Библейские сюжеты в искусстве новая версия.ppt
- Количество слайдов: 75
БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В ИСКУССТВЕ Ветхий завет .
Истории из Ветхого завета.
Сотворение Мира. В первый день Бог отделил свет от тьмы. На следующее утро Бог создал твердь ( небо). На третий день - воду и сушу. В четвёртый день Бог создал светила на «небесной тверди» . В пятый - животных и «всякую птицу пернатую» . В шестой день был создан человек. Он был комком глины, пока Бог не оживил его своим дыханием и не сделал бессмертным. А седьмой день стал днём отдохновения.
Сикстинская капелла. Ватикан бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473— 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского
Сикстинская капелла. Ватикан
Микеланджело. Отделение света от тьмы В первый день Бог отделил свет от тьмы.
Уильям Блейк. Сотворение мира Бог Саваоф склонился над бездной для того, чтобы измерить ее с помощью циркуля
В. М. Васнецов «Бог Савоаф» Владимирский собор. Киев
Микеланджело. Отделение вод от земли
Микеланджело. Сотворение растений и небесных светил
Тинторетто. Сотворение животных
Микеланджело. Сотворение Адама
Микеланджело. Сотворение Евы
В. М. Васнецов «Блаженство рая»
Изгнание из Рая. Бог нарёк первого человека Адамом, дословно «человек» . Адам был трудолюбив и тщательно возделывал райский сад и давал имена всему тому, что создал Бог. Но был для Адама запрет: он не должен был вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Из ребра Адама Бог создал ему помощницу – Еву. Змей – искуситель соблазнил Еву откушать запретный плод, а она дала райское яблоко Адаму. Бог изгнал Адама и Еву из рая, сделав их смертными. Адам теперь должен был в «поте лица своего есть хлеб» , а Ева «в муках рожать детей» .
В. М. Васнецов «Искушение Евы змеем»
Микеланджело. Грехопадение
Мазаччо. Изгнание из рая
-Какие поступки Адама и Евы вы одобряете?
В чем созвучно стихотворение И. А. Бунина «Искушение» картинам В. М. Васнецова В час полуденный, зыбко сливаясь по Древу, Водит, тянется малой головкой своей, Ищет трепетным жалом нагую смущенную Еву Искушающий Змей. И стройна, высока с преклоненными взорами Ева И к бедру ее круглому гривою ластится Лев И в короне Павлин громко кличет с запретного Древа О блаженном стыде искушаемых дев.
Серьезно или иронично относятся авторы к своим героям? МИКЕЛАНДЖЕЛО. ГРЕХОПАДЕНИЕ МАЗАЧЧО. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
Каковы особенности передачи библейского сюжета в этих произведениях ? У. БЛЕЙК «БОГ СОЗДАЕТ АДАМА М. ШАГАЛ «СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
Каин и Авель. Это сыновья Адама и Евы. Каин был земледельцем, Авель – скотоводом. Бог принял с благосклонностью овец Авеля, но отринул жертву Каина, что породило протест и зависть этого брата. Каин убил Авеля. Бог изгнал преступника с родной земли, что считалось одним из страшнейших наказаний. Человек стал грешен и глубоко несчастен.
Джованни Дюпре «КАИН» «УБИТЫЙ АВЕЛЬ»
А. П. Лосенко «КАИН» «АВЕЛЬ»
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ СМЫСЛ БИБЛЕЙСКОЙ ЛЕГЕНДЫ О КАИНЕ И АВЕЛЕ? В ЧЕМ ВЫ ВИДИТЕ ГЛАВНУЮ ПРИЧИНУ РАЗНОГЛАСИЙ МЕЖДУ БРАТЬЯМИ? СПРАВЕДЛИВО ЛИ НАКАЗАНИЕ, ПОНЕСЕННОЕ КАИНОМ?
Всемирный потоп. Потоки хлынули… земли преступной нет; Один, путеводим предвечного очами, Возносится ковчег над бурными валами, И в нем с Надеждою таится юный свет. Бог решил истребить человеческий род за его пороки и злой нрав, дав 120 лет отсрочки. Но даже знамения, предвещавшие гибель, не остановили людей. Только Ной был благоразумен и, слывя сумасшедшим, строил свой корабль в пустыне, внимая советам Бога. Ноев ковчег был огромен: 150 м длиной, 25 м шириной, 15 м высотой. Как современный супертанкер. В трюмы ежедневно погружались животные, пища, вода. Как только Ной и его семья , поклонившись народу, взошли на корабль, тьма распространилась по земле и страшный ливень обрушился на людей. Наводнение продолжалось 40 дней. Наконец Ной решил выпустить голубя, который вернулся с масличной ветвью в клюве. Ковчег остановился, зацепившись днищем, в горах Арарата.
Ф. А. Бруни «Всемирный потоп» Роспись Исакиевского собора
Микеланджело «Потоп» Сикстинская капелла Ватикан
Микеланджело «Потоп» Сикстинская капелла Ватикан
Мозаики Собора Сан-Марко Венеция
В чем поучительный смысл легенды о Всемирном потопе? В чем вы видите главную причину божественной кары?
Как во фреске Микеланджело «Потоп» переданы чувства людей, спасающихся от надвигающейся смерти? Оставляет ли художник им надежду на спасение?
Какой момент запечатлен в каждом произведении. В чем сходство и различие в проявлении чувств и поведении героев? Ф. БРУНИ «ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП» МИКЕЛАНДЖЕЛО «ПОТОП»
Вавилонская башня. Некий Нимврод уговорил своих соплеменников построить высокую башню, которая могла служить убежищем в случае наводнений. Слово «Вавилон» означало на древнееврейском языке процесс смешения. И действительно, здесь использовался труд рабов и пленных разных национальностей. Отсутствие взаимопонимания, единства между народами, гордыня, тщеславие. Вот за что Бог наказал строителей роковым разделением и смешением языков. Строительство башни прекратилось, Вавилон опустел.
Питер Брейгель «Вавилонская башня»
Брошены торжище, стадо и пашня, Заняты руки работой иной: Камень на камень – и стройная башня Гордо и мощно встает над землей. . . Ласточка, рея в лазури бездонной, Кажется точкой для смертных очей. Или мы, с нашей мечтой окрыленной, Кроткой, воздушной певуньи слабей? К небу, где тучи играют и мчатся, Сыпля громами у ног божества, К небу, где райские реки струятся, Стелется райских лугов мурава; К жизни блаженства от жизни страданья, К звездам, сверкающим ярким огнем. . . Высьтесь же, стены гранитного зданья, Будьте нам к вечному небу путем! Полно, безумцы! Взгляните: чернеет Грозная туча на грани небес; В трепетном ужасе мир цепенеет. . . Отблеск зарницы мелькнул и исчез. . .
«Строительство Вавилонской башни» Рассмотрите иллюстрацию к «Книге времен» неизвестного автора» Какие художественные детали помогают автору передать символический смысл этой библейской легенды?
Ветхозаветная Троица и призвание Авраама И призвал к себе Бог Авраама и сказал ему «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» Быт. 12. 2
Феофан Грек «Троица» Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Андрей Рублев «Троица» ГТГ Спокойные добрые лики, На тканях небесные блики И крылья неяркого цвета, Вы помните? – «Троица» это. И нимбов не надо Рублёву, Чтоб я позавидовал снова Простому открытому чувству, Надежде, Добру и Искусству. Глаза и улыбки погасли. Мне грустно, но всё же я счастлив. Как будто бы сердце согрето Неведомым словом и светом
Симон Ушаков «Святая Троица» ГРМ
Марк Шагал «Троица»
В чем символический смысл сюжета о Ветхозаветной Троице? О чем он предлагает задуматься нашим современникам?
Жертвоприношение Авраама Через год исполнилось предсказание Бога. У Авраама и Сары родился мальчик, которого назвали Исааком. Но однажды Бог решил испытать веру Авраама и любовь к нему. Явился он к Аврааму и сказал: «Возьми сына твоего единственного Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа, и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2)
"Идем же, Исаак". - "Сейчас иду". "Идем быстрей". - Но медлит тот с ответом. "Чего ты там застрял? " - "Постой". "Я жду". (Свеча горит во мраке полным светом). "Идем. Не отставай". - "Сейчас, бегу". С востока туч ползет немое войско. "Чего ты встал? " - "Глаза полны песку". "Не отставай". - "Нет-нет". - "Иди, не бойся". В пустыне Исаак и Авраам четвертый день пешком к пустому месту идут одни по всем пустым холмам, "Далеко ль нам, отец? " - "О нет, едва ль", не глядя, Авраам тотчас ответил. С бархана на бархан и снова вниз, по сторонам поспешным шаря взглядом, они бредут. Кусты простерлись ниц, но вс. Л молчат: они идут ведь рядом. Но Аврааму ясно все и так: они пришли,
Тициан «Жертвоприношение Авраама» "Зачем дрова нам утром? " Исаак потом спросил и Авраам ответил: "Затем, зачем вообще мы шли сюда (ты отставал и все спешил вдогонку, но так как мы пришли, пришла беда) мы завтра здесь должны закласть ягненка… "В пустыне этой. . . Бог ягненка сам найдет себе. . . Господь, он сам усмотрит. . . "
Рембрандт «Жертвоприношение Авраама» Горит звезда. . . На самом деле - дали рассвет уже окрасил в желтый цвет, и Авраам, ему связавши тело, его понес туда, откуда след протоптан был сюда, где пламя тлело. Весь хворост был туда давно снесен, и Исаака он на это ложе сложил сейчас - и все проникло в сон, но как же мало было с явью схоже. Он возвратился, сунул шерсть в огонь. Та вспыхнула, обдавши руку жаром, и тотчас же вокруг поплыла вонь; и Авраам свой нож с коротким жалом достал (почти оттуда, где уснул тот нож, которым хлеб резал он в доме. . . ) "Ну что ж, пора", - сказал он и взглянул: на чем сейчас лежат его ладони? В одной - кинжал, в другой - родная плоть. "Сейчас соединю. . . " - и тут же замер, едва пробормотав: "Спаси, Господь". Из-за бархана быстро вышел ангел.
А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» "Довольно, Авраам", - промолвил он, и тело Авраама тотчас потным внезапно стало, он разжал ладонь, нож пал на землю, ангел быстро поднял. "Довольно, Авраам. Всему конец. Конец всему, и небу то отрадно, что ты рискнул, - хоть жертве ты отец. Ну, с этим вс. Л. Теперь пойдем обратно. Пойдем туда, где все сейчас грустят. Пускай они узрят, что в мире зла нет. Пойдем туда, где реки все блестят, как твой кинжал, но плоть ничью не ранят. Пойдем туда, где ждут твои стада травы иной, чем та, что здесь; где снится твоим шатрам тот день, число когда твоих детей с числом песка сравнится.
Через какие испытания пришлось пройти Аврааму? Почему именно ему было послано благословение, а его сыну дарована жизнь?
Сравните живописные произведения, на чем акцентирует внимание каждый художник? Какое произведение произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?
Прочитайте стихотворение И. А. Бродского «Исаак и Авраам» Как вы думаете, почему автор сосредоточил внимание на печальном пути отца и сына к жертвеннику? Чем можно объяснить, что стихотворение написано в форме диалога? Почему автор использует такие короткие вопросы Авраама и не менее лаконичные ответы Исаака? Как вы объясните поэтические образы ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч» , ползущих по небу?
Чудесный сон Иакова Лег я, камень положив в возглавье, Тяжкий сон все думы погасил, И Господь явился мне во Славе, Окруженный тысячами Сил. И белея, как потоки лилий, Ангелы парили вниз и вверх… Так Господь явился мне в Вефиле И моей молитвы не отверг. С. Соловьев
Хусепе Рибера «Исаак благославляет Иакова»
Эстебана Мурильо «Благословение Иакова Исааком»
Эстебана Мурильо «Сон Иакова» ИАКОВ Иаков шел в Харан и ночевал в пути, Затем что пала ночь над той пустыней древней. Царь говорит рабам: "Вот должен друг прийти. Гасите все огни, - во мраке мы душевней". Так повелел господь гасить светило дня, Чтоб тайную вести с Иаковом беседу, Чтоб звать его в ноч`и: "Восстань, бори меня И всей земле яви мой знак, мою победу! « И. А. Бунин
Иосиф и братья Двенадцать сыновей было у Иакова, Но больше всех любил он одного из младших, Иосифа, не скрывая своего предпочтения перед остальными сыновьями
К. Флавицкий «Дети Иакова продают своего брата Иосифа»
Д. Веласкес «Одежда Иосифа»
А. Иванов «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару»
П. Корнелиус «Иосиф толкует сон фараона»
П. Корнелиус «Иосиф, узнаваемый братьями» «И кто, житейское отбросив, не плакал в детстве, прочитав, Как братьев обнимал Иосиф На высоте честей и слав» В. Брюсов
Вопросы для самоконтроля 1. Почему братья возненавидели Иосифа? В чем проявились их жестокость и коварство? Как им удалось осуществить свой замысел? 2. Какое художественное воплощение получил сюжет в картине К. Флавицкого? Какими художественными средствами в ней передан драматизм происходящего? 3. В чем вы видите поучительный смысл картины А. Иванова «Иосиф, толкующий сны виночерпию и хлебодару» ? Как переданы в ней чувства героев? Какое решение конфликта предложено автором?
Паоло Веронезе «Нахождение Моисея» В годы правления фараона Аменофида положение евреев в Египте походило на плен. Фараон , чтобы истребить их совсем, приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола. Еврейка Иохаведа решилась на отчаянный шаг, чтобы спасти своего малыша: она положила младенца в корзину, опустила её в Нил, а сама спряталась. На берег пришла дочь фараона и, увидев ребёнка, с радостью решила взять его во дворец. А кормилицей стала родная мать малыша. Ребёнка назвали Моисеем, что по-египетски значило «взятый из воды» . Воспитываясь при дворе, он сделался образованнейшим человеком, которому была уготована великая будущность.
Мечты о земле обетованной
Доменико Фетти «Моисей перед горящим кустом» Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел терновый куст, объятый пламенем. Куст горел, но не сгорал. Моисей подумал: «Так и мой народ в рабстве горит- не сгорает. И услышал Моисей глас Божий: Моисей, не подходи сюда. Сними прежде обувь с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, есть святое место. Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Исаака и Иакова. И далее говорил Господь: - Я вижу, как тяжело израильтянам в Египте. Я слышу вопли их и решил спасти их. Итак, Моисей, иди в Египет и выведи из Египта народ Мой, детей Израиля, и введи в землю Ханаанскую, где течет мед и молоко. Услышав, что нужно идти в Египет и даже к царю, Моисей сказал: - Я слаб для этого. Господь сказал: - Я буду с тобою.
Мечты о земле обетованной Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае, Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, каждое из которых следовало после очередного отказа
Десять казней египетских: смерть первенца фараона
Мечты о земле обетованной Таких чудес не слыхано доныне: Днем облако, а ночью столп огня, Вслед за собой толпу несметную маня, Несутся над песком зыбучим, по пустыне, И, Богом вдохновлен, маститый вождь ведет В обетованный край свой избранный народ. Л. А. Мей
Мечты о земле обетованной
И. Айвазовский «Переход евреев через Красное море» Когда Израиля в пустыне враг настиг, Чтоб путь ему пресечь в обещанные страны, Тогда господь столп облачный воздвиг, Который разделил враждующие станы. Одних он тьмой объял до утренних лучей, Другим всю ночь он лил потоки света.
Никола Пуссен «Сбор манны в пустыне»
Никола Пуссен «Моисей, источающий воду из скалы»
Вопросы и задания Почему Моисей стал героем, которому было суждено спасти израильский народ из египетского плена? Каково происхождение Моисея? Какое художественное воплощение оно получило в известных вам произведениях искусства? В чем вы видите символический смысл легенды о неопалимой купине, несгорающем терновом кусте? Какую интерпретацию этого сюжета дает итальянский живописец Доменико Фетти в картине «Моисей перед горящим кустом» ? В чем вы видите характерные особенности воплощения сюжета о переходе евреев через Красное море в картине И. К. Айвазовского «Переход евреев через Красное море» ?
Библейские сюжеты в искусстве новая версия.ppt