Дидактическая игра как метод и форма обучения.ppt
- Количество слайдов: 20
Бурим Н. В. 23. 09. 12 ЛОИРО
Дидактическая игра метод форма обучения самостоятельная деятельность
Структура дидактической игры 1) дидактическая задача 2) игровая задача 3) правила игры 4) игровые действия
Классификация дидактических игр 1) с игрушками и предметами 2) настольнопечатные 3) словесные
Дидактические игры с правилами: • наличие конкретного результата, в том числе результата в форме выигрыша, определяющего успех её участников, состязательность (конкретность) отношений; • обязательные для всех правила, определяющие содержание игровых действий; • критерии выигрыша; • цикличность процесса игры. Типы правил: • нормативные; • игровые правила; • правила установления выигрыша.
Игры с правилами (ориентация на выигрыш/состязательные отношения)!!! 1. Ребенок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2 -4 года). Простые подвижные игры и результативные игры на ловкость. Игры на удачу (способствующие ориентации на выигрыш). 3. //-// приобретает способность видоизменять правила по договору с партнерами (в 5, 5 -7 лет). 1. Игры на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость) Игры на умственную компетенцию. 2. Игры на умственную компетенцию 3. Игры на удачу - - (шансовые) (внимание + память + комбинаторика) Младшая: настольные игры: «Поймай рыбку» , «Прокати шарик через воротца» , «Загони шарик в лунку» . Кегли, мячи разного размера. Средняя: //-// Кольцеброс (напольный). Настольные кегельбан, бильярд. Бирюльки. - Настольная игра «лото» (с картами из 6 -8 частей). Настольная игра «гусек» (с маршрутом до 20 -25 остановок, игральным кубиком 1 -3 очка).
Игры с правилами (старшая - подготовительная группы) Игры на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость) Настольные кегельбан, футбол, хоккей. Кольцеброс настольный и напольный. Городки (набор). Серсо. Летающие колпачки… Игротека Игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику) Домино (с картинками). Домино точечное. Шашки. Шахматы. … Игры на удачу (шансовые), предъявляющие минимальные требования к способностям играющих. Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков). Лото (картиночное, поле до 812 частей). Лото цифровое. … Физкультурный уголок
Проведение дидактических игр включает: 1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них). 2. Объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают). Показ игровых действий. 3. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).
4. Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. • Объективная, но обязательно доброжелательная оценка педагога является необходимым условием эффективности дидактических игр. • Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.
Классификация дидактических игр (А. И. Сорокина) 1) игрыпутешествия 2) игрыпоручения 4) игрызагадки 3) игрыпредположения 5) Игрыбеседы
Игра-путешествие 1. Имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия-усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. 2. Может отражать реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое-через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. 3. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач; облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. 4. Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.
5. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. 6. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: • • • 5. постановка задач, пояснение способов ее решения, разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от их решения, содержательный отдых. В игры-путешествия иногда включаются песни, загадки, подарки и многое другое.
Игры-поручения 1. Имеют те же структурные элементы, что и игрыпутешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. 2. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. 3. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино собрать грибы", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения 1. "Что было бы. . ? " или "Что бы я сделал. . . ", "Кем бы хотел быть и почему? ", "Кого бы выбрал в друзья? " и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. 2. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы. . ? " или "Что бы я сделал. . . ". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. 3. 4. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит? ".
Игры-загадки 1. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. 2. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. 3. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. 4. Главной особенностью загадок является логическая задача. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться-доставляет радость умственного труда. 5. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
1. Кругом вода, а пить нечего. 2. Тридцать три сестрички Ростом невелички. Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ. 3. Тебе дано, А люди им пользуются. 4. Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою Я с радостью белым зверям отдаю. 5. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. 6. А ну-ка, ребята, кто угадает: На десять братьев двух шуб хватает?
1. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. 2. Топили, сушили, колотили, рвали, Крутили, ткали, на стол клали. 3. Кувшинчики и блюдца Не тонут и не бьются. 4. Кто ни прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки. 5. Моря есть - плавать нельзя, Дороги есть - ехать нельзя, Земля есть - пахать нельзя, Что это? 6. Кто говорит молча?
Игры-беседы (диалоги) 1. В основе лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. 2. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. 3. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. 4. Развивающее значение заключено в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть-сделать открытие и в результате что-то узнать.
5. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. 6. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. 7. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Дидактическая игра как метод и форма обучения.ppt