Быт и культура России в XVI.pptx
- Количество слайдов: 9
…Быт и культура России в XVI веке. Поехали!!! Всем здравствуйте, с вами я, Шестепёров Вячеслав и добро пожаловать на мою презентацию, которая называется…
Укреп ле ние цен траль ной вла сти, при да ние ей са мо дер жав ных черт по тре бо ва ли со от вет ству ю ще го оформ ле н сто ли цы Рос сий ско го го су дар ства. Со всех кон цов стра ны в Моск ву пе ре се ля лись луч шие ма сте ра. По яви лись спе ци аль ные ор га ны, за ни мав ши е ся во про са ми ар хи тек тур но го об ли ка столи цы, — Го ро до вой при каз, При каз ка мен ных дел. Москва ста но вит ся цен тро рус ско го зод че ства. Здесь по яв ля ют ся новые ар хи тек тур ные стили на прав ле ния. На вкусы Моск вы ори ен ти ру ют ся даже самые от да лен ные го ро да. Из ме нил ся внеш ний облик Мос ков ско го Крем ля. С его тер ри то рии были вы ве де ны почти все бо яр ские усадь бы, вы се ле ны ре мес лен ни ки и тор гов цы. Кремль стал ад ми ни стра тив ным и ду хов ным цен тром Рос сий ско го го су дар ства. Здесь по яви лись тор го вые и ди пло ма ти че ские пред ста ви тель ства ино стран ных го су дарств, а также офи ци аль ные го су дар ствен ные учре жде ния — Пе чат ный и По соль ский дворы, зда ния при ка зов. Кстати можно подметить, что Осо бен но ярко ху до же ствен ные до сто ин ства ар хи тек ту ры Рос сии в XVI в. про яви лись в цер ков ных по строй ках. Введение. Цер ковь Воз не се ния в Ко ло мен ском.
Теперь поговорим о Ку кууу… народном быту. На род ный быт в XVI в. в ос нов ном со хра нял преж ние черты. Рус ские люди ис кренне ис по ве до ва ли хри сти ан ство и обя за тель но от ме ча ли пра во слав ные ре ли ги оз ные празд ни ки. Самым по чи та е мым празд ни к была Пасха. Этот празд ник по свя щал ся вос кресению Иису са Хри ста и празд но вал ся вес ной. На чи нал ся он крест ным ходом. Сим во ла ми празд ни ка Пасхи были кра ше ные яйца, ку ли чи, тво рож ная пасха. Од на ко по ми м цер ков ных празд ни ков в на род ной среде со хра ня лись язы че ские тра ди ции. Та ко вы ми были свя точ ные уве се ле ния. Свят ка ми на зы ва лись 12 дней между Рож де ством и Кре ще ни ем. И если цер ковь при зы ва ла про во дить эти «свя тые дни» в мо лит вах и пес но пе ни ях, т по язы че ским тра ди ци ям они со про вож да лись свое об раз ны ми об ря да ми и иг ри ща ми. Так выглядил дом крестьянина в XVI веке.
Конец!!! Хаха, я пошутил, это ещё не конец… …Перейди по этой ссылки. Тебе сюда.
И снова досвидания!!! И снова здравствуйте!!! С этого момента мне придётся покинуть вас, так как я очень занят. Прошу простить.
Дополнительная инофрмация о введении. Вер ши ной рус ско го зод че ства по праву счи та ет ся воз ве ден ный в 1555– 1560 гг. н Крас ной (тогда Тор го вой) пло ща ди, в непо сред ствен ной бли зо сти от Крем ля По кров ский собор (его на зы ва ют также хра мом Ва си лия Бла жен но го, по имени зна ме ни то го мос ков ско го юро ди во го, по гре бен но го в одном из при де лов). Уди ви тель ный по своей кра со те собор был по свя щен взя тию рус ски ми вой ска ми Ка за ни, стро и ли его рус ские ма сте ра Барма и Пост ник. Идея храма про ста: как Москва объ еди ни ла во круг себя рус ские земли, так и огром ный цен траль ный шатер объ еди ня ет в еди ное целое кра соч ное раз но об ра зие вось ми от дель ных гла вок. Ши ро ко раз вер ну лось го род ское стро и тель ство, со ору жа лись кре по сти и мо на сты ри. Осо бен но впе чат ля ю щи ми были укреп ле ния Смо лен ска, воз ве ден ные под ру ко вод ством Фе до ра Коня. Длина кре пост ных стен по пе ри мет ру со став ля ла 6, 5 км. На всем их про тя же нии рав но мер но раз ме ща лось 38 башен. На стро и тель ство кре по сти бы со бра ны ка мен щи ки и ма сте ра со всей Рос сии.
После за во е ва ния Ка зан ско го хан ства по цар ско му указу в Ка зань были от прав ле 200 псков ских ма сте ров во главе со зна ме ни ты ми зод чи ми Бар мой и Ши ря ем. Они со зда ли в го ро де ряд вы да ю щих ся ар хи тек тур ных со ору же ний. Рус ская и во пись, как и в пред ше ству ю щие века, раз ви ва лась в ос нов ном в ж рам ках ко но пи си и хра мо вой рос пи си и. Глав ным ме стом, где рож да лись новые идеи и при е мы жи во пи си, стал Мос ков ский Кремль. Круп ней шим пред ста ви те лем мос ков ской школы жи во пи си конца XV в. — на ча ла XV в. был быв ший князь, став ший мо на хом, — Ди о ни сий. Он на пи сал часть икон и фре сок для Успен ско го со бо ра Мос ков ско го Крем ля. На ико нах Ди о ни сия свя тые изоб ра жа лись в об рам ле нии жан ро вых сцен, ил лю стри ру ю щих от дель ные эпи зо ды их жизни. В пе ри од прав ле ния Ивана IV в ре ли ги оз ную жи во пись все чаще вклю ча лись сю же ты, от ра жа ю щие ре аль ные ис то ри че ские со бы тия. В се ре дине XVI в. в Москве была на пи са на огром ная, раз ме ром в 4 м, ико на кар ти на «Цер ковь во ин ству ю щая» , по свя щен ная взя тию Ка за ни.
С об ра зо ва ни ем еди но го го су дар ства воз рос ла по треб ность в гра мот ных л На Сто гла вом со бо ре в 1551 г. было при ня то ре ше ние от крыть в Москве и дру гих го ро да при церк вях и мо на сты рях учи ли ща, «чтобы свя щен ни ки и дья ко ны и все пра во слав ны хри сти ане в каж дом граде пре да ва ли им своих детей на уче ние гра мо те и на уче ние книж но го пись ма» . Обу че ни ем гра мо те стали за ни мать ся и спе ци аль ные «ма сте ра» неду хов но го зва ния, ко то рые за «кашу да грив ну денег» учили гра мо те в те че ние двух ле Круп ней шим со бы ти ем рус ской куль ту ры се ре ди ны XVI в. стало воз ник но ве ние кни го пе ча та ния. Оно на ча лось по ини ци а ти ве царя Ивана Гроз но го и при под держ ке церк ви. В 1564 г. в Москве на Пе чат ном дворе Иван Фё до ров и его по мощ ник Петр Мсти сла вец на пе ча та ли первую рус скую да ти ро ван ную книгу. Она на зы ва лась «Апо стол» . В 1565 г. был издан «Ча со сло вец» — пер вая рус ская книга для обу че ния гра мо те.
В пер вой по ло вине XVI в. круг людей, близ ких к мит ро по ли ту Ма ка рию, со здал зна ме ни т «Четьи Минеи» . «Че тьи ми» на Руси на зы ва ли книги, пред на зна чен ные для чте ния, в от ли чие от цер ков ных книг, упо треб ляв ших ся при бо го слу же нии. «Минеи» — сбор ни ки, г все произведе ния рас пре де ле ны по ме ся цам и дням, в ко то рые их ре ко мен ду ет ся чи та XVI в. Силь ве стром был на пи сан зна ме ни тый «До мо строй» , со дер жав ший на став ле ния ве де нию до маш не го хо зяй ства, вос пи та нию детей, ис пол не нию в семье ре ли ги оз ных об ря дов. Одной из глав ных идей «До мо строя» была идея под чи не ния всей жизни го су дар ства цар ской вла сти, а в семье — ее главе. Про бле ма укреп ле ния го су дар ствен ной вла сти, ее ав то ри те та как внут ри стра ны, так и ее пре де ла ми за ни ма ет в XVI в. рус ское об ще ство. Это при ве ло к по яв ле нию но во го ли те ра тур но го жанра — пуб ли ци сти ки. Одним из самых ин те рес ных пуб ли ци стов XVI в. был Иван Се ме но вич Пе ре све тов. В своих че ло бит ных, ад ре со ван ных Ивану Гроз но му, пред ло жил про ек ты ре форм, ко то рые долж ны были укре пить са мо дер жав ную власть цар опи ра ю ще го ся на дво рян ство. Во про сы о ха рак те ре цар ской вла сти и ее взаимо отноше с под дан ны ми были ос нов ны ми в пе ре пис ке между Ива ном Гроз ным и кня зем Ан дре ем Курб ским. Свои взгля ды Курб ский из ло жил в «Ис то рии о ве ли ком князе Мос ков ском» и по сла ни ях Ивану Гроз но му. В се ре дине 60 х гг. XVI в. неиз вест ным ав тором было на пи са но «Ска за ние о цар стве Ка зан ском» ( «Ка зан ская ис то рия» ).
Быт и культура России в XVI.pptx