Бытие человека как проблема философии.ppt
- Количество слайдов: 39
Бытие человека как проблема философии
План лекции • 1. Особенности философского знания о человеке. 2. Понятие человека в истории философской мысли. 3. Природа и сущность человека. 4. Индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. 5. Свобода и необходимость, нравственные основы личности. 6. Ценности и ценностные ориентации. 7. Проблема смысла жизни.
Философская антропология Раздел философии, в котором изучается проблема бытия человека называется ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Особенности философского знания о человеке 1. Человек – существо целостное, универсальное, многомерное. 2. Опора на научные знания о человеке. 3. Цель – создание определенной теоретической модели, обобщенного образа человека. 4. Предостерегает от поспешности и субъективизма в оценке. 5. Философское знание – это многовековая человеческая мудрость, соединяет в себе вечное, вневременное и актуальное.
Концепции происхождения человека 1. Естественно-научная. Она считает, что человек – итог эволюции материи. Это концепция антропогенеза Ч. Дарвина. 2. Концепция универсального эволюционизма академика Н. Н. Моисеева. 3. Религиозная. Творец человека – Бог. 4. Космическая. 5. Эволюционного финализма Тейяра де Шардена. Попытка примирить науку и религию.
Человек в истории философской мысли • Античная философия. Господство космоцентризма, человек микрокосмос. Подлинная мудрость человека – жить в согласии с миром. Сократ рассматривал отдельного человека, стала формироваться философская антропология. Платон обозначил тему взаимоотношений государства и гражданина.
Средние века Господствует теоцентризм. Человек – создание Бога, т. е. тварное существо. Свободная воля человека породила зло. Зло – результат греха, отпадения от Бога.
Эпоха Возрождения Человек – предмет культа.
Новое время Человек исследовался с позиции механизма, он – сложная машина. Его призвание изменить мир с помощью знания.
Немецкая классическая философия Деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо духовное, творец истории и мира культуры.
Классический марксизм Основа социоцентризм. Человек рассматривался в контексте совокупности общественных отношений
Русская религиозная философия Философия обращена к душе человека, ее главная проблема – усовершенствование человека. Она призывала к поиску правды. Русская философия была всегда нравственно ориентирована.
Зарубежная философия 20 века Существование человека в отчужденном мире. Психоаналитическая трактовка человека. Идея сверхчеловека.
Природа и сущность человека Человек – живая система, представляет собой единство трех составляющих: 1. Биологическое (анатомия, физиология, половые и возрастные особенности). 2. Психическое ( чувства, воображение, мышление, воля, характер). 3. Социальное (мировоззрение, ценности, мораль, знания).
Концепции человека • Объективистские • Субъективистские • Диалектико - материалистическая
Объективистские концепции Рассматривают человека как существо, находящееся в существенной зависимости от объективных сфер, природы, общества, исторической необходимости, мирового разума, Бога.
Субъективистские концепции Рассматривают человека как существо полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер природы, и поэтому бытие мира и человека познается из самого человека, из субъективного «Я» , через сферы внутренней индивидуальной жизни человека.
Марксистская философия, философская антропология Эти две философские школы являются синтетической концепцией, преодолевающей крайности объективистской и субъективистской концепций.
Марксистская философия о природном и социальном в человеке • Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. • Человек уникален, в нем сочетается биологическая и социальная сущность.
Специфически человеческое в биологической природе человека: • • • Разумность Прямохождение Членораздельная речь Рефлексивность Усвоение достижений культуры Темперамент
Социальное в сущности человека • Высокий уровень социальной организации • Носитель социальной формы движения материи • Творческий созидательный характер деятельности • Сознательный характер деятельности • Гармоничность и универсальность человеческой деятельности
Биосоциальная проблема: 3 подхода • 1. Биологизаторский. Приоритетными считает врожденные природные качества человека. • 2. Социологизаторский. Либо отрицает биологическое начало в человеке, либо недооценивает его значение. • 3. Синтезирующий. Человек - единство биологического и социального.
Религия Утверждает, что свою сущность человек получил от Бога. Она реализуется каждым индивидом либо адекватным ( служение Богу), либо отчужденным способом ( жизнь в грехе).
Индивид, индивидуальность, личность • Индивид – конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода. • Индивидуальность – специфические черты, отличающие индивида от других членов рода. • Личность - человек как социальное существо, имеющее мировоззрение, ответственность за свои поступки, осознающее свои права и обязанности по отношению к обществу, природе.
Социальная структура личности • Социальный статус ( место человека в системе общественных отношений). • Социальная роль ( образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий статусу). • Направленность ( потребности, интересы, идеалы, мотивы поведения).
Социальные типы личности • Деятели ( земледельцы, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д. ) • Мыслители ( их цель спасти людей от заблуждений и соблазнов) • Люди чувств и эмоций ( писатели поэты) • Гуманисты, подвижники ( чужую боль они принимают как свою)
Цивилизационные типы личности • ВОСТОЧНЫЙ • ЗАПАДНЫЙ
Свобода и необходимость • Философия под свободой понимает специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение или совершать поступок, основанный на осознании человеком объективных свойств и закономерностей окружающего мира, т. е. на осознании необходимости.
Точки зрения на свободу человека • 1. Фатализм. Человек – это объективно обусловленное, детерминированное внешними силами существо. • 2. Волюнтаризм. Человек – независимое существо от каких-либо внешних обстоятельств
Вывод Свобода для человека выступает как возможность и необходимость выбора определенного варианта поведения, поступка. В момент выбора противоположность свободы и необходимости снимается. Выбор неизбежно связан с ответственностью. Свобода для одного человека не должна ограничивать свободы другого.
Ценности Ценность – это понятие, указывающее на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Проблема ценностей рассматривается в аксиологии.
Классификация ценностей • • Положительные – отрицательные Материальные – духовные Ценности- цели и ценности- средства Свобода личности
Социальные нормы • Нормы морали • Групповые нормы • Специальные ( профессиональные) нормы • Нормы права Человек, вбирая в себя общественные нормативы, становится носителем нравственных ценностей.
Вывод Опираясь на нравственную систему ценностей, человек дает самооценку своего поведения и оценку поступкам и действиям людей.
Жизненная позиция • Пассивная ( подчинение окружающему миру, обстоятельствам). • Активная ( преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией).
Личность и общество • • Адаптация к обществу (конформизм) Конфликт с обществом Бегство от общества Гармония с обществом
Смысл жизни человека • Смысл жизни – эта та ценность, которой человек себя подчиняет. 2 вопроса: Стоит ли жить? Для чего жить?
Ответы • Смысл жизни- в ее духовных основах, в самой жизни. • Смысл жизни- за пределами самой жизни. • Привносится самим человеком в свою жизнь. • Нет смысла жизни.
Концепции смысла жизни • Гедонизм – жить значит наслаждаться • Эвдемонизм – счастье – подлинное назначение человека • Аскетизм- отречение от мира • Этика долга – самопожертвование • Утилитаризм- из всего извлекать пользу • Прагматизм- цель оправдывает средство • Материализм – самореализация личности • Христианство – спасение души, любовь к Богу и людям
Бытие человека как проблема философии.ppt