Ближний Восток в I тыс до нэ.ppt
- Количество слайдов: 26
БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫС. ДО Н. Э. История стран Востока А. О. Захаров
Основные черты обществ Ближнего Востока в первой половине I тыс. до н. э. • Новые этнические группы – амореи, в том числе халдеи • Начало железного века – хозяйственная революция • Возникновение религиозно-этических учений, в том числе монотеизма • Немецкий философ Карл Ясперс назвал этот процесс «осевым временем» , т. е. духовной революцией • Духовная революция охватила • Израиль и Иудею времён пророков, • древнеиранское общество при Зороастре, • Древнюю Индию времён Будды и Джины (основателя джайнизма), • Древний Китай эпохи Конфуция • Древнюю Грецию при первых философах от Фалеса до Сократа. • В Греции, Китае и Индии наряду с этическими проблемами зародилось и научное знание – знание ради самого знания, или теория (др. -греч. θεωρία), «любовь к знанию» , или философия (φιλοσοφία)
Ассирия находилась на торговых путях по Тигру и от Тигра на север, восток и запад. Богатство Ассирии зиждилось на международной торговле. Для увеличения доходов нужно было установить контроль и над торговыми путями по Евфрату.
История Ассирии – история непрерывных войн • Каждый царь, располагавший достаточной силой, предпринимал походы в трёх направлениях: 1) на юг – в Вавилонию и, если удавалось, Элам; 2) на запад – в Сирию, Финикию и Палестину; 3) на север – в страны Армянского нагорья. До Средиземного моря первым дошёл Ашшур-нацир-апал II (IX в. до н. э. ) Ашшур-нацир-апал – « [Бог} Ашшур, защити наследника»
Политика Ашшур-нацир-апала II и её результаты • Устрашение покорённых территорий: сажание на кол, сожжение заживо, пирамиды из связанных пленников • Ограбление, разорение и опустошение завоёванных стран • Новая столица – город Кальху Цитадель урартских царей на Ванской скале в Тушпе • разграбленные территории не давали дохода. • Для отпора ассирийцам в Сирии сложились два союза – Северный и Южный, а на Армянском нагорье – царство Урарту. • Войны с новыми политическими силами успеха не приносили. • При Адад-Нерари III ( «Адад – мой помощник» ) на рубеже IX–VIII вв. в Ассирии широко распространилась вавилонская культура. • Политическое положение Ассирии не было прочным. • VIII век стал временем расцвета Урарту
Реформы Тиглатпаласара III (745– 227 гг. до н. э. ) • Военная (главная) • Административная • Демографическая/миграционная Тукульти-апаль-Эшарра – «В Эшарре (Ашшуре) моя уверенность» или «Защити наследника, Эшарра»
Военная реформа Тиглатпаласара III • профессиональная наёмная армия вместо военных колонистов и ополчения • содержалась за государственный счёт • была единообразно вооружена – железное оружие. У всех воинов были панцири, щиты и шлемы • проходила систематическую подготовку • Пехота была тяжеловооружённой и легковооружённой (лучники). • Войско по родам оружия имело соотношение: 1 колесничий : 2 всадника : 4 тяжеловооруженных пехотинца : 8 лучников. • Возникли новые рода войск: • Кавалерия дополнила отряды колесничих. • Инженерные части (сапёры) прокладывали дороги, сооружали переправы, вели осаду крепостей с использованием стенобитных орудий, осадного вала и насыпей. • Отдельное ведомство представляла разведка. Использовались шпионы и осведомители. Разведку возглавлял наследник престола
Результаты военной реформы • успешные болевые действия на юге: Тиглатпаласар дошёл до Персидского залива, на севере – прошёлся по Урарту, разгромил центры Северосирийского и Южносирийского союзов – Арпад и Дамаск. После захвата Вавилона в 729 г. до н. э. царь заключил с Вавилонией личную унию, короновавшись в ней под именем Пулу.
Административная и миграционная/демографическая реформы • Административная реформа • Большие исторические области разделены на небольшие административно-податные округа во главе с «областеначальниками» • Областеначальники были, как правило, евнухами, чтобы они не создали новых династий • Реформа не коснулась Вавилонии • Завоёванное население насильственно переселялось на новые места, в том числе коренную Ассирию • Переселение шло организованно. Наряду с семьями и племенами переселяли даже племенных богов • На новом месте разные племена селили вперемешку • Одним из следствий смешения народов стало дальнейшее распространение арамейского языка • Аккадский остался языком делопроизводства
Новоассирийская империя • При Тиглатпаласаре III Ассирия стала империей – монархическим государством, объединяющим разнообразные в хозяйственном и культурном отношении территории и делящимся на центр и периферию • Привилегированным был сам центр – коренная Ассирия • остальные области по своему политическому положению могут считаться внутренней периферией империи • Новоассирийская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря
Ассирия после Тиглатпаласара III • В правление сына Тиглатпаласара Салманасара V (Шульмануашаред) стал явным конфликт между царём и привилегированными священными храмовыми городами – Ашшуром, Вавилоном и Сиппаром. Они были освобождены от налогов, а царь наложил руку на их богатство. Салманасар погиб во время осады Самарии • Салманасар (Шульману-ашаред) – «Бог Шульману – предводитель» . Шульману – бог подземного мира, плодородия и войн у вавилонян, аккадцев и ассирийцев • На престол взошёл Саргон II
Саргон II (722– 705 гг. до н. э. ) • Новый царь вернул привилегии городам • Воспользовавшись нашествием племён киммерийцев на Урарту, Саргон разгромил его в 714 г. до н. э. • Он повторно завоевал Вавилонию. • Последние годы жизни Саргон жил в новой столице Дур. Шарруки н ( «Крепость Саргона» ).
Синаххериб, сын Саргона II, 705– 681 гг. до н. э. • Син-аххе-эриба – «Син приумножил братьев» • предпочитал силовые методы управления. • неоднократно воевал с Вавилонией, где на престол постоянно претендовал халдейский вождь Мардукапла-иддин ( «Мардук дал наследника» , Меродах. Баладан Библии) • безуспешно воевал с Эламом • перенёс столицу в Ниневию, перестроив её по правильному плану, расширен и укреплён. «Царская дорога» Ниневии была 50 метров шириной • В 689 г. до н. э. Синаххериб взял штурмом и до основания разрушил Вавилон. Обломки зданий, включая храмы, были сброшены в Евфрат. На место города пустили воды. Статуи богов увезли в Ассирию
Асархаддон, 681– 669 гг. до н. э. • Ашшур-аха-иддина – «Ашшур дал брата» • Назначен наследником по требованию жречества • Синаххериба убили в храме его сыновья. Отсутствовавший в то время в Ниневии Асархаддон немедленно вернулся, воцарился и разбил войско братьев • Асархаддон восстановил Вавилон, объявив, что боги сжалились над своим городом. • Тогда был построен новый зиккурат Эсагилы, храма бога Мардука, – Вавилонская башня
Эсагила и последние годы Асархаддона • Асархаддон завоевал Египет в 671 г. до н. э. , захватив Мемфис. • Много сил уходило на подавление многочисленных восстаний. • В восточных провинциях восстание племени мидян закончилось созданием в 672 г. до н. э. независимого Мидийского царства под властью Каштарити. • Асархаддон назначил наследником младшего сына Ашшурбанапала (Ашшур-бануапли, «Ашшур – родитель наследника» ), завещав старшему, Шамаш-шум-укину ( «Шамаш упрочил потомство» ), трон Вавилона
Общая характеристика Ассирии • Ассирийские правоведы выработали единую форму правового документа, фиксировавшего взаимные обязательства сторон по любой сделке. Даже судебные решения оформлялись в виде частноправовой сделки • В обращении были слитки серебра определённого веса со специальными отметками • Объектом свободной купли-продажи стала земля • Исчезла свойственная ранней древности общинная и большесемейная собственность на землю • Семья стала индивидуальной
Структура власти в Ассирии • Во главе Ассирии стоял царь • Его власть была ограничена только «волей богов» • Её узнавали посредством запросов оракулам и гаданий, и жрецы – толкователи изречений оракулов и гадатели – оказывали влияние на политику • Власть царя не была наследственной: он должен был получить одобрение богов • Царь опирался на армию и бюрократический аппарат • Его важнейшими помощниками были • главнокомандующий, • дворцовый глашатай, • главный кормчий, • главный сановник (абаракку), • наместник страны • В одном списке перечислено 150 чиновничьих должностей • Все чиновники приносили присягу царю Ассирии при его вступлении на трон • Для управления огромной территорией была создана царская канцелярия • Она работала на ассирийском диалекте аккадского и арамейском языках
Административное устройство империи • Империя делилась на пятьдесят с лишним административноподатных округов • Ими управляли областеначальники • Несколько округов подчинялись высшему военачальнику • В города назначали наместников, в помощь им давали военачальников • Зависимые от Ассирии государства (Египет, часть Вавилонии) сохраняли своих местных правителей, традиционное законодательство и организации, но под контролем ассирийских чиновников и при условии лояльности царю Ассирии
Земельные отношения, повинности и налоги • Земля делилась на царскую/государственную и частную • Царская земля раздавалась чиновникам за службу • С частной земли собирали подати, а их собственники были обязаны нести повинности • Налоги: • «зерно исторжения» (1/10 урожая), • «солома» (фураж, 1/4 урожая), • «взятие крупного и мелкого скота» (1 голова из 20). • Подать в пользу храмов – «пятина» . • Повинности включали военную, строительную, служебную. • Служебная повинность заключалась в службе на той должности, за которую выдавали надел. • Военную и строительную повинности несли все землевладельцы. • Широко распространилось освобождение от всех или некоторых повинностей и податей – иммунитеты. • Некоторые города: Ашшур, Вавилон, Сиппар, Ниппур – традиционно были свободными городами.
Социальные низы • Из-за масштабных перемещений людей и передачи территорий высшим чиновникам в Ассирии сложилось единое податное сословие, в котором объединились и бывшие лично свободные землевладельцы, и посаженные на землю военнопленные, и посаженные на землю рабы. • В Ассирии было широко распространено рабство.
Культура и экономика Ассирии • Ассирия прославилась строительством городовкрепостей, дорог и мостов • Гончары изготавливали не только утварь, но и керамическую плитку для облицовки зданий • Стеклодувы знали свойства стекла • Металлурги стали закалять сталь Ниневия Развалины Ашшура
Культура и экономика Ассирии • выращивали зерно, финики, пальмовое и виноградное вино, чеснок, мёд, кунжут, персики, гранаты, груши, яблоки, инжир, миндаль, плоды тутового дерева. • разводили лошадей, ослов, крупны и мелкий рогатый скот, а начиная с Ашшурбанапала – одногорбых верблюдов (дромадеров) • В Ниневии Ашшурабанапал собрал огромную коллекцию текстов на 20 000 глиняных табличек, прекрасно сделанных и систематизированных по всем отраслям тогдашних знаний. Здесь были собраны мифологические и литературные тексты, гимны богам, наставления в гаданиях, заклинания, медицинские справочники, математические задачи, списки растений, животных и минералов, словари шумерского и аккадского языков, правовые тексты, официальная переписка царя, отчёты и письма чиновников, в том числе доносы, договоры, списки провинций, летописи… Некоторые молитвы написал сам Ашшурбанапал в образе жреца
Литература Ассирии • Ассирийцы разрабатывали литературно-исторический жанр, составляя рассказы о деяниях того или иного царя. В них много преувеличений и умолчаний, но они прославляют победоносных ассирийских владык в постоянных трудах на благо империи и её покровителей – богов • Поскольку царь считался наместником бога Ашшура, то составлялись своеобразные отчёты царей своему владыке – письма царя имярек богу Ашшуру. • В письме Саргона II впервые в мировой литературе даётся описание пейзажей: • «Я прошел между… горами высокими, поросшими всякими деревами, чья поверхность мятежна, перевалы опасны, простирающими тень над окрестностями, подобно кедровому лесу, так что тот, кто идет их путями, не видит сияния солнца…» • В Ассирии были созданы рассказ о путешествии царевича в царство мёртвых – прообраз «Ада» Данте, «Роман о Ахикаре» и «Роман об Ашшурбанапале и Шамаш-шумукине» • Роман о двух братьях повествует об их вражде и попытках сестры помирить их • Роман об Ахикаре был крайне популярен: известны его греческая, сирийская, эфиопская, арабская, армянская и славянская версии ( «Сказание об Акире Премудром» ). Ахикар – исторический персонаж. В романе он предстаёт советником царя Синаххериба, которого оклеветал приёмный сын. Но правда торжествует, и Ахикар наставляет своего воспитанника на путь истинный
Искусство Ассирии Ассирийское искусство прославилось своими рельефами из известняка, образующими многофигурные композиции. Они украшали бесчисленные царские дворцы и рассказывали о жизни и деяниях царя: пирах, битвах, охоте, обрядах, расправах и поклонении побеждённых. Ассирийцы прекрасно передавали как стремительные движения лошадей и зверей, так и тяжеловесное величие царственных богатырей На рельефах сюжет «охота на львов»
Ашшурбанапал ( «Ашшур – родитель наследника» , ≈668–≈627 гг. до н. э. ) • Правление Ашшурбанапала стало закатом Ассирии • Ему пришлось усмирять восстания, воевать в Египте, Эламе и Вавилонии • В 655 г. до н. э. Египет обрёл независимость • В середине VII в. до н. э. Ашшурбанапал подавил восстание брата Шамаш-шумукина Вавилонского • Чуть позже Ашшурбанапал полностью разгромил Элам • Но конец его жизни и царствования покрыт мраком неизвестности. Ашшурбанапал на охоте
Гибель Ассирии • 620 -е годы полны смут и борьбы за ассирийский трон. • Воспользовавшись явным ослаблением империи, в Вавилоне воцарился правитель Приморья (крайний юг Двуречья) халдей Набопаласар (Набу-апал-уцур). Тогда же мидийский царь Киаксар совершил набег на сердце Ассирии – Ниневию • В 614 г. мидийцы взяли Ашшур. Тогда же Киаксар и Набопаласар заключили договор против Ассирии • В 612 г. под ударами объединённого мидийско-вавилонского войска пала Ниневия • Спустя два года под Харраном, расположенным в долине притока Евфрата Белиха на торговом пути из Ниневии и Сирию, была разгромлена армия последнего ассирийского царя Ашшур-убаллита • Остатки его отрядов потерпели поражение через пять лет под Каркемишем (город на переправе через Евфрат в Сирии), в 605 г. до н. э. • Ассирийская империя пала
Ближний Восток в I тыс до нэ.ppt