ПАСТЕРНАК.pptx
- Количество слайдов: 30
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК роман «Доктор Живаго»
Поэт, который весь мир заставил плакать над «красой земли моей» . Которого после смерти называли Гамлетом XX века и рыцарем русской поэзии, а при жизни – литературным сорняком. Его травили, исключали из союза писателей. Это именно его не читали, но осуждали. Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель, переводчик, публицист – один из её самых ярких представителей русской литературы двадцатого века. Его тонкие, глубокие и философские стихи и проза переведены на сотни языков, по его произведениям поставлены спектакли на лучших театральных подмостках мира, его наследие изучается в крупнейших университетах Европы и США. Он – подлинная гордость России, гений, чьё творчество останется в веках.
Родился Борис Пастернак в Москве, 29 января 1890 года. Без сомнения, та творческая, слегка богемная и очень свободолюбивая обстановка, в которой рос мальчик, оказала огромное влияние на его будущее творчество.
Отец Бориса Пастернака, Леонид Осипович, известный график и профессор Московского училища живописи, был мастером книжных иллюстраций и работал на крупнейшие российские издательства. К тому же, он был блестящий художник-портретист – достаточно сказать, что несколько его работ купил Павел Третьяков для Третьяковской галереи, где они выставлены и сейчас. Мать Бориса Пастернака, Розалия Исидоровна, была достаточно известной пианисткой, которая дружила с Фёдором Шаляпиным и ещё одним гением двадцатого века – композитором Александром Скрябиным. Среди близких друзей семьи были Исаак Левитан, Василий Поленов, Николай Ге и другие известные художники. Только представьте себе, какие блестящие люди окружали маленького Бориса и как сильно они повлияли на его личностное и творческое становление.
В 1901 году, столкнувшись с унизительными препятствиями «процентной нормы» для учеников - евреев, Пастернак поступает в Пятую московскую гимназию. Борис Пастернак делал большие успехи в учёбе и в 1907 году окончил гимназию с отличием. Очень интересный факт. По просьбе родителей, которые строго придерживались иудаизма, мальчик был освобождён от изучения закона Божьего. Тогда вряд ли кто мог подумать, что через достаточно продолжительный период времени, он примет христианство и будет его убеждённым приверженцем до конца своих дней. Что именно заставило гениального поэта принять такое решение – исследователи его творчества спорят и по сей день.
Борис Пастернак и в юности был очень многосторонним человеком. Он пробовал сочинять музыку, писал неплохие картины, увлекался историей и даже учился с 1908 по 1911 год на историко-филологическом факультете Московского университета. Потом, увлекшись философией, провёл лето 1912 года в стенах Маргбургского университета в Германии. Но… каждую минуту своей жизни он чувствовал потребность писать и излагать свои мысли на языке поэзии, таком сложном, и, одновременно, таком понятном для всех. Борис возвращается в Москву и в 1913 году, в коллективном сборнике «Близнец в тучах» публикует свои первые юношеские стихотворения. Это – первый период творчества Пастернака, период, когда его талант тонкого лирического поэта уже раскрывается в полной мере. Однако, до 1920 года сам Борис Пастернак, скорей всего, относится к своему творчеству, как к увлечению, а не тому делу, которому он хочет посвятить всю свою жизнь. Он даже пытается заниматься бизнесом, уезжает на Урал и открывает в Перми собственный содовый заводик, но, как и каждый творчески одарённый человек, быстро терпит фиаско.
Переломное событие в жизни Бориса Пастернака происходит в 1921 году. Его семья, как и многие другие представители русской интеллигенции, не найдя общего языка с Советской властью, покидает Россию и поселяется в Берлине. В 1922 году Пастернак женится на начинающей художнице Евгении Лурье. Этот брак, хотя и подарил поэту сына Евгения, счастья ему не принес и распался уже спустя 9 лет. Правда, в период с 1920 по 1930 год появляются прекрасные образцы поэзии Пастернака: культовый сборник «Сестра моя – жизнь» (1922 г. ), сборник «Темы и Вариации» (1923 год), цикл стихотворений «Высокая болезнь» (1925 г. ), роман в стихах «Спекторский» , который незаслуженно обходят вниманием многие критики и литературоведы.
В конце двадцатых годов Борис Пастернак обращает самое пристальное внимание на прозу. В 1928 году он издаёт автобиографическую книгу «Охранная грамота» , в которой очень откровенно рассказывает о своих духовных исканиях и предельно точно определяет свой взгляд на место искусства в обществе. Что же, это было то время, когда Борис Пастернак еще не стал изгоем в советской литературе. В 20 -е - 30 -е годы, он – официально признанный поэт, обласканный советской властью, член Союза Писателей СССР, участник международного конгресса писателей в Париже. Его обожает молодёжь, к нему благоволит Иосиф Сталин. В 1932 году он женится на Зинаиде Нейгауз, бывшей жене великого русского пианиста Генриха Нейгауза. Кажется, что поэт обрёл благополучие и покой.
Всё закончилось после того, как Пастернак посмел вступиться за репрессированных мужа и сына Анны Ахматовой. Он отправил Сталину в подарок свою новую книгу и записку, в которой выразил надежду, что близкие люди великой поэтессы будут освобождены. Но окончательно испортились у поэта отношения с советской властью, когда он, в 1937 году, наотрез отказался подписать письмо в котором «творческая интеллигенция» якобы одобряла расстрел маршала Тухачевского. Такое ему простить не смогли. Борис Пастернак уезжает из Москвы и поселяется на своей даче в Переделкино. С этого момента начинается еще один важный этап его творчества. Он занимается переводами с английского и немецкого. Именно в этот период появляются первые редакции его гениальных переводов «Гамлета» и других трагедий Шекспира, перевод «Фауста» Гёте, который до сих пор считается непревзойдённым. Пастернак продолжает интенсивно работать и во время войны. Он делает переводы, а в 1943 году выходит его сборник «На ранних поездах» .
Но главное произведение великого писателя ещё впереди. Ему он посвятил десять лет свой жизни, с 1945 по 1955 год. Он продолжал работать над ним, даже перенеся тяжелый инфаркт и будучи полностью отвергнутым официальной советской литературной элитой. Роман «Доктор Живаго» - произведение высшего уровня, которое можно поставить в один ряд с «Божественной комедией» Данте, «Преступлением и наказанием» Достоевского и «Войной и миром» Льва Толстого. Первое издание романа в переводе на английском вышло в Италии, в 1957 году, а второе – год спустя, в Англии. В России же «Доктор Живаго» был под запретом более 30 лет. Только в 1988 году, после начала перестройки, он вышел в журнале «Новый мир» . Борис Пастернак был чужой для советской литературы. Ему не могли простить многое: вольнодумие, талант, независимость. Конечно же, до предела обострило ситуацию и то, что в 1958 году за вклад в русскую лирическую поэзию Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться. Это окончательно подорвало здоровье писателя. Он скончался 30 мая 1960 года, на своей любимой даче в Переделкино. Некролог был напечатан только в «Литературной газете» , да и был он очень сухой и официальный, совершенно несоответствующий масштабам личности, которую в этот скорбный день потеряла мировая литература.
История создания романа, по сути, охватывает всё творчество Пастернака. Замыслы ранней прозы появились тогда, когда, закончив книгу «Сестра моя жизнь» , он работает над романом с условным названием «Три имени» (в 1922 году опубликована как повесть под название «Детство Люверс» ). Известно несколько вариантов названия прозы того времени: «Начало романа о Пастернаке» , «Когда мальчики выросли» , «Записки Живульта» . Именно в послевоенные годы происходит окончательное становление замысла романа под названием «Доктор Живаго» . Работа над книгой идёт вплоть до 1955 года параллельно с переводами из Шекспира, в том числе и трагедии «Гамлет» . Это находит отклик как в замысле романа, в котором история и современность соотносятся с вечными проблемами человечества, так и в завершающей его последней части – «Стихотворения Юрия Живаго» , - которую открывает ставшее знаменитым стихотворение «Гамлет» .
В начале 1956 года Пастернак, надеясь на публикацию завершённого романа в ведущих советских журналах, отдаёт его в редакцию «Нового мира» , но осенью того же года получает письмо с отказом. Это определило судьбу произведения на 30 лет вперёд. Роман был напечатан за границей. В ноябре 1957 года он выходит в итальянском переводе, за которым последовали английские, французские, немецкие, шведские, и норвежские издания. В октябре 1958 года Пастернаку присуждается Нобелевская премия, а на родине начинается ужасная травля, приведшая к вынужденному отказу от премии, а затем к исключению из Союза писателей. И всё же многие ценители творчества Пастернака у нас в стране имели возможность познакомиться с этим великим произведением через ходившие из рук в руки экземпляры подпольного самиздата. Но к широкому читателю роман «Доктор Живаго» пришёл лишь в 1988 году, когда он, наконец, был опубликован в журнале «Новый мир» . Главный герой роман, Юрий Живаго, предстаёт перед читателем маленьким мальчиком на первых страницах произведения, описывающих похороны его матери: «Шли и шли и пели «Вечную память» …» . Юра – потомок богатой семьи, сделавшей себе состояние на промышленных, торговых и банковских операциях. Брак родителей не был счастливым: отец бросил семью ещё до смерти матери.
Осиротевшего Юру на некоторое время приютит дядя, живущий на юге России. Затем многочисленные родственники и друзья отправят его в Москву, где он как родной будет принят в семью Александра и Анны Громеко. Исключительность Юрия становится очевидной довольно рано – ещё юношей он проявляет себя как талантливый поэт. Но при этом решает идти по стопам своего приёмного отца Александра Громеко и поступает на медицинского отделение университета, где также проявляет себя как талантливый врач. Первой любовью, а впоследствии и женой Юрия Живаго становиться дочка его благодетелей – Тоня Громеко. У Юрия и Тони было двое детей, однако затем судьба разлучила их навсегда, и свою младшую дочь, родившуюся после расставания, доктор никогда не видел.
В начале романа перед читателем постоянно возникают новые лица. Всех их свяжет в единый клубок дальнейший ход повествования. Одна из них – Лара, невольница престарелого адвоката Комаровского, которая всеми силами пытается и не может вырваться из плена его «покровительства» . У Лары есть друг детства – Павел Антипов, который впоследствии становится её мужем, и Лара увидит в нём своё спасение. Поженившись, они с Антиповым не смогут найти своего счастья. Павел бросит семью и отправится на фронт Первой мировой. Впоследствии он станет грозным революционным комиссаром, сменив фамилию на Стрельников. По окончании Гражданской войны он планирует воссоединиться с семьёй, однако этому желанию так и не суждено будет сбыться.
Юрия Живаго и Лару судьба разными путями сводит в период Первой мировой войны в прифронтовом населённом пункте Мелюзеево, куда главный герой произведения призван на войну в качестве военного врача. А Антипова – добровольно сестрой-милосердия, пытаясь отыскать без вести пропавшего мужа Павла. Впоследствии жизни Живаго и Лары опять пересекаются в провинциальном Юрятине-на-Рыньве (вымышленном уральском городе, прообразом которого послужила Пермь), где они тщетно ищут убежища от уничтожающей всё и вся революции. Юрий и Лариса встретятся и полюбят друга. Но вскоре нищета, голод и репрессии разлучат и семью доктора Живаго, и Ларину семью. Полтора года Живаго будет пропадать в Сибири, служа военным доктором в плену у красных партизан. Совершив побег, он пешком вернётся обратно на Урал – в Юрятин, где снова встретиться с Ларой. Его супруга Тоня, вместе с детьми и тестем Юрия, находясь в Москве, пишет о скорой принудительной высылке за границу. В надежде переждать зиму и ужасы Юрятинского реввоенсовета, Юрий и Лара укрываются в заброшенной усадьбе Варыкино. Вскоре к ним приезжает нежданный гость – Комаровский, получивший приглашение возглавить Министерство юстиции в Дальневосточной республике, провозглашённой на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Он уговаривает Юрия Андреевича отпустить Лару и её дочь с ним – на восток, обещая переправить их затем за границу. Юрий Андреевич соглашается, понимая, что никогда больше их не увидит.
Постепенно он начинает сходить с ума от одиночества. Вскоре в Ворыкино приходит супруг Лары – Павел Антипов (Стрельников). Разжалованный и скитающийся по просторам Сибири, он рассказывает Юрию Андреевичу о своём участии в революции, о Ленине, об идеалах советской власти, но, узнав от Юрия Андреевича, что Лара всё это время любила и любит его, понимает, как горько он заблуждался. Стрельников кончает с собой выстрелом из винтовки. После самоубийства Стрельникова доктор возвращается в Москву в надежде бороться за свою дальнейшую жизнь. Там он встречает свою последнюю женщину – Марину, дочь бывшего (ещё при царской России) живаговского дворника Маркела. В гражданском браке с Мариной у них рождаются две девочки. Юрий постепенно опускается, забрасывает научную и литературную деятельность и, даже осознавая своё падение, ничего не может с этим поделать. Однажды утром, по дороге не работу, ему становиться плохо в трамвае, и он умирает от сердечного приступа в центре Москвы. Проститься с ним к его гробу приходят единокровный брат Евграф и Лара, которая вскоре после этого пропадёт без вести. В конце романа прачка Таня рассказывает убелённым сединами друзьям детства Юрия Андреевича – Иннокентию Дудорову и Михаилу Гордону, пережившим ГУЛАГ, аресты и репрессии конца 30 -х, историю своей жизни. В конце концов, окажется, что это внебрачная дочь Юрия и Лары, и брат Юрия генерал-майор Евграф Живаго возьмёт её под опеку. Он же составит сборник сочинений Юрия – тетрадь, которую читают Дуров и Гордон в последней сцене романа.
Судьбы главных героев уникальны. У каждого своя жизнь, свои мечты и желания, ценности и приоритеты. Но события, происходящие в России в начале двадцатого века, сталкивают героев друг с другом. Главный герой романа – Юрий Андреевич Живаго, творческая личность, верный друг и товарищ, необыкновенно способный и самоотверженный врач. Это человек, понявший изменения жизни и не принявший их. Ему не нравиться никакая власть, он дорожит своей свободой. Судьба его неумолимо опускает на низшие ступени общества, но он свободен, он независим от новой власти. Лара Антипова – любимая женщина Живаго, невидимая спутница всей его жизни. Куда бы он ни ездил, где бы он не бывал, случалось так, что Живаго встречал Антипову. Юрий будет вспоминать через много лет после первой встречи с Ларой: «Я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшийся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете» .
Самая загадочная и захватывающая личность романа – это брат Юрия Евграф Андреевич Живаго. Он появляется в романе только тогда, когда у Живаго проблемы. Евграф предстаёт перед нами неким ангелом-хранителем Юрия, его опорой и поддержкой. Евграф Андреевич – прогностический человек, способный выжить в любых ситуациях и приспособиться ко всему окружающему.
Жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго» состоит в том, что это роман лиро-эпический. По словам самого Пастернака, во время написания романа им владело чувство огромной внутренней свободы. Роман – духовная автобиография самого Пастернака. В нём отражены авторская концепция бытия, представления писателя о том, что в мире всё взаимосвязано, и судьба человеческая связана с судьбой человечества. Это произведение не столько о том, как складывается судьба человека, сколько роман о жизни эпохи в целом. Отсюда и своеобразие образа главного героя. В советской критике героя оценивали как бездушного и никчёмного, сопоставляли с Климом Самгиным Горького. Главное содержание романа – духовная история человека, духовная жизнь доктора Живаго. Юрий Живаго – лирический герой. Роман построен по законам лирического самовыражения. Главную смысловую нагрузку несут не зарисовки событий, не жизненные обстоятельства, не поступки героев, а монологи, размышления героев, их разговоры, письма, поскольку в них запечатлён духовный опыт эпохи. По своим качествам Юрий Живаго – гениальный диагност общественных болезней, поскольку именно он раскрывает суть нравственных изломов эпохи.
Особую роль в романе имеет поэтическая символика. Очень часто символы являются знаками судьбы. Например, Юра Живаго ещё студентом ехал по Москве с Тоней: «Они проезжали по Камергенскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой, без принуждения. Оно не приходило» . Но оно пришло, и действительно «само собой» , когда свеча, явившаяся ему в чужом окне, «переселилась» в его собственную комнату.
Свеча – символ любви, метель – образ вихревой революционной эпохи. Революция осознаётся как неизбежность, водоворот событий, антигуманных по сути, которые герой не хочет и не может принять. Символически значима и фамилия главного героя: она связана с молитвой.
Герой воспринимает жизнь в её течении и обновлении. Творение истории не закончилось, оно осуществляется каждый миг, и каждый человек творит историю. В переплетении судеб главных героев романа, даже в интимных деталях, автор подчёркивает приобщение человека к созданию истории, лепке мира. Об этом говорит и Лара, пытаясь ответить на вопрос, почему они любят друга (потому что так хотело всё живое). Нравственно-филосовская идеология связана с антагонизмом образов Юрия Живаго и Стрельникова (Павла Антипова). Позиция Живаго – жизненная пассивность, философско-созерцательное отношение к жизни. Стрельников, напротив, активен, стремится преобразовать действительность, не задумываясь о средствах. Для него характерно другое понимание нравственности. Он убеждён: невозможно в трагический, переломный момент жить в условиях искусственного рая, когда окружающие живут в муках, и не пытаться переделать это. Но для него отдельная человеческая жизнь ничего не стоит, поэтому он разрушает жизнь, а не способствует её созидательному преобразованию. Позиция Живаго есть вслушивание в исторические события, попытка понять скрытый смысл эпохи. Причину бедствий он видит в гражданской войне, с которой и началась трагедия, самоистребление, пренебрежение нравственными законами, насилие.
Герой – человек, принадлежащий к миру культуры. Он осознаёт, что существуют эпохи, превращающие человека в песчинку, и поэтому сознательно отказывается от участия в истории, создаёт свой мир, своего рода оазис, где царят истинные ценности человеческого бытия: любовь, свобода духа, культура. Символична смерть главного героя от удушья (апоплексический удар). За несколько дней до смерти он ставит себе диагноз: душу и нервы «нельзя без конца насиловать безнаказанно» , объясняет причину болезни: «от огромного большинства из нас требуют постоянного, в систему возведённого криводушия. Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь: распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит тебе несчастья» . Лишившись и Лары, и Антонины, герой лишается души, а это приводит к смерти физической.
Стихи Юрия Живаго – смысловой итог произведения, его цель. А сам роман показывает, как рождаются и живут стихи. Прозаические и поэтические части романа связаны: можно понять, в какой жизненный момент родилось то или иное стихотворение. Духовные завоевания давались ценой исторических трагедий и недоступному разумному пониманию жертв. Творчески одарённый, Юрий Андреевич Живаго в силу своего таланта знает: «единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» . Постепенно он теряет возможность любимой вдохновенно-производительной, самостоятельной деятельности. Его друзья и сверстники приспосабливаются, изменяются и гордятся тем, что им удаётся сохранить внешнюю интеллигентность и устоять. А он постепенно опускается, страдает, упрекает себя в безволии, болеет и рано умирает. Он же, не кривя душой и не теряя ясности художественного восприятия действительности, вынужден видеть страшную цену душевного извращения, которую платят его порабощенные современники. Именно в этом смысле следует понимать фразу: «Дорогие друзья, о, как безнадёжно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусств ваших любимых имён и авторитетов. Единственно живое и яркое в вас это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали» , мысленно обращённую им в 1929 г. к Дудрову и Гордону. Это точная констатация разницы между творчески свободным художником, который, потеряв свободу, идеализирует свою неволю, вызвало в своё время обиду многих и в значительной мере обусловило запрет, наложенный на прочтение романа.
В романе Пастернака сошлись все линии его творческих устремлений: к возвращению к детской простоте взгляда на окружающее, к выявлению естественной жизни, к особенности литературных традиций открывать неизведанное. Сошлись заложенные в его творчестве устремления прозы к поэзии. В полной мере проявились и мировоззренческие основы творчества Пастернака: его убеждённость в подлинной ценности и внутренней «тайной свободы» человека, всюду остающегося самим собой и не поддающегося тирании сильной воли – собственной или чужой. Отразилось и понимание человеческой истории как части природы, в которой человек участвует помимо своей воли, и высшей красоты действительности как художественного творчества. Роман Пастернака «Доктор Живаго» может по-разному влиять на эмоциональный настрой и чувства читателя. Многие, не читая его, утверждают, что он не интересен, что в нём нет ничего содержательного. Но с другой стороны, всё таки большинство людей находят этот роман интересным и содержательным. Храня в себе исторические события, он привлекает к себе огромное внимание тех, кто интересуется историей. Многие благодаря этому роману поняли историческое значение Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Философские мысли Живаго отражают мнение любого. К тому же, они затрагивают душу современного человека, иногда изменяя её до неузнаваемости, помогают человеку поменять взгляды на жизнь и её значение в целом.
Читая роман «Доктор Живаго» не умышлено создаётся впечатление того, что ты живёшь в то же самое время, что и герои произведения, что ты испытываешь те же чувства, что и Юрий, который видел, как революция изменила всю систему, всю страну, а главное каждого человека. Любовная идея романа уникальна. Любовь Юрия к Ларисе и Антонине не знает границ, он делает всё ради этих женщин. В первую очередь спасает не себя, а именно их. Любовь – это что-то жертвенное, самоотверженное и невероятно желанное в «Докторе Живаго» . Она не покидает страниц романа ни на минуту. Герои выживают благодаря ей.
С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. И только в 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы» . Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак 23 октября 1958 года ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущён» . Его поздравляли. Но на следующее утро внезапно пришёл Федин, который потребовал незамедлительно отказаться от премии, угрожая тем, что в завтрашних газетах присуждение Нобелевской премии будет расценено как плата за предательство. Пастернак ответил так: «…Никакие ваши угрозы не заставят меня отказаться от оказанной мне чести…я благодарен Нобелевскому комитету и не хочу выглядеть в его глазах неблагодарным обманщиком» .
Пастернак не читал газет, говорил, что за честь быть лауреатом Нобелевской премии готов принять любые поношения. В таком именно тоне он написал письмо, состоящее из 22 пунктов, заседанию президиума Союза писателей, на которое не пошёл и где по докладу Г. М. Маркова был исключён из членов Союза. «Ничто не заставит меня отказаться от чести, оказанной мне, современному писателю, живущему в России, и, следовательно, советскому. Но деньги Нобелевской премии я готов перевести в Комитет защиты мира. Я знаю, что под давлением общественности будет поставлен вопрос о моём исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать всё что угодно. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, всё равно через несколько лет вам придётся меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз» . Началась открытая травля Пастернака. И опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. Но эта жертва уже никому не была нужна. Об этом старались везде умалчивать. А московские писатели обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Высылка не замедлила бы последовать, если бы не телефонный разговор Хрущёва с Джавахарлала Неру, согласившегося возглавить комитет защиты Пастернака. Но всё это перестало его интересовать, когда, поговорив по телефону с Ольгой Ивинской, он пошёл на телеграф и отправил телеграмму в Стокгольм. души вылились вскоре в стихи.
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Тёмный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Пастернаком надо переболеть. Не так, как корью или гриппом, а так, как болеют высокой идеей, мучаясь от невозможности до конца постигнуть, сравнивая свои силы и возможность с силами и возможностями того, кто стал открытием, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости, необычности, его высокому трагизму. Как болел сам Борис Пастернак, найдя в поэзии свою почву, призвание и судьбу. Его поэзия вобрала в себя и страсть к музыке, и интерес к философии. В стихотворении, посвящённом Пастернаку, Ахматова писала: «Он награждён каким-то вечным детством» . «Вечное детство» составляло самую суть поэтической личности Пастернака. Широко раскрытыми глазами смотрел он на мир.
ПАСТЕРНАК.pptx