74db20e141901274ddb69ce6df943035.ppt
- Количество слайдов: 53
Бедность не порок
«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского» . А. И. Гончаров
Оглавление • • А. Н. Островский Бедность не порок Содержание пьесы Анализ произведения • Герои пьесы
Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в семье воспитанника духовной академии. Отец выбился в чиновники, дед был священником. В 1831 году, когда ему не было еще 9 лет, умерла мама. В 1835 году отец пишет в московскую гимназию письмо-прошение о принятие молодого Островского в гимназию. Поступил он сразу в 3 класс и учился с умеренным успехом. Островский успешно занимался с учителем музыки, умел читать ноты, что помогло ему в дальнейшей жизни. В его семье все любили читать и ему это чувство прививалось с самого раннего детства. Получив доступ к отцовской библиотеке он стал заядлым читателем. Больше всего он люби читать Пушкина, Грибоедова. В 40 -м году закончил гимназию и получил право поступать в университет без экзаменов.
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта ст. ) 1823 го да в Москве, в Замоскворечье. Отец его служил в Московском коммерческом суде, выделяясь среди чиновников своим умом и начитанностью. Замоскворечье. С литографии начала XIX века. Дом на М. Ордынке, теперь улице Островского, в котором родился будущий драматург. Николай Федорович Островский — отец драматурга.
Дом музей А. Н. Островского в Замоскворечье (ул. Малая Ордынка)
Первая Московская гимназия
Александр Николаевич Островский Скрепя сердце, Островский написал прошение о поступлении в Императорский Московский университет на юридическое отделение. Первый год учился старательно и с увлечением, к концу второго курса перестал посещать занятия. Деканат университета решает оставить его для повторного курса. Но в это время он уже работал в своем театре. Сам театр его вдохновлял. Островский считал, что в театре его жизнь. Едва ли не все деньги перепадающие от отца, он тратил на билеты в театр. В 43 -ем году он провалил экзамены в университете и был отчислен. 19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем. Находясь в суде, разбирая различные дела, он написал первый рассказ «От великого до смешного один шаг» .
Московский Университет, куда на юридический факультет, окончив гимназию, поступил Островский
Со школьных лет Островский увлекался театром — сначала народным, затем спектаклями Малого театра. Театральные впечатления были своеобразным «универси тетом» для будущего драматурга. Малый театр в Москве М. С. Щепкин. П. С. Мочалов
А. Н. Островский, с детства наблюдавший жизнь купцов, в совер шенстве изучил быт, се мейные и имущественные отношения их во вре мя почти восьмилетней службы в Московском совестном, а затем Коммерческом суде, куда поступил по настоянию отца в 1843 году, не окончив университета Прием приданого. С картины В. Пукирёва. Приезд гувернантки в купеческий дом. С картины В. Перова. 1866.
19 сентября 1843 года был зачислен в Московский совестной суд канцелярским служителем. Находясь в суде, разбирая различные дела, он написал первый рассказ «От великого до смешного один шаг» .
Александр Николаевич Островский И впервые в конце поставил дату. В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди - сочтемся!» . Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество пьес, книг Островского. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы Островского «Гроза» , «Бесприданница» , «Лес» являются одними из величайших его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница» , как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев. В биографии Александра Николаевича Островского почетное место занимает театральное дело. Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.
Комедия «Свои люди — сочтемся» стала широко известна в стране и прославила имя молодого драматурга. На сцене театра она появилась только через десять лет после опубликования, в 1861 году . Я считаю на Руси трагедии: Роль Подхалюзина играл сам Островский и „Недоросль", „Горе отчетливо. выполнил ее чрез вычайноот ума", Он мастерски обрисовал характер („Свои „Ревизор". На „Банкруте" этого подле ца, —сочтемся") я каждому его люди придал значение ставлю слову, каждому движению и ра зоблачил всю номер четвертый. внутреннюю сущ ность негодяя. В. Ф. Одоевский. 7 апреля 1850 года Театральный дневник 1861 года «Свои люди — сочтемся» . Действие 4 е, яв ление 4 е. С. С. Большое, А. К. Вольтова, Л. Е. Подхалюзин. «Свои люди — Группа исполнителей пьесы С рисунка П. Боклевского. 1859. спектакль 21 января сочтемся» . Домашний спктакль 1861 года в Москве.
Публика ждет от искусства облечения в живую изящную форму своего суда над жизнью, ждет соединения в полные образы подмеченных у века современных пороков и недостатков. . . и художество дает публике эти образы. «Свои люди — сочтемся» . С. С. Большой — К. Н. Рыбаков; Л. Е. Подхалюзин — М. П. Садовский. Малый театр. 1881. Сваха Устинья Наумовна. «Свои люди — сочтемся» . С рисунка Я. Боклевского. 1859.
Титульный лист журнала «Московитянин» № 6 за 1850 г, в котором была опубликована пьеса «Свои люди – сочтемся»
Периодизация творчества творчество (конец 1840 х – начало 1850 х годов) • 1847 – 1851 годы – А. Н. Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» ( «Свои люди – сочтемся» ) Н. В. Гоголь признает в нем «решительный талант» . • 1852 – 1855 годы – А. Н. Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин» . В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись» , «Бедность не порок» , «Не так живи, как хочется» . творчество (конец 50 х – начало 1880 х годов) • 1856 – 1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А. Н. Островского драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза» . • 1861 – 1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А. Н. Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» , сатирическая комедия «Лес» , психологическая драма «Бесприданница» .
«Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.
В 1867 году, после смерти отца, А. Н. Островский с братом Михаилом купили у мачехи имение Щелыково. В этом имения Островский любил работать и отдыхать. Дом в Щелыкове, ныне музей имени А. Н. Островского. М. В. Островская — актриса Малого театра, жена А. Н. Островского.
усадьба Щелыково • С 1867 в усадьбе Щелыково Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского. • Щелыково. Мемориальный музей А. Н. Островского.
В 1873 году была напечатана «весенняя сказка» А. Н. Островского «Снегурочка» . Композитор Н. А. Римский Корсаков. 1900. «Снегурочка» — В. Ф. Комиссаржевская
Последние годы состояние здоровья А. Н. Островского тревожило его друзей и близких, но драматург продолжал работать до последнего дня своей жизни. 2 июня 1886 года в Щелыкове он скончался . Кабинет А. Н. Островского в Щелыкове, где он умер Могила А. Н. Островского на кладбище Никола Бережки в окрестностях Щелыкова
• Памятник А. Н. Островскому в усадьбе писателя Щелыково. Памятник А. Н, Островскому у Малого театра. Скульптор А. Андреев
Бедность не порок» (первоначальное название «Гордым Бог противится» ) — комедия в трёх действиях Александра Николаевича Островского. Написана в 1853 году. Это гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами. Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1854 г при деятельном участии Островского.
Тема, идея пьесы v Проблемы выбора ют долева шают рео , ерои п ия, совер жизненного пути, Г епятств менты аргу пят водят пр ю, тер , при ки ци v власть денег, поступ я свою пози о надеются ва , н отстаи ые неудачи v зависимость от временн. Слабый герой ее а лучш я сильным, н внешних тс танови точным. с ста самодо обстоятельств
Особенности пьесы «Бедность не порок» • Говорящие фамилии; • Авторские ремарки; • Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия; • Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок); • Фольклорные моменты; • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев; • Значимость первой реплики героя; • "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие; • Своеобразие речевой характеристики героев.
Пьеса «Бедность не порок» Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться «Гордым бог противится» и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты» . Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.
ч ьеви атра аф Евст лого те р санд тер Ма нов) у Алек – ак ов Корш н арты фрикан М (А Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра (Любим Торцов)
Критика о комедии «Бедность не порок» А. Н. Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок» . Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих
Действующие лица • • • Гордей Карпыч Торцов, богатый купец. Пелагея Егоровна, его жена. Любовь Гордеевна, их дочь. Любим Карпыч Торцов, его брат, промотавшийся. Африкан Савич Коршунов, фабрикант. Митя, приказчик Торцова. Яша Гуслин, племянник Торцова. Гриша Разлюляев, молодой купчик, сын богатого отца. Анна Ивановна, молодая вдова. Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны. Егорушка, мальчик, дальний родственник Торцова. Арина, нянька Любови Гордеевны.
Действующие лица Невеста Любовь Гордеевна Возлюбленный приказчик Митя Жених Герои Помощник Любим Торцов Среда купеческая Мотив – чувства Мити и его невесты взаимны Неравенство Родители Гордей Торцов
Содеожание пьесы • 1 действие • 2 действие • 3 действие
1 действие Объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна» , «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!» , « А я с братом смешную штуку сделаю» . Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова» .
2 действие Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.
3 действие Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она всетаки носит неожиданный характер: это действительно счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука» , которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги.
Анализ произведения Новая комедия господина Островского "Бедность не порок" была его новым сценическим триумфом и в то же время сигналом жесточайших обвинений, какие только выпадали на долю нашему автору. Комедия эта, в свое время служившая предметом таких сильных споров, принадлежит к числу недостаточно оцененных даже друзьями г. Островского, даже теми людьми, которые. . . ни на шаг не отступали в своей симпатии к его светлому дарованию. Поэтому мы приглашаем всех внимательных и беспристрастных судей перечитать ее сызнова, на свободе, медленно и не увлекаясь никакими наперед составленными воззрениями. В произведении этом они найдут неоспоримые недостатки постройки, слишком крутую и прихотливую развязку, некоторую бедность комических положений, но погрешности эти с избытком выкупятся разительными, первоклассными красотами. . По крайней мере изо всех его произведений подобную поэзию находим мы лишь в трех, кроме комедии нами названной, то есть в комедии "Бедная невеста", в драме "Не так живи, как хочется" и в "Воспитаннице".
Анализ произведения Во множестве сцен и подробностей разлита поэзия, нами указанная, поэзия здоровая и сильная, от которой Русью пахнет, в самом лучшем смысле этого выражения. Она сказывается в отношениях Любима Торцова к бедному мальчику, его пригревшему, в раздирающем душу прощании молодых любовников под глазами плачущей матери в отдаленном уголку дома, в милом и симпатическом лице бойкой вдовы Анны Ивановны и наконец в капитальной сцене всего произведения, которая обнимает собою святочный вечер в доме Торцова, устроившийся в отсутствии грозного хозяина. Святочный вечер в "Бедность не порок" у нас как будто перед глазами. До сих пор, вспоминая его, словно переносишься в детские годы и оттого испытываешь сладкую теплоту на сердце. Как мила и приветлива старушка хозяйка, которая сама когда-то любила плясать и хорошо пела песни, покуда суровый муж не полез в бары, и старушки гостьи, так весело глядящие на поющих девушек, и хлопотунья Анна Ивановна, всегда веселая и покладистая, и эти девушки с подблюдными песнями, и коза с медведем, и все эти чистые радости, оттененные страхом, что вот сейчас все кончится и наступит неожиданная катастрофа. . .
Анализ произведения Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию! О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников.
Анализ произведения В другом, даже очень даровитом писателе, мы могли бы отнести такой грех к бедности драматического соображения, но можно ли подумать что-нибудь подобное про автора "Бедной невесты" и комедии "Свои люди — сочтемся". Есть заслуги, после которых непозволительна тень сомнения в ценителе; есть успехи, после которых малейшее слово осуждения должно быть взвешиваемо десять раз и потом только выговариваться. Погрешность художественной отделки? Но как обвинить в нехудожническом деле того писателя, у которого в малейших произведениях, ускользающих от нас по своему объему и объему статьи нашей, всюду виден ум сильного мастера и ряд неожиданных сценических соображений? Вернее будет предположить, что пьеса, нами разбираемая, поступила на сцену и в печать слишком скоро, не прочитанная лишний раз автором. Небольшая подготовка развязки, несколько приготовительных фраз Гордея Торцова, несколько заранее высказанных объяснительных черт его характера, могли бы сгладить всю шероховатость, на которой мы теперь поневоле останавливаемся. Такое нетрудное дело мог бы выполнить драматург только что талантливый — у г. Островского, быть может, самая сказанная подготовка явилась бы рядом метких выражений и мастерских подробностей. <. . . >
Герои пьесы • Гордей Карпыч Торцов • Пелагея Егоровна Торцова • Любовь Гордеевна • Митя • Любим Торцов • Африкан Савич Коршунов • Яша Гуслин • Гриша Разлюляев
Гордей Карпыч Торцов Значение фамилии Торцов: «Торец” в словаре Ефремовой 1) Деревянный брусок, бревно со стороны своего поперечного разреза. 2) Поперечная - короткая - сторона, грань чего-л. 3) Короткий, обычно шестигранный брусок поперечно разрезанного бревна для мощения улиц. 4) разг. Мостовая из таких брусков. 5) Поперечный разрез бревна, бруса, а также вообще поперечная грань балки, доски, стола, книги (боковой, верхний или нижний срез её листов). 6) Жарг. Лицо Значение имени Гордей Толковый словарь Ожегова: Гордость – завышенное чувство собственного достоинства, самоуважения, высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, осознание своего превосходства над другими.
Пелагея Егоровна Торцова Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старорусских традиций, «закидоны» мужа она не понимает и не принимает.
Любовь Гордеевна Ее имя – словно неоновый указатель на ее чувства к Мите. Впрочем, отчество тоже играет важную роль – как ни крути, от отца в ней тоже немало. Да-да, та самая гордость, но не возведенная в ранг гордыни, в отличие от ее отца.
Митя. Просто Митя. Примечательно, что автор не дает нам ни его имени, ни отчества. Этим он словно подчеркивает простоту и скромность данного персонажа. В комедии никто не называет его полным именем, все используют именно это уменьшительное.
Любим Торцов У этого персонажа говорящими являются как имя, так и фамилия. Любим – потому что его все любят, уважают, сочувствуют. Торцов – потому, что ранее он был очень похож на брата Гордея, вел такой же образ жизни. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев.
Африкан Савич Коршунов Здесь наблюдается очевидная дисгармония между его именем и отчеством. Савва – исконно русское имя. Значение имени Савва Имя Савва - теплое, мягкое, и его обладатель тоже щедр на душевное тепло, которое он дарит и родным, и друзьям, и просто незнакомым людям, нуждающимся в этом тепле. Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Савва - прежде всего цельная натура, духовно чистый человек. Он чужд мелочности, интриг и склок. Он тянется к знаниям, рано проявляет интерес к литературе, но не дешевым детективам, а к той, что дает пищу его уму. Свою цельность он сохраняет и в браке, не размениваясь на мимолетные интрижки. Бескомпромиссность этих мужчин, верность принципам нередко оборачиваются им во вред - их карьера никогда не движется по накатанной дороге. Там, где не мешало бы пригнуться, чтобы гроза прошла мимо, Савва будет стоять во весь рост.
Яша Гуслин Островский не обидел своим вниманием и второстепенных персонажей. Фамилия Яши говорит нам об его главном увлечении – музыке. Имя же его подчеркивает его простоту и свойский характер.
Гриша Разлюляев Гриша обладает, пожалуй, самой нелестной фамилией во всей комедии. Его фамилия говорит о том, что он любит поболтать, но болтовня его пустая, за ней ничего не стоит – ни смысла, ни готовности к действиям.
Спасибо за внимание! «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим» , — писал он в «москвитянинский» период.
74db20e141901274ddb69ce6df943035.ppt