Быт адыгов.ppt
- Количество слайдов: 10
Быт, материальная, духовная и художественная культура Адыгов Презентацию подготовили: ученицы 7 «А» класса Мирошниченко Е. В. , Романенко А.
Адыги издавна проживают на территории Западного Кавказа. К концу 18 века они заселяли обширную территорию, начиная от северо-западной оконечности гор Большого Кавказского хребта, после чего их земли переходили на Северный склон Кавказского хребта в бассейн р. Кубани, простираясь на юго-восток. Адыги, или, как их называли в русских и европейских источниках, черкессы, делились на многочисленные племена или этнические группы: бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги, хатукаевцы, махошевцы, мамхеговцы, егерукаевцы, абадзехи, шапсуги, натукаевцы.
Основным занятием адыгов были земледелие и скотоводство. К традиционным зерновым культурам относились просо и ячмень. Земельные участки, расположенные на склонах гор, очищали от камней и подводили воду из горных ручьев при помощи ирригационных систем. Землю обрабатывали плугом и сохой. Плуг изготовляли из твердых пород дерева, чаще из чинары или дуба. Лемех делали из железа. Адыгейский плуг обычно обслуживали три человека, запрягали в него 4 пары волов. Плугарём всегда назначали старшего по возрасту, остальные двое были погонщиками волов. При обработке земли пользовались мотыгой и заступом, особенно в горной местности. Для уборки хлеба применяли серп и косу. Начало весенних полевых работ и завершение пахоты адыги считали большим праздником. В этом событии участвовали все жители аула.
У адыгов господствовало натуральное хозяйство. В домашних условиях обрабатывали кожи, шерсть, из которых изготавливали одежду, обувь, войлок, бурки, папахи и многое другое. Занимались шорным производством: делали уздечки, седла, ремни, искусно украшая их серебряными пряжками и деталями. Шорным делом занимались исключительно мужчины. Сукно из шерсти изготавливали только женщины. Процесс был очень трудоемок, и, как правило, черкешенки выполняли эту работу с помощью родственниц и приглашенных на время мастериц. Из дерева изготавливали предметы домашней утвари: чашки, кубки, тарелки, глубокие ложки и др. Адыгейские мастера делали также мебель: шкафы, сундуки, столы, небольшие скамеечки, детские люльки, искусно украшенные резьбой. У адыгов господствовало натуральное хозяйство. В домашних условиях обрабатывали кожи, шерсть, из которых изготавливали одежду, обувь, войлок, бурки, папахи и многое другое. Занимались шорным производством: делали уздечки, седла, ремни, искусно украшая их серебряными пряжками и деталями. Шорным делом занимались исключительно мужчины.
Сукно из шерсти изготавливали только женщины. Процесс был очень трудоемок, и, как правило, черкешенки выполняли эту работу с помощью родственниц и приглашенных на время мастериц. Из дерева изготавливали предметы домашней утвари: чашки, кубки, тарелки, глубокие ложки и др. Адыгейские мастера делали также мебель: шкафы, сундуки, столы, небольшие скамеечки, детские люльки, искусно украшенные резьбой. Особое значение для адыгов имело кузнечное ремесло, им адыги занимались еще с глубокой древности. Кузнец пользовался особым почетом. Кузнецы ковали кольчуги, шлемы, оружие, изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, веретела, очажные щипцы и цепи и т. д.
Большой известностью у всех народов Северного Кавказа пользовались серебряные и золотые изделия адыгских мастеров. Ювелирное искуство хранилось в секрете и передавалось по наследству. Близки к ювелирному искусству стояло шитье золотом. Золотошвейные изделия адыгейских мастериц поражали взоры современников, были известны далеко за пределами Северного Кавказа. Золотым шитьем украшались женские одежды, веера, кисеты, женские шапочки, настенные сумочки и другие предметы.
Основным источником для изучения материальной культуры адыгов являются археологические памятники. При раскопках курганов, могильников находят предметы вооружения, украшения, остатки одежды, орудия труда, бытовые предметы, глиняную, металлическую и стеклянную посуду, культовые предметы и др. На территориях Черноморского побережья и Северо-Западного Кавказа, как на его северном, так и на южном склонах, встречается огромное количество адыгских средневековых курганов, состоящих из нескольких десятков, а иногда и сотен небольших земельных или каменных могильников, часть из которых была исследована в ауле Ленинохабль, в ауле Нешукай, в районе Новороссийска, в Геленджике, в Туапсинском районе и в других местах. Поселения адыгов - аулы. Остатки их известны на р. Афипс (Убинское), на р. Псекупсе и в других местах. Представление о типе поселений мы можем составить по описанию их в земле племени шегаков, живших в окрестностях Анапы, Жане, и в области Хатукай, в земле племени адами. Поселения адыгских племен называли "кабак" или "пшуко", последнее, по-видимому, искаженное адыгское слово псухо. Этим термином адыги обозначали соседскую (сельскую) общину.
Адыгские поселения: Пшуко (на языке черкесов) шегаке представляют собою дома, расположенные группами у подножия гор среди больших полей и лесов: сорок домов в одном месте, десять домов в другом, двадцать в третьем, в которых поселились по соседству близкие и дальние родственники. Вокруг из длинных толстых бревен и прутьев делают азбаре, то есть двор, обнесенный плетнем, напоминающий крепость. Дома и все хозяйственные постройки находятся в этом дворе-азбаре. Пшуко племени жане - "Это пятьсот домов, крытых тростником и камышом, (расположенных) у подножия гор Хайку". Кабак (селение) Педеси, находился на берегу р. Шепси (нынешний Северский район). "Это также благоустроенное селение из трехсот домов в стране хатукай-черкесов. . . Таким образом, поселения адыгов, как правило, состояли из 300 - 500 домов, но были поселения, состоящие и из меньшего количества домов.
Любовью адыгов пользовались сказания, предания, легенды, новеллы и притчи. Адыгский народ выработал самобытные музыкальные инструменты. Манера и техника игры на них совершенствовались веками. Кроме собственно адыгских были инструменты, заимствованные у других народов, но ставшие чисто национальными. Это пшине (пщынэ) язычковый инструмент типа гармоники, накыре (накъырэ) духовой инструмент типа зурны. В песнях и исторических рассказах большое внимание уделяется также борьбе адыгов против иноземных захватчиков: татар, турок, англичан, царских колонизаторов за свободу и независимость своей Родины. Народ воспевал своих героев (Хатужуко Магомет, Хахупко Черим, Коджэбардыко Магомет, Мафэко Урусбий), которые в борьбе с иноземными завоевателями проявляли мужество, шли на самопожертвование. Ритуальные и художественные формы народных зрелищ, календарных трудовых празднеств и религиозных церемоний у всех адыгов одинаковы. В адыгском (черкесском) фольклоре сохранилось много обрядовых и календарных песен, хохов, напевов символикомагического значения и стимуляционных речитативов. Особое место в фольклоре занимают древнейшие песни и хохи, посвященные различным родам трудовой деятельности людей. В адыгском фольклоре много различного рода ритуальных и культурных церемониалов, посвященных различным божествам покровителям животного и растительного мира. Кроме этого, много обрядов, связанных с рождением и смертью, свадьбой, излечением больного, освящением урочищ и т. д. При всем многообразии фольклора одно из центральных мест занимает тема беззаветной любви к Родине, бесстрашие и отвага героев в ее защите. Вместе с тем в эпосе достаточно полно представлены и такие жизненно необходимые темы, как трудолюбие, уважительное отношение к женщине, забота о младшем поколении и его воспитании и т. д.
Конец
Быт адыгов.ppt