Биография и творчество Альбрехта Дюрера.ppt
- Количество слайдов: 117
Биография и творчество Альбрехта Дюрера Презентацию подготовила: Лазарева Татьяна, гр. 2312
Содержание: • • Начало жизненного пути Альбрехта Дюрера; Акварели Альбрехта Дюрера: пейзажи; Акварели Альбрехта Дюрера: животные; Альбрехт Дюрер: гравюры(серия «Апокалипсис» ); Альбрехт Дюрер: другие гравюры и рисунки (с 1501 г); Альбрехт Дюрер: три «мастерские гравюры» на меди (151314 гг. ); Альбрехт Дюрер: живопись.
Начало жизненного пути Альбрехта Дюрера. Центральной фигурой немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер, живописец и график, один из самых выдающихся личностей в истории искусства. Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, на юге Германии. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Например, на «Автопортрете с гвоздикой» Дюреру 22 года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Дюрер, Альбрехт. Автопортрет, 1493 Холст, Масло. Лувр, Париж
На "Автопортрете « 1498 года Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1498 Дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид
«Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет» Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, — последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника. Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500 Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен
Альбрехт Дюрер - сын зажиточного ювелира Альбрехта Дюрера Старшего (1427 -1502) и Барбары Холпер. Его раннее творчество начиналось с рисунков, резьбы по дереву и гравюры, которые так и остались его главным и любимым делом на протяжении всей его творческой карьеры. Альбрехт Дюрер. Портрет Альбреха Дюрера Старшего, 1490. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Портрет Барбары Дюрер, урождённой Холпер. Приписывается Альбрехту Дюреру, 1490. Дерево, масло. Немецкий национальный музей, Нюрнберг. Портрет отца Альбрехта Дюрера в возрасте 70 лет, 1497. Приписывается Альбрехту Дюреру. Дерево, масло Национальная галерея, Лондон.
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 году поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492 -1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Альбрехт Дюрер. Портрет Михаэля Вольгемута , 1516. Национальный музей искусств, Нюренберг, Германия
• Акварели Альбрехта Дюрера: пейзажи Альбрехт Дюрер. Церковь святого Иоанна, акварель и гуашь, 1489. Временно находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Все акварельные работы Дюрера можно условно разделить на два цикла: пейзажи (городской пейзаж и природные ландшафты) и зарисовки животных и растений.
Альбрехт Дюрер. Вида на Тренто, 1494. Акварель, гуашь. Кунстхалле, Бремен. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.
А. Дюрер. Двор бывшего замка в Инсбруке без облаков. Двор бывшего замка в Инсбруке с облаками. Акварель, бумага, 1494. Галерея Альбертина, Вена.
А. Дюрер. Вид на долину Арко в Тироле. Акварель, перо, чернила, 1495. Лувр, Франция. В Европе акварельная техника вошла в употребление в 15 веке. Первоначально использовались сухие краски, с немалым трудом растираемые в порошок. Акварелью нередко пользовались для оформления буквиц (первых букв начальных слов) в книгах, для зарисовок растений и животных. В 1780 году в акварель стали добавлять мёд (медовая акварель) для её умягчения, так как мёд удерживает влагу.
А. Дюрер. Пейзаж возле Сегонцано в долине Сембра. Акварель, 1495. В том же веке появились первые магазины акварели, где можно было приобрести не просто сухую акварель, а жидкую. С 1835 года в состав акварели стал входить глицерин для уменьшения вязкости. Самым первым европейским художником, который стал экспериментировать с этим художественным средством, стал Дюрер.
А. Дюрер. Замок в Тренто. Акварель, 1495. Британский музей, Лондон.
А. Дюрер. Вода, небо и деревья, 1495 -1496. Акварель. Лондон, Британский музей.
А. Дюрер. Дом у пруда. Акварель, 1496. Британский музей, Лондон.
А. Дюрер. Вид на Нюрмберг. Акварель, 1496 -1497. Кунстхалле, Бремен.
А. Дюрер. Уиллоу Милл, 1496 -1498. Акварель, гуашь на бумаге. Национальная библиотека в Париже.
А. Дюрер Кусок дерна. Акварель, 1503. Вена, Художественноисторический музей А. Дюрер Ирис. Акварель. 1503. Кунстхалле Бремен.
А. Дюрер Кусок дерна. Фрагменты.
А. Дюрер. Вид на Кальхройт. Акварель, 1511. Галерея Кунстхалле.
• Акварели Альбрехта Дюрера: животные Во время одной из прогулок, которые живописец называл «лучшим лекарством для души и тела» , Дюрер подобрал крохотного зайчонка. Зверёк поселился в доме художника, и однажды Дюрер решил написать его. Но как заставить пугливого зайца сидеть неподвижно? Живописец устраивал свою беспокойную модель на стуле возле окна, подолгу разговаривал с животным, рассчитывая успокоить его ласковым тоном. Однако далеко не сразу Дюреру удалось приступить к написанию картины — заяц убегал прочь при любом подозрительном шорохе. А. Дюрер. Заяц. 1502 Бумага, перо, тушь, гуашь, акварель. Собрание графических работ Альбертина, Вена, Австрия
Художнику так и не удалось полностью победить недоверчивость зверька. Возможно, это к лучшему, ведь настороженный заяц на картине выглядит не нарисованным, а живым. Он приподнял одно ухо, его рыжевато-коричневый мех чуть взъерошен, в расширенном зрачке отразился оконный переплёт. Кажется, что зверёк вот-вот сорвётся с места, причём причиной бегства может стать не только какой-то резкий звук, но и случайно коснувшийся его шёрстки солнечный луч.
Заяц(1502), фрагмент.
А. Дюрер. Голова оленя. Акварель, 1514. Байонна, Музей Бонна, Кабинет рисунков
А. Дюрер. Маленькая сова. Акварель, 1506. Альбертина, Вена, Австрия.
А. Дюрер. Мёртвая синяя птица. Акварель, 1512. Альбертина, Вена, Австрия.
Мёртвая синяя птица(1512), фрагменты.
А. Дюрер. Крыло сизоворонки. Акварель, пергамент, 1512. Альбертина, Вена, Австрия. Дюрер обладал поразительной особенностью видеть прекрасное в том, что находится перед ним. Здесь он изобразил просто крыло сизоворонки, зачарованный цветом перьев — как меняются его оттенки от голубого через зеленый к светло-аквамариновому и снова к черно-синему. Мы можем ощутить преобразования этих перьев, почувствовать, как меняется их фактура от пуховой мягкости около корней до гладкой упругости на концах. Дюрер передает свое ощущение чуда, которое родила в нем ещё не увядшая красота мертвой птицы.
А. Дюрер. Белки. Старинный рисунок, 1578. Библиотека искусств Бриджмена
• Альбрехт Дюрер: гравюры(серия «Апокалипсис» ) Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве "Апокалипсис". "Мученичество Иоана Богослова" - первая гравюра в серии "Апокалипсис". В самом тексте "Апокалипсиса" этого события нет. Художник резко противопоставил два человеческих образа. Император Домицианстарый бородатый человек, повелевший пытать Иоанна, восседает на резном троне. На императоре длинный плащ, подбитый горностаем, с шеи свисают золотые цепи, на груди драгоценный камень, в руке скипетр. Черно-белый штрих создает ощущение цветной ткани, блестящего металла, сверкающего бриллианта. Домициан огромен и неподвижно важен. Глаза его устремлены на обнаженного Иоанна. А. Дюрер. Мученичество Иоанна Богослова. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Живопись в 15 веке пользовалась символами, были утверждены каноны, которым следовали в алтарной живописи и книжной миниатюре, в гравюре на меди, ксилографии, настенной живописи - и это было понятно современникам великого немецкого художника, а мы обратимся к комментариям, которые нашли в статье П. Котова. Он пишет: "Апостол видит перед собой Творца, держащего в руке запечатанную Книгу Судеб. В другой руке у Пантократора — семь звезд, которые символизируют ангелов-покровителей семи самых крупных из первых христианских общин — в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикее. Сами же общины символизируют семь светильников. Из уст Творца выходит меч — символ божественного слова". А. Дюрер. Явление Иоанну Христа и сути семи церквей. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
А. Дюрер. "Св. Иоанн и двадцать четыре старца" Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы. Четвертый всадник – это Смерть. Всадники возникают из густого мрака, который надвигается на землю. Что всадники посланы небом, показывают стрелы лучей. Остроконечный колпак, широкополый халат, изогнутый лук у первого. Четвертый всадник, "которому имя - смерть", - полуобнаженный старик с разверстым в крике ртом и горящими глазами. Он восседает на костлявом коне. Вслед за последним всадником ползет по земле чудовище с открытой пастью. Кони надвигаются неотвратимо. Кони трех всадников с подковами: металлическим цокотом звучит их галоп. Четвертого коня художник оставил некованым. У его поступи костяной звук. Всадник-смерть отпустил веревочные поводья. На его коне ни седла, ни стремян. Всадник с устремленными вперед безумными, яростно округлившимися глазами конем не управляет. А конь этот, припадая на разбитые копыта, неотвратимо надвигается на людей. . . Под копыта коня падают поверженные ужасом бюргер, крестьянин, горожанка. Они не пытаются сопротивляться. А. Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
После того как снята печать шестая, началось великое землетрясение. Дюрер показал, как вот - вот обрушится гора. Трескается каменная скала. Сейчас от нее начнут отваливаться глыбы: "И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь". Дюрер дает обоим светилам угрюмомрачные человеческие лица. Грозный мужской лик помещен в топкий серп ущербной луны. Лучи луны остры, как кинжалы. Лучи солнца извиваются, как змеи. Говорят, что так изображал солнце в гравюрах уже учитель Дюрера, Вольгемут. Так, да не совсем так. У Дюрера между лучами - змеями - еще и лучи острые, как пики. И у них черный цвет. Страшное черное солнце, разящее острыми черными лучами, над гибнущим миром. Огромные пылающие звезды падают на землю, прочерчивая в небе огненные следы. Слышишь свист, с которым они разрезают воздух. "И небо скрылось свившись, как свиток. . . ". А. Дюрер. "Открытие пятой и шестой Печатей". 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
"Открытие пятой и шестой Печатей". 1497 -98, фрагмент. Возможно ли сделать зримой такую метафору? Для Дюрера - возможно. Огромным облаком накрыл он землю. Оно простирается от края листа и до края - от одного конца мира до другого. И облако это сворачивается, его края закручиваются, шатер, который оно образует над миром, сужается.
"Открытие пятой и шестой Печатей". 1497 -98, фрагмент Образ сжимающегося мира возникает задолго до того, как он появился в книгах современных фантастов. А под страшно сворачивающимся небом, между каменными глыбами, готовыми рухнуть, объятые ужасом грешники. Дюрер резко делит толпу надвое: слева простые люди, справа - знатные. Простолюдин в отчаянии вздымает руки к небу. Пожилая женщина пытается прикрыть своим телом ребенка. Дюрер изображает гибнущих детей с щемящей душу жалостью.
На четырех углах земли появляются четыре ангела. Они удерживают четыре земных ветра, чтобы те не дули на землю. Передышка! Мрак и отчаяние уступают место свету и надежде. Четыре могучих окрыленных ангела надежно защищают мир со всех четырех сторон. Фигуры их величественны и спокойны. Каждый вооружен мечом. Еще один ангел метит праведных, спасенных от гибели. Потому эта гравюра и называется "Клеймение праведных". Он так бережно и так привычно держит тоненькую кисточку, что кажется, Дюрер нарисовал его с одного из своих учеников, которому впервые было разрешено прикоснуться кистью к картине. А. Дюрер. Клеймение праведных. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Ангелы затрубили в трубы, на землю обрушился град и хлынула кровь. Горят деревья и трава. Море обращается в кровь. Рушится с неба в колодец звезда Полынь, и горькой становится вода па земле. Со всех сторон на солнце надвигается черпая тьма. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. Еще одна звезда падает на землю, отворяя еще один колодец. Оттуда поднимается дым. Он омрачает солнце и небо и превращается в хищную саранчу. Вот образы, созданные для Дюрера! Он строит гигантскую мировую сцену. Вверху, между богом и алтарем, восьмой ангел. Он бросает на землю жертвенный огонь. Поразительно его лицо. В нем ни гнева, ни угрозы. Это беззаботное лицо ребенка, который забавляется. На губах улыбка удовольствия, в глазах любопытство. Он - воплощение беззаботной жестокости. Забыть его невозможно. А. Дюрер. Трубный глас. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
А. Дюрерю Битва Ангелов. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
"Семь громов поведали нечто Иоанну, но голос с неба повелел ему сказанное скрыть". Веками читатели "Апокалипсиса" пытались разгадать эти строки. А у Дюрера была задача труднее: не только разгадать, но и придумать, как выразить их смысл в рисунке. Голоса громов зримыми не сделаешь, по ощущение могучей силы, которая создается строкой о "семи громах, проговоривших голосами своими", определяет величественный строй гравюры. Лик ангела увенчан радугой и излучает сверкающие лучи. Рука, подъятая для клятвы, пробивает облако огромным - в полнеба! - взмахом, другая - властно протягивает книгу Иоанну. Тело ангела Дюрер скрыл за сиянием лучей, за клубами облаков, предоставив воображению дорисовывать его. Руки Иоанна, обхватившие книгу, устремляются вслед за рукой ангела, подъятой для клятвы. Это движение проходит через весь лист, объединяя его единым порывом. На траве рядом с Иоанном раскрытая тетрадь. Видны исписанные страницы. К тетради привязаны чернильница и прибор для письма. А. Дюрерю. Св. Иоанн получает (глотает) книгу Откровений. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Дюрер знал из проповедей: семь голов дракона обозначают семь смертных грехов: зависть, лень, гордыню, похоть, чревоугодие, ярость и скупость. Тем отвратительнее сделает он их обличья. Искаженные морды - верблюжья, кабанья, львиная, песья и еще трех неведомых зверей, разинутые пасти, вытянутые языки, щетина, чешуя, зазубренные рога, шеи, извивающиеся, подобно змеям, острые когти, тело пресмыкающегося, но на кошачьих лапах, огромный голый хвост, перепончатые крылья - здесь соединено все, что может вызвать чувство страха и омерзения - "Семиголовый дракон". Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. Получилось нечто в высшей степени сложное, но не грозное, а неожиданно изысканное и занимательное. Обстоятельное перечисление оказалось избыточным. Таинственное должно быть недосказанным. А. Дюрер Женщина-Солнце и семиголовый Дракон. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия.
Архангел Михаил нанес удар копьем в пасть дракону. Длинное светлое копье подобно молнии. Чудовище опрокинулось навзничь и сейчас рухнет па землю со страшной высоты. Воинство архангела Михаила мечами и стрелами добивает порождения тьмы. Огромное усилие ощущается в руках архангела, яростны взмахи мечей, туго натянут лук - грозное сражение бушует в небе. А под черной тучей, в которой кипит эта битва, снова видна земля. На земле светлый день. Спокойная и мирная даль. Это уже не маленький уголок, это огромный простор - воплощение мирового пейзажа: горы, холмы, деревья, город. Пейзаж приходится описывать почти теми же словами, какими уже говорилось о других пейзажах "Апокалипсиса", но это, в сущности, и есть все тот же пейзаж. Те же корабли плывут по морю, те же деревья тянутся вдоль дорог, тот же город возносит к небу шпили башен. А. Дюрер. Битва архангела Михаила с драконом. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Загадочную для современного человека символику гравюры Альбрехта Дюрера разберем с помощью статьи П. Кротова. "Что Иоанн говорит о первом звере? Он выйдет из моря. У него семь голов и десять рогов. На каждом роге по диадеме, а на каждой голове богохульные надписи. По виду он похож на барса, но ноги у него медвежьи, а голова льва. Как ни странно, именно такой экзотический внешний вид дракона дает ключ к пониманию его образа. Медвежьи ноги и другие детали драконьего облика - совсем не фантазия Иоанна. Это символы трех великих государств древности — Вавилона, Персии и империи Александра Македонского. А. Дюрер. Зверь с семью головами и число его 666. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Зверь с семью головами и число его 666. 1497 -98, фрагмент Иоанн имеет в виду преемника этих государств, а им может быть только Римская империя. И это очевидно: кто, как не римляне, были жестокими гонителями христиан? Семь голов — это семь холмов, на которых раскинулся Рим, 10 диадем — 10 римских императоров. Богохульные слова на головах — это императорские титулы: "священный", "божественный", "равный Юпитеру" и подобные им. При таком истолковании становится понятным, почему Иоанн использовал аллегорию. Будь там написано все открытым текстом, репрессии были бы жесточайшими.
А. Дюрер. Ангец божий и гимн избранному. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Под блудницею в "Апокалипсисе" подразумевался императорский Рим. Это ему пророчилась неминуемая гибель. Но жестокость, роскошь, разврат языческого Рима были далекими. Во времена Дюрера яростное обличение "Апокалипсиса" связывали с папским Римом. Семь голов зверя понимали не только как семь смертных грехов, по и как семь холмов, на которых воздвигнут Рим. На берегу потока, обозначающего народы мира, уже гибнет в пламени город. По небу уже скачет грозное воинство, а люди на другом берегу, слепые к этим знамениям, выходят навстречу блуднице. О "великой блуднице" в "Апокалипсисе" говорится с гневом и отвращением: "С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле". Но обличье ее обманчиво прекрасно. "Она облачена. . . в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом. . . " А. Дюрер. Вавилонская блудница. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Последняя 15 -я гравюра "Апокалипсиса", к великому облегчению художника, начинает повествование о победе над мировым злом. Ангел заключает дьявола в преисподнюю. Сатану на этом листе Дюрер показал не столько грозным, сколько уродливым, даже смешным. Оп выглядит таким, каким его представляли в площадных спектаклях. Чтобы отправиться в преисподнюю, ему нужно протиснуться в узкий люк. Сатана съежился, скорчился, прижал к чешуйчатой спине общипанные крылья. . . Ангел, который отправляет его в тысячелетнее заточение, неумолим, исполнен мужества и непреклонной воли. У него в руках огромный ключ и цепь. Он придерживает белоснежные одежды, чтобы не коснуться нечистого. Все это происходит на склоне холма. А. Дюрер. Новый Иерусалим. 1497 -98 Гравюра на дереве. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
• Альбрехт Дюрер: другие гравюры и рисунки (с 1501 г) Гравюра «Немезида» воплощает определенный философский замысел, несомненно связанный с событиями тех дней; фигура женщины весьма далекая от классического идеала, с сильно развитой мощной мускулатурой и большим животом много рожавшей матери, претворена в монументальный образ крылатой Богини Судьбы, парящей над Германией. А. Дюрер. Немезида или Богиня Судьбы 1501. Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.
Немезида или Богиня Судьбы 1502, фрагмент Величавость этой стоящей на сфере фигуры с огромными крыльями, распростертыми за ее плечами, вырисовывающейся на светлом фоне безоблачного неба, контрастирует с мелочной дробностью пейзажа, словно усыпанного домиками, деревьями и скалами. В одной руке женщина держит драгоценный золотой фиал….
Немезида или Богиня Судьбы, 1501, фрагменты. …в другой — конную сбрую: предметы, намекающие на различие в судьбе людей разных сословий. Характерно, что в древнегреческой мифологии Немезида являлась богиней мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. В средневековье и эпоху Возрождения Немезида больше считалась исполнительницей судьбы.
А. Дюрер "Святой Юстас", 1501. Музей изящных искуссв, Хьюстон.
А. Дюрер "Святой Юстас", 1501, фрагмент.
А. Дюрер. Герб со львом и петухом, 1502. Музей изящных искусств, Хьюстон
Герб со львом и петухом, 1502. Фрагмент.
Герб со львом и петухом, 1502. Фрагмент.
Дюреровские эксперименты с пропорциями человеческого тела захватывают дух: он то сильно растягивает, то сжимает по вертикали человеческую фигуру, пытаясь найти единственно верное соотношение. Гравюра на металле Адам и Ева - один из первых результатов этих исследований, занимавших художника до конца жизни. А. Дюрер. Адам и Ева. Резцовая гравюра на меди, 1504. Художественная галерея Онтарио.
Адам и Ева, 1504. Фрагмент. Здесь он представил свой новообретенный идеал красоты и гармонии, сопроводив его горделивой подписью на латыни: ALBERT DURER NORICUS FACIEBAT 1504 (Альбрехт Дюрер из Нюрнберга сделал [эту гравюру] в 1504). Наш глаз не сразу оценит достижение Дюрера - ведь здесь художник изъяснялся на непривычном ему языке.
Адам и Ева, 1504. Фрагмент. Идеальные соотношения, найденные с помощью циркуля и линейки, не обладают непреложностью классических образцов. Искусственность проступает и в формах, и в позах, и в симметричном расположении фигур. Однако напряженность эта объясняется именно силой художнической индивидуальности, которая остается верной себе и в служении новым богам…
Адам и Ева, 1504. Фрагмент. …доверившись ее руководству, мы вступаем в сад Эдема, - в тот блаженный мир, где мышь уютно примостилась рядом с кошкой, где ни лось, ни попугай, ни корова, ни кролик не пугаются звука человеческих шагов.
Адам и Ева, 1504. Фрагмент. Где, заглянув в густые заросли, мы увидим, как у древа познания змей вручает Еве роковой плод, к которому уже тянется рука Адама. Светлые, проясненные тонкой моделировкой тела прародителей выдвигаются к нам, оставляя позади мрак лесных дебрей. Невозможно не восхищаться этой гравюрой, в которой воочию предстали многотрудные усилия по пересадке ростков южных идеалов на северную почву.
А. Дюрер. Изучение ног коленопреклонного. Рисунок. , 1508. Музей Бойманса - ван Бёнингена.
История создания рисунка «Руки молящегося» , отрывок из книги: «Если бы не Иисус. Д. Джеймс Кеннеди. Как христианство изменило мир к лучшему» . «Вы наверняка не раз видели их. Вам попадались их изображения в книгах и журналах, на картинках и вышивках. Это «Руки молящегося» — репродукция гравюры, выполненной 500 лет назад христианским художником Альбрехтом Дюрером, жившим в Германии. А знаете ли вы трогательную историю, связанную с этой гравюрой? Дюрер и его старший друг были начинающими художниками. Оба были очень бедны, поэтому жили вместе, чтобы сократить расходы… А. Дюрер. Руки молящегося. Рисунок, 1508. Галерея Альбертина, Вена
Руки молящегося, 1508. Фрагмент. …они решили, что один из них будет работать, чтобы второй мог учиться и рисовать, а через несколько лет поменяются местами. Дюрер вызвался работать первым, но его друг, видя больший творческий потенциал Дюрера, настоял, чтобы сначала Дюрер учился и рисовал. Несколько лет друг Дюрера неустанно трудился, но, когда пришло время меняться местами, он уже не мог писать картины, его руки загрубели и потеряли гибкость. Он не стал художником, пожертвовав своей мечтой ради того, чтобы мир обогатился даром Альбрехта Дюрера! Однако это не ожесточило друга Дюрера, потому что он был человеком верующим. Однажды Дюрер застал своего друга за молитвой, и, глядя на его сложенные в молитве натруженные руки, захотел запечатлеть их в гравюре. Теперь вы знаете историю этих сложенных в молитве рук, которые видели столько раз. »
А. Дюрер. Святой Антоний. Гравюра, 1519. Национальный музей искусства Каталонии
Святой Антоний, 1519. Фрагмент.
• Альбрехт Дюрер: три «Мастерские гравюры» на меди (1513 -14 гг. ) В 1513– 1514 годах Альбрехт Дюрер создает произведения, знаменующие вершину его творчества. Это три "Мастерские гравюры" на меди, которые объединяет совершеннейшая, беспредельная виртуозность штриха, полная покорность материала и инструмента мастеру, необычайное, невиданное прежде даже у Дюрера богатство светотени, сложность и свобода ритма. Кажется, что искусство резцовой гравюры достигло в них предела своих возможностей и перешагивает его: линейное по природе, оно обретает живописность. гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол» 1513, «Меланхолия» 1514 и «Святой Иероним в келье» 1514.
На гравюре облачённый в доспехи, христианский рыцарь, в узком ущелье, в сопровождении Дьявола со свиным рылом и Смерти — верхом на коне. Смерть держит песочные часы, чтобы напомнить рыцарю о краткости его жизни и тщетности усилий. Дьявол следует по пятам, готовый воспользоваться каждой ошибкой. Но всадник двигается по ущелью игнорируя или не глядя на существ вокруг него. Рыцарь демонстрирует абсолютное презрение к опасности и сомнениям, что часто рассматривалось как символ чести и мужества. А. Дюрер Рыцарь, смерть и дьявол. Гравюра, 1513. Музей Бойманс – ван Бейнинген
Смерть, Дьявол, и пейзаж, всё, изображено в мрачных тонах «Северного Возрождения» . Оба персонажа угрожают рыцарю, который закован и защищён в прямом и переносном смысле в броню своей веры. Это, как считает большинство историков искусства связано с публикациями голландского гуманиста и богослова Эразма в «Руководстве христианского солдата» . Гравюру также нужно рассматривать с учётом слов Псалма 22: 4… «Даже если иду долиной тьмы — не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой и опора Твоя — они успокоят меня. » Рыцарь, смерть и дьявол. Гравюра, 1513. Фрагменты.
Величественная, погруженная в размышление крылатая Меланхолия, предстающая в странном, тревожном мире. Гравюра необычайно сложна. Под рукой женщины книга, застегнутая на застежку, - ей сейчас не до чтения. Над ее головой прибор для измерения времени - песочные часы, соединенные с солнечными. Рядом - колокол с веревкой, которая уходит за край гравюры. Если кто-то невидимый дернет за веревку, колокол зазвонит. Песочные часы и колокол всегда означали у Дюрера: "Помни о смерти". А. Дюрер. Меланхолия. 1514 Гравюра на меди. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Меланхолия, 1514. Фрагмент. Меланхолия… Это название Дюрер включил в саму гравюру. В ее глубине парит дракон, который держит в лапах табличку с надписью «MELENCOLIA I» .
Меланхолия, 1514. Фрагмент. На переднем плане сидит крылатая женщина в пышном наряде. У нее массивное тело, сильные руки, крупные правильные черты лица. Она тяжело оперла увенчанную венком голову на левую руку. Взгляд ее устремлен вдаль. Такой взгляд бывает у человека, который смотрит на окружающий мир, но ничего не замечает, потому что на самом деле взгляд его направлен внутрь, и то, что он видит в своей душе, — невесело. На темном лице пугающе яркими кажутся белки глаз, и взгляд от этого обретает трагическое выражение. В позе женщины — душевный упадок, огромная усталость.
Меланхолия, 1514. Фрагмент. Женщина окружена различными предметами. Назначение некоторых - понятно, других - загадочно. Вместе они образуют хаос. В нем нелегко разобраться. Над ее головой таблица, расчерченная на клетки с цифрами, так называемый "Магический квадрат". Числа, вписанные в любые его четыре поля по горизонтали, вертикали и диагонали, дают в сумме "34"
Разбросаны по земле инструменты ремесел: пила, рубанок, клещи, молоток. Валяются в беспорядке, в пренебрежении - и они не оправдали надежд, не дали душевного облегчения. Привален к стене тяжелый каменный жернов. Когда он вращается и мелет зерно, он - символ осмысленного и непрерывного движения. Отъединенный от крыльев мельницы или водяного колеса, он - мертвая тяжесть, символ косной неподвижности. Меланхолия, 1514. Фрагменты.
И пусть песок в часах стремительно отмеряет время, пусть звон колокола напоминает о неизбежности смерти, человеческая мысль будет продолжать свой полет. Творчеству ведомы состояния глубокого отчаяния, но оно продолжается, покуда жив творящий человек. "Меланхолия" - воплощение человека-творца, исповедь художника, нередко испытывающего отчаяние от непомерной тяжести той задачи, которую он взялся решить, но верного властному стремлению познать и воплотить мир. Меланхолия, 1514. Фрагмент.
Св. Иероним в келье, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. Существует легенда о том, что, когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Все монахи разбежались, а Иероним спокойно обследовал больную лапу льва и вытащил из нее занозу. После этого благодарный лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. А. Дюрер. Святой Иероним. 1514. Гравюра на меди. Художественный музей. Карлсруэ. Германия
• Альбрехт Дюрер: живопись Вероятно, эта картина была создана Альбрехтом Дюрером в Страсбурге. На ней изображен Христос – странным образом и живой и мертвый. На ладонях отчетливо видны раны от распятия. Очень ярко изображена рана на ребрах – в Библии описывается, как солдат проткнул тело копьем, чтобы убедиться в наступившей смерти. Плеть с окровавленными нитями, связка прутьев и терновый венец напоминают об остановках на крестном пути и крестной смерти. Христос сидит, подперев голову правой рукой, что еще с античности служит выражением скорби, и смотрит задумчиво на зрителя. Это человек из плоти и крови, и все же нечто большее: его божественность обозначена лучами, крестообразно исходящими от головы, таинственным свечением тела и окаймляющим его золотым фоном. Дюрер, золотых дел мастер, изобразил его с помощью тонких штрихов; чертополох и сова в окружении птиц символизируют страсти Христовы. А. Дюрер. Христос как Муж Скорбей, 1493. Масло. Кунстхалле Карлсруэ, Германия.
А. Дюрер. Иисусмальчик с глобусом, 1493. Альбертина, Вена, Австрия
А. Дюрер. Дрезденский алтарь, 1496. Дерево, масло. Алтарь знаменует начало зрелого периода творчества Альбрехта Дюрера (1471 -1528). В 1495 художник прибыл в Нюрнберг. Ему покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый. Дюрер создал для него ряд работ, среди них и представленный полиптих.
Сюжет центральной панели - поклонение Девы Марии Младенцу. Центральная панель помимо главной сцены содержит важные сюжетные детали. Так, рядом с Девой Марией на пюпитре помещена книга. Это аллюзия на Книгу Премудрости Соломона. Таким образом, ясно, что Дюрер трактует Ее образ как «Virgo Sapientissima» (с латинского - «Дева Мария Премудрость» ) или «Mater Sapientiae» (с латинского - «Матерь Премудрость» ). Ангелы держат над головой Девы корону, что указывает на нее как на «Regina Coeli» (с латинского - «Царица Небесная» , так она именуется в мистической литературе 12 -13 веков). На заднем плане слева Иосиф-плотник трудится за своим верстаком, справа - вид улицы и стоящий у дома осел, намекающий на бегство в Египет А. Дюрер. Дрезденский алтарь. Центральная панель триптиха.
Левая створка изображает святого Антония (с традиционным атрибутом - колокольчиком, хотя и без свиньи, для которой он первоначально предназначался), он спокоен, несмотря на то, что окружен всевозможными фантастическими существами, искушавшими его в пустыне. На правой створке - святой Себастьян. Его облик нетрадиционен: стрелы, которыми он был пронзен, отсутствуют, но на теле (шее, ключице и животе) остались раны от них. В 1495 в Германии разразилась ужасная эпидемия чумы, ставшая одной из причин отъезда художника в Италию. Этот алтарь с изображением святого - свидетельство ее благополучного для художника исхода. А. Дюрер. Дрезденский алтарь. Левая и правая створки триптиха.
Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот пригласил ангелов к себе в дом, сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне занялись с ними сексом. Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается. Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на гору спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб. А. Дюрер. Бегство Лота с дочерьми из Содома, 1496. Масло. Национальная Галерея, Вашингтон.
Произведение было заказано Фридрихом III вскоре после его встречи с Дюрером, состоявшейся в Нюрнберге в апреле 1496 года. Исходя из стилистических особенностей полиптиха, исследователи полагают, что художник начал работать над полиптихом только около 1500 года. А. Дюрер Семь скорбей, 1500 Дерево, масло. Старая пинакотека (центральная часть), Картинная галерея (боковые панели), Мюнхен (центральная часть), Дрезден (боковые панели)
Специалисты в настоящее время приписывают Дюреру авторство лишь центральной панели полиптиха с Матерью Скорбящей (лат. Mater Dolorosa), в то время как семь внешних досок выполнены скорее всего по его рисункам помощниками. «Мать Скорбящая» , уменьшенная по краям приблизительно на 18 см, в начале 19 века была получена мюнхенским музеем из женского монастыря Benediktbeuren. В тридцатых годах 20 века она была отреставрирована. Тогда же было установлено, что это не часть, как полагалось ранее, диптиха с изображением Благовещения, вторая половина которого с архангелом считалась утраченной. Во время реставрации были сняты поздние записи авторской живописи и справа от Марии открылось изображение шпаги — атрибута Матери Скорбящей. Полиптих Семь скорбей Марии, 1500. Центральная часть. Мария скорбящая
А. Дюрер. Портрет молодой девушки с высокой причёской, 1497. Масло, холст. Государственный музей Берлина
А. Дюрер. Девушка с непокрытой головой, 1497. Масло. Штеделевский институт, Германия.
В началe своего творческого пути, едва обзаведясь мастерской, Дюрер писал много портретов ещё и потому, что это было хорошим источником дохода. К ранним портретам относятся, например, портрет Освальда Креля и Элизабет Тухер. А. Дюрер. Портрет Освальда Креля, 1499. Масло. Старая Пинакотека, Мюнхен
В 1499 нюрнбергские патриции Ганс 11 и Николаус Тухеры заказали Дюреру свои портреты с жёнами. Портрет Ганса и Фелицитас сохранился, портрет мужа Элизабет, Николая, утерян. Диптихи с изображением мужа и жены распространены с 30 -х годов 15 века в нидерландском искусстве. В немецкой живописи во время Дюрера их тоже было достаточно много. Существует диптих семьи Тухер, написанный в 1478 м или 81 -м году учителем Дюрера Вольгемутом. В отличие от монохромного заднего плана у Вольгемута, задний план на картинах Дюрера оживлен окном с видом. А. Дюрер. Портрет Элизабет Тухер, 1499. Масло. Кассель, картинная галерея
А. Дюрер. Портрет Ганса Тухера, 1499. Масло. Веймар, Государственное художественное собрание
В период раннего средневековья возникло предание об уроженце римского города Нарбонны Себастьяне. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. Благодаря мужеству и честности молодой человек привлек к себе внимание римского императора Диоклетиана. Заслужив его благорасположение, Себастьян получил назначение на почетную должность начальника первой когорты императорской гвардии, но не оправдал оказанного доверия. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни. В первый раз юношу расстреляли стрелами, но он остался жив благодаря помощи Ирины, матери своего друга. За то, что Себастьян не изменил своим убеждениям, его вторично подвергли казни – забили камнями и бросили в сточную канаву, откуда, по преданию, мертвое тело мученика извлекла святая Лючия и похоронила в катакомбах на Аппиевой дороге. А. Дюрер. Святой Себастьян со стрелой, 1499. Масло. Академия Каррары, Италия.
А. Дюрер. Алтарь Паумгартнеров, 1498– 1504. Масло. Старая пинакотека, Мюнхен Один из многоисленных триптихов А. Дюрера. Алтарный образ был заказан художнику братьями Паумгартнерами, Стефаном и Лукасом для церкви св. Екатерины в Нюрнберге, возможно, в ознаменование благополучного возвращения Стефана Паумгартнера из паломничества в Иерусалим в 1498 г. Центральная панель триптиха изображает сюжет Рождества, а две боковые створки — святых Евстахия (правая) и Георгия (левая), которым преданы черты заказчиков, братьев Паумгартнеров.
Темой центральной панели является Рождество. Сцена разворачивается на фоне архитектурных руин. Согласно стилистическому анализу, центральная панель нарисована немного позже, чем боковые створки, вероятно, в 1502 г. или вскоре после этого. Центральные фигуры композиции — Мадонна и Иосиф, крохотное тело младенца, окружённое ангелами. Из окон за спиной Девы Марии выглядывают бык и осел, напротив них из окон выглядывают пастухи. На следующем плане — два пастуха, одежды которых выполнены в контрастных цветах по отношению к одеяниям Марии и Иосифа. На горизонте теряется холм, на котором изображены пастухи, получившие известие о рождении Иисуса. С небес в золотом сиянии спускается ангел. Традиционно Рождество изображается в ночное время суток, здесь присутствует яркая иллюминация. Алтарь Паумгартнеров, 1498– 1504. Центральн ая панель триптиха.
На левой створке изображен Георгий Победоносец с драконом у ног, а на правой - св. Евстахий со штандартом с изображением оленя. На святых одежда рыцарей-современников художника. Манускрипт 17 в. отмечает, что две эти доски были написаны в 1498 г. , и моделями для святых послужили братья Паумгартнеры: Стефан для св. Георгия и Лукас для св. Евстахия. Это самое раннее задокументированное придание чертам небожителя сходства с лицом донатора. Алтарь Паумгартнеров, 1498 -1504. Боковые створки.
А. Дюрер. Алтарь Иова, левая и правая створки, 1504. Дерево, масло. Кёльн, Музей Вальрафа. Рихартца
Летом или осенью 1505 -го года Дюрер отправляется в Венецию. Там он пишет ряд портретов, чтобы заработать себе на существование. Изучая венецианскую живопись, в первую очередь работы Беллини, он заимствует многие её приёмы для своих картин. Самый известный пример - портрет венецианки. Художник изображает крупным планом лицо и плечи девушки, меньше занимается деталями, концентрируется на существенном. Палитра отличается от его прежних портретов: она более тёплая, с золотистыми тонами Тициана, контуры менее линейны, более размыты и смягчены, что делает портрет очень притягательным и уютным. А. Дюрер. Портрет венецианки, 1505. Масло. Венский Музей истории искусства, Австрия
Портрет венецианки, 1505. Фрагмент.
А. Дюрер. Буркхард Шпейер, 1506. Масло. Британская королевская коллекция, Лондон
Буркхард Шпейер, 1506. Фрагмент.
А. Дюрер, Христос среди учителей, 1506. Тополёвая доска, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Христос среди учителей, 1506. Фрагмент. Картина датирована самим Дюрером и создана в ту пору, когда художник работал над алтарным образом «Праздник розовых венков» . Согласно некоторым источникам, картина предназначалась в подарок художнику Джованни Беллини, с которым у Дюрера сложились очень тёплые отношения. Дюрер обращался к этой теме ранее в полиптихе «Семь скорбей Марии» (1500), а несколько позднее — в серии гравюр «Жизнь Марии» (1511), однако композиция венецианской картины имеет принципиально другое строение.
Христос среди учителей, 1506. Фрагмент. Этот эпизод из жизни Иисуса — единственное из событий между Рождеством и началом его общественного служения, получившее освещение в канонических Евангелиях. Иосиф, Мария и двенадцатилетний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. Когда пришло время возвращения домой, Иисус остался в Иерусалиме. После трёхдневных поисков обеспокоенные родители находят его в Иерусалиме в Храме за диспутом с учёными мудрецами: Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его
Леонардо да Винчи. Пять гротескных голов, 1490 Христос среди учителей, 1506. Фрагмент. Яркая карикатурная внешность одного из мудрецов, возможно, отражает влияние одного из рисунков Леонардо да Винчи, увиденных Дюрером. Среди многочисленных интерпретаций внешнего вида мудрецов существует предположение о том, что Дюрер проиллюстрировал теорию о четырёх темпераментах, лежащих в основе человеческих характеров.
А. Дюрер. Портр ет молодой женщины, 1506. Масло. Картинная галерея, Берлин.
Портрет молодой женщины, 1506. Фрагмент.
В 1504 году Альбрехт Дюрер создает первую работу на данную тему — гравюру на меди «Адам и Ева» . В 1507 году художник пишет диптих «Адам и Ева» , предназначенный первоначально для алтаря (алтарь так и не был дописан). Дюрер написал свою картину, вернувшись из путешествия по Италии, под впечатлением от искусства античности. Его картина является первым в немецкой живописи изображением полностью обнажённых людей в натуральную величину. Картина написана на библейский сюжет, и представлена в двух независимых панелях. На одной Адам держит рукой ветку яблони, на второй стоит Ева, с лежащим в руке яблоком. Яблоко придерживает за черенок змей, свесившийся с Древа познания. На табличке, висящей справа от Евы на ветке есть надпись «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году» . А. Дюрер Адам и Ева, 1507 Дерево, Масло. Прадо, Мадрид
А. Дюрер. Праздник четок или праздник розовых венков, 1506. Масло. Национальная галерея, Прага
Праздник четок, 1506. Фрагмент. Дюрер отправился в Венецию, чтобы собственными глазами увидеть не только произведения великих итальянских мастеров Возрождения, но и самому поучится у них мастерству. Результатом его путешествия стала картина «Праздник четок» или «Праздник розовых венков» , написанная им в Венеции в 1506 году. Одна из самых больших алтарных картин выполнена Дюрером в лучших итальянских традициях. Она была заказана немецкими торговцами, жившими в Венеции, для своего местного костела Сан Бартоломео.
Праздник четок, 1506. Фрагмент. Сюжет картины, в котором отражается процесс раздачи венков из роз представителями распространенного в те времена в Европе братства четок, основателем которого был св. Доминик. Соответственно, на картине рядом с мадонной изображен св. Доминик, раздающий верующим братьям четок венки из роз, Св. Мария, с младенцем на руках, которая возлагает на голову императору священной римской империи Максимильяну розовый венок, а также купцы, заказавшие картину, которые принадлежали к братству венков из роз.
Праздник четок, 1506. Фрагмент. После того, как картина была завершена, Дюрер пишет из Венеции своему другу в Нюрнберг гордые слова: «Заявляю вам, что лучше моей Марианской картины, вы не найдете на целом свете. . . » В 1606 году, она покидает Венецию и отправляется в коллекцию императора Рудольфа 2 Габсбурского, любителя искусства, который любой ценой мечтал приобрести «Праздник четок» Дюрера. Тяжелая судьба ожидала картину после смерти Рудольфа 2. Она была нещадно повреждена временем, выброшена из коллекции Пражского града и продана. В конце концов, «Праздник четок» оказался в Страговском Монастыре в Праге, где была спрятана от людских глаз. Только в 1934 году после сложных многолетних переговоров, чехословацкое государство выкупает у монастыря произведение, которое по сей день находится в собрании Национальной галерее в Праге.
Ребенок в работах Дюрера - настоящий малыш с большой круглой головкой, с пухлыми ручками и ножками в перетяжках, чаще всего голенький. Живое, земное человеческое дитя. Чтобы создать такой образ младенца, нужно много наблюдать детей и бесконечно рисовать их. А главное - любить. Человек верующий, он обожествляет не отвлеченную религиозную идею, а мать, дарующую жизнь новому человеку, пестующую, лелеющую его, обожествляет Материнство - великий залог бессмертия рода человеческого. А. Дюрер. Мадонна с младенцем и разрезанной грушей. 1512. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена, Австрия
Мадонна с младенцем и разрезанной грушей. 1512. Фрагмент. Мария в работах Дюрера - очень часто - счастливая, спокойная. Она еще не ведает, что ждет ее сына. Играет ли она с ним, держит ли его на коленях, забавляет ли его грушей - она прекрасна.
А. Дюрер. Портрет молодого человека (Бернхарта ван Рестена), 1521. Государственные художественные собрания Дрездена
Портрет молодого человека (Бернхарта ван Рестена), 1521. Фрагмент. Период, к которому относится представленный портрет, характеризуется как время полной художественной зрелости Дюрера, когда его интерес к портретному жанру был велик, он создавал произведения, в которых необычайно глубоко проникал в духовную сущность своих моделей. «Портрет молодого человека» - один из лучших в этом смысле. Молодой человек на картине держит в руке лист бумаги, на нем читаются первые несколько букв его имени: «Р(или B)ernh» , остальные закрыты пальцами. Установлено, что это Берхарт фон Ризен, купец из Данцига, о котором Дюрер записал в дневнике, что сделал его портрет и получил восемь флоринов.
Это произведение имело для художника огромное значение. В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этических представлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть. Картину Дюрер преподнёс в дар родному городу Нюрнбергу осенью 1526 г. , и она находилась в зале ратуши, где решались самые важные дела городского самоуправления. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Боясь ослушаться, они отправили её в Мюнхен, надеясь, что текст писания апостолов под ними в лютеровском переводе заставит Максимилиана вернуть картину назад. Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Только в 1922 г. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах. А. Дюрер Четыре апостола, 1526 Масло. Старая пинакотека, Мюнхен
Четыре апостола, 1526. Фрагменты. Иоанн и Петр. Картина — диптих — состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой — Марк и Павел. Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Композиционно они тесно спаяны вместе: духовно они кажутся абсолютно едиными. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Состояние духовной активности, интенсивного размышления не только соединяет их, но заставляет предположить общность Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое интеллектуальных поисков. содержание. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа.
Четыре апостола, 1526. Фрагменты. Марк и Павел. В четырёх апостолах также видели воплощение основных темпераментов: Иоанн — сангвинического Петр — флегматического Марк — меланхолического Павел — холерического Дюрера более всего увлекала цель сотворения образа могучей, духовно богатой личности. Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям.
Спасибо за внимание!
Биография и творчество Альбрехта Дюрера.ppt