буддизм и культура.ppt
- Количество слайдов: 29
Буддизм и культура • Влияние буддизма на культуру стран Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока • Памятники буддистской архитектуры • Изобразительное искусство • Письменность • Искусство садов • Чайная церемония
Влияние буддизма на культуру стран Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока • • • Буддизм способствовал становлению своеобразных культур Китая, Кореи, Японии, Тибета и Монголии. Буддизм помог обновлению исконных религий стран Востока: – в Индии — индуизма, который затем вытеснил буддизм – в Китае — даосизма и конфуцианства, которые вместе с буддизмом сформировали единое мировоззрение китайцев – в Японии — синтоизма, дальнейшее развитие которого было неразрывно связано с буддизмом Вместе с буддизмом распространялись и достижения культуры более развитых стран — прежде всего Индии и Китая – тибетцы заимствовали светские науки Индии: грамматику, медицину, астрономию и астрологию – народы Юго-Восточной Азии — литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру
Памятники буддистской архитектуры • Ступы • Пагоды • Храмы и монастыри
Ступы, (санскр. — вершина) – самые древние памятники буддийской архитектуры Ступа представляет собой сооружение, которое состоит из 3 элементов – квадратный постамент (Земля) – полукруглый корпус (Небо) – зонтовидное навершие (мировая ось) Согласно преданию, первые 8 ступ были возведены после кремирования тела Будды Шакьямуни для хранения пепла, поделенного на 8 частей по числу областей Индии.
Большая ступа в Санчи, Индия
Ступа. Сарнатх, Индия
Ступа. Боднатх, Непал
Золотая ступа в храмовом комплексе Шведагон. Янгон, Мьянма
Пагоды — высотные многоярусные строения Пагода состоит из трех главных компонентов – цоколя – основной части – навершия Они символизируют миры буддистской вселенной • чувственный мир (в нем пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти) • мир форм (когда чувственное отсутствует, но присутствуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности) • мир отсутствия форм (в которой отсутствуют элементы материального мира)
Большая и Малая пагоды Гуся. Сиань, Китай
Пагода «Шести Гармоний» Ханчжоу, Китай
Храмы и монастыри С распространением буддизма в различных странах строились не только ступы и пагоды, но и многочисленные буддийские храмы и монастыри, великолепные пещерные и скальные храмовые комплексы. Буддийская архитектура придавала национальной архитектуре стран Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Храмовый комплекс Боробудур. Индонезия
Храмовый комплекс Боробудур. Индонезия. Фрагмент
Храмовый комплекс Боробудур. Индонезия. Фрагмент
Изобразительное искусство. Скульптура Храмовое зодчество способствовало развитию скульптуры, что наиболее ярко проявилось в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптурных изображений будд и бодхисаттв. Ботхисатва - существо, стремящееся к просветлению ради спасения других Центральное место в буддийском изобразительном искусстве всех стран занимают изображения Будды Шакьямуни в трех основных образах: – Учитель (фигура Будды, сидящего со скрещенными ногами в «позе лотоса» , с приподнятой и согнутой в локте правой рукой, что является знаком наставничества) – торжествующий Будда (фигура Будды, сидящего в «спокойной позе» с опущенными руками) – «спящий» Будда (лежащая фигура Будды, уходящего в нирвану)
Будда. Гандхара, Индия
Будда. Храм в Камакуре, Япония
Изобразительное искусство. Живопись Буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художникам важный методологические принципы восточного искусства: – принцип незавершенности художественного образа (афоризм знаменитого китайского писателя XI в. Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет» ) – «природа — мера красоты» (в противоположность европейскому — «человек — мера красоты» )
Кацусика Хокусай. 36 видов Фудзи. В морских волнах у Канагава
Кацусика Хокусай. 36 видов Фудзи. Район Сундай в Эдо
Кацусика Хокусай. 36 видов Фудзи. Горный перевал в Косю
Кацусика Хокусай. 36 видов Фудзи. Местность Умэдзава в Сосю
Кацусика Хокусай. 36 видов Фудзи. Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава
Письменность Буддийские монастыри были главными центрами культуры стран Дальнего Востока. В архивах и библиотеках буддийских монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры. Изучая трактаты буддийского канона, народы Юго-Восточной Азии и Тибета создали на базе индийского алфавита собственное письмо, а в Корею и Японию вместе с буддизмом пришла и китайская иероглифическая письменность, которая была адаптирована к языкам народов этих стран. Буддийские монахи Китая изобрели искусство ксилографии — размножения текстов с помощью досок с вырезанными на них иероглифами.
Искусство садов Под воздействием идей буддизма получило развитие садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром и красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей огромные сады и рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении природы. Поэтому садовое искусство было тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны — в Китай, Корею и Японию и дал жизнь садам нового типа. (В Японии это знаменитые «сады камней» . )
Сад храма Дайтокудзи. Киото. Япония
Сад замка Вакаяма. Япония
Чайная церемония Искусство возделывания чая и чаепития тоже впервые возникло в буддийских монастырях. Чай применялся монахами как бодрящее средство во время многочасовых созерцаний. Буддизм внес в чайную культуру три идеи: • «чистоты и спокойствия» • «осознание» самого себя и окружающего мира (любители чая стремились с помощью чаепития мысленно соединить себя с горой, водой и всей окружающей природой, чтобы стать с ней единым целым) • когда пьешь чай, можно узнать путь к истине Таким образом, буддизм стал тесно связан с чаем, что позволило поднять чаепитие с уровня искусства до высоты духовной.
буддизм и культура.ppt