Презентация Дегтеревой К..pptx
- Количество слайдов: 15
Бобровский район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
Исследовательская работа «Рушник – символ святости, чистоты, защиты!» Подготовила Дегтерева Кристина
«Народ умирает, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю и культуру» . Ф. Абрамов
Как научились наши предки искусству вышивки? Что значат сохранившиеся до наших дней рисунки-символы? Какую роль играет вышивка в современной жизни?
Рушник в обрядовой культуре славян В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах.
Моя бабушка – Дегтерева Нина Дмитриевна
Схема вышивки рушника Выделяется 4 фрагмента узора, каждый со своим значением: 1. «Зачин» . Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской. 2. «Земля» . Рисунок вышивается по сравнению с зачином большего объема, используется растительный орнамент. 3. «Дом» . Должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы. 4. «Венец» . Вышивается богато. Это то, к чему стремишься в жизни.
Символика вышивки на рушниках Дуб – Узор хмеля – Калина –
Символика вышивки на рушниках Лилия – Мак – Ромб –
Символика вышивки на рушниках Роза – Вазон, Берегиня –
Золотые правила вышивания Нельзя украшать рушник мережками - жизнь будет дырявой. Нельзя вышивать свадебные рушники ночью и после захода солнца - в это время суток вышивают только магические вещи. Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон лицевая сторона для людей, изнаночная - для Бога. Рушник - это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушникаких кружев или тесемок - этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался)
Краеведческий музей «Истоки»
Рушник – это не просто красота. В нем наставленья, счастья пожеланья. В нем сердце матери, любовь и теплота, Костра добра извечное сиянье. Рушник, как книгу, можно прочитать. Ведь вековая мудрость в нем хранится. И чтобы этим знаньям не пропасть, Нам нужно вновь к истокам обратиться.
Спасибо за внимание!
Используемая литература: А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады. М. , «Просвещение» , 1992, с. 63 – 65. Иллюстрированный мифологический словарь, Спб. , «Северо-Запад» , 1994, с. 39. Максимова М. , Кузьмина М. Вышивка. Первые шаги. М. , «Эксмо-пресс» , 1997, с. 5 Любимов Л. Искусство Древней Руси. М. , «Просвещение» , 1981, с. 18. Жиров Н. С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород, 2000, с. 200 – 201. Ботова С. И. , Приставкина Т. А. , Рябчиков А. В. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород, 200, с. 213. Туранина Н. А. , Шатерникова Н. И. Мифологическая семантика народного быта. Белгород, «Везелица» , 2002, с. 40, 49 -50. Поэзия народного творчества. МКЦ «Доброречье» , Белгород, 1992, с. 3 -4. Кашкарова-Герцог Е. Д. Руководство по рукоделию. М. , ИПЦ «Российский раритет» , 1993, с. 16. Еременко Т. И. Рукоделие. М. , Легпромиздат, 1989, с. 28 -33. Еременко Т. И. Иголка – волшебница. М. , «Просвещение» , 1988, с. 40 -54. Уткин П. И. Народные художественные промыслы России. М. , «Советская Россия» , 1984, с. 167 -169. Бабенко И. , Капышкина С. Узоры подсказывала природа - журнал «Народное творчество» , 1998 № 2, с. 13 -15. Клиновская Г. Вышивка на крестьянском костюме - журнал «Народное творчество» , 1996 № 6, с. 13 -14. Литовченко З. Прошлому нет цены - журнал «Народное творчество» 1996 № 4, с. 14 -15. Рыбакова С. Тяжела была работа, подарить была охота - журнал «Народное творчество» , 1999 № 4, с. 10 -11. Федотова Л. Живые ремёсла - журнал «Народное творчество» , 1996, № 3, с. 24. Цветкова Н. Давно ли на Руси вышивают? - журнал «Лена» , 2002, № 4, с. 8 -10. Шалаева Н. Традиционная русская вышивка - журнал «Народное творчество» , 1995 № 5, с. 25 -27; 1995 № 6, с. 19 – 21; 1996 № 1, с. 19 -21.
Презентация Дегтеревой К..pptx