Лекция 6.Буддизм.ppt
- Количество слайдов: 33
Буддизм u Происхождение буддизма и основы вероучения u Основные школы и их эволюция u Проникновение буддизма в АТР u Буддизм в Китае, Корее, Японии
Классический буддизм u u u Основные положения учения были переданы Буддой ученикам незадолго до смерти в Вайшале: Четыре благородные истины Три драгоценности Учение о срединном пути Учение о восьмеричном пути Учение о причинноследственной зависимости
Классический буддизм u. В правление Ашоки (268 -231 гг. до н. э. ), на 3 -м соборе в Паталипутре был оформлен основной свод текстов - Трипитака, состоящий из 3 -частей: u Виная-питака (правила поведения) u Сутта-питака (проповедь) u Абхидхамма-питака (метафизика)
Классический буддизм u Так началось распространение буддизма – произошел первый поворот колеса Дхармы
Классический буддизм Три драгоценности: u Будда u Сангха u Дхарма u
Классический буддизм u u u Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий 2. Существует причина этих страданий 3. Можно прекратить страдания 4. Существует путь их прекращения
Классический буддизм u Основная цель – Нирвана, «затухание» , выход из колеса сансары. Способ – «срединный путь»
Классический буддизм u u u u В колесе сансары вращаются 6 видов существ: 1. Боги- девы и деви 2. демоны-асуры 3. люди 4. животные 5. голодные духипрета 6. Обитатели ада
Представления о мире Все в мире непостоянно – анитья u Следовательно, нет ни абсолюта (Брахман), ни индивидуальной души, ни какой-либо вещи, обладающей своей собственной природой – анатман u Непостоянство всего сущего и порождает страдания – дукха u Люди, не понимая истинной природы сущего, находятся во мраке невежества - авидья u
Представления о мире: u Мир, в котором нет ничего постоянного, состоит из сантаны – потока переживаний, мыслей, опыта, ощущений, неотделимых от содержания (человек, смотрящий на солнце). Поток состоит из «элементарных ментальных состояний» , «квантов психофизической жизни» - дхарм
Причинно-следственная обусловленность u В отличие от атомов, дхармы не материальны. Это- не материальные носители качеств, а сами качества. Они подчиняются закону всеобщей причинности: «ничто не возникает без причины и не исчезает без нее. Всему на свете есть причина» . Т. е. конфигурация дхарм и их движение причинно обусловлены. Их направляют наши страсти, желания, действия, образующие КАРМУ. Карма порождает конфигурацию дхарм, связанную с прошлой, т. е. причинно обусловленную.
Избавление от причинной обусловленности u u u Нирвана – состояние, в котором нет зависимости – От изменений От времени От пространства От причинноследственной обусловленности От рождений
Достижение нирваны u Начало пути – избавление от невежества, обретение мудрости (праджня), а также соблюдение обетов (шила) и правил поведения (виная)
Правила поведения Для мирян: u Избегать: u Убийства u Воровства u Блуда u Пьянства u Лжи u Поддерживать общину u
Восьмеричный путь: u Правильное воззрение u Правильное стремление u Правильная речь u Правильная поведение (ахимса) u Правильный образ жизни u Правильное усилие u Правильное припоминание u Правильная медитация
Будды и бодхисаттвы u Достичь спасения людям помогают будды (Шакьямуни, Вайрочана, Рантнасамбхава, Амитабха, Амочхасиддха, Майтрейя) и бодхисаттвы
Клятва бодхисаттвы u «Я принимаю на себя деяния всех существ, которые наказаны, которые в адах. Я принимаю их страдания на себя и не отворачиваюсь от него. Я несу бремя всех существ, ибо я дал обет спасти все живые существа, благополучно провести их сквозь лес рождения, старости, болезни, смерти, перерождения. Я готов страдать во искупление всех существ. Воистину я не покину их »
Школы и их эволюция u Ранние школы: тхеравадины (учения старейшин) и махасангхики (большая община), объединявшая монахов и мирян. В начале н. э. на их основе сформировались Хинаяна (Южная и Юго-Восточная Азия) и Махаяна (Тибет, Китай, Корея, Япония)
Хинаяна и Махаяна Представления о мире: u В Хинаяне верили в истинное существование дхарм как исходных элементарных качеств и изучали их свойства и классифицировали (всего 75 видов дхарм) u В Махаяне считали что у дхармы лишены субстанциональности, никакой собственной природы у них нет u
Хинаяна и Махаяна u. В Хинаяне сансара и нирвана разделены онтологически, как два разных плана бытия u В Махаяне – такое разделение не считается истинным, а является проявлением помраченного сознания. В реальности они не разделены.
Хинаяна и Махаяна u Достижение спасения u В Хинаяне – идеал праведности – архат, отшельник. Спастись можно только в монашестве. u В Махаяне идеал – бодхисаттва, спасающий всех людей, т. к. каждый в потенции будда. u Хинаяна открывает путь для избранных, Махаяна – для всех.
Хинаяна и Махаяна u В хинаяне будда Шакьямуни – человек. В Махаяне божество, объект поклонения.
Три тела будды u u В Махаяне формируется концепция трех тел будды: 1 - нирманакая – «тело пребывания» в человеческом облике 2 -самбхогакая – «тело блаженства» -в высших всемогущих существах 3 -дхармакая - «тело закона» - абсолютная просветленность, высшая всеобъемлющая сущность
Дальнейшее развитие учения Хинаяна: «Все, чему учил будда истина» u Махаяна: «Всему, что истинно, и учил будда» . Такой подход открывал возможность для творческого развития учения u
Эволюция учения I-II вв. н. э. – деятельность реформатора буддизма Нагарджуны - второй поворот колеса дхармы. Он -основатель школы «Мадхьямака» - «учение срединного пути» или «Шуньявада» u Учение о пустоте (шунье) u Учение о высшей мудрости (праджняпарамите) u
Эволюция учения u «Когда бодхисаттва Зрящий владыка, совершенствуясь в овладении праджней, ясно узрел, что все пять категорий физического и духовного не имеют собственной сущности, пусты, он превозмог все страдания и беды»
Эволюция учения u Он вводит понятие двух истин – мирской и абсолютной. Мирская не противоречит абсолютной, но и нетождественна ей, абсолютная же истина людям недоступна. Отношения между ними описываются как адвая недвойственность. Это качество становится важнейшим и для понимания устройства мира. Он един и неделим.
Эволюция учения u u «Сансара по сути неотличима от нирваны. Нирвана по сути неотличима от сансары Пределы нирваны – это пределы сансары Между этими двумя нет ни малейшего различия»
Эволюция учения u Для понимания мира как «недвойственности» необходимо обладать совершенным знанием – праджняпарамитой. Для просветленного, знающего, мир будет блаженством, нирваной. Для непросветленного мир – обитель страдания, сансара. Т. е. буддисты описывают « не мир в себе» , а мир для нас» .
Эволюция учения u Третий поворот колеса дхармы учение Асанги и Васубантху (VIв н. э. ) - основатели школы «виджнянавада» ( «йогачара» ) «учение о сознании» . Основное содержание данного учения было получено Асангой непосредственной от будды Майтрейи.
Эволюция учения u Единственная истинно существуюшая реальность – сознание джняна. Психическая деятельность есть порождение сознания, и весь мир дан нам в ощущениях и впечатлениях как «вещи-для-нас» . Никаких «вещей в себе» не существует. Проблема, таким образом - в самом сознании, его непросветленности. Мы сами погружаем себя в мир сансары, наполненный страданиями. Он - не объективная реальность, а следствие помраченности человеческого восприятия.
Художественная традиция
Художественная традиция
Лекция 6.Буддизм.ppt