Цели и меры наказания как этическая проблема.pptx
- Количество слайдов: 14
Цели и меры наказания как этическая проблема Подготовили учащиеся 1111 учебной группы Бондаренко А. , Зиновьев Н. , Петриченко К.
План Классификация Наказаний Виды наказаний Цели наказания Меры наказания Этическая проблематика Заключение
Классификация наказаний Наказания могут классифицироваться по различным основаниям: В зависимости от того, каким лицам они могут назначаться: Общие — могут назначаться всем лицам, совершившим преступления. Специальные — могут назначаться лишь определенным категориям лиц (например, военнослужащим) В зависимости от содержания ограничений прав и свобод: Имущественные наказания. Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы. Наказания, включающие принудительное привлечение к трудовой деятельности По порядку назначения: Основные наказания Дополнительные наказания Наказания, которые могут использоваться и в качестве
Виды наказаний · штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Основное наказание - это такой предусмотренный уголовным законом вид наказания, который призван выполнять основную роль в достижении стоящих перед ним целей. Без основного наказания немыслима ни одна санкция статьи Особенной части Кодекса, равно как и ни один обвинительный приговор с назначением наказания. Основные наказания в одном приговоре не могут сочетаться друг с другом; из этого правила, однако, есть исключение: при сложении по совокупности преступлений и приговоров: 1) штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - с одной стороны, с 2) ограничением свободы, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части и лишением свободы - с другой, эти виды наказаний исполняются самостоятельно.
Дополнительные наказания - это такие виды, которые по сравнению с основными являются вспомогательным средством принудительного воздействия на осужденного. Дополнительные виды наказания возможны лишь в сочетании с основными и предназначены для рационализации системы наказаний, придания ей необходимой гибкости. Они применяются в том случае, когда достичь целей (особенно частнопревентивного воздействия) применением лишь основного наказания представляется весьма затруднительным или вовсе невозможным. Другой случай - компенсационная функция дополнительного наказания: суд может избежать назначения более строгого вида основного наказания, усилив в приговоре менее суровый вид, указанный в санкции соответствующей статьи, одним или двумя дополнительными видами наказания, тем самым как бы уравновесив их карательный заряд; в итоге достигается экономия уголовноправовых мер, рационализация в сфере избрания судом наказания.
Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе 1. Восстановление социальной справедливости - восстановление нарушенных преступлением прав и свобод личности, связанное с карательным содержанием наказания. Не все, чему преступлением был причинен ущерб, может быть восстановлено. В этих случаях социальная справедливость наказания достигается путем назначения виновному лишения свободы на длительный срок и определения исправительного учреждения более жесткого режима. 2. Исправление лица, совершившего преступление - формирование у осужденного уважения к закону, интересам, правам и свободам личности, общества и государства. Сочетание методов убеждения и принуждения при исправлении преследует цель - сделать осужденного законопослушным гражданином. 3. Предупреждение совершения преступлений - меры воздействия на граждан уголовно-правовыми средствами, осуществляемые в процессе назначения и исполнения наказания. Оно подразделяется на общее и частное (специальное) предупреждение. Общее предупреждение - удержание от совершения преступления социально неустойчивых лиц под страхом наказания. Специальное предупреждение - применение уголовного наказания к лицам, совершившим преступления, в результате чего они не совершают новых преступлений.
Цели наказания Также выделяют и другие цели наказания: Возмездие - выражается в причинении преступнику физических и нравственных страданий Восстановление нарушенных прав Исправление осуждённого Специальная превенция - это предотвращение совершения новых преступленийй лицом, которое было ранее осуждено за совершение преступления
Меры наказания МЕРА НАКАЗАНИЯ — вид и размер наказания, определенные в приговоре по конкретному делу лица, привлеченного к уголовной ответственности, с учетом степени тяжести и характера совершенного преступления, а также данных о личности осужденного, в том числе обстоятельств
К дополнительным мерам наказания относят: Церковные меры — меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются церковно судною властью в отношении членов церкви, нарушающих церковные правила Телесные меры — карательные меры, направленные непосредственно на причинение физического страдания. Они обыкновенно разделяются на 1) членовредительные (изувечивающие), состоящие в лишении человека какой либо части тела или в повреждении ее (ослепление)
Этическая проблематика 1) Античность Для платоновского Сократа наказание заключается в справедливо налагаемом на человека страдании за совершенное им преступление и является “благом для того, кто его несет”, т. к. приводит к нравственному исправлению. Хотя Сократ убежден в первичности полисной справедливости, в неотменимости наказания, наложенного властью, и в априорной справедливости государственного закона как такового, однако Отечество платоновского Сократа справедливо не как внешняя власть, но как родовая основа жизни и духа индивида. Нечестие и наказание мыслятся сопряженно, потому не существует особых уголовных кодексов и норм, независимых от богословия и морали. Автономизация права в римской культуре и складывание надполисной государственной жизни в Римской империи впервые создали субъект исполнения уголовной справедливости в современном смысле. Обособление справедливости наказания стало естественным в римском культурном мире и потому, что он отличался религиозным синкретизмом и плюрализмом; поглощая божественные иерархии завоеванных культур, он превращал тем самым религиозный аспект несправедливости в нечто безразличное для римлянина. Римская гражданская добродетель перестала осознаваться как неразрывно связанная с верой отцов, а косвенно и с частной нравственностью.
2) Средневековье Европейское средневековье сделало возможной этику уголовного права, высветив в столкновении римского права с христианской моралью коренную антиномию наказания во всей ее остроте. То или иное разрешение этой антиномии, затрагивающей самую нравственную возможность наказания, придает своеобразие всему уголовно-правовому построению. Согласно тезису антиномии, “наказание проступка необходимо, ибо неоспорим факт нарушения закона”. Закон превыше всякого другого соображения; нарушение его есть безусловное зло, наказание же есть благо. Для приверженцев тезиса смысл наказания есть возмездие за содеянное преступление; так рождается теория “равного воздаяния” (талион). При таком понимании оспаривается возможность отмены наказания за доказанное преступление, право помилования. Напротив, антитезис гласит, что наказание невозможно, потому что преступник — слабый человек, а кроме того, сомнительны компетенции судьи, который, чтобы судить по справедливости, сам должен быть без изъяна воплощением справедливости, т. е. свят. Антитезис гласит, что “наказание невозможно, потому что преступник морально принужден, а судья морально некомпетентен”. Личность преступника осознается здесь в ее достоинстве, но и в ее слабости. Теорию наказания в духе тезиса можно назвать легализмом; теорию наказания в духе антитезиса можно назвать уголовно-правовым гуманизмом. Основательная этическая теория наказания может быть построена только по преодолении этой антиномии, по выяснении соотношения правового и морального законодательства в уголовной области, морального масштаба оценки и правового субъекта такой оценки, что предполагает поставление и морали, и права в более широкий контекст, восстановление цельности морального мира вообще.
3) Эпоха Просвещения Характерным примером легализма является теория наказания, предложенная И. Кантом. Определяя преступление как нарушение публичного закона, лишающее возможности быть гражданином, Кант усматривает смысл наказующей санкции в возмездии за совершенное преступление и отвергает всякую полезную цель наказания, кроме этого возмездия. И. Г. Фихте исходит в своем анализе уголовного наказания из такой антиномии: с одной стороны, строгость закона требует лишения гражданской правоспособности за всякое преступление, с другой же — подобная пунктуальность не отвечает цели государства — сохранению безопасности прав граждан, и должно быть возможно защищать граждан от посягательств иными средствами. Теорию уголовного права Фихте можно рассматривать как попытку решить коренную антиномию наказания и преодолеть легализм, не впадая в морализаторство, не выйти за рамки теории права, “где народу приписывается законодательная власть”, но соблюсти требования к теории наказания, предъявляемые идеей человеческого достоинства преступника. Это ему в значительной мере удалось; он убежден: ни частное лицо, ни государство “никогда не вправе убивать” и присуждать к убийству, государство не есть моральный судья своим гражданам. Но противоречие его доктрины состоит здесь в главном: государство не есть моральный судья неправомерному подданному, и, однако же, оно произносит над ним моральный суд и применяет к нему меру крайнего
Заключение
Цели и меры наказания как этическая проблема.pptx