russkaya_muzka_19_veka_moyo.ppt
- Количество слайдов: 14
Большие изменения произошли в музыкальной жизни России во второй половине 19 века. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. 1. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).
Ру сское музыка льное о бщество (РМО; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века— до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов» . ИРМО ставило целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования. Общество находилось под покровительством императорской фамилии. Августейшими председателями были великая княгиня Елена Павловна, великие князья Константин Николаевич Константиновичи другие.
Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики» . В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты. А. Г. Рубинштейн
2. В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А. Г. Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича – Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. Н. Г. Рубинштейн
3. В музыкальном творчестве 60 -х годов ведущее место заняла группа композиторов, как её назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучая кучка» : «… сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» , - писал он по поводу одного из концертов под управлением Балакирева. В «Могучую кучку» , кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. М. А. Балакирев
Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное массовому слушателю. Композиторы «Могучей кучки» придавали искусству огромное воспитательное значение, их девизом, как и всех передовых деятелей искусства в России, были слова Чернышевского: «Искусство есть средство для беседы с людьми» .
Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево в Псковской губерний в старинной дворянской семье. С раннего детства он занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк.
Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве
Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом композитора Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять романсы, симфонии, а затем и оперы. 1868 -1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым» , и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. «Борис Годунов» появится на сцене лишь в 1872 г. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки» . Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю.
Бородин Александр Порфирьевич русский композитор и ученыйхимик. В 1856 окончил Медикохирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860 -е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. Был одним из организаторов и педагогов (1872— 87) высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов.
АЛЕКСАНДР БОРОДИН. Портрет работы И. Е. Репина. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина — опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.
Николай Андреевич Римский Римского- Корсакова с детских лет -Корсаков обучали фортепьянной игре, и уже в ( 1844 - 1908) раннем возрасте он начал сочинять музыку. Родители, видя способности сына, пророчили ему большое будущее, правда, не в творческой сфере - они хотели бы, чтобы их сын стал морским офицером. Поэтому в возрасте двенадцати лет Римский- Корсаков поступил в петербургский Морской корпус — военное училище, готовившее офицеров. Однако очень скоро мальчик понял, что военноморская служба не столь интересна, как ему представлялось в раннем детстве. Музыка его интересовала гораздо больше, и он параллельно учебе в Морском корпусе продолжил обучаться игре на фортепьяно, стал посещать оперу и концерты, вновь пробовал сочинять собственную музыку.
По окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россию. Вернувшись в мае 1865 года в Петербург, Римский-Корсаков отдается сочинению музыки. В 1871 году он становится профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. влечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх "Майская ночь" (по Н. В. Гоголь, 1878) и особенно в "Снегурочке" (по А. Н. Островскому, 1881) Стремление к углублённой лирической выразительности наиболее полно раскрывается в опере "Царская невеста" (1898) - напряженноэкспрессивной драме на историко-бытовой основе. Он автор опер «Сказка о царе Салтане» , «Золотой петушок» , «Садко» .
russkaya_muzka_19_veka_moyo.ppt