29a12bcb275a18f300ad6ad8b8f0870e.ppt
- Количество слайдов: 51
БОЛГАРСКАЯ ЭРОТИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ (МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА) Константин Рангочев, Ph. D Гранд ДТК 02/54 от 17. 12. 2009 г. с Фонд «Научные исследования» - МОМН, Болгария
Анализ нарративов Самый плодотворный метод анализа этих нарративов – культурно-исторический. Т. е. это анализ отдельных персонажей, их специфики, установление их значения (как можно более древнего), выделение в максимальной целостности культурноисторической информации, которая за ними стоит (верования, представления, образы, запреты, ассоциации и пр. ). С этой точки зрения отдельный персонож воспринимается как пучок значений (смыслов), которые не обязательно присуствуют явным образом в конкретном тексте. С точки зрения современного читателя/слушателя смысл пропал, остался только нарратив (и смех). Но если рассмотреть отдельные значения, можно выявить (реконструировать) древное знание, которое кажется безвозвратно утраченным. Т. е. основная цель работы – востановление первоначального значения нарративов.
Наратив No. 1 ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ВУЛЬВУ, ГОСПОДЬ БЕРЕТ ОТ МЕДВЕДЯ УХО, ОТ ОЛЕНЯ ЖИЛКУ, ОТ ПЕТУХА – ГРЕБЕНЬ
“Там нет дефекта” “Господь создал все видимое и невидимое. Он сотворил и мир, и свет, и все. От придумал и на “этот” орган женщину. Взял от медведя часть уха, от оленя – жилку и, наконец, от петуха – гребень. Поэтому на жену “это” не изтривается – потому что жилка не кинется, не триется. “Это” не теряеть окосмение, потому что ухо медведя очень мягкое и медвежие косми очень здоровые. А по середине Господь поставил, чтобы краснеть, гребень петуха. Потом Дед Боже взял немножко меда и намазал – поэтому “этот орган” женщин очень сладкий – потому что Господь его медом намазал. Потом взял немного мириса от хорька – должен быть маленький дефект, чтобы плохой глаз не повредил “это”.
Вот эти вещи сочетал Господь и сотворил “это” женщину от пять вер: от медведя ухо, от оленя жилка, от петуха гребень, от пчелы мед и от хорька мирис. Пять животных были в этой истории и помогали Господу кто чем может. Поэтому “это” умно придумано и с умением сделано. Там нет дефекта. Я как мужчина могу сказать, что только между ногами у женщины нет дефекта. ”
МЕДВЕДЬ мечка – страшное, большое животное. По происхождению это девушка, которой велели стирать черную шерсть пока побелеет. Господь делает девушку медведем. Празник – 30. 11. “Св. ап. Андрей Първозвани” - “Мечкинден”. С медвежий волос лечится страх. Когда кто-то боится, он говорит: „Мечка страшиться, а меня – нет. ” Медведь начинает купаться в реке на “Благовещение”(25. 03. ) и после этого можно човек купаться – вода уже стала “добрая”. Медведь никогда не убивают – можно убить, только если перевратилась в “стръвница” (т. э. начала убивать есть животные).
Медведь есть враг волков. Есть календарный культ медведя – связь с ап. Андрей, который ездил на медведе. Зооморфный мифологический символ плодородия и материнства - Баба Меца. Прибытие медведя в деревни – это хороший знак за здоровье и урожая. Медведь это важный персонаж кукерских игр – мечка и мечкар.
Словарь Н. Герова (СНГ): Хубавите круши – мечката яде. ”(Хорошие груши – их медведь кушает); „Жива мечка не си дава кожата. ”(Живой медведь кожу свою не дает); „С деца на дърва не ходи, със старци мечка не лови. ”(С детей в лес на дрова не ходи, с дедушек медведь не лови); “Не газили мечката ръжта, не барай я. ” (Если медведь не топчет ржи, то ее не дразни); „Не ти трябва от мечка ремик. ” (Тебе не нужен от медведя колан)”; „Отишъл на мечки, дошъл си без ръчки. ” (Пошел ловить медведя, вернулся без руки).
ОЛЕНЬ елен – святое животное, слуга Божий; загон для скота, в который входят олени, будет защищен от самовил, самодив, от всех плохих созданий из Потустороннего мира. Считатся, что олень глотает змей; зуб оленя охраняет от змеиного укуса. Молоко лани лечебно. Рога оленя лечебные. Кресты из рога оленя делали монахи Рильского манастыря и они имели большую силу против колдовства и злых духов. У оленя солярная символика. Солнце ездит на олене или само есть олень с золотыми (огненными) рогами. Олень есть медиатор между мирами - верхним и нижним. Мотив “Добровольная жертва оленя”. Убийство оленя есть большой грех. “Научил се е сур елен, та ми нивата опасва. ” (Начал серый олень, и стал мою ниву кушать – женская измена) СНГ: нет!
ПЕТУХ петел – Солярный символ, объявляет новый день. Календарный маркер „петляно време”(время в которое петух начинает петь). Дом без петуха запустеет. Петух неприкасаем для злых духов. Петух всегда находится в „нашем пространстве”. Календарня отметка – първи петли – все плохое изчезло. Девушки приются с пера петуха (украшают свой головной убор). Олицетворяет мужское начало, способность к оплодотворению. “Гребенско забраждане” (головной убор). – но и женскую потенцию (!), “Клъвнал я петелът. ” (клюнул ее петух - пришел ее менструальный цикл. )
СНГ: „Пее му петелът. ” (Его петух поет – он может все), „Не му пее петелът. ” (Его петух не поет – он не может все), ; „Разхожда се като петел около кокошки. ” (Гуляет как петух вокруг курицы); „Петелът юри и старата кокошка” (Петух futuere и старую курицу); „Малка кокошка, а около големия петел. ”(Мала курица, а сидит до большого петуха); „Не пущай петела на прага, че на полицата ще са качи. ” (Не пускай петуха в дом, он на стул появится); „Там не му пее петелът. ” (Здесь его петух не поет); „Кокошката пъшка, / Петелът се тръшка, / Не бой се, Пенке, / Танчо е пиян. ” (Курица воздыхает/Петух возмущается/Не бойся, Пенке/ Танчо напился).
ХОРЕК пор – синоним ласки (Mustela nivalis). Был человек, но его прокляли. Очень мстительное и плохое животно, пахнет плохо, плева его ядовита. Его надо не убивать, а прогонять. Тестикулы самца употребляются при безплодии у женщин. СНГ: Нет!
ПЧЕЛА пчела – благословенное от Бога насекомое. В болгарские этиологические легенды пчела подслушала дьявола и он ее проклял, а Бог ее благословил. Пчела не позволила Солнцу женится. Мед и воск прогоняют злые силы и умилостивляют болезни. Души умерших детей превращаются в пчел, которые летают около райского дерева. Мед освещается на день Св. Харлампия (10. 02. ). СНГ: „Залепил се като пчела на мед. ”(Приклеился как пчела на меда. )
Наратив No. 2 ГОСПОДЬ ИСПОЛЬЗУЕТ АИСТА, ОБЕЗЬЯНУ И РЫБУ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ВУЛЬВУ
“Это неизвестно” “Господь создал Адам и Еву и пустил их гулять в Райский сад. Там жили и другие животные, самки совокуплялись с самцами. Только у Адама не было подобной возможности, потому что Господь забыл дать Еве вульву. И пошел Адам к Господу и говорил ему: - Господи, ты забыл дать Еве вульву. Господь стукнул себя по лбу и позвал аиста. Позвал Еву, она раздвинула ноги и сказал аисту: - Клюй здесь между ног. Аист клевал, клевал и сделал дырку, кровь потекла рекой, с этого момента клюв и ноги аиста имеют красный цвет. Господь пытался остановить кровотечение, но не сумел и позвал обьезяну. Ее задом он заткнул вульву Евы. Когда отдернул обезьяну, все увидели – ее зад стал красным и остался без волос.
С этого момента зады обезьян красные и голые. А волосы от зада обезьяны прилипли между ног Евы, поэтому у женщин там волосы. Но кровь продолжала течь и Господ позвал рыбу и закрыл дырку Евы. Так была остановлена кровь, но с этого момента вульва пахнет рыбой или рыба пахнет вульвой. Поэтому был один старый и слепой человек, который, когда проходил мимо рыбного магазина, говорил рыбам: “Здравствуйте девушки”.
АИСТ щъркел – хаджи, паломник. Он был человек, но Господь его наказал, сделав птицей. На юге, где аист живет, он человек, но только здесь у нас он может размножаться и то как птица. Символ Солнца, небесного огня, здоровья, благоденствия. Праздыник – аисты приходят на “Младенци” (9. 03 – “Св. 40 мчци из Севастий”). Яйцо аиста имеет силу противостоять любому колдовсву. Если человек увидит аиста в первой раз и у него есть денги, то будет богатый и сытый весь год.
Место, где есть гнездо аиста, защищено от колдовства и несчастья. Запрещено портить гнездо аиста, убивать аиста. Аист символизирует мужчину, даже сатира. Когда старику намекают на его сексуальное безсилие, он отвечает: “И аист белый, но эго клюв красный. ” Мельница (анат. ) от аиста дают на бездетку, чтобы она беременела. Синонимы – глаг. щръклея, пощръклявам (сумашедствие); глаг. щръквам (синоним: възбуждаюсь). СНГ: Нет!
ОБЕЗЬЯНА маймуна – представитель потустороннего мира. В Родопах у болгар-мусульман можно встретиться с представлением об обезьянах как о воплощении джинов. СНГ: Нет!
РЬIБА риба – символ потусторонного (подземного) мира. В колядные песни – рыба является эквивалентом змеи. Кости от головы карпа для Никулден (06. 12. – “Св. Николай Мирликийски”) охраняют от сглаза. С рыбу делается магия для любви – жената спит одну ночь с рыба между ногами и потом приготовляет ее для любимого. С другой стороны, греческое “рыба” – ihtus, это аббревиатура фразы "Иисус Христос - Божий Сын Спаситель". СНГ: „В голяма река и голяма риба. ”(в большой реке и рыба большая); Риба без кости не бива”(рыба без костей не бывает); „Риба стара не бива – баба дядо обича”(рыба старой не бывает, бабушка дедушку любит); „Риба не остарява, но се завонява. ”(рыба не стареет, но начинаеть вонять); „Не щяла мечката риба” (не хотел медведь рыбу).
Наратив No. 3 ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ВУЛЬВУ, ГОСПОДЬ ИЗПОЛЬЗВАЛ КОЗУ, ЛИСУ, ПЧЕЛУ И ХОРЬКА
“Как Господь сделал вульву” “Решил Господ сделать вульву. Собрал козу, пчелу, лису, хорька и осла. И начали все думать – где поставить? Если на лоб, то будет плохо, каждый может достичь ее. <…> Наконец, придумали поставить ее у самого низа, между ног. Тогда коза сказала: - Я сделаю ей форму. Понимаешь? Ступила коза между ног женщины. Как ступила и показалось немножко земли и получилась вульва. Потом лиса сказала: - Я со своего хвоста сделаю ей волосы, пусть будет мягкая как мой хвост. И Господь благословил: - Пусть будет! Лиса дернула с хвоста и “там” сверху стало мягко как хвост лисы. А пчела сказала: - Я пролечу и вульва станет сладкая как мед. Господь благословил: - Пусть будеть! Пчела пролетела и вульва стала сладкая как мед.
Хорек смотрел, дивился: - Получилась очень хорошая работа и сладкая как мед. Место ее довольно скрытое, но все будут хотеть его. У мужчин другое не будет на уме, они его скушают. Я пойду и оставлю свой мирис, иначе Господ трудился впустую. И Господь благословил: - Пусть будеть! И прошел хорек. И пошел мирис. А осел сказа: - Леле! И когда увидил что “она” очень хорошая и сладкая и устремился. Но мирис пошел. Тогда осел сказал: - А я удаою ногой, и не будет у “нее” дна. Господь благословил: - Пусть будеть! , осел сделал это. И верно – у вульвы нет дна. И никто не достиг ее дна. Это благословение Господне“.
КОЗА коза – нечистое животное, не может изпользоваться для жертвенного обряда курбан. Часто коза есть маска кукера (обрядная травестия в Сиропустное возкресение), из шкуры козы делают другие кукерские маски. Кукеры делают ритуальное futuere с землею в конце празника. СНГ: „Козата се е още не окозила, а ярето се разтропало. ” (Коза еще не родила, а козленок разыгрался. )
ЛИСА лисица – символ хитрости и обмана. Женщина, которая одевается в лисий мех, есть богатая женщина (т. е. это и богатства знак). Обычно ее называют Кума Лиса. В середине 80 -ых годов ХХ века появилась новая перифраза на поговорку “На голый живот - два пистолета. ”– “На голые груди – две лисы” (“На голи цици, чифте лисици”). СНГ: „Минала му лисица път. ” (Лиса пересекла ему путь - не будет хорошо); „Хитър като лисица. ” (Хитрый как лиса. )
ПЧЕЛА пчела – благословенное от Бога насекомое. В болгарские этиологические легенды пчела подслушала дьявол и он ее проклял, а Бог ее благословил. Пчела не позволила Солнцу жениться. Мед и воск прогоняют злые силы и умилостивляют болезни. Души умерших детей превращаются в пчел, которые летают около райского дерева. Мед освещается на день Св. Харлампия (10. 02. ). СНГ: „Залепил се като пчела на мед. ” (Приклеился как пчела к меду)
ХОРЕК пор – синоним ласки (Mustela nivalis). Был человек, но его прокляли. Мстительный. Плохое животное, пахнет плохо, плева его ядовита. Тестикулы самца употребляются при безплодие у женщин. СНГ: Нет!
ОСЕЛ магаре – синоним упрямства, плодовитости, потентности, выносливости, работоспособности: „Почему приглашают осла на сватьбу? – ответ: Чтобы работать, а не есть и пить. ” (Срв. Артемидор Далдиаский, Соногадания 1988: 98)
НЕКОТОРЬIЕ ВЬIВОДЫ ДО ЭТОГО МОМЕНТА … Животные, которых использовал Господь, чтобы сделать вульву, делятся на две группы: • Животные с солярной, небесной семантикаой которые все очень „добрые”, очень ценные, их запрещено убивать и пр. • Животные, которые попадают в нижнюю часть болгарской аксиологической шкалы – „грязные” и вредоносные, у которых нет (или „недостаточно”) полезности, „плохие” животные, плохо пахнущие (!), не используемые людьми, их мясо не употребляется в пищу.
• Создание вульвы представляется как сложный, многоступенчатый процесс. Самое существеное то, что Господь не может сам сделать ee и принимает помощь от “наилучших” и “наихудших” животных. Предположение: это проявление дуалистического начала, идентичесное (почти) идеологии некоторых еретических сект – и особенно богомилов, которые зародились в Болгарии в середине Х века. Или можно сказать, что в этих текстах проявляется дуалистическая идеология богомилов.
Богомилы: Как был создан мир? Вначале людей не было. Везде была вода. Были только Господь и дьявол, они тогда жили вместе. Один раз Господь предложил дьяволу сделать землю. Дьявол нырнул, вернулся и достал из-под ногтя кусочек земли. Из этого кусочка Господ сделал немного земли. Потом дьявол предложил Господу поспать, он хотел его утопить и тащил его к морю в четырех направлениях. А земля росла перед него – так Господь благословил ее. Дьявол рассердился и убежал от Господа. А земля продолжала расти. Господь не знал, как остановить рост, и послал пчелу подслушать дьявола. Она подслушала и пошла к Господу, но дьявал ее увидел и проклял: Пусть тот, кто тебя послал ест твои г. вна!
Но Господь использовал совет дьявола, земля перестала расти, а пчелу благословил: - Пусть от твоих г. вна нет ничего сладчайше на свете. Потом Господь сделал человека из землю и снова позвал дьявола жить вместе. Он согласился, но только если живые люди были на Господу, а умершие – дьяволу. Потом когда Господь увидел, что живых людей стало меньше, чем умерших, хотел переменить это, но не знал как. А дьявол сказал ему, что если родится у него сын, то сын должен родиться от духа Господа, а не как обычные люди, то можно менять соотношение. <…>
Богомилы появляются в Болгарии середине Х века. “Случилось это в годы правоверного царя Петра. В болгарской земли появился один поп по имени Богомил, точнее Богунемил. Он первый начал проповедовать ересь по болгарской земле. ” (Пресвитер Козьма). Идеология богомилов дуалистична, но не до конца. Если для “чистых” дуалистов мир имеет две начала, которые равнозначны и равновесны, то богомилы разрывают ето – Господь сам не можеть создать мир без помощи и основной его помощник – дьявол.
Однако в конце концов Господь побеждает дьявола в эсхатологической перспективе. Нарративы о происхождении вульвы кореспондируют с этим текстом. Господь не может сам создать вульву и необходимо вмешательство разных помощников. Эта связь не типологическая, а генетическая.
Наратив No. 4 БОЖИЯ НИТЬ
“Божия нить” “Господь очень много думал, когда начал творить человека. Тело человека было сделано из двух половин. И взял Дед Боже нить и зашил эти две половины. Но от нитки немного осталось и он сказал: - Не буду резать. Пусть висит, это будеть его дефект. Так создал Дед Адам. Поэтому у мужчин нет дефекты, только там. Потом решил Господь сделать еще один человек и на этот раз без ошибки. Взял нить, но несколько короче чем прежняя. Шил, шил, но на этот раз нитки не хватило. И поэтому Баба Ева внизу осталась немножко незашитой. Значит для Дед Адам нить была больше, чем необходимо, а для нее не достигла нить.
Поэтому есть слово, что для женщины нить Господа не достигла. И поэтому стало что мужчина ее добавляет. Как добавляет? Добавляет, когда он ee futuere. Тогда нить уже точно на месте. Поэтому стало так, что мужчины и женщин должни futuere. Вот это слово о Божию нить. И так говорят до сего дня. ”
Господ сам содает пенис и вульву • Господь действует как демиург, который создает мир ex nihilo (это класическая идея православного християнства) и создает пенис и вульву сам, без чужой помощи. В этих текстах Господь создает Адама из двух частей и когда их зашивает, то остается часть нитки. Эта часть превращается в пенис Адама. • Когда начал делать Еву, Господ отрезал меншую нить и тогда нить не достигла. Именно из этого “недостига” он создаеть вульву Евы и всех женщин.
ВЬIВОДЫ В болгарской фольклорной культуре есть два типа нарративов, обясняющих происхождение вульвы (и пениса). В нарративах первого типа Господь неможет сам и поэтому использует помощников, которыми являются „хорошие” и „плохие” животные, т. е. в процессе создания они проявляют свои хорошие или плохие качества – налицо выраженная дуальность. В текстах второй группы Господь сам создает пенис и вульву, не ищет помощников происхождение гениталий всецело божественное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наличие в болгарском фольклоре текстов, которые можно связать с богомильской идеологией, показывает, что секты богомилов вероятно имели свое „богомильское предание” как аналог Церковного Предания – “Предание сохраняется от всю Церкву и есть най-общая форма через которую Церковь разным способом сохраняет свое учение”. Предание должно было дополнять, дообяснять и доразвивать основной богомильский идеологический текст - „Тайную книгу”. Кроме этого, богомилы были гонимы церковью и государством и поэтому передавали свою “веру” исключительно устным путем.
• Предание - как церковное, так и богомильское, создавало и разпространяло нарративы, которые обясняют, толкуют и т. д. те моменты бытия, которые остались необясненными в каноническом тексте. • Известно, что богомилы были исключительно прозелитической сектой. Рассмотренные нарративы о происхождении вульвы, в которых Господь использует разных животных, вероятно близки к “богомильскому преданию” и прямо происходят из него.
• Тексты второго типа, в которых Господь действует как демиург и сам создает людям гениталии, происходят из канонической православной среды, свободной от еретические влияния. Может быть эти тексты создани именно как контрапункт богомильских еретических текстов.
И наконец … Почему? Почему (и как) эти наративы, которые очевидно родились в еретической богомильской среде, сохранились до наших дней (большинство записей сделаны в 1990 -ых годах)? В конце ХІV – первой половине ХV века произошли разрушительные перемениы в жизни болгарскго этноса: османское завоевание уничножило 34% демографического потенциала болгар. Равнины Болгарии практически обезлюдили. Изчезли все ереси: в период с середины ІХ века по конец ХІV в. Болгария была еретическим инкубатором для всей Южной и Восточной Европы. В первой же половине ХV века произошла полная ликвидация ересей: одна часть богомилов приняла ислам, другая – католицизм.
Османская администрации признавала только “правоверных” и “неверных” (рум миллет – “римский народ”), т. е. для османов не существовало противопоставления “православные/богомилы”. В значительной степени была уничтожена структура православной церкви: были закрыты монастыри, митрополитские резиденции, Болгарская Патриархия; болгарские митрополии перешли под юрисдикцию Константинопольской патриархии. “Высокая культура” была уничтожена и фольклор практически остался без конкуренции. В первой половине ХV в. болгары совершили уникальны преход - от господства письменной культуры к господству устной культуры.
Фольклор оставался без конкуренции до середины ХІХ века. И осталось предание … Все ето означает, что рассмотренные тексты появились от богомилское предание и не позже, чем до конца ХІV века.
Спасибо за внимание!
Новое время • В начале 90 -ых годов появилась возможность снова вернуться к этой проблематике. С 1993 г. издаются сборники “Фольклорный эротикин”. Вышли 7 томов, опубликовано около 800 нарративов. Из них 12 связаны с основным вопросом настоящей презентации – осмыслением происхождения части женского тела - vulva.
Немножко истории … 20 -х – конца 30 -х годов • После Первой мировой войны среди болгарской интеллигенции возникла проблема – почему народное мировоззрение болгар столь “сексуальо”. До этого времени никто не изучал т. наз. terminologia obscena. “Сексуальные ругательства” отсутствуют на запад от линии Фиуме (у г. Триеста на Адриатическом море) – Дерпт. Психология СР: “мужчины ругаются (матерятся) в тех случаях, когда женщины проклинают, а все знають что и другое не может помочь. ”
• Сексуальная космогония в народном мировоззрении: “Солнце есть мужской персонаж и у него один глаз. В Одноглазом (т. е. в пенисе) заключена наша сила”. Космогоническое преставление о земле как о женщине в сексуальной геологии и географии. “Источник есть vulva. . Как русло реки, так и женский орган в Болгарии называются “матка“. В г. Чипровцы есть источник под названием Баба Пизда. Крепость – (лат. Claustra), как и “утес” в болгарском сексуальном фолклоре есть синонимы девичества. Крепость есть девушка, которую мужчина хочет взять (например брак чрез похищение).
• Сексуальный анимизм в ботанике. Синонимы вульвы: слива, персик, мушмула, изюминка. . . Синонимы пениса: зарзават (турецкое название зеленчука). Сексуальная зоология: бабочка есть вульва, “ночные бабочки” – проститутки. Аист это символ мужчины, даже сатира. • Отождествление человека с его половым органом: “Женщина есть два языка, а мужчина – две головы. Поэтому женщина много говорит, а мужчина – думает. ”
• “Болгары перенесли систему сексуального анимизма и на природу, и на культуру. Почти каждый вид работы и деятельности представляется сексуально. Если возьмем какойнибудь переходный глагол и поставим ему приставку “на-” - у него сразу появится значение futuere. • Духовная культура – “Человеческая жизнь описывается пословицей: “От дырки, за дырку, в дырку”. “Женился на черной земляной девушке” – умер. На вечный вопрос: “Как ты? ” болгарин отвечает сексуально, но уже не осознает это: “Наверху (умът) – долу (sexus) хорошо съм. ”
29a12bcb275a18f300ad6ad8b8f0870e.ppt