БЫТИЕ 23 -25
• Согласно 23: 20, где, похоже, суммируется содержание 23 -й главы, первая часть эпилога повествует о том, как Авраам стал полноправным обладателем части обещанной ему ханаанской земли • Однако данное повествование – это не просто история о заключении юридической сделки на недвижимость, это еще одна история о вере
• Если до этого он продемонстрировал веру относительно своего потомства, то теперь он демонстрирует веру в Божье обетование о земле • С одной стороны, обращаясь к хеттам, Авраам называет себя «пришельцем и поселенцем» • С другой стороны, своими действиями он демонстрирует непоколебимую уверенность, что земля, по которой он ныне странствует, однажды будет принадлежать его потомкам
• Покупая участок земли, он как будто хочет показать, что не хочет покоиться в могилах хананеев, но хочет обрести покой в Обетованной земле • Покупка места для захоронения является для Авраама своего рода задатком • Таким образом, кости Иосифа вместе с оставленным завещанием должны были на протяжении столетий быть наглядным напоминанием о том, что однажды Бог даст Израилю землю
• Если «пришелец» отражает лишь то, что человек родом из другого места, т. е. его иностранное происхождение, то поселенец – это его нынешний статус: он пока так и не получил гражданство и, соответственно, не имеет прав, которыми по умолчанию обладают местные жители • «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» .
• Иными словами, даже завоевав Обетованную землю, народ Божий должен был помнить, что они всего лишь квартиранты на земле, которую предоставил им для пользования Господь. • Вместе с этим, ясно осознавая свой статус «поселенца» , Авраам обращается к местным жителям с просьбой передать ему в собственность
• В 17: 8 Бог, истинный Владелец всей недвижимости (ср. 14: 22), пообещал ему, что даст «тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение» • Каждый раз, обращаясь к людям, которых мы бы сегодня назвали судом присяжных ( «входящие во врата города» ), Авраам начинает с поклона (7, 12), что, вероятно, является современным эквивалентом обращению к судье «Ваша честь» .
• Договоренность достигается в три этапа • Каждое «слово» (действие, 16), отмечено глаголом «послушай» • Во-первых, он дает ясно понять, что земля, приобретенная Авраамом для погребения Сарры, стала его собственностью на полностью законном основании • Во-вторых, она перешла к нему не в качестве подарка, но была куплена по современной на тот день рыночной стоимости
• Тройное повторение фразы «вслух сынов Хета / вслух народа земли» (10, 12, 16), а также двойное упоминание, что это произошло «пред очами сынов народа» (11, 18) подчеркивают, что все, кто присутствовал и наблюдал за процессом сделки, могли подтвердить законное право • С другой стороны, так же, как и в гл. 14, где Авраам отказался взять даже нитку из предлагаемых ему царем Содомским даров, Авраам категорически отказывается принять землю в качестве подарка
• Этим действием Авраам выражает свою веру • Иеремия покупает участок земли в том момент, когда всем ясно, что Иудея будет оккупирована вавилонянами, а народ пойдет в плен • Однако своим действием Иеремия выражает уверенность в Божьем слове • Ту же самую уверенность в этой истории выражает и Авраам: однажды исполнится Божье обетование, и эта земля будет принадлежать ему и его семени
• История начинается утверждением, которое подводит итог жизни Авраама: «Господь благословил Авраама во всем» . • Автор как будто хочет сказать, что в повествование можно было бы включить еще много историй из жизни Авраама, но суть всех историй следующая: Бог благословляет того, кто ходит «пред Его лицом» • Быт. 24 – это глава благословений
• В начале главы Бог благословляет Авраама (1, 35). В ст. 27 и 48 богобоязненный раб, управляющий «всем» (2), чем благословил Господь Авраама, «благословляет» Господа. • В ст. 31 оказывается, что раб сам «благословен Господом» . • А в конце главы благословение получает Ревекка • Призвав своего раба, Авраам велит ему положить руку под свое бедро – жест, придающий особый статус клятве
• Однако, как видно из последующего повествования, желание Авраама заключается не в том, чтобы его сын просто женился, но чтобы стал продолжателем рода, верой ожидающего исполнения Божьего обетования • Во-первых, он не должен брать жену из хананеев • Во-вторых, Исаак – а в его лице и потомки Авраама в целом − не должен возвращаться в ту землю, из которой однажды вышел Авраам, даже если там не найдется девушки
• А потому Исаак, как и его отец, должен в послушании ожидать исполнения этого обетования, даже если это будет означать, что он останется неженатым • Писание представляет раба Авраама человеком богобоязненным, ищущим волю Божью в решении текущих вопросов • Он первый человек в Писании, который молится простой неформальной молитвой «в сердце своем»
• Он тот, который понимает, что благо от Бога – это милость, а не ответ на человеческие заслуги (12, 14, 27), а получив Божью милость, испытывает благоговейный трепет, который выражается в поклонении Богу • Его почтенное отношение к Аврааму даже тогда, когда он далеко от дома, демонстрирует его цельный характер • Он называет Авраама своим господином не только в присутствии будущих родственников, но и в молитве
• И в том, какой метод знакомства с девушкой он выбирает, и в том, какие критерии он определяет для будущей невесты своего господина (не внешняя красота, а добродетель), и в том, как он ведет беседу с родственниками, − во всем он показан как человек мудрый и боящийся Бога • Ревекка появляется на сцене как «девица прекрасная видом» .
• Однако большее впечатление производит ее добродетельный характер • Ни секунды не колеблясь, она соглашается сделать добро незнакомцу, и делает гораздо больше, чем он просит • Условием раба было, чтобы девушка, к которой он обратится с просьбой напиться, ответила: «пей» . Однако вместо этого он слышит: «пей, господин мой» . • Однако она вместо этого стала черпать для верблюдов воду «пока не напьются»
• Учитывая, что верблюд после длительного пути может выпить до 100 л • Он смотрел на нее «в молчании» • Может быть, поэтому вместо планируемого «наклони кувшин твой, я напьюсь» (14), он сумел лишь попросить «испить немного воды» (17) • Тем не менее, девушка напоила • Услышав же, что она внучка Нахора, брата Авраама, он, вместо того чтобы как-то отреагировать на ее приглашение остановиться у них в доме, упал на колени и поклонился Господу
• Это было Божье чудо, и только так его нужно было воспринимать • Текст подчеркивает, что Лаван вышел встречать гостя после того, как увидел эти подарки • Он интерпретирует и комментирует • Теперь в его сознании ясная картина, что он должен был прийти за невестой «в дом отца» Авраама, «к родственникам» его
• Авраам заверил его, что Бог «пошлет Ангела Своего пред тобою» (7), но раб добавляет к этому «и благоустроит путь твой» • В заключение он делает акцент не на том, что, «может быть, не захочет женщина идти со мною» (5), а на «если они [родственники] не дадут тебе» • И помешать исполнению этой миссии могут только они, «если не дадут тебе» , что, естественно, будет означать, что они выступают против воли Божьей
• Интересно, что имя раба, которому Авраам доверил такое важное дело, не упоминается • Первое место в этой истории отводится Богу. • А потому ответ Лавана и Вафуила на поставленный вопрос предсказуемый: «От Господа пришло это дело» • Встреча Исаака и Ревекки и последующая за этим свадьба описывается очень кратко
• Трудно представить, что Авраам, устроивший большой пир по случаю отнятия Исаака от груди матери (21: 8), не сделал теперь пир по случаю его свадьбы • Не описывается и рассказ раба о насыщенном впечатлениями путешествии. • Автор ограничивается короткой фразой: «Раб же сказал Исааку все, что сделал» • Перед глазами читателя остается лишь Божье чудесное водительство и добрый благословенный финал истории
• Упоминание о том, что Ревекка «взяла покрывало и покрылась» , создает ощущение чистоты добрачных отношений и таинства брака, а тот факт, что «ввел Исаак ее в шатер Сарры … и она сделалась ему женою» , говорит о том, что Ревекка переняла у Сарры эстафету быть матерью и носителем обещанного Богом семени • у них рождается еще шестеро сыновей.
• Этим самым он выразил заботу к своим детям и в то же самое время дал понять, что речи о соперничестве с Исааком быть не может • Сам же Авраам, женив сына и отдав ему «все, что было у него» − передав этим самым духовную эстафету, − последние сорок лет своей жизни после смерти Сарры (ср. 17: 17; 23: 1 и 25: 7) проводит как «пенсионер» , выполнивший свою миссию • Отметив столетие пребывания
• Слово «насыщенный» (савэа) можно перевести как «удовлетворенный» , «довольный» . • Прежде чем перейти к дальнейшему повествованию об Исааке, Писание подытоживает историю Авраама утверждением, что после смерти Авраама Бог благословил Исаака • Такое утверждение еще раз подчеркивает, что Божье благословение, пребывающее на Аврааме (24: 1), теперь перешло на Исаака.
• В приведенной родословной он напоминает, что измаильтяне тоже потомки Авраама, • Упоминание о «двенадцати князьях племен их» приведено здесь для того, чтобы показать, что Бог исполнил свое обещание • Таким образом, даже эта небольшая родословная является еще одним свидетельством о Божьей верности Своим обетованиям