Бертольт Брехт (10 февраля 1898 - 14 августа 1956)
Бертольт Брехт ( О йген Бе ртхольд Фри дрих Брехт) — немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, теоретик искусства, основатель театра «Берлинский ансамбль» .
Семья, годы учения. Бертольт Брехт родился 10 февраля 1898 года, в Аугсбурге, в семье управляющего фабрики, домовладельца. После обучения в государственной школе учился с 1908 по 1917 годы в аугсбургской гимназии им. Пейтингера. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии. С 1917 по 1918 годы изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учёба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии» . В его творчестве всё больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге.
Первые пьесы Брехта - «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921) - вызвали бурную реакцию публики, порой спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — не все принимали социалистические идеи автора. Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста. В 1920 году умирает мать Брехта. С этого времени Брехт часто ездит в Берлин, где знакомится с миром театра. После премьеры спектакля «Барабаны в ночи» (1922), поставленного по одноименной пьесе Брехта, известный театральный критик Герберт Йеринг сказал: «В один вечер двадцатичетырехлетний писатель Берт Брехт изменил поэтический облик Германии» . Его популярность росла с каждым годом и достигла своего апогея после премьеры «Трехгрошовой оперы» (1928), над которой он работал совместно с композитором Куртом Вайлем. В 1926 Бертольд Брехт написал комедию «Что тот солдат, что этот» , в которой определяется эстетическая позиция по отношению к экспрессионизму. Не принимая идеалистичность бунтарских устремлений экспрессионизма, утопичность его призыва к всемирному человеческому братству, Брехт противопоставлял им свое представление о человеке, нравственность которого не абстрактна, а обусловлена социальными обстоятельствами.
Бертольт Брехт - создатель теории «эпического театра» С 1924 года он практически постоянно живёт в Берлине. Здесь он сближается со многими деятелями искусства: певцом и актером Эрнстом Бушем, режиссёром Эрвином Пискатором, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Лионом Фейхтвангером, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом художником Джоном Хартфилдом, театральным критиком Гербертом Иерингом , и другими. Друзья поддерживали творческие искания Брехта. Брехт активно изучает классиков марксизма. Он сближается с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности» . Совместно с писателем Эрнстом Оттвальтом создаёт сценарий к фильму «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? » , режиссёром которого стал Златан Дудов. После окончания съёмок фильм столкнулся с серьёзными цензурными преградами однако после выхода на экраны пользовался огромной популярностью.
В 1922 году Брехт женится на актрисе и певице Марианне Цофф, у них рождается дочь Ханна. Но брак продлился недолго. В 1924 году он знакомится с Хеленой Вайгель, от которой у него рождается сын Штефан. Брехт разводится с Марианной и женится на Вайгель. Основной принцип эпического театра — «эффект отчуждения» , совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «отчуждается» , «отстраняется» , то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство» , стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям» , побуждая к социальному действию. «Эффект отчуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них — обращение к уже известным сюжетам ( «Трехгрошовая опера» , «Мамаша Кураж и ее дети» , «Кавказский меловой круг» и др. ), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Брехт подчеркивал, что «эффект отчуждения» не есть особенность только его эстетики, а изначально свойствен искусству, которое всегда не тождественно жизни. В разработке теории эпического театра он опирался на многие положения эстетики Просвещения и опыт восточного театра, в частности китайского. Основные тезисы этой теории окончательно были сформулированы Брехтом в работах 1940 -х годов: «Покупка меди» , «Уличная сцена» (1940), «Малый органон» для театра» (1948).
Эмиграция Бертольта Брехта. Зрелые годы После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим политических притеснений Брехт с семьей покидает Берлин - они переезжают в Данию. В 1935 году Брехт был официально лишён нацистами гражданства. После оккупации Дании он бежит в Швецию, а затем в Финляндию, но когда в войну вступила и Финляндия, он вынужден бежать в США: для этого пересекает на транссибирском экспрессе СССР и отплывает из Владивостока на шведском пароходе. В США Брехт провёл шесть с половиной лет. Там он заканчивает «Жизнь Галилея» и «Мамашу Кураж» . В эмиграции Брехт создал самые известные свои пьесы, среди которых «Добрый человек из Сезуана» (1938 -1940), «Карьера Артуро Уи» (1941), «Кавказский меловой круг» (1944), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939) и другие. По окончании войны во время «охоты на ведьм» в США в Конгрессе он заявляет, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покидает США. Единственное государство, давшее ему визу, — Швейцария. В 1947 году Брехт переезжает в Швейцарию.
Возвращение на родину. «Берлинский ансамбль» Вернуться на родину сразу по окончании войны не удалось. Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) не дают ему визу, разрешает возвращение только Восточная часть. Он покидает Швейцарию и устраивается в Восточном Берлине, где и продолжает жить и работать. В последние годы жизни были завершены авторские обработки «Антигоны» Софокла, шекспировского «Кориолана» , «Гувернера» немецкого драматурга Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца, написана пьеса-парабола «Турандот, или конгресс обелителей» (публикация 1967). Тогда же Брехт был избран вицепрезидентом Академии искусств ГДР (1954), председателем пен-клуба ГДР и ФРГ (1953); награжден Национальной премией ГДР (1951), Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1954). В 1949 году спектакль «Мамаша Кураж» в режиссуре автора и с Вейгель в главной роли возвестил о рождении нового театра — «Берлинского ансамбля» . В 1949 -1956 одна за другой появлялись на его сцене брехтовские постановки собственных пьес. Гастролируя во многих странах, «Берлинский ансамбль» продемонстрировал всему миру новаторство драматурга и режиссера, многообразные возможности его эпического театра. Литератор скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея» .
Драматург, теоретик театра, театральный деятель, Брехт известен еще и как поэт и прозаик. На протяжении жизни публиковались стихотворные сборники, раскрывавшие читателю не только Брехта-антифашиста и певца классовой борьбы, но и философа-лирика, умеющего остро чувствовать радости и горести бытия. Творчество Брехта оказало огромное влияние на развитие театра 20 века. Фриц Кремер, «Бертольд Брехт» , Берлин Театр Брехта в Берлине
«Мамаша Кураж и её дети» "Мамаша Кураж и ее дети" является исторической драмой. Главная героиня пьесы маркитантка Анна Фирлинг по прозвищу Кураж идет за войсками во время Тридцатилетней войны. Мамаша Кураж относится к войне как к кормилице, забывая о том, что за все надо платить: она теряет двух взрослых сыновей и немую дочь Катрин. Открытый финал пьесы, в котором отсутствует авторское осуждение мамаши Кураж, дает возможность зрителю самому сделать вывод о том, что каждый человек ответственен за развитие истории. В современном немецком языке «Мамаша Кураж» стало крылатым выражением для описания женщин с деловым или авантюрным характером.