Буддизм как мировая религия.pptx
- Количество слайдов: 42
БУДДИЗМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ
Содержание Будда Буддизм Буддийский храм
Буддизм как учение Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого религиозного брожения. К 6 в. до н. э. почитание обожествленных сил природы, унаследованное от эпохи арийского завоевания Индии оформилось в обряды жертвоприношения.
Буддизм — одна из трех мировых религий (вместе с христианством и исламом). Это очень древняя религия, она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Древней Индии. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, царевич из рода племени шакья.
Буддизм — очень своеобразная религия, она более близка к философии, чем к другим религиям. Будда — это не бог, а человек, который своими усилиями достиг освобождения и высшего совершенства. В принципе любой человек может стать Буддой, если примет буддистский путь совершенствования и пройдет его до конца. У буддистов нет привычной церковной организации, а есть «сангха» — община равных между собой верующих.
Буддизм Современный буддизм делится на несколько направлений: Хинаяну ( «Малую колесницу» ), Махаяну ( «Великую колесницу» ) и Ваджраяну ( «Алмазную колесницу» ). Последователи буддизма живут во многих странах, но больше всего их на Востоке: в Китае (чань-буддизм), Корее, Японии (дзэн-буддизм), Вьетнаме, Монголии, Индии. Всего в мире более 700 миллионов буддистов. Один из наиболее известных центров буддизма — высокогорный Тибет (в Китае).
Будда Основатель буддизма – Будда ( «Просветленный» ). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи – Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти традиционные изложения, вначале передававшиеся изустно, были записаны лишь через несколько столетий после его смерти. Самые знаменитые сказания о жизни Будды входят в сборник Джатака, составленный около 2 в. до н. э. на языке пали
Будда Основателя буддизма звали Сиддхартха Гаутама. Он был сыном царя из древнеиндийского племени шакья в небольшой стране у подножия Гималайских гор. До 29 лет Сиддхартха беззаботно жил в царских палатах и ничего не знал о реальной жизни за пределами дворца. Наконец он как-то выбрался из замка и на улицах города встретил старика, прокаженного, похоронную процессию и отшельника (человека, избравшего одинокую жизнь с целью духовного совершенствования). Эти четыре встречи произвели огромное впечатление на царевича и перевернули его жизнь. Гаутама покинул свой дворец, оставил родных и стал отшельником.
Вторая версия Впервые в жизни он увидел старость (дряхлого старика), затем болезнь (человека, изнуренного болезнью), смерть (мертвое тело) и истинную безмятежность (бродячего нищенствующего монаха). В действительности увиденные Сиддхартхой люди были богами, принявшими такой вид для того, чтобы помочь Сиддхартхе стать Буддой.
Сиддхартха был поначалу весьма опечален, но вскоре понял, что три первые знамения указывают на постоянное присутствие страдания в мире. Страдание показалось ему тем более ужасным, что, согласно верованиям того времени, человек после смерти был обречен на все новые рождения. Следовательно, страданию не было конца, оно было вечным. В четвертом знамении, в безмятежной внутренней радости нищенствующего монаха, Сиддхартха прозрел свою будущую судьбу. Даже счастливая весть о рождении сына не обрадовала его, и однажды ночью он покинул дворец и ускакал на своем верном коне Кантхаке. Сиддхартха снял дорогие одежды, переоделся в монашеское платье и вскоре поселился отшельником в лесу. Затем он присоединился к пяти аскетам в надежде, что умерщвление плоти приведет его к прозрению и покою.
После шести лет строжайшей аскезы, так и не приблизившись к цели, Сиддхартха расстался с аскетами и начал вести более умеренный образ жизни. Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я его свидетельница» .
Будда В течение шести лет он напряженно размышлял о смысле жизни и занимался самосовершенствованием. В результате этих усилий Гаутама достиг состояния наивысшего духовного «просветления» и освобождения. С этого времени Сиддхартха Гаутама стал носить имя «Будда» , что значит «просветленный» . Будда создал религиозное учение, которое несколько столетий передавалось устно, от учителя к ученику, а затем было записано в книги под общим названием «Трипитака» ( «Три корзины» ).
Будда В течение нескольких лет Будда вместе с учениками путешествовал, чтобы распространить свое учение. О времени жизни Будды европейцы судят, сопоставляя несколько буддийских источников и учитывая данные археологии. Это 5 или 4 век до нашей эры.
Средний путь Будды: “четыре великих истины” и путь восьми ступеней Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама, называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек, с одной стороны, не должен истязать себя строгим аскетизмом, как это предписывалось религиозной системой джайнизма, а с другой — в отличие от индуизма и так же, как это проповедовал джайнизм, в состоянии делать это в пределах одной человеческой жизни, освободившись от цепи перевоплощений. Однако средний путь буддизма по-своему нелегок. Чтобы достичь освобождения, человек не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы, до того как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам. Четыре великие истины Страдание. Первая великая истина провозглашает, что жизнь полна страданий и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти. Отсутствие того, чем мы хотели бы обладать, и присутствие того, от чего мы хотели бы избавиться, тоже является источником боли. Причина страданий. Вторая великая истина говорит, что причина страданий и боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений. Избавление от страданий. Третья великая истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и отказаться от всех своих желаний. Путь, ведущий к освобождению. И, наконец, четвертая великая истина для достижения освобождения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, который предполагает последовательное
Путь восьми ступеней (дорог) Первая ступень: иметь правильные взгляды, т. е. принять четыре великие истины и путь восьми ступеней. Вторая ступень: принять правильное решение, т. е. твердо решить отказаться от чувственных стремлений и желания нанести боль другому человеку или живой твари. Третья ступень: говорить правду, т. е. принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что-то недоброе против другого человека, а также не болтать попусту языком. Четвертая ступень: правильное поведение, т. е. жить так, чтобы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем, что дают тебе люди, не совершать незаконного полового акта. Пятая ступень: правильный выбор, т. е. человек должен зарабатывать на жизнь только таким способом, который не наносит другим вреда. Шестая ступень: правильно направленное усилие, т. е. сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развить в себе добрые черты характера и совершать только добрые деяния. Седьмая ступень: правильное созерцание, т. е. стремление быть наблюдательным, усердным, внимательным и свободным от желаний и печали. Восьмая ступень: правильная медитация, т. е. правильное применение четырех степеней медитации, которые достигаются путем концентрации.
Распространенность буддизма Традиции буддизма распространились из Индии по всем азиатским странам и культурам и оттуда уже по другим частям света. Центры различных буддийских традиций есть по всему миру. Общее количество буддистов по большинству сведений равняется около 400 миллионов человек. Сюда подходят ещё те многие, которые по различным причинам не могут официально назвать себя буддистами. Так, лишь в коммунистическом Китае около 150 миллионов буддистов, которые по существующим обстоятельствам едва ли могут открыто практиковать и заявлять об этом. Это количество постоянно растёт. Прежде всего, на Западе в последние годы повышается интерес к Буддизму. В нашей стране целые регионы в Сибири исповедуют буддизм. Эта религия уже давно не является “заморской” для России. Она присутствует у нас несколько столетий. Целые народности, такие как: буряты, калмыки, тувинцы т. д. считают буддизм своей исконной, национальной религией. По общему числу своих последователей буддизм в России стоит на третьем месте после христианства и ислама.
В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. .
Буддизм
Буддийский храм Первые буддийские монастыри и храмы были основаны учениками Будды. Согласно преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетного мира. Он читал свои проповеди в тишине — под деревом или в пустынном месте. Буддийские монастыри часто располагаются в горных местностях. Для этого в скалах вырубают пещеры, некоторые из которых превращались в храмы-молельни; они называются «чайтья» .
Буддийский храм Местом для поклонения также является ступа, где хранятся священные реликвии. Они бывают самой разной формы. С первых веков до н. э. строились полусферические ступы, позже в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые.
Буддийский храм Буддисты посещают храмы в праздничные дни или особенно значимые: священные дни, свадьбы, похороны. Они участвуют в церемонии зажжения огней. Процессия движется против часовой стрелки вокруг храма. Они держат в руках цветок лотоса, свечу и благовония. Обувь при входе в храм принято снимать. Голова молящихся должна быть ниже головы Будды и священнослужителя, поэтому в храмах все рассаживаются на полу.
ЗАПОВЕДИ «ПАНЧА-ШИЛА» содержат призыв в добровольном отказе От преднамеренного убийства любого живого существа От воровства От лжи От супружеской неверности От употребления алкоголя и одурманивающих средств
Обряды и культ в буддизме Дзул-хурал – «святильный обряд» , совершается поздней осенью. Верующие каются во всех случаях дурного обращения с животными. Найдани-Хурал – посвящен отшельникам, возведенным в ранг божеств. Обо - обряд вымаливания хорошей погоды с жертвоприношением. Обряд поклонения «святым местам» - ими считаются некоторые источники, скалы и камни необычной формы. Обряд усу-тяялгн – посвящен «хозяину воды» . Для увеличения улова рыбы. Цагалкан – праздник ламаизма.
Будда своим примером олицетворяет окончательную цель, достижимую для всех, что дает подлинное Прибежище, о котором следует периодически напоминать себе с начала пути и до Просветления.
Основные понятия буддизма: Будда – просветленный истиной, умудренный. Сансара – круг перевоплощений. Карма – судьба, Нирвана - затухание, угасание. Состояние полной отрешенности от жизни, абсолютной невозмутимости. Медитация – совокупность умственных действий, направленных на приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, а затем и на слияние с миром (растворение в нем). Панча-шила – моральные заповеди буддизма. Бодхисатва – человек достигший совершенства и заслуживающий право на нирвану, но полностью посвящающий себя оказанию помощи другим в достижении нирваны. Хинаяна - узкий путь спасения ( «малая колесница» ), предполагающий жесткий аскетизм, учение для монахов. Махаяна – «большая колесница» , широкий путь спасения, который предполагает возможность обретения нирваны мирянами соблюдающими заповеди Панча-шила. Ламаизм – тибето – монгольская разновидность буддизма. Лама – (от тиб. высший, небесный) – духовный наставник.
Буддизм как мировая религия.pptx