Быт и жилище славян.pptx
- Количество слайдов: 9
Быт и жилище древних славян. РАБОТУ ВЫПОЛНЯЛИ УЧЕНИКИ 10 "A" КЛАССА МАЛИНКИН ИЛЬЯ, МАХОВ ДИМА, МАЛИКОВА ЯНА
Жилище Во времена древнерусского государства главным видом жилища была полуземлянка. Строить ее начинали с того, что рыли большую квадратную яму-котлован глубиной примерно в метр. Потом вдоль стенок котлована начинали сооружать сруб, или стенки из толстых плах, укрепленных врытыми в землю столбами. Сруб возвышался из земли тоже на метр, а общая высота будущего жилища с надземной и подземной частью достигала, таким образом, 2 -2, 5 метра. С южной стороны в срубе устраивали вход с земляными ступенями или лесенкой, ведущей в глубину жилища. Поставив сруб, принимались за крышу. Ее делали двухскатной, как и у современных изб. Плотно покрывали досками, сверху накладывали слой соломы, а потом толстый слой земли. Стены, возвышавшиеся над землей, тоже присыпали вынутым из котлована грунтом, так что снаружи и не видно было деревянных конструкций. Земляная засыпка помогала удержать в доме тепло, задерживала воду, предохраняла от пожаров. Пол в полуземлянке делали из хорошо притоптанной глины, досок же обычно не настилали.
Покончив со стройкой, принимались за другую важную работу — сооружали печь. Устраивали ее в глубине, в дальнем от входа углу. Делали печи каменными, если водился какой камень в окрестностях города, или глиняными. Обычно они были прямоугольными, размером примерно метр на метр, или круглыми, постепенно сужающимися кверху. Чаще всего в такой печи было только одно отверстие — топка, через которую закладывались дрова и выходил прямо в помещение, согревая его, дым. Сверху на печке устраивали иногда глиняную жаров ню, похожую на громадную, намертво соединенную с самой печью глиняную сковороду, - на ней готовили пищу. А иногда вместо жаровни делали отверстие на вершине печи — туда вставляли горшки, в которых варили похлебку. Вдоль стен полуземлянки устраивались лавки, сколачивались дощатые лежанки.
Утварь изготавливалась в основном из дерева и иных растительных материалов. Это относится и к средствам переноски тяжестей, которые и позже были в основном деревянными (ведра) или плетеными (корзины). Археологически устанавливается наличие глиняной посуды. Это почти исключительно горшки, изредка встречаются глиняные миски и сковородки.
Важным занятием у славян было бортничество, то есть сбор мёда и воска в лесах, где дупло дерева мог заселить пчелиный рой. Существовали и княжеские, и частные, и общинные бортные угодья. Сбор мёда не позволял славянам безжалостно вырубать леса, ведь тогда негде было бы жить пчёлам. И мёд, и воск, и шкуры зверей продавали своим и заморским купцам, везли в Киев и Царьград.
Существенную роль в хозяйстве играли домашние промыслы. Это, прежде всего, обработка дерева, орудия которой (топоры, тесла, долота, токарные резцы и др. ) найдены на поселениях. Лепная керамика изготавливалась в каждой семье вручную, возможно, с использованием плетеной основы, с последующим обжигом в домашней печи. Лепная посуда не отличалась разнообразием. Использовалось глиняное тесто с примесью дресвы, песка и шамота. К числу важнейших домашних промыслов относились прядение и ткачество. Для прядения использовались деревянное веретено с глиняными пряслицами, для ткачества - вертикальный ткацкий стан. Ткань представляла собой, по оценкам современных исследователей, тонкое полотно с прямым переплетением. Итак, изготовление утвари и одежды являлось почти исключительно домашним промыслом, специализированным разве что внутри большесемейного коллектива.
Работа с металлом требовала наличия и длительного сохранения определенных навыков и, очевидно, уже издавна носила характер специализированного ремесла. Особое место в этой связи занимало кузнечное дело. В славянском мифологизированном сознании образ кузнеца окружен легендами и поверьями. Кузнечное дело народные верования связывали с обладанием тайным знанием и чародейской сверхъестественной силой. Ключевой "кузнечный" миф - о происхождении самого кузнечного ремесла от мифического героя и правителя Сварога (или Божьего Коваля - змееборца из позднейших преданий).
Обычной одеждой словен и антов, насколько можно судить из известия Прокопия, были "хитон", "плащ", "штаны, прикрывающие срамные части". Важнейший, имевший сакральное значение элемент одежды издавна представлял у славян пояс. Имеется немалo находок металлических частей поясов (пряжки, бляшки из бронзы, серебра и железа, нередко фигурные). На ногах мартыновских фигурок облегающие штаны, доходящие до щиколоток, и остроносые башмаки или сапоги. Упоминаемый Прокопием плащ (точнее, тривоний грубый, "варварский" плащ) изредка застегивали металлическими фибулами и пуговками, а чаще, вероятно, стягивали обычной тесьмой. Это был плащ без рукавов, широко распространенный в средние века. Для изготовления верхней одежды (в том числе неизвестной нам для того времени с достоверностью зимней) использовались меха и шкуры диких животных, но в первую очередь овчина. Неизвестны нам и головные уборы славян того времени. Видимо, славяне пользовались теплыми головными уборами из меха и кожи лишь зимой.
О женской одежде в письменных источниках данных нет. Видимо, женщины носили более длинный (до колен и ниже) "хитон", а также пояс и остроносые сапожки. Женский головной убор был близок позднейшему кокошнику, включал в себя серебряные налобные венчики и наушники. К головным уборам крепились височные кольца разных типов, подвески. Из украшений известны также серьги, части ожерельямонисто (бусы, швейные обручи), браслеты. Издревле славянские женщины носили длинные волосы, заплетавшиеся в косу.
Быт и жилище славян.pptx