biomed.pptx
- Количество слайдов: 15
Биомедицина как сосредоточение наиболее острых этических проблем Выполнила :
Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что в ней все более заметное место занимает этическая проблематика. Развитие биомедицины обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения «Клятвы Гиппократа» , которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, не нанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биомедицины.
Биомедицина – раздел медицины, изучающий с теоретических позиций организм человека, его строение и функцию в норме и патологии, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения.
Основная задача биомедицины - способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Биомедицина призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед человечеством практически ежедневно.
Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных врачебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, таких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т. д. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедицине". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию.
Основные проблемы биомедицины • защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью); • справедливости в здравоохранении; • взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий); • аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство); • проведения экспериментов на человеке и животных; • выработки критериев диагностики смерти; • современной генетики); • манипуляций со стволовыми клетками; • клонирования (терапевтического и репродуктивного); • оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи); • самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной). • трансплантологии
Смерть и умирание. Проблема Эвтаназии Основные принципы биомедицинской этики, используемые в современных дискуссиях об эвтаназии, - это принцип уважения автономии личности и принцип «не навреди» . Первый из них предполагает, что решение об эвтаназии принимается пациентом (либо его близкими) добровольно и осознанно. Вопросы, встающие в этой связи, таковы: насколько далеко может простираться автономия пациента и насколько осознанным можно считать выбор, который делает человек в таком тяжелом состоянии. Принцип «не навреди» привлекается постольку, поскольку выбор «за» или «против» эвтаназии оценивается с точки зрения минимизации вреда для пациента.
Те, кто выступают в защиту эвтаназии, обычно обосновывают свою позицию следующими доводами: • Человеку должно быть предоставлено право самоопределения, вплоть до того, что он сам может выбирать, продолжать ли ему жизнь или оборвать ее. • Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения. Действительно, если пациенту приходиться переносить тяжелые и непрекращающиеся боли, чувство сострадания может подсказывать такой выход, как эвтаназия. • Человек имеет право быть альтруистом. Здесь имеется в виду то, что мучения больного заставляют сострадать и страдать его близких и вообще тех, кто находиться около его постели, а также и то, что посредством эвтаназии он сможет сберечь те финансовые средства, которыми могли бы воспользоваться его родные. Он, понимая безнадежность своего положения, может захотеть, чтобы усилия и ресурсы, которых требует его лечение, были направлены другому - тому, кому действительно можно помочь.
Аргументы, высказанные против активной эвтаназии. • Активная эвтаназия - это покушение на непреходящую ценность, каковой является человеческая жизнь. Легализация какой-либо практики уничтожения человеческих жизней (в нашем случае практики активной эвтаназии), то есть превращение ее в принятую, санкционированную обществом, чревата глубочайшими потрясениями всего нормативно-целостного порядка, только благодаря существованию которого люди и продолжают оставаться людьми. • Возможность диагностической и прогностической ошибки врача. • Возможность появления новых медикаментов и способов лечения. • Наличие эффективных болеутоляющих средств. Можно возразить, что применение таких средств, к сожалению, бывает противопоказано для отдельных пациентов. Кроме того, в лучшем случае они снимают физическую боль, но не освобождают пациента, прикованного к постели, от мучительной постоянной зависимости от окружающих. • Риск злоупотреблений со стороны персонала. Речь идет о том, что в случае, если активная эвтаназия будет узаконена, у медицинского персонала будет возникать искушение использовать ее не столько исходя из интересов и желаний пациента, сколько из других, гораздо менее гуманных, соображений.
Проблема трансплантологии Трансплантология, безусловно, является одной из самых перспективных областей медицинской науки и практики: она аккумулирует новейшие достижения современной хирургии, реаниматологии, анестезиологии, иммунологии, фармакологии и других медико-биологических наук и опирается на целую совокупность высоких медицинских технологий. Этические проблемы трансплантологии существенно различаются в зависимости от того, идет ли речь о заборе органов для пересадки у живого человека или из тела умершего. Использование трупа человека в качестве источника органов для пересадки вызывает целый спектр непростых моральных проблем. Все мировые религии запрещают нанесение повреждений телу умершего человека, предписывают бережное отношение к нему. Со светской точки зрения смерть человека не обрывает действенности его воли в отношении того, что ему принадлежит.
Клонирование есть получение генетических копий животных и человека. Пожалуй, ни одно из достижений науки не вызвало в минувшем веке столь бурных дебатов, как клонирование. Возможность создавать человеческие копии фактически разделила мир на две части: тех, кто за и тех, кто против. Сторонники клонирования утверждают, что преимущества, которые дает человечеству это достижение науки, при разумном регулировании значительно перевесит нежелательные последствия. По сути дела, человеческий клон это всего лишь близнец донора ДНК, отсроченный по времени. Клонированного человека в течение 9 месяцев будет вынашивать женщина, он будет рождаться и воспитываться в семье, достигнет совершеннолетия через 18 лет. Поэтому опасность появления двойников исключается. Тот, кого будут клонировать, должен дать на это согласие. Женщина, которой предстоит вынашивать клонированного человека, также идет на это добровольно. Сторонники идеи полагают, что клонирование даст возможность бездетным парам иметь детей, а обществу воспроизводить выдающихся личностей: актеров, ученых, спортсменов. Причем, против оказались не только большинство религиозных деятелей, но и часть научного сообщества. Противники клонирования утверждают: создание людей с идентичным генетическим кодом противоестественно и аморально. Клонирование равнозначно принятию на себя роли Бога, полагают представители религиозной оппозиции. Приверженцы идеи отвечают, что священные тексты не содержат явного запрета на клонирование и напоминают, что любое открытие в области медицины в первое время вызывало аналогичные возражения со стороны религиозных деятелей.
Проблема аборта. Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. Искусственное прерывание беременности распространено в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910 000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.
Поскольку тема реферата включает проблемы этики и нравственности, по –моему мнению, следует изучить и вопрос отношения церкви и биомедицины. Биомедицинская этика рассматривается в Православии в рамках нравственного богословия как одна из форм защиты богоподобного достоинства и свободы личности (врача и пациента). В 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание при Московском Патриархате Церковнообщественного Совета по биомедицинской этике. В Совет вошли священнослужители, богословы, врачи, ведущие ученые, юристы, философы.
Выводы В данной работе я рассмотрела многие проблемы, существующие в биомедицинской этике; однако, конечно же, далеко не все. Дело, прежде всего в том, что нынешний бурный научно-технический прогресс в области биомедицины, который несет с собой новые надежды на излечение пока что неприступных болезней, вместе с тем порождает все новые и новые моральные проблемы. Поэтому задача состоит не в том, чтобы остановить научные исследования что все равно невозможно сделать, - а брать под контроль вновь разработанные методы, как только они достигли стадии эксперимента, и до того, как они стали предметом коммерции. Моральные проблемы, безусловно, возникают в любой области профессиональной деятельности, в которой приходиться иметь дело с другими людьми. Но, пожалуй, будет трудно найти другую такую область, в которой они были бы столь драматичными и столь сложными, как в медицине. Далеко не случайно, что именно в этой сфере сформулировано столь много кодексов, деклараций, конвенций и иных документов, призванных регулировать моральные стороны профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание!
biomed.pptx