Лекция 7. Буддизм в странах АТР.ppt
- Количество слайдов: 31
Буддизм в странах ВА Особенности Китайского, Корейского, Японского буддизма
Особенности буддизма в ВА u u u Проникновение в ВА – в первые века н. э. Основа -буддизм Махаяны и его позднейшие модификации Взаимодействие с местными религиями (даосизм, синто, шаманизм) Влияние государства Влияние местной социальной практики
Буддизм в Китае Проникновение – в позднеханьский период, при императоре Минди (58 -76). Перевод первых сутр u Деятельность монаха Ань Шигао в Лояне, 148 г. Перевел 30 сутр. u
Буддизм в Китае u К VIIвеку было переведено около 1000 рукописей, но с неточностями и разночтениями. Монах Сюань-цзан (600 -664 г. ), проведя 17 лет в Индии, перевел заново основные тексты. Библиотека хранилась в пагоде Дикого гуся в Чанъани (совр. Сиань)
Буддизм в Китае u В период Суй и Тан буддизм пользуется поддержкой государства и становится практически государственной религией.
Буддизм в Китае u VI-VIII вв -расцвет философских школ, на основе учения Нагарджуны и Васубантху. u Основные школы: Тяньтай (осн. Чжи И в VIв), Хуаянь (осн. Фашунь в VIIв), а также Цзинту и Чань. u С VIII века получает распространение Варджаяна «Алмазная колесница» .
Буддизм в Китае u u Особенности: взгляд на мир как единое целое; Возможность спасения для всех существ Нет различия между явленным и сущим Наличие различных школ и направлений, наряду с ортодоксальным учением.
Чань-буддизм u Школа Чань (от санскр. «дхъяна» - медитация), возникла в VI веке. Родоначальник монах Бодхидхарма, из Индии.
Чань-буддизм u u Опыт важнее учения Передавать истину невербальными способами, избегая письменных наставлений Цель -освобождение сознания человека Прозревая истинную природу вещей, становиться буддой.
Чань-буддизм u VIIв. – раскол на Южную и Северную Чань. Ученики 5 -го патриарха Хунжэня создали два направления: Шэнсю – северное (практика сидячей медитации, постепенное очищение сознания, монашеская жизнь).
Чань-буддизм u Шестой патриарх Хой -нэн, основатель Южной школы: практика внезапного озарения, требование находить будду везде, вокруг себя, принимать мир во всей полноте, понимать его недвойственность. – «Алтарная сутра шестого патриарха»
Буддизм в Китае
Буддизм в Китае
Буддизм в Корее u u u В Когуре в 372 г прибыл миссионер Шунь Дао с сутрами. 384 – в Пэкче индийский монах Маранда В Силла первые проповедники были казнены; начало распространения – 528 г.
Буддизм в Корее u 372 -1392 - «Золотое тысячелетие» буддизма в Корее. При династии Ли было официально принято конфуцианство. Буддийские монахи стали считаться «чхонмин» . Буддистов не преследовали, но и не поощряли. Религия деградировала. Возрождение - во второй половине XIX века, благодаря реформаторам, напр. – Кён Хо (18261912)
Буддизм в Корее u Буддизм распространялся во время японской оккупации. В 50 -гг. - разделение на японский и корейский вариант буддизма. С 70 -х гг. - активная миссионерская деятельность, направленная против вестернизации.
Буддизм в Корее
Буддизм в Японии u В 552 г. Ван Пэкче Сонмен отправил императору Киммэй статую Шакьямуни, ритуальные предметы и несколько сутр. Клан Сога поддержал буддизм, клан Мононобэ выступил против. Окончательно буддизм укрепился в VII веке принце Сётоку-тайси.
Буддизм в Японии u В период Нара (710794 гг. ) буддизм распространяется по стране. Государство поддерживает материально монастыри и общины. Важнейшими являются магические функции, применяемые для защиты государства; религия носит общинный характер. 6 школ буддизма периода Нара были подражательными, ученическими.
Буддизм в Японии u В преиод Хэйан (7941192 гг. ) происходит становление личности, и буддизм начинает носить индивидуальный, личностный характер, как возможность спасения и ухода от мира. Школы: Тэндай и Сингон.
Буддизм в Японии u u u Школа Тэндай (китайская Тянтай) – «небесная опора» ; основатель – Сайтё (767 -822 гг. ). В данной школе давалось теоретическое обоснование учения о всеобщем спасении и разрабатывались практические пути для достижения этой цели. «изначальная просветленность» всего сущего «единая колесница» Спасение – через моральное и психофизическое совершенствование индивида Основной текст – «лотосовая сутра»
Буддизм в Японии u Школа Сингон ( «истинное слово» ). Основатель – Кукай (774835 гг). Эзотерический, тайный буддизм, в его основе – варджаяна. Учение о двух аспектах существования вселенной – абсолютном и эмпирическом.
Буддизм в Японии u XI-XII век – распространение учения Дзёдо (чистой земли). Основатели – Хонэн (1133 -1212) и Синран (1173 -1262). Смысл: сэнсю нэмбуцу – помышление о будде. обращение к будде Амитабе ради духовного возрождения в более высокой сфере бытия. ( «Наму Амида буцу» )
u Нитирэн (1222 -1282) – основатель учения «О цветке закона» возвращение буддизму общественного характера, обращение к социальным проблемам. Акцент национальным особенностям буддизма.
Дзэн-буддизм u u u Дзэн-буддизм (от китайского «чань» ) проникает в Японию в XII-XIIIвв. Школа риндзай – основатель Эйсай (1141 -1215) Школа сото – основатель Догэн (1200 -1253).
Дзэн-буддизм u Эйсай: «Все будды трех времен не знают о том, что обладают природой будды, а вот кошки и собаки прекрасно себе это представляют»
Дзэн-буддизм u Догэн: практика дзадзэн: «Необходимо отбросить тело и разум, а потом отбросить отбрасываемое» . Учение Догэна – «деревенский дзэн» , популярный у простых воиновсамураев.
Дзэн-буддизм u Дзэн был популярен у воинского сословия в период Камакура, т. к. монастырское подвижничество стимулировало воинский дух. Другой аспект дзэн – эстетичекий. Сад камней, чайная церемония, живопись и т. д…. .
Дзэн-буддизм
Культовая практика
Скульптурные изображения
Лекция 7. Буддизм в странах АТР.ppt