ТЕМА 7 Romantic.pptx
- Количество слайдов: 63
“БУРЯ И НАТИСК” Ведущие и типичные живописцы русского романтизма 1 -ой половины XIX столетия
Кризис Просвещения и мистицизм Франсиско Гойя (1746 -1828) Сон разума рождает чудовищ (“Капричос”, лист 43). 1799 Титульный лист книги Г. Эккартсгаузена “Ключ к таинствам натуры” (С. -Петербург, 1821) Гравюра Д. В. Ухтомского (1719 -1784) Уильям Блейк (1757 -1827) Двадцать четыре старца (иллюстрация к Апокалипсису) Ок. 1803 “… Мир разверзся пред ним — пали обломки сокрушенных гор, развалины пылящихся утесов — и облака, и месяц растаяли в низвержении, как падающий град…, солнцы с крутящимися вокруг планетами поникли пред ним в медленном, тяжелом падении … И тогда красными тенями пробежало по мрачному своду отражение падающего горящего мира, и вечный бурный порыв огласил падающие стенания” “Уничтожение (видение)”; перевод из Жан-Поля [Рихтера]// “Московский телеграф”, 1829
Россия и Наполеон: “суд Божий на ледяных полях” ↑ “Московский пожар 1812 года” Лубки начала XIX века “Наполеон с Сатаной после пожара Москвы” ↓ И. Ф. Тупылев (1758 -1821) Патриотические листовки, представляющие Наполеона в виде Антихриста. 1813 “… Оставление Москвы, полный разгром «двунадесяти языков» , торжество русского народа, слава Александра как освободителя Европы, — все это внушило мысль о провиденциальной и всемирно-исторической роли России, о торжестве какой-то высшей силы над замыслами дерзких «сынов персти» ” А. И. Яцимирский «Мистическая литература» / /“История русской литературы XIX века” (1911)
Война 1812 года и русское искусство ↑ М. Т. Тихонов (Тиханов? 1789 -1862) Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году 1813 Неизвестный автор ↗ “Дух неустрашимости русских” Патриотический лубок, 1813 -14 Франсиско Гойя (1746 -1828) Расстрел 3 мая 1808 года 1814
Пожар Москвы как пример “возвышенного зрелища” Жан-Батист Гремийон → (1750 -1829) Извержение Везувия 1790 -е гг. ↑ Неизвестный художник Пожар Москвы в 1812 году. Нач. 1810 -х гг. ← Джозеф Райт из Дерби (1734 -1797) Извержение Везувия со стороны Портичи. 1774 -76 “… Лицом к лицу да явится нам враждебный рок! …К сему знакомству ведет нас грозновеличественное зрелище превратности, которая все рушит, и зиждет, и рушит паки: гибели, которая иногда крадется медлительным подкопом, иногда скоропостижно нападает; — трогательные картины борющегося с судьбою человечества…” [И. Х. Ф. Шиллер] Шиллерово рассуждение о высоком; пер. с нем. А. Востоков, “СПб Вестник”, 1812
Романтический портрет: “взгляд в душу” Теодор Жерико (1791 -1824) Портрет Эжена Делакруа Около 1818 О. А. Кипренский (1782 -1836) Автопортрет 1820 Александр-Дени Абель де Пуйоль (1787 -1861) Автопортрет 1806 “… Толпа жадно читает исповеди, записки etc. , потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе. ” А. С. Пушкин (1799 -1837), из письма к П. А. Вяземскому (ноябрь 1825 года)
Военный герой наполеоновской эпохи О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет гусарского офицера Давыдова. 1809 Антуан-Жан Гро (1771 -1835) Портрет генерала графа Франсуа Фурнье-Сарловеза 1812 Теодор Жерико (1791 -1824) Офицер егерей, идущий в атаку 1813
Воин — “герой с человеческой судьбой” О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет П. А. Оленина Портрет А. Р. Томилова 1813 Теодор Жерико (1791 -1824) Портрет кирасира 1814 -15
О. А. Кипренский: ранние успехи в Италии О. А. Кипренский (1782 -1836) Молодой садовник Неаполитанские мальчики-рыбаки 1817 1829
Таинственный мир детской психики О. А. Кипренский (1782 -1836) Девочка в маковом венке (Мариучча) 1819 Филипп Отто Рунге (1777 -1810) Портрет Луизы Пертес 1805
Портрет просвещенного вельможи О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет графа С. С. Уварова 1815 Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Портрет Александра фон Гумбольдта 1843
Образ романтического гения О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет А. С. Пушкина 1827 Томас Филиппс (1770 -1845) Портрет лорда Дж. -Г. Байрона. 1824 Анн-Луи Жироде (1767 -1824) Портрет Ф. -Р. де Шатобриана 1809 “Гений – это талант (природное дарование), который даёт искусству правило. Поскольку талант как прирождённая продуктивная способность художника сам принадлежит к природе, то можно было бы сказать и так: гений – это прирождённые задатки души, через которые природа даёт искусству правило“ Иммануил Кант (1724 -1804) “Критика способности суждения” (1790)
Портрет дамы: между “ампиром” и романтизмом О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет Е. С. Авдулиной 1822 Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Портрет Корнелии Феттерлейн 1828 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет мадам Дювосей 1808
Портрет дамы в “романтическом стиле” О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет дамы в неаполитанском костюме (А. О. Смирновой-Россет? ) Конец 1820 -нач. 1830 -х гг. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794 -1872) Портрет Клары Бианки фон Квандт 1820
Мотив “вопрошания Судьбы” Ян Коссьерс (1600 -1671) Молодой человек с гадалкой. 1640 -е О. А. Кипренский (1782 -1836) Тибуртинская сивилла 1830 В. К. Шебуев (1777 -1855) Автопортрет с гадалкой 1805 Микеланджело Караваджо (1573 -1610) Гадание. 1594
Самоанализ “молодых гениев” К. П. Брюллов (1799 -1852) Автопортрет 1823 -24 Сэмюэл Палмер (1805 -1881) Автопортрет 1824 -25 Филипп Отто Рунге (1777 -1810) Автопортрет 1802 -03
Аллегория искусства — и мотив “Vanitas” К. П. Брюллов (1799 -1852) Гений искусств 1817 -20 Питер Клаэс (1597/98 -1660) Натюрморт Vanitas с античной скульптурой Spinario 1640 -е гг.
“Романтически-смятенная душа” К. П. Брюллов (1799 -1852) Портрет А. П. Брюллова (брата) 1822 -23 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Портрет скульптора Поля Лемуэна 1819
Италия — земля “dolce far niente”(I) К. П. Брюллов (1799 -1852) Итальянский полдень 1827 Карл-Густав Плагман (1805 -1868) Итальянская девушка, продающая виноград. 1831 -33
Мотив “экзотической обнаженной фигуры” К. П. Брюллов (1799 -1852) Вирсавия 1828 Жан-Огюст-Доменик Энгр (1780 -1867) Интерьер гарема (малая купальщица) 1828
Романтизм в конном портрете К. П. Брюллов (1799 -1852) Всадница (Джованнина Паччини и ее сестра Амацилия) 1832 Тетхарт Филипп Кристиан Хааг (1737 -1812) Портрет Вильгельмины Прусской 1789
Портретная сцена в ‘стиле ампир’ К. П. Брюллов (1799 -1852) Портрет графини Ю. П. Самойловой 1832 -34 Франсуа-Паскаль-Симон Жерер (1770 -1837) Мадам Ж. Клари с детьми 1808 -9
“Пейзаж со световыми эффектами” + Божья кара К. П. Брюллов (1799 -1852) ↑ Последний день Помпеи (эскиз) 1828 -30 Джон Мартин (1789 -1853) Разрушение Помпеи и Геркуланума ↗ 1821 -22 Томас Коул (1801 -1848) Судьба империи: разрушение → 1836
“Художник спускается в Ад” ↑ К. П. Брюллов (1799 -1852) Автопортрет в картине “Последний день Помпеи” 1830 -33 ↑ Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Данте и Вергилий в аду (Ладья Данте). 1822 ↑ Генри Фюзели (1741 -1825) Данте и Вергилий в аду 1774 “. . . В истинно «Божественной комедии» Данта . . . представляется полный и цельный отпечаток всего романтического мира. Это единственное в своем роде творение есть как бы великолепное зеркало, в котором отразился дух романтический во всей своей целости” Н. И. Надеждин (1804 -1856) “Лекции” (1832 -35)
Путешествие в Помпеи как в “Огненный Мир” ←“Разрушение града нечестивого” Масонская аллегория Начало XIXвека ↑ К. П. Брюллов (1799 -1852) Последний день Помпеи 1830 -33 Джон Мартин → (1789 -1853) Седьмая казнь египетская 1823 “… Весьма низко над горизонтом вдали зияет страшно Огненный Мир, извергающий далеко вокруг с треском и громом молниеносное пламя в непрестанную Ночь. В самой середине сего округа выказывается темнокрасная полоса наподобие раскаленного железа, заключающая в себе большой город, который представляется точно в таком виде, как бы разрушен был пожаром” И. Г. Юнг-Штиллинг (1740 -1817) “Приключения по смерти” (русский перевод 1805)
К. П. Брюллов и “стиль трубадур” К. П. Брюллов (1799 -1852) Смерть Инессы де Кастро 1834 Поль Деларош (1797 -1859) Казнь леди Джейн Грей Картина 1834 г. ↗ и репродукция в русской “Художественной Газете” № 12, 1838 →
Брюллов и “способ изображения страстей” К. П. Брюллов Голова убийцы (фрагмент) “Свирепство” гравюра из пособия “Способ самому собою научиться рисовать”, Москва, 1774 Шарль Лебрен (1619 -1690) “Гнев” гравюра из “Пособия по изображению страстей” изд. 1727 “Ужас” гравюра из пособия “Способ самому собою научиться рисовать”, Москва, 1774 Шарль Лебрен (1619 -1690) “Ужас” гравюра из “Пособия по изображению страстей” изд. 1693
Поэт — “любимый герой” романтической живописи О. А. Кипренский (1782 -1836) Портрет В. А. Жуковского 1816 К. П. Брюллов (1799 -1852) Портрет Н. В. Кукольника 1836 Луи Буланже (1806 -1861) Портрет Виктора Гюго Около 1830 -33
Распятие как романтический мотив ← Пьер-Поль Прудон (1758 -1823) Каспар Давид Распятие Фридрих (1774 -1840) 1822 Распятие в горах ↓ 1808 ↑ К. П. Брюллов (1799 -1852) Распятие 1836 -38 “ … Только над расселиной, близ царства земных мертвецов, стояло на огромной льдине существо, покрытое непроницаемым покровом, — и когда белый призрак пронесся мимо него, покров спал сам собою — и предстал им умерший Спаситель, без воскресения, в ранах, принятых им на кресте, из которых точилась кровь…” Жан-Поль (Иоганн-Пауль Рихтер; 1763 -1825) “Уничтожение (видение)”; рус. перевод: “Московский Телеграф”, 1829
Романтическая “феерия света” К. П. Брюллов (1799 -1852) Воскресение. 1840 -е гг. (эскиз образа для храма Христа Спасителя) Дж. М. У. Тернер (1775 -1851) Ангел, стоящий на солнце (Апокалипсис). 1846
Попытка К. П. Брюллова “превзойти свою Помпею” К. П. Брюллов (1799 -1852) Осада Пскова войсками Батория (неоконченная картина) 1839 -1843 Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Вступление крестоносцев в Константинополь 12 апреля 1204 года 1840
Автопортреты “разочарованных гениев” К. П. Брюллов (1799 -1852) Автопортрет 1848 Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Автопортрет Около 1837
“Стиль трубадур” в России К. К. Штейбен (1788 -1856) Петр Великий в детстве, спасаемый матерью от ярости стрельцов. 1830 К. Ф. Гун (1831 -1877) ↑ Канун Варфоломеевской ночи. 1864 Дуэлянт. 1869 ↗ Вячеслав Григорьевич Шварц (1838 -1869) Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864
Портрет как “ролевая игра” Ф. И. Яненко (1762 -1809) Автопортрет в шлеме и латах 1792 Томас Филлипс (1770 -1845) Портрет лорда Байрона в восточном костюме 1813; повторение 1835 Иоганн Фридрих Овербек (1789 -1869) Художник Франц Пфорр 1810
Экзотический “человек Востока” Г. Г. Гагарин (1810 -1893) Портрет юноши-турка 1830 -е гг. Анн-Луи Жироде (1767 -1824) Портрет молодого бедуина 1810 -е гг.
Романтические итальянские “banditti” А. О. Орловский (1793 -1877) Бандиты у костра 1810 М. И. Скотти (1780 -1861) ↗ Три неаполитанца. 1838 -44 Орас Верне (1789 -1863) → Нападение бандитов на австрийский отряд. 1831
“Примитивы” и чистота религиозного чувства А. Е. Егоров (1776 -1851) Отдых на пути в Египет 1830 -е гг. Иоганн Фридрих Овербек (1789 -1869) Мадонна с младенцем, св. Анной и св. Иоанном Крестителем 1818 -20 -е гг. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1794 -1872) Семья Иоанна Крестителя посещает св. Семейство 1817
Италия — земля “dolce far niente”(II) П. Н. Орлов (1812 -1863) ↖ Итальянская девушка с охапкой цветов. 1850 -е годы ← Октябрьский праздник в Риме 1851 Ф. А. Моллер (1812 -1874) Поцелуй 1840
Библейская сцена “в академическом вкусе” Петер Корнелиус (1783 -1867) Брак в Кане Галилейской 1815 -22 ↓ ↑ Ф. А. Моллер (1812 -1874) Иоанн Богослов, проповедующий во время вакханалии на о. Патмос 1856
Обнаженная фигура: классика и современность (I) Г. И. Лапченко (1801 -1876) Сусанна и старцы 1831 Пьер ван Ханселар (1786 -1862) Сусанна и старцы 1820
Автопортреты молодых художников Ф. А. Бруни (1801 -1875) Автопортрет 1810 -е гг Йозеф Карл Штилер (1781 -1858) Автопортрет 1806
Обнаженная фигура: классика и современность (II) Ф. А. Бруни (1801 -1875) Вакханка, поящая амура 1828 Виктор-Эжен Делакруа (1798 -1863) Аспазия 1824
Романтическая “дама-воительница” Ф. А. Бруни (1801 -1875) Портрет княгини З. Н. Волконской в роли рыцаря Танкреда Около 1819 Ж. -О. -Д. Энгр (1780 -1867) Жанна д’Арк в Реймсском соборе Около 1850
Римская добродетель в европейском романтизме Ф. А. Бруни (1801 -1875) Смерть Камиллы, сестры Горация 1824 Жак-Луи Давид (1748 -1825) Клятва Горациев. 1784 Анн-Луи Жироде (1767 -1824) Смерть Камиллы, сестры Горация. 1785
“Патетический пафос” романтизма Ф. А. Бруни (1801 -1875) Медный змий. 1836 -41 “Среди многих сюжетов, мной избранных, — дождь змей, наказание, которое спустилось по Высшей воле на иудейский народ … Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она [картина] внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания” Ф. А. Бруни — о замысле своей картины (1836) Вильгельм фон Каульбах (1804 -1874) Разрушение Иерусалима 1846 Абель де Пуйоль (1787 -1861) ← Иксион 1824
“Академическиромантическая” трактовка Страстей Христовых Ф. А. Моллер (1812 -1874) Несение креста ↓ 1869 ↑ Ари Шеффер (1795 -1858) Моление о чаше 1839 ↑ Ф. А. Бруни (1801 -1875) Моление о чаше Конец 1830 -х гг.
Работы Ф. А. Бруни в Исаакиевском соборе Ф. А. Бруни (1801 -1875) ↑ Видение пророка Второе пришествие ↗ Иезекииля Иисуса Христа 1847 -54 Ф. А. Бруни (1801 -1875) → Всемирный потоп 1847
Иллюстрации Ф. А. Бруни к “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина “Гибель русского флота под Царьградом” “Смерть Игоря (убиение Игоря древлянами)” Все — офорт, 1828 -39 “Олег прибивает щит к вратам Царьграда”
Академическая программа А. А. Иванов (1806 -1858) Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора 1824 Луис Мазрельес (1748 -1810) Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора 1780 -90 -е гг.
Дипломная работа А. А. Иванов (1806 -1858) Беллерофонт, отправляющийся на бой против Химеры 1829 Антон Рафаэль Менгс (1728 -1779) Персей и Андромеда 1777
Разработка “главной темы” А. А. Ивановым Первоначальный эскиз. 1834 Венецианский эскиз. 1839 “Строгановский рисунок”. 1830 -е гг. “Эскиз Солдатенкова”. 1840 -е гг.
Главное произведение А. А. Иванова (завершенное) Иоганн Фридрих Овербек (1789 -1869) ↓ Въезд Христа в Иерусалим. 1824 ↑ А. А. Иванов (1806 -1858) Явление Мессии (окончательный вариант) 1837 -57 “Г-н Иванов изобразил … самую торжественную минуту в истории человечества, — вступление на поприще деятельности Искупителя мира … Одним именем Спасителя обозначается земной образ Его, и в то же мгновение душа, неосязаемо для чувства, неуловимо для исследований ума, соединяет с Ним понятие о Сыне Божием, об Искупителе рода человеческого…” Ф. В. Чижов (1811 -1877) “О работах русских художников в Риме”// Московский литературный … сборник , 1846
Новаторские этюды А. А. Иванова А. А. Иванов (1806 -1858) ↕ Этюды обнаженных мальчиков. 1840 -50 -е гг. А. А. Иванов (1806 -1858) Этюды головы путника, Христа и раба. 1840 -50 -е гг. ↕
“Триумф религии в искусстве” А. А. Иванов (1806 -1858) Воскресение Христово Эскиз образа для храма Христа Спасителя 1845 Иоганн Фридрих Овербек (1789 -1869) Триумф религии в искусстве 1831 -1840
“Библейские эскизы”: сюжетные параллели А. А. Иванов (1806 -1858) Хождение по водам (из “Библейских эскизов”) 1850 -е гг. Филипп Отто Рунге (1777 -1810) Хождение по водам 1806 -7
“Библейские эскизы”: различные интерпретации А. А. Иванов (1806 -1858) Христос в Гефсиманском саду (явление укрепляющего ангела) Конец 1840 -1850 -е гг. Франсиско Гойя (1746 -1828) Христос в Гефсиманском саду 1819
“Библейские эскизы”: экзотика и конгениальность (I) А. А. Иванов (1806 -1858) Ангел поражает Захарию немотой (из “Библейских эскизов”) 1840 -е гг. Ассирийский рельеф из дворца царя Ашшурнасирпала II в Нимроде 881 -859 до н. э. Уильям Блейк (1757 -1827) Господь судит Адама 1795
“Библейские эскизы”: конгениальность исполнения (II) А. А. Иванов (1806 -1858) Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа (из “Библейских эскизов”) Конец 1840 -1850 -е гг. Уильям Блейк (1757 -1827) Ангелы над телом Христовым Ок. 1805
“Образ Божественного возмездия” А. А. Иванов (1806 -1858) Господь-каратель 1847 -48 Уильям Блейк (1757 -1827) Господь поражает мятежных ангелов Около 1805 -07
Романтическая трактовка традиционного сюжета Е. С. Сорокин (1821 -1892) Ян Усмарь останавливает быка 1849 Жан-Виктор Шнец (1787 -1870) Каин после убийства Авеля 1817
“Апокалипсис за окном” Джон Мартин (1789 -1854) Гибель Содома и Гоморры 1852 П. Ф. Плешанов (1829 -1882) Царь Иоанн IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 24 июня 1547 года 1856
“Романтические ужасы” в древнеримском цирке ↑ К. Д. Флавицкий (1830 -1866) Христианские мученики в Колизее 1862 Жан-Леон Жером (1824 -1904) ↗ Police Verso (“большой палец вниз”) 1872 Эжен Ромэйн Тирион (1839 -1910) → Триумф веры: христианские мученики времен Нерона 1866
Романтик в повседневной жизни Е. Б. Китц (1815 -1892) Вагнер сочиняет Карикатура, 1840 П. С. Косолап (1834 -1910) Сумасшествие (безумный скрипач у тела умершей матери). 1863 Карл Шпицвег (1808 -1885) Нищий поэт. 1839
ТЕМА 7 Romantic.pptx