон доминируют в процессе взаимодействия. Кто участвует в миграции?
При любом виде миграции решения о том, уезжать или оставаться, принимаются под давлением окружающих человека жизненных обстоятельств. Трезво размышляя о них или эмоционально реагируя на них, любой человек сверяет эти обстоятельства с глубоко им усвоенными представлениями о человеческой безопасности. Человеческая безопасность (human security)
Человеческая безопасность (human security) может быть определена как единство природных и социальных условий существования человека, обеспечивающих ему выживание, благосостояние и свободу. Человеческая безопасность (human security)-определение
Для достижения безопасности человек нуждается в социальной защите со стороны общности любого ранга. Защита предполагает признание индивида членом этой общности. Условием признания является демонстрация им своей лояльности по отношению к общности. Как достичь человеческой безопасности?
Такая демонстрация может быть рассчитанным актом; однако гораздо чаще люди неосознанно следуют тем образцам поведения, которые для данной группы играют роль опознавательных знаков — всем известных признаков ее особости. Это означает, что человек испытывает также потребность в безопасности идентичности.
Этническая идентичность действительно существует и важна для человека; соответственно, обеспечивающая ее сохранение этнокультурная безопасность входит в минимальный набор достаточных аспектов безопасности, а угрозы ей провоцируют всплеск первичных (primordial) лояльностей, конкурирующих с гражданской лояльностью. Другое дело, что потребность в этнокультурной безопасности остро ощущается не везде, а главным образом в тех блоках мирового пространства, где процессы национально-государственного строительства, формирования нации и становления гражданского общества далеки от завершающей стадии. К числу таких пространственных блоков относится и постсоветская Центральная Азия. Важность этнической идентичности
В странах региона проблема безопасности этнокультурной идентичности в той или иной мере не решена и для титульного большинства. Но наиболее остро проблема безопасности этнокультурной идентичности стоит перед этническими меньшинствами. Центральная Азия
Угроза их идентичности проявляется по-разному: в виде угрозы прямого устранения меньшинств (путем их физического истребления, открытого насильственного изгнания или скрытого, но активного выдавливания за пределы национальной территории), как угроза их ассимиляции (вследствие принудительного сокращения возможностей для воспроизводства их культуры) и как угроза социального принижения меньшинств (из-за затруднения доступа к престижным видам деятельности, отрицания, замалчивания или искажения их вклада в историю и культуру титульных этноареалов).
Этническая миграция из Центральной Азии — это совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, отчуждающиеся от отпускающего общества и отчуждаемые им, ощущающие угрозу своей этнокультурной безопасности и вынужденные перемещаться из одного государства в другое, чтобы избегнуть этой угрозы. Характеристика этнической миграции из Центральной Азии
Первый из них — это критерий всеобщности политических интересов субъекта. Следующий тип — это люди частичных интересов, люди группы. Особый тип образуют люди коммуникации — работники СМИ. Субъекты воздействия на миграцию в Центральной Азии
Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / Отв. ред. В. А. Тишков. — М. , 1996. — С. 26 -35; Абдыгалиев Б. Русские в Казахстане: проблемы, мифы и реальность // Казахстан и мировое сообщество. — 1995. — #1 (2). — С. 73 -80. Среди них выделяется своим высоким методическим уровнем (а значит, и высоким уровнем доказательности) работа, написанная как раз по центрально-азиатским материалам: Витковская Г. Миграционное поведение нетитульного населения в странах Центральной Азии // Миграция русскоязычного населения из Центральной Азии / Под ред. Г. Витковской. — М. , 1996. — С. 83130. — (Науч. докл. / Моск. Центр Карнеги; Вып. 11). Дятлов В. И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки. — М. , 1996. Список использованной литературы
Центральная Азия.pptx