БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК В Средние

Скачать презентацию БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ПАМЯТНИК  В Средние Скачать презентацию БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК В Средние

bibliya_uchebnkonspekt.pptx

  • Размер: 10.0 Мб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 40

Описание презентации БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК В Средние по слайдам

БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ПАМЯТНИК БИБЛИЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК

В Средние века формируются не только особое религиозное сознание ,  но и егоВ Средние века формируются не только особое религиозное сознание , но и его конкретные конфессиональные формы : христианская иудейская мусульманская буддийская Индуистская. Высокий уровень развития абстрактного мышления является предпосылкой перехода от языческого многобожия к монотеизму. Священные книги иудеев, христиан, мусульман перестают быть образно-иллюстративными, притчеобразными, мифоподобными, а превращаются в обобщённое теоретическое изложение догматов веры, в «стройную, логически организованную теорию» (Зинаида Александровна Миркина, 1926; Георгий Соломонович Померанц, 1918 -2013).

Христианство – всемирная религия, признающая себя Откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца иХристианство – всемирная религия, признающая себя Откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной, Спасителя и Освятителя людей. Основные черты христианской религии: 1)Спиритуалистическое единобожие. 2)Учение о Боге – абсолютно совершенном духе : абсолютном Разуме, Всемогуществе, Благости и Любви. 3)Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного духовного существа. 4)Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, духовном совершенствовании. 5)Учение о полном господстве духовного начала над материей. 6) Зло не в материи и не от материи, а от извращенной свободной воли духовных существ (ангелов и людей), от которых оно перешло на материю. 7)Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников 8)Учение о Богочеловеке, отождествляемом с Иисусом Христом.

Иудаизм – религия, распространенная в основном среди евреев.  Возникла из политеизма древнееврейских племен.Иудаизм – религия, распространенная в основном среди евреев. Возникла из политеизма древнееврейских племен. С 7 в. до Рождества Христова – монотеистическая религия с верой в единого Бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в в Ветхом завете (признается христианством) в Талмуде (система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейской церковью является синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля. Иудаизм относится к христианству как к своему «производному» – то есть как к «дочерней религии» , призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира Звезда Давида – древний еврейский символ, изображена на флаге Государства Израиль. Давид , царь Иудеи, образ идеального властителя (историчность проблематична) Менора – одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов, изображена и на гербе Государства Израиль.

Каллиграфическое изображение имени Мухаммеда, нанесённое на стену мечети турецкого города Эдирне. Ислам  (Каллиграфическое изображение имени Мухаммеда, нанесённое на стену мечети турецкого города Эдирне. Ислам ( предание себя Богу, покорность ) – монотеистическая мировая религия. Возник в VII в. в проповедях Мухаммеда , который является пророком для мусульман (последователи ислама ). Мух а ммед (Магомет – «Достойный халы» , 571 – 632) – арабский проповедник единобожия и пророк ислама , центральная фигура этой религии. Со гласно исламскому учению Аллах ниспослал Мухаммеду своё священное писание – Коран ( «чтение вслух» , «назидание» )

Статуя Будды из Сарнатх, IV в. н. э. Буддизм  ( «Учение Просветлённого» )Статуя Будды из Сарнатх, IV в. н. э. Буддизм ( «Учение Просветлённого» ) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи). Возникло около VI в. до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама , впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Сиддхартха Гаутама (563 — 483 гг. до н. э. , «Пробуждённый мудрец из рода Шакья» ) – духовный учитель, легендарный основатель буддизма. Буддийский канон – «Трипитаки» (буквально – три корзины).

Бронзовая статуэтка Баала,  XIV-XII век до н. э.  Лувр Язычество и христианствоБронзовая статуэтка Баала, XIV-XII век до н. э. Лувр Язычество и христианство Образы главных божеств. Ваал (Баал, «хозяин» ) – библейское название бога семитов-язычников Палестины, Финикии и Сирии; синоним самого низменного идолопоклонства; никогда не прилагалось к своему Богу. Ваал олицетворяет мужскую производительную силу и действует через свою жену Астарту (греческий вариант имени богини любви и власти Иштар), которая представляет воспринимающую, пассивную силу природы. Культ Ваала состоял в разнузданном сладострастии. Внешним символом Ваала является колонна (фаллос) с усечённой вершиной. При капищах Ваала (капище — пространство языческого храма, расположенное за алтарём и предназначенное для установки капей — статуй, изображающих богов) жили блудники и блудницы (кедешимы и кедешомы), зарабатывающие себе на жизнь блудом. Память об этой распущенности увековечена легендой о городах Содоме ( «горящий» ) и Гоморре ( «потопляемая» ). Несмотря на горькие уроки, культ Ваала остается манящим и соблазнительным. Вероятно, культ Яхве был слишком высок для обыденного сознания народа, в связи с чем «чувственно-осязательный» образ Ваала оставался неизменно притягательным (А. П. Лопухин).

Имена  Бога в христианстве.  Яхве (Ягве,  Иегова) – имя Божества, Имена Бога в христианстве. Яхве (Ягве, Иегова) – имя Божества, с которым выступал на сцену истории еврейский народ. Из бога племени Яхве постепенно превратился во вселенского бога. Местом пребывания Яхве считается гора Синай, но в Библии постоянно подчеркивается, что Яхве скиталец. Сначала его почитали в переносном шатре ( скинии ) как бога кочевников. Его сущность не привязана ни к каким местам. В восточных племенах почитали не Яхве, а семитских богов, среди которых особо почитался Элохим. Потом образ слился с образом Яхве. Якобы Бог открыл свое имя Моисею. Элохим – Бог, имя которого не было известно. Физический знак принадлежности к племенному союзу – обрезание. Вариант имени Ягве Иег о ва этимологически объясняется как « Я есмь сущий » . Имя Яхве сначала окружалось священной тайной, а позже вышло из употребления и заменилось именем Адон а и. Называть бога именем Яхве разрешалось только священникам при храмовом богослужении. Адонаи (от др. -евр. господин мой) – в славянской и русской Библии переводится словом Господь.

Саваоф (от евр.  цеваот ,  мн.  число от цава  –Саваоф (от евр. цеваот , мн. число от цава – сила , воинство , сонм ) – в отличие от других имён подчёркивает особенное свойство божества – всемогущество, образ которого заимствован от воинства. В этом имени усматривают « идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как по библейскому представлению звёзды и другие космические явления – тоже своего рода воинства, повелитель которых есть Бог как Ягве Саваоф – Господь сил » ( А. П. Лопухин ).

Образ Иисуса Христа – центр эстетического мира христианства.  Иисус Христос (греч.  переводОбраз Иисуса Христа – центр эстетического мира христианства. Иисус Христос (греч. перевод евр. машиях – помазанник) – мессия, сын человеческий, раб Ягве, Логос и т. п. В христианстве – Спаситель мира. Ихт и с – (греч. – рыба ) – древняя монограмма Христа, аллегорически изображалась в виде рыбы: Ἰ ησο ς — ὺ Иисус Χ ριστ ς — ὸ Христос Θ εo — ὺ ῾ Божий Υ ι ς — ὸ Сын Σ ωτήρ — Спаситель

Библейский канон – памятник древнееврейской литературы 12 -2 вв.  до н. э. ,Библейский канон – памятник древнееврейской литературы 12 -2 вв. до н. э. , нормативный обобщающий сборник, « маленькая литературная вселенная » ( С. С. Аверинцев ). Как поэтический памятник был открыт немецким просветителем И. Г. Гердером (1744 -1803). Священный канон – книга двух религий: Библия иудаизма и первая часть Библии христиан ( «Ветхий завет» ). Библия – действующая норма вероучения и культа. « Застывание в каноне » ( С. С. Аверинцев ) – характерная черта литературного наследия древневосточных культур. Вульг а та ( от лат. общий) – латинский перевод св. Писания, сделанный Иеронимом Блаженным и в 1546 г. утверждённый Тридентским собором (Тридент – город в Италии)

Два значения термина  «Ветхий завет» :  1) договор,  который Бог заключилДва значения термина «Ветхий завет» : 1) договор, который Бог заключил с различными представителями древних народов с целью сохранить истинную веру; 2) собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии. Соотношение книг Ветхого и Нового заветов: «Ветхий завет в Новом открывается, Новый же завет в Ветхом скрывается» ( Августин Блаженный, 354 -430 ). Дмитрий Владимирович Щедровицкий,

Ветхий завет, его структура.  Циклы Ветхого завета : Тора (Пятикнижие) – пять хроникально-законодательныхВетхий завет, его структура. Циклы Ветхого завета : Тора (Пятикнижие) – пять хроникально-законодательных книг, приписываемых Моисею; Пророки – древние хроники и пророческие сочинения; Писания – собрание разнородных в жанровом отношении текстов (гимны, афоризмы, назидательные повести, любовная поэма «Песнь песней» и др. ). Новый образ бога. Близость образа Ягве стихиям огня и ветра. Формирование нового типа отношения между богом и человеком : -мотив любви; -личностно мотивированное внимание к человеку; -послушание и преданность; -свобода выбора «своего» народа.

ПЯТИКНИЖИЕ (ТОРА) Тор а – это Закон.  Все законы людей выводятся из законовПЯТИКНИЖИЕ (ТОРА) Тор а – это Закон. Все законы людей выводятся из законов мирового порядка, а они – из начала мирового целого. Для архаического сознания начало – это не просто временная точка, это « лоно изначальности, основание, принцип и первоначало » (С. С. Аверинцев) Пятикнижие открывается двумя книгами: КНИГА БЫТИЯ (греческое Genesis) КНИГА ИСХОДА КНИГА БЫТИЯ – это предания о происхождении мира, древнейшей истории человечества происхождении еврейского народа. Повествование начинается с Сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте.

В первый день был создан свет.  Во второй день Бог сотворил небо. В первый день был создан свет. Во второй день Бог сотворил небо. В третий день Бог сотворил землю и растения: траву и деревья различных видов. В четвёртый день Бог создал два светила и поместил Солнце, Луну и звёзды на тверди небесной. В пятый день Бог сотворил рыб, пресмыкающихся и птиц и благословил их словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» . В шестой день Бог сотворил остальных животных. В тот же день Бог сотворил человека по образу Своему: мужчину и женщину. В седьмой день Бог пребывал в покое. Бог благословил седьмой день ибо в этот день Он окончил свой труд. Когда Бог сотворил человека, он вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и стал человек душою живою. Для человека Бог насадил сад Эдем. Там Он поселил человека и разрешил ему есть плоды со всех деревьев, но запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному» и создал из ребра его жену.

КНИГА БЫТИЯ Из ображает начало в самом широком смысле:  «В начале сотворил БогКНИГА БЫТИЯ Из ображает начало в самом широком смысле: «В начале сотворил Бог небо и землю. И была земля пуста и праздна, и тьма над лицом бездны, и дух Божий витал над водой. И сказал Бог «Да будет свет!» – и был свет. И увидел Бог, что свет хорош, и отделил свет от тьмы» . Вкушение запретного плода с древа познания добра и зла тоже полагает начало : -опыт добра и зла (телесная стыдливость) -противоборство добра и зла (преступление). Отсюда – важность первого убийцы Каина. Библейски рассказ о потопе построен не как миф, а как притча: образность уступила место суровому нравственному содержанию. Начало мироздания сменяется предысторией народа Яхве. Герои – так называемые праотцы, патриархи: Авраам, Исаак, Иаков. Конец Книги Бытия оставляет род Иакова в Египте. С этой ситуации начинается Книга Исхода.

КНИГА ИСХОДА Описывает порабощение евреев в Египте фараоном до Исхода из Египта. Рождение Моисея.КНИГА ИСХОДА Описывает порабощение евреев в Египте фараоном до Исхода из Египта. Рождение Моисея. Израильтяне живут в Египте 430 лет. «Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» . Избиение младенцев (описывается только в Евангелии от Матфея). Одна израильтянка из племени Леви, прячет в корзину из тростника своего ребенка и оставляет у берега Нила. Его находит дочь фараона, усыновляет и дает ему имя Моисей. У горы Хорив ему в пламени несгорающего куста ( неопалимая купин а — несгораемый терновый куст; от куп а – груда, куча, сбор) явился Бог. Он открыл своё имя Яхве и повелел Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести соплеменников из рабства и предать их служению Богу.

Десять казней Египетских После нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие: 1. НаказаниеДесять казней Египетских После нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие: 1. Наказание кровью 2. Казнь лягушками 3. Нашествие кровососущих насекомых 4. Наказание пёсьими мухами 5. Мор скота 6. Язвы и нарывы 7. Гром, молнии и огненный град 8. Нашествие саранчи 9. Необычная темнота (тьма египетская) 10. Смерть первенцев

Переход через Чермное море (море камышей). Его воды расступились и пропустили Моисея и еврейскийПереход через Чермное море (море камышей). Его воды расступились и пропустили Моисея и еврейский народ, а затем сомкнулись и погубили войско фараона ( отождествляется с Красным морем ). После того как евреи покинули Египет, на горе Синай Бог дал избранному народу десять заповедей, написанные на каменных пластинах ( Скрижали Завета ). Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди: 1. Я Господь, Бог твой ; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно ; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего ; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

ЛЕВИТ (И воззвал) Третья книга Пятикнижия, посвящена религиозной стороне жизни народа Израиля.  КНИГАЛЕВИТ (И воззвал) Третья книга Пятикнижия, посвящена религиозной стороне жизни народа Израиля. КНИГА ЧИСЕЛ ( В пустыне) Четвёртая книга Пятикнижия, подробные данные по исчислению народа, отдельных его колен , священнослужителей, первенцев. Колена Израилевы – племена потомков двенадцати сыновей Иакова , образовавшие израильский народ. ВТОРОЗАКОНИЕ (Речь, повторение ) Пятая книга Пятикнижия, повторное изложение всех предыдущих книг. Написана от первого лица в виде длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана ( земля обетованная ). Земля обетованная – территория между рекой Иордан и Средиземным морем называется Ханаан (страна пурпура), « земля, текущая молоком и мёдом » , земли семи народов (хананеи, хетты, иевусеи, аморреи и др. ).

КНИГИ ПРОРОКОВ Один из самых своеобразных и важных жанров древнееврейской литературы. Каждое слово пророковКНИГИ ПРОРОКОВ Один из самых своеобразных и важных жанров древнееврейской литературы. Каждое слово пророков произносится от имени Яхве. Это голос нравственного сознания. Три великих пророка: Исаия ( « Спасение, посланное Богом » , VIII-VII в. до н. э. ) прославился пророчествами о Мессии. Иеремия ( Господь возвеличит ) – жил 100 лет спустя Исаии. Его называют плачущим пророком , поэтом скорби. Иезекииль ( Господь укрепит , VI в. до н. э. ) – видит вокруг себя наступившую беду и проповедует веру в будущее, в возрождение.

Рафаэль.  Видение Иезекииля. 1518.  Палаццо Питти. Рафаэль. Видение Иезекииля. 1518. Палаццо Питти.

ПИСАНИЯ:  Книга Иова Руфь Хваление Притчи Песнь Песней Екклесиаст Даниил Плач Иеремии ЕздраПИСАНИЯ: Книга Иова Руфь Хваление Притчи Песнь Песней Екклесиаст Даниил Плач Иеремии Ездра и Неемия Летопись Есфирь

Песнь песней.  Глава 4 1 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глазаПеснь песней. Глава 4 1 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; 2 зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; 3 как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими; 4 шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; 5 два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. 6 Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама. 7 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! 8 Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых! 9 Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. 10 О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! 11 Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! 12 Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: 13 рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, 14 нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; 15 садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана. 16 Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его.

Песнь песней. Перевод Абрама Марковича Эфроса (1888 -1954) … Вот ты прекрасна, подруга моя,Песнь песней. Перевод Абрама Марковича Эфроса (1888 -1954) … Вот ты прекрасна, подруга моя, вот ты прекрасна! Голуби — очи твои из-под фаты твоей! Твои волосы, как стадо коз, что сошли с гор Галаада. Твои зубы, как стадо овец остриженных, что вышли из умывальни; они все родили двойней, и бесплодной нет среди них. Как красная нить – твои губы, и уста красивы. Как кусок граната, — виски твои из-под фаты твоей. Твоя шея, как башня Давида, что построена для упражнений. Тысяча щитов повешено на ней, все – щиты храбрецов. Две груди твои, как два молодых оленя, двойни газели, что пасутся средь лилий. Пока день не дохнет прохладой и тени не станут бежать, — пойду я на гору мирры и на холм ладана. Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет Недостатка в тебе…

Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.  Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа! Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь…

Канон Нового завета – квинтэссенция христианского учения.  Вместо слова договор теперь употребляется словоКанон Нового завета – квинтэссенция христианского учения. Вместо слова договор теперь употребляется слово завещание. Отношения бога и человека в «богочеловеке» – «неслиянно и нераздельно» (V век) Евангелия (от греч. радостная весть, благовествование) – общее название для четырёх книг Нового завета, так как в них излагается «радостная весть» о жизни и учении Христа, который явился, чтобы спасти человечество. Три первых евангелия – синоптические (от греч. synopsis, восходящего к лат. conspectus – обозрение, обозревающий всё вместе) , т. е. такие, которые могут быть сведены к таблицам, отражающим их сходства и отличия. Время происхождения – примерно 2 -ая пол. 1 в. Написаны на александрийском языке – наиболее распространённом греческом диалекте. Самым ранним считается евангелие от Марка, затем – от Матфея, Луки и Иоанна.

С 2 в.  символами евангелистов стали служить четыре таинственных апокалипсических животных.  ПервоеС 2 в. символами евангелистов стали служить четыре таинственных апокалипсических животных. Первое животное подобно льву (Марк) второе – тельцу (Лука ) третье имело человеческое лицо (Матфей ) четвёртое подобно летящему орлу (Иоанн ). Впервые изображения символических животных появились на мозаике в апсиде церкви св. Пуденцианы в Риме (нач. 5 в. . Пуденциана – имя святой). Потом сложился определённый порядок расположения символических изображений. Символы изображались в один ряд: ангел (евангелие от Матфея) лев (от Марка) бык (от Луки) орёл (от Иоанна). Символы помещались по углам: в верхнем левом (от зрителя) – ангел в верхнем правом – орёл в нижнем левом – лев в нижнем правом – бык.

Статуя Иисуса Христа на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро.  Является символом Рио-де-Жанейро иСтатуя Иисуса Христа на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. Является символом Рио-де-Жанейро и Бразилии Одно из Новых семи чудес света. Историчность Иисуса Христа Историчность никто не опровергает. Проблема возникла в XVII -XVIII вв. , когда появилась аналитическая критика Библии. Ее представители считали, что надо отделить историческую фигуру Христа от образа Христа. Для этого надо понимать евангелия «естественным образом» , т. е. убрать чудеса (Х. С. Раймер, Д. С. Штраус). В нач. ХХ в. А. Древс подчеркивал бесполезность такого рода подхода. Современная теология считает, что историчность Иисуса нельзя отрицать, но полагает, что его жизнеописания – это составная часть религиозного учения. Проблемы: 1) Родился примерно в 4 г. до н. э. или раньше. Умер примерно в 30 -33 г. н. э. Но место рождения называется разное: в Вифлееме (Матфей, Лука) в Назарете (Марк) Иоанн вообще не пишет о рождении 2) Иисуса называют Назореем/ Назаретянином/Назарет: -но кроме Евангелий город Назарет нигде не упоминается; -по Новому Завету Назарет находится в Галилее; -некоторые считают, что Назарет (от евр. назорей) – святой.

Евангелие от Матфея Считается,  что оно создано  на арамейском языке примерно вЕвангелие от Матфея Считается, что оно создано на арамейском языке примерно в 80 -100 г. , т. е. не современником описываемых событий. Матфей — сборщик податей, последовавший за Иисусом Христом. Основная цель этого текста – доказать обращённым иудеям, что Иисус и есть Мессия, которого они ожидали. Евангелие от Марка. Предание считает Марка учеником апостола Петра – самое раннее, но не ранее 70 -80 г. , т. е. он тоже не современник. Вероятно, было источником для Матфея и Луки. Традиционно Марка отождествляют с сыном вдовы Марии, в доме которой собирались первые христиане. Это евангелие – изложение земной жизни Иисуса в яркой и наглядной форме, с разъяснением различных иудейских обрядов и предназначалось, вероятно, для язычников. Евангелие от Луки. Считается учеником апостола Павла. Это евангелие «тщательно исследует всё с начала» , рассматривая земную жизнь Иисуса в историческом аспекте. До II в. считалось, что Лука – врачеватель. С VI в. считается художником, сделавшим много портретов Девы Марии. Автор сам пишет, что не был свидетелем описываемых событий. Широко образован: правильный язык, много медицинских терминов. Он писал для язычников и подчеркивал универсальный характере евангелия. Возводил родословную Иисуса к Адаму. Это евангелие называют социальным , так как в нем выражено отрицательное отношение к богатству; и женским , так как часто описываются женщины. Евангелие от Иоанна. Многие считают, что оно написано в Эфесе «возлюбленным учеником» Иисуса Христа. Время написания примерно в 100 г. , не позднее 2 -ой пол. II в. Выступает против еретиков, которые видели мессию в Иоанне Крестителе. По мнению Иоанна, повествуя о Христе, нужно говорить не о его земной жизни, а о «Его Божестве» , с указанием на то, что воплотившийся Христос есть «Слово изначальное» , то самое, которое «в начале было у Бога» и само «было Бог» ( А. П. Лопухин ). Это евангелие не синоптическое, как первые три. Оно оригинально по языку и содержанию.

Поэтика евангелистских текстов :  повествовательность;  проповеднический характер;  литургичность;  звукопись; плеоназмыПоэтика евангелистских текстов : повествовательность; проповеднический характер; литургичность; звукопись; плеоназмы ( излишество, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова: не ответил , а ответил и сказал ); «семитический колорит» . ( витиеватость ); Пластичность. Один из любимых жанров — притча (маш а л). Поэтика притчей: афористичность; сентенциозность; поучительные и размеренные интонации; утилитарные советы.

Апокалипсис (откровение) - последняя книга Нового Завета, Книга Откровения,  синоним конца света. Апокалипсис (откровение) — последняя книга Нового Завета, Книга Откровения, синоним конца света. Описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю. Страшный суд — последний суд, который Бог совершает над людьми. Цель Страшного суда — отделить праведников от грешников и определить награды первым и наказания последним. Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане 1537 —

Четыре всадника Перед их появлением Агнец снимает печати с Книги Жизни.  Книга ЖизниЧетыре всадника Перед их появлением Агнец снимает печати с Книги Жизни. Книга Жизни запечатана до Страшного Суда и её невозможно прочесть до прихода Мессии. Тетраморфы (крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла) восклицают Иоанну « иди и смотри » . И появляются всадники. Появление каждого сопровождается открытием одной из семи печатей. Завоеватель (Чума, Мор) – на белом коне Война – на рыжем коне Голод – на вороном коне Смерть – на бледном коне

Число зверя — особое число, под которым в библии скрыто имя зверя Апокалипсиса, Число зверя — особое число, под которым в библии скрыто имя зверя Апокалипсиса, нумерологическое значение имени «представителя» сатаны. Число зверя равно 666 (элемент сатанинской атрибутики, наряду с перевёрнутым крестом и перевёрнутой пентаграммой ). Уильям Блейк «Число зверя есть 666» 1805 Перевернутая пентаграмма

А. Тарковский: В Апокалипсисе есть одно место, которое выглядит совершенно странно для Откровения. А. Тарковский: В Апокалипсисе есть одно место, которое выглядит совершенно странно для Откровения. « И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов и не пиши сего » … В этой детали есть какое-то невероятное, совершенно нечеловеческое благородство, перед которым человек чувствует себя младенцем и беззащитным и одновременно охраняемым. Это сделано для того, чтобы знание наше было неполным, чтобы не осквернить бесконечность, чтобы оставить надежду. В незнании человеческом есть надежда. Незнание — благородно. Знание вульгарно. Поэтому такая забота, которая выражена в Апокалипсисе, дает мне надежду в большей степени, нежели пугает» .