27 Ценности белорусского народа.ppt
- Количество слайдов: 25
ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА Тема: ТРАДИЦИОННЫЕ (СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ) ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ.
1. Социокультурные идеалы и ценности – важнейшая составляющая национальногосударственной идеологии. 2. Духовные ценности в культурно-историческом развитии белорусского народа.
Этнос – специфическая природно-социальная и антропологическая общность людей, возникающая и развивающаяся на основе единства природно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии, устойчивого самосознания и самоназвания – белорусы, русские, немцы и т. п. • Нация – исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникающая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, воплощающегося в многослойной полифонической культуре, государственно-правового регулирование всех сфер жизнедеятельности. • Национальное самоопределение – духовноисторический процесс развития национального самосознания и проявление в духовной жизни народа социально-психологической общности и стремления, направленных на обретение национальной независимости, свободного развития национальной культуры, языка, традиций, а также права нации самостоятельно определять свою политическую и экономическую систему.
Традиция (лат. tradition передача) – форма закрепления, сохранения и селективного (т. е. после проведенного отбора) перехода значимого опыта от предыдущих поколений к последующим, обеспечивающая преемственность в социокультурных процессах.
1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ • Культурологическое объяснение феномена идеологии предполагает рассмотрение ее в контексте культуры, а именно как важного элемента культуры. Подобная традиция была заложена в работах М. Вебера, К. Мангейма, Э. Дюркгейма, согласно воззрениям которых природу и содержание идеологии следует выводить из субъективных ценностей, актуализированных группой, индивидом и выступающих в качестве мотивов их деятельности. Особое значение идеологии в конкретном обществе обусловлено, по Веберу, заданностью политических идеалов и религиозными нормами. Эти нормы и ценности предписывают определенный образ жизни, действия и являются культурным кодом, позволяющим понять специфику политических норм жизни в конкретном обществе. Естественно, мотивации могут разрушаться всякий раз под воздействием прогресса общества. Тогда возникает потребность в новых смыслах и ориентациях. Новая система смыслов и ориентаций появляется, как неизбежное следствие стремления устранить несоответствие между растущими потребностями определенных социальных групп и существующими ценностями и нормами, регулирующими общественные отношения. • Когда прежняя картина мира и соответствующая ей система смыслов человеческой деятельности утрачивают свои ориентационные и мобилизационные возможности, общество вступает в состояние социальной аномии (разрушение норм). Поиск выхода из этого
• Культура (лат. cultura – обработка, возделывание) – сложное многообразное явление, охватывающее практически все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, обусловленная во многом наличием определенных культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи. Таким образом, культуру можно определить, прежде всего, как систему социальных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как саму эту деятельность. В широком смысле слова культура – это результат человеческой деятельности.
• Культура – это мир человека. Создание и сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека как общественного существа и общества в целом как человеческой организации. Благодаря культуре человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. Через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие. В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объективации не только сиюминутных целей и стремлений человека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное. Культура выступает как основа развития человеческой индивидуальности, личности, воплощающей общечеловеческие цели и устремления. Она выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, норм и образцов поведения, но и как форма самодетерминации человека, его самовоспроизводства. Культура – это связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферы существования общества и выступает как форма свободы и творчества и как средство самореализации основных ценностей человека.
Культура выполняет множество функций: • 1. Природопреобразующая функция. Человек и общество в целом просто не способны существовать без природы, причем природы, преобразованной посредством культуры для существования человека. Эта функция может быть неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Например, многие восточные культуры практически не стремились осваивать природу вне себя. Европейцы же, наоборот, веками стремились к экспансии как экономической, так и политической и более успешно осваивали природу. • 2. Защитно-адаптивная функция. Она отражает потребность человека и общества в поддержании равновесия между ними и окружающей средой. Выполняя эту функцию, культура создает и постоянно совершенствует различные средства защиты: • - материальные: огонь, одежда, жилые здания и т. п. ; • - формы соответствующего знания: как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага. Без этого существование человека и общества невозможно.
3. Человекоформирующая функция. Только по мере освоения знаний, верований, языка, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной группы, своего народа и всего человечества че 6 ловек может стать личностью и членом общества. При этом каждая отдельная личность неизменно проходит свой, и только свой путь избирательного освоения культуры общества. 4. Интегративная функция. Эту функцию особо выделял в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, освоение культуры создает у людей чувство общности, принадлежности к одной нации, народу. Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества. Но вместе с тем, сплачиваясь на основе какой-либо субкультуры (например, католической культуры), одни люди противопоставляют себя другим - представителям иной субкультуры (например, православной культуры), тем самым широкие общности разъединяются. Внутри этих сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура
5. Информационная функция связана с такими важными потребностями человека, как общение, накопление и сохранение культуры как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Система обмена информацией чрезвычайно разнообразна. Современное общество часто называют информационным. Сегодня можно уже говорить о том, что общество не успевает усваивать необходимую информацию и обмениваться ею. Будущее человечества тесно связано с развитием глобальных технических средств массовой коммуникации. 6. Гносеологическая (познавательная) функция. В этой функции культура проявляется и выступает в качестве средства познания и самопознания, как общества, так и любого его элемента. Это возможно потому, что культура веками концентрирует в себе лучший опыт многих поколений людей, накапливает знания о мире. Чтобы продвигаться вперед, общество должно использовать эти знания, а от того, насколько полно оно это делает, зависит динамизм его развития, интеллектуальность всей общественной жизни. Особая роль в выполнении гносеологической функции культуры отводится творческой личности. Люди творческие не только создают новые духовные и материальные ценности, знания, но оказывают огромное влияние на образ
7. Нормативно-регулирующая функция. Главная задача этой функции связана с потребностью общества поддерживать жизнеспособность, стабильность, устойчивость и общественное равновесие. Нормативно-регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. 9. Аксиологическая функция 8. Функция психологической (ценностно-ориентационная) разрядки (антистрессовая). отражает важнейшее Человек вынужден большую качественное состояние часть жизни проводить в культуры, и выражается не только в том, что культура искусственной среде, которая является системой норм и не всегда удобна и разумна, а ценностей, но и в том, что она порой полностью развивается и изменяется, противоречит нормам меняя и переориентируя человеческого существования. ценности членов той или иной социальной общности. Именно Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает культура на протяжении всей жизни человека формирует у задача обеспечить, насколько него определенные ценностные потребности и это возможно, ориентации, приближая их к психологический комфорт общественно значимым в человека и общества. данный исторический момент, и по тому, в какой степени произошло их совпадение, общественное мнение определяет степень культурности того или иного человека
2. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ В КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА Идеологический способ осознания и оценки действительности представляет собой своеобразную рационализацию чувств, побуждений, стремлений народа. Сами же чувства получают отчетливое воплощение в духовной культуре, создаваемой народом, в сформированных ею идеях, образцах поведения, традициях, передаваемых от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Глубинные основы идеологии, воспринятой и востребованной тем или иным народом, коренятся в социокультурных истоках его духовной жизни.
Беларусь всегда была границей между Востоком и Западом и являлась полем борьбы двух направлений культуры — западного и восточного. В этом смысле особо важное, актуальное для нас значение приобретает осмысление соотношения западной и восточной культур и цивилизаций, а также место Беларуси в диалоге этих культур. Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии античного полиса, становление в рамках его культуры различных философских культур и первых образцов теоретической науки, а затем — сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлениями о человеческой индивидуальности, концепцией морали и пониманием человеческого разума как созданного «по образу и подобию Бога» и поэтому способного к рациональному постижению смысла бытия. Синтез этих двух традиций в эпоху Возрождения явился одним из истоков ценности техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок формировалась особая ценность прогресса науки, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления и развития, капиталистических производственноэкономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления правового государства и гражданского общества.
Западному типу культуры в философии и социологии противопоставляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества» . Геополитически Восток связывается с культурами Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта, национальными государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами: они были ориентированы, прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как высшая ценность, виды деятельности, их средства и цели столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизировались стили мышления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, интуитивно-мистическое слияние с бытием, холодному расчету, калькулированности — теплота человеческих отношений и самопожертвование, индивидуализму — братская взаимопомощь и коллективизм, материальному производству и потребительству — аскетическая умеренность, основанная на приоритете духовных ценностей.
Отечественная культура — особый тип духовности — сформировалась из мозаичного богатства совмещения религиозных идей и светской жизни. На формирование особенного типа культуры белорусского народа оказывали влияние не только духовные и геополитические факторы, но и многие другие. В культурно-историческом развитии Беларуси можно выделить основные периоды. Первый — средневековый — охватывает длительный отрезок времени с IX по XVI вв. Социокультурные истоки духовной жизни белорусского народа, его чувств, верований, обрядов, традиций начали формироваться фактически с первых шагов возникновения и развития на территории нынешней Беларуси этнических общностей дреговичей, кривичей, радимичей. Они в IX—X вв. представляли собой своеобразные пранароды, положившие позднее начало формированию белорусского этноса, белорусского языка, белорусской культуры.
Второй период социокультурного развития белорусского народа связан с возникновением и интенсивным функционированием ренессансных тенденций, рожденных общеевропейским процессом Возрождения в конце XV—XVI вв. Характерными для этого периода становятся расцвет ренессансной культуры, возникновение кириллического книгопечатания, распространение реформаторских идей и движений, проникновение в культуру светских, гуманистических и просветительских настроений и представлений.
Эпоха Возрождения и Реформации стала в белорусской культуре эпохой синтеза восточных и западных художественных традиций. Это хорошо отражено в памятниках архитектуры и религиозных произведениях XVI в. В Беларуси появились церкви-крепости, которые одновременно являлись оборонительными сооружениями и культовыми строениями. Эпоха барокко (XVII-XVIII вв. ), как никакая другая, выявляет посредническую роль белорусской культуры в контактах между Востоком и Западом. Через Беларусь на Восток распространялись многие культурные традиции и художественные стили. Так произошло и с художественным стилем барокко, центром возникновения которого была Италия. В 1584 г. в Несвиже итальянский зодчий Джованни Мария Бернардони строит иезуитский костел. Культовая постройка несвижских иезуитов была вторым в мире храмом, построенным в стиле барокко по проекту Бернардони. К наиболее значительным памятникам белорусской архитектуры барокко принадлежит униатская церковь в д. Баруны Ошмянского района, костел Святого Андрея в г. Слониме. Более того, в нашей стране была создана своеобразная архитектурно-художественная система, которая получила название «виленское барокко» .
Во второй половине XVIII в. Беларусь вступила в своеобразный третий период культурного развития. Под влиянием Великой Французской революции, европейских национально-освободительных движений, вызревания демократической социокультурной среды основой культурного развития белорусского народа в этот период становится культ разума, приоритет образования и науки. Культура приобретает преимущественно светский характер. Идеи знаменитых европейских мыслителей Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Вольтера, М. Ломоносова, перенесенные на белорусскую народную почву и конкретизированные применительно к особенностям социокультурного своеобразия белорусов, свойственных им обычаев, традиций, менталитета, привели к становлению и последующему углублению понимания исторической потребности самостоятельного общественно-политического и духовного развития белорусского народа.
Следующий этап социокультурного развития белорусского народа (вторая половина XIX — начало XX в. ) приводит к вызреванию и формированию белорусской национальной идеи. Исходные элементы этой идеи как осознание своей национальной сущности и исторического предназначения своего народа четко обозначены в творчестве В. Дунина-Марцинкевича, К. Калиновского, Ф. Богушевича, Я. Купалы и Я. Коласа, М. Богдановича, И. Абдираловича.
Подлинной энциклопедией жизни белорусского народа, его культуры стало творчество великого национального поэта Я. Купалы. В творчестве другого народного поэта Беларуси, создателя национального поэтического эпоса Я. Коласа, также утверждается необходимость духовного возрождения белорусской нации, отображается своеобразие национальных путей развития Беларуси, которая находится на пересечении разных культур, религиозных конфессий, геополитических стремлений. Белорусская национальная идея опоэтизирована в творчестве М. Богдановича. В его произведениях поставлена проблема национального возрождения, понимаемая как развитие и обогащение извечных духовных ценностей белорусского народа в общем потоке славянской и мировой культуры, что невозможно без национального самоутверждения белорусов.
Специфические белорусские ответы на извечные вопросы человеческого существования в социальных пространствах общества и культуры ярко и выразительно сформулированы в оригинальном философско-эстетическом эссе И. Абдираловича. На основе последовательно развиваемой концепции национального возрождения, социально-культурного и политического самоопределения белорусского народа И. Абдиралович обосновал сущность белорусской социально-экономической идеи, которую усматривал в выборе третьего (между капитализмом и социализмом) крестьянско-ремесленного пути свободных товариществ и народной кооперации, призванных способствовать духовно-нравственному возвышению человека, расцвету его национальной культуры, созданию и развитию самостоятельных государственных институтов.
Таким образом, к началу 20 -х гг. XX в. в белорусской общественнополитической мысли, художественной литературе и публицистическом творчестве сформировались, получили глубокое и всестороннее осмысление и воплощение социокультурные основы идеологии самостоятельного и независимого белорусского государства. Белорусская культура сформировалась в специфический тип культуры в период средневековой истории и превратилась в особенный феномен в границах европейской цивилизации.
Раскрытие сущности культурноцивилизационных корней белорусского народа, нации, общества и государства является прочной основой постижения и утверждения своей национальной духовнокультурной индивидуальности и суверенности, своих основ бытия, своей истории, своей культуры и языка, своего патриотического чувства, единственности своей Родины. В идеологии, как нами уже отмечалось, особое место занимают ценности. Именно они связывают между собой интересы людей (групп, классов, этносов) и идеи, в которых эти интересы выражаются в качестве программ достижения целей. Только благодаря такой связи идеология обретает системный характер и становится
Ценности являются продуктом культуры и совместной жизни людей, они возникают стихийно в процессе отбора наиболее устойчивых и перспективных форм жизни. Ценности закрепляются в нормах, традициях, ритуалах и символах. Для афористического выражения ценностей широко используются пословицы, поговорки, девизы и т. д. В идеологии ценности, помимо связи интересов и идей, выполняют функции объединения и идентификации, оценивая и признания, ориентации в мире и смыслообразования. Особое значение имеет ценностная идеологическая мотивация. Нет сомнения, что сверхзадачей новой современной идеологии белорусского государства также является формирование высокой идеологической мотивации всех видов социальной активности: труда, учебы, творчества, предпринимательства и др.
В идеологии отражаются представления о наилучшем устройстве общества и государства, о справедливости общественной жизни и достоинстве человека. В этом и сила, и слабость идеологии как духовного явления. Сила – потому что благодаря опережению действительности в идеальных формах она задает перспективу развития, а значит, и критерии оценки тех преобразований, которые осуществляются
27 Ценности белорусского народа.ppt