Романова Варвара Сергеевна. Базисные направления искусства XIX-XX веков..pptx
- Количество слайдов: 126
Базисные направления искусства XIX-XX веков. Всего слайдов: 125 Информативных слайдов: 50 Иллюстративных слайдов: 75
Базисные направления искусства XIX-XX веков. СОДЕРЖАНИЕ § § § СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………. … 2 -3 ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………. 4 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА………………………………………. . 5 -6 Периодизация………………………………………………. 5 Географическое положение……………………………………. . 6 Общая характеристика…………………………………………… 7 ИСКУССТВО ИМПРЕССИОНИЗМА Характерные черты…………………………………………. . 8 Эдуард Мане……………………………………………… 9 -18 Эдгар Дега………………………………………………. . 19 -30 Пьер Огюст Ренуар………………………………………. . …. 31 -38 Клод Моне……………………………………………. . . 39 -47 Альфред Сислей ………………………………………. . . … 48 -53 Камиль Писсарро……………………………………. . 54 -62 Франсуа Огюст Рене Роден…………………………………. . … 63 -71 ИСКУССТВО ИМПРЕССИОНИЗМА Характерные черты………………………………………… 72 -73 Жорж Сёра…………………………………………. 74 -83 Поль Синьяк……………………………………………… 84 -91 • • • • 2
Базисные направления искусства XIX-XX веков. СОДЕРЖАНИЕ § ИСКУССТВО ИМПРЕССИОНИЗМА • Характерные черты…………………………………… 92 • Поль Сезанн………………………………………. 93 -98 • Винсент Ван Гог……………………………………. . 99 -107 • Поль Гоген………………………………………. 108 -114 • Анри де Тулуз-Лотрек………………………………. . 115 -121 § ВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………. . . 122 § ПОСЛЕСЛОВИЕ…………………………………………. 123 § ИСТОЧНИКИ…………………………………………… 124 3
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПРЕДИСЛОВИЕ § § с В презентации будут освещены наиболее выдающиеся памятники изобразительного искусства и скульптуры, созданные мировыми художникам-импрессионистами в период конца XIX- начала XX веков. Данная презентация включает в себя анализ работ великих художников по основным направлениям: • • • импрессионизм ( Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и Франсуа Огюст Рене Роден); неоимпрессионизм (Жорж Сёра и Поль Синьяк); постимпрессионизм ( Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек). 4
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Периодизация с § 1860 -е года – начало поисков; § Втора половина XIX века - импрессионизм; § 60 -70 -ые годы XIX века - расцвет импрессионизма; § Конец 1880 - начало 1890 -х годов - неоимпрессионизм; § Вторая половина 1880 -1910 года – постимпрессионизм; 5
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Географическое положение с § Италия - в эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. § Франция - импрессионизм зародился во Франции во второй половине XIX века. § Англия - во время франко-прусской войны (1870— 1871) Клод Моне, Альфред Сислей и Камиль Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. § Япония - в 1854 года молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай и Утагава Хиросиге. 6
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА с § Художники XIX-XX веков не стремились к затрагиванию острых социальных проблем, философии или эпатажу в творчестве; § Сосредоточение на различных способах выражения впечатления окружающей повседневности; § Стремление "увидеть мгновение" и отразить настроение; § Сюжеты не придумываются, а берутся из повседневной жизни; § Краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно отдельными мазками, поэтому картины стоит рассматривать с небольшого расстояния; § Становится популярной техника пленэра. 7
Базисные направления искусства XIX-XX веков. с ИСКУССТВО ИМПРЕССИОНИЗМА
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Характерные черты с Импрессионизм (Impressionism, франц. impression - впечатление) — это направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860 -х гг. и во многом определившее развитие искусства XIX века. § Импрессионисты подчеркивают мгновенно преходящее впечатление, нарушая привычную композиционную прочность картин; § Импрессионисты писали чистым цветом, не смешивая краски; § Свойственна этюдность, кадрированность; § Стремление уловить тончайшие настроения погоды, атмосферы; § Импрессионизм в поэзии — это тонкие наблюдения и описания с применением живописных средств, свойственных неоклассицизму (модерну), а также приемы тонкой ассоциативной звукописи. 8
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Эдуард Мане с Эдуард Мане (1832 -1883) - французский живописец, гравёр. § Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850 -1856). § Влияние на творчество Э. Мане таких художников, как: • Джорджоне Барбарелли да Кастельфранко • Тициан Вече ллио • Франс Хальс • Диего Веласкес • Франсиско Гойя • Эже н Делакруа. Эдуард Мане (1832 -1883) 9
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Эдуард Мане § Используя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, внести изображение современного человека. § Многим произведениям Мане свойственны живописная свобода и фрагментарность композиции. § Отдает предпочтение бытовому сюжету с выраженной социальнопсихологической подосновой. § Тона глухие и плотные, напряженный колорит с преобладанием темных цветов. § Выступал как живописец, мастер офорта (Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой) и литографии. 10
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Эдуард Мане § В работах конца 1850 -х - начала 1860 -х годов Э. Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика. § Э. Мане стремился наполнить сюжеты старых мастеров актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека § В 1860 -е годы Эдуард Мане обращался к темам современной истории § В конце 1860 -х годов Э. Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи § В то же время Э. Мане отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой 11
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Завтрак на траве» Эдуард Мане § Предназначалась для Парижского салона, но не была допущена § Сюжет: двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе § Э. Мане не пытался «Завтрак на траве. » Эдуард Мане 1863 г. Музей Орсе, Париж Холст, масло скрыть мазки кисти, и картина поэтому в некоторых местах выглядит неоконченной. 12
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Завтрак на траве» Эдуард Мане § «Завтрак на траве» — скандально известная картина французского художника Эдуарда Мане, написанная в 1863 году. § Все персонажи картины узнаваемы для того времени: • Модель женщины - Викторина Мёран ; • Один из мужчин — брат Мане Густав; • Второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф § На заднем плане — женщина в лёгкой одежде моется в реке. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. § Стиль картины порывает с академическими традициями того времени - резкий «фотографический» свет устраняет полутона. 13
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Олимпия» Эдуард Мане «Олимпия» Эдуард Мане 1863 г. Музей Орсе, Париж Холст, масло 1 14
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Олимпия» Эдуард Мане § «Олимпия» - полотно, созданное в 1863 году французским импрессионистом Эдуардом Мане; § Цветовая гамма картины сдержанная - несколько основных тонов: • белый • чёрный • синий (переходящий в тёмно-зелёный) • коричнево-золотой • красный § В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. § Мастер отказался от традиционной многослойности и тщательности нанесения мазков. 15
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Балкон» Эдуард Мане с § В 1868 году Э. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо. Позднее она начала позировать ему для будущей картины «Балкон» . § Присутствует резкий контраст § Тона картины холодные: • черный • холодный зеленый • белый с голубым § Игра теней создает ощущение живой обстановки. «Балкон» Эдуард Мане 1868— 1869 гг. Музей Орсе, Париж Холст, масло 16
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Бар в «Фоли-Бержер» » Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер» » Эдуард Мане 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон Холст, масло 17
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Бар в «Фоли-Бержер» » Эдуард Мане § «Бар в «Фоли-Бержер» » - последняя картина, представленная Э. Мане на Парижском салоне перед своей смертью в 1883 году. § «Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. В конце XIX века заведение пользовалось большой популярностью и Э. Мане часто посещал его § Э. Мане передал чувство невероятного одиночества посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины. § Несоответствия на картине (различие реальных объектов и фигур от их отражения в зеркале) заставляют зрителя задуматься, реальный или воображаемый мир изобразил художник. § Изначально основу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. 18
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Эдгар Дега с Эдгар Дега (1834– 1917) - французский живописец, график и скульптор. § Учился в парижской Школе изящных искусств (1855– 1856) § В 1854– 1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения § В юности испытал влияние Ж. Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Эдгар Дега. Автопортрет (1834– 1917) 19
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Эдгар Дега § Начинал со строгих по композиции исторических картин и портретов. § Затем обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, цирка, театральных представлений. § Во многих произведениях Э. Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта § Выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту. § Искусству Э. Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического. § Композиция часто ассиметрична 20
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Эдгар Дега § Ракурсы неожиданные, будто случайные § Сочетает кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. § Поздние работы Э. Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита § С конца 1880 -х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения «Мисс Лала в цирке Фернандо» 1879 г. Национальная галерея, Лондон 21
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Звезда» 1877 г. Музей д'Орсе, Париж Эдгар Дега «Ария собаки» 1877 г. Собрание Хэймейера, Нью-Йорк 22
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Абсент» Эдгар Дега § На картине изображены две фигуры, они разъединены между собой, и печально изолированы друг от друга § Взгляд женщины пустой, отрешенный, непроницаемый именно она придает картине, какую то особую силу и притягательность. § Фигуры людей смещены с центра композиции, что придаёт картине атмосферу мимолётности. «Абсент» 1876 г. Музей д'Орсе, Париж 23
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Таз» (Ванна) 1886 г. Музей Орсэ, Париж, Франция Пастель, картон Эдгар Дега 24
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Таз» (Ванна) Эдгар Дега § Обнаженное тело стало чаще изображаться Э. Дега с приходом 1880 -х годов. § Годом ранее была создана работа с аналогичным названием, и на ней изображена девушка, казалось бы, нисколько не подозревающая, что за ней кто-то наблюдает. § Чтобы передать глубину комнаты, Э. Дега изображает на переднем плане полку с принадлежностями для мытья, которая на картине занимает треть всей композиции. § Получить наибольшую выразительность, ему помогают контрасты. § Образ обнаженной женщины, принимающей ванну, стал для Э. Дега ключевым, он передавал красоту и элегантность. 25
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Таз» (Ванна) Эдгар Дега § Очередная работа кисти Э. Дега, которая показывает умиротворяющую обстановку банных женских процедур. • Тонкая моделировка тела • Плавная, текучая линия силуэта • Чистый светлый колорит § Э. Дега использовал тончайшие «Причесывающаяся женщина» 1885 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Пастель, картон нюансы однотонной, гладко растушеванной пастели, потом постепенно обогащал их другими оттенками и переходами, вводил яркие цветовые штрихи. 26
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега § Произведение относится к позднему этапу творчества Эдгара Дега § Работал большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины § Тематика танцовщиц была «Голубые танцовщицы» 1899 г. Музей имени Пушкина. Москва. Пастель, картон очень близка художнику и неоднократно повторялась в технике пастели, масляной живописи и рисунка. 27
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Скульптура Эдгар Дега § В 1860 -х годах Эдгар Дега начал лепить маленькие восковые скульптуры. § Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. § Эти работы Э. Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды, и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. § Изготавливались скульптуры исключительно из мягкого материала. § В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Э. Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. 28
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Скульптура Эдгар Дега § В 1917 году, в год смерти Дега, в его квартире и мастерской было найдено около 150 восковых, глиняных и гипсовых заготовок, но только 74 из них оказались пригодными для воспроизведения. § В 1920 -х гг. наследниками Дега была санкционирована отливка некоторых скульптур в 9 -ти экземплярах, которые были переданы в крупнейшие музеи мира. § На каждой скульптуре стоит печать "reproduction" (репродукция). «Танцовщица» год неизвестен. Репродукция бронза Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн 29
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Скульптура Эдгар Дега « 14 -летняя маленькая танцовщица» 1881 г. Репродукция - бронза Оригинал - воск 30
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Пьер Огюст Ренуар с Пьер Огюст Ренуар (1841 -1919) – французский живописец, график и скульптор. § В 1862 -1864 П. Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с Клодом Моне и Альфредом Сислеем. § Повлияли на творчество: • Гюстав Курбе • Эдуард Мане Пьер Огюст Ренуар Автопортрет. 1875 г. Холст, масло 31
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Пьер Огюст Ренуар § На рубеже 1860 -1870 -х годов П. Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду. § Палитра П. Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристожемчужными рефлексами. § П. Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни – балам, танцам, прогулкам. § Особое место в творчестве занимают поэтичные и обаятельные женские образы, схожие внешне между собой. 32
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Пьер Огюст Ренуар § В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности. § Сочетание теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна. § С 1880 -х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм. «Сидящая купальщица» 1883 г. Музей изящных искусств, Бостон Холст, масло 33
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Жанна Самари» Пьер Огюст Ренуар “Когда начинаешь работать с моделью, нужно прежде всего, закрыв глаза, подумать, – ассоциацию с каким цветом эта модель у тебя вызывает” Пьер-Огюст Ренуар § Цвета: • красный • пастельно-розовый • персиковый • нежно-голубой • желтые оттенки § «Портрет Жанны Самари» был выставлен на третьей выставке импрессионистов и произвел огромное впечатление зрителей и критиков. «Жанна Самари» 1877 г. Музей им. А. С. Пушкина Холст, масло 34
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Танец в Буживале» Пьер Огюст Ренуар § «Танец в Буживале» — картина П. Ренуара, входящая в триптих, первая картина которого – «Танец в городе» , а последняя – «Танец в деревне» . § Яркие, явно контрастирующие цвета: • пастельно-розовый • алый • оттенки желтого • темно-синий § П. Ренуар прекрасно передал ощущение радости и веселья. § Фон картины смазан, что передает атмосферу танца и движения. «Танец в Буживале» 1883 г. Музей изящных искусств, Бостон Холст, масло 35
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Триптих «Танец в городе» 1883 г. Музей изящных искусств, Бостон Холст, масло Пьер Огюст Ренуар «Танец в Буживале» 1883 г. Музей изящных искусств, Бостон Холст, масло «Танец в деревне» 1883 г. Музей изящных искусств, Бостон 36 Холст, масло
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Купальщицы» Пьер Огюст Ренуар «Купальщицы» 1887 г. Филадельфийский художественный музей, Филадельфия, США. Холст, масло 37
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Ребенок с кнутиком « 1885 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Холст, масло Пьер Огюст Ренуар «Девочка с цветами « 1885 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Холст, масло 38
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Клод Моне с Моне Клод Оскар (1840 -1926)– французский живописец. § Учился в частных студиях в Париже (1859 -1863), изучал японскую гравюру на дереве. § Влияние: • Камиль Коро • Гюстав Курбе • Эдуард Мане • мастера барбизонской школы § Один из основоположников импрессионизма. Клод Моне Автопортрет. 1886 г. Холст, масло 39
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Клод Моне § Стремился передавать средствами пленэрной живописи изменчивость световоздушной среды, красочное богатство мира. § От наименования пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (“Impression. Soleil levant”) произошло название импрессионизма. § К. Моне воссоздавал вибрацию света и воздуха с помощью мелких раздельных мазков чистого цвета и дополнительных тонов основного спектра, рассчитывая на их оптическое совмещение в процессе зрительного восприятия. § Для позднего периода творчества Моне характерны декоративизм, все большее растворение предметных форм § Яркость и чистота красок превращаются в свою противоположность, появляется какая-то белесость. 40
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Тюдьпаны Голландии» 1872 г. Музей д'Орсе Холст, масло Клод Моне 41
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 г. Музей Мармоттан, Париж Холст, масло 42
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Клод Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» 1873 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва Холст, масло 43
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Клод Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» § К. Моне ввёл в живопись новый сюжет – улицу большого города, видимую с птичьего полёта. § Произведение передаёт восхищение художника «новым Парижем» . § Город привлекает К. Моне как единый подвижный организм, где всё связано друг с другом. § Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. § Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться. 44
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Кувшинки» Клод Моне § Писать кувшинки К. Моне начал ещё в 1899 году. В это время он обосновывается в Живерни и осуществляет свою давнюю мечту – разбивает превосходный сад. § К. Моне создал целую серию монументальных панно с кувшинками. «Кувшинки» 1906 г. Художественный институт, Чикаго Холст, масло 45
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Кувшинки» Клод Моне «Кувшинки» 1917 г. Художественный институт, Чикаго Холст, масло 46
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Кувшинки» «Пруд с кувшинками» 1919 г. Художественный институт, Чикаго Холст, масло Клод Моне 47
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Альфред Сислей с Сислей Альфред (1839 -1899)– французский живописец, мастер пейзажа. § В 1860 -1863 гг. учился в Париже в мастерской Ш. Глейра. § Испытал влияние Камиля Коро. § Один из ведущих мастеров импрессионизма. § Сислей писал непритязательные по мотивам пейзажи окрестностей Парижа. Альфред Сислей Фотография 48
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Альфред Сислей § Работы А. Сислея отмечены тонким лиризмом и выдержаны в свежей и сдержанной световой гамме. § Пейзажи, передающие подлинную атмосферу Иль-де-Франса, хранят в себе особую прозрачность и мягкость природных явлений всех времен года. § Чарующие изображения природы художника Альфреда Сислея с легким оттенком грусти завораживают удивительной передачей настроения в данный момент времени. § С середины 1880 -х годов в творчестве А. Сислея нарастают черты красочного декоративизма. 49
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Сена у Буживаля весной» 1876 г. Холст, масло Альфред Сислей 50
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Наводнение в Марли» 1876 г. Холст, масло Альфред Сислей 51
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Мост в Морэ ранним утром» 1888 г. Холст, масло Альфред Сислей 52
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Альфред Сислей § На картине изображена лесистая дорога вдоль левого берега Сены § Юная девушка на переднем плане — Жанна Сислей, дочь художника. «Лужайки весной» 1881 г. Национальная галерея, Лондон Холст, масло 53
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Камиль Писсарро с Писсарро Камиль (1830 -1903)– французский живописец. § Учился в академии Сюиса в Париже (1855 -1861) § Испытал влияние: • Джона Констебла • Камиля Коро • Жана Франсуа Милле Камиль Писсарро Фотография 54
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Камиль Писсарро § К. Писсарро в многочисленных сельских пейзажах раскрывал поэзию и очарование природы Франции, с помощью мягкой живописной гаммы, тонкой передачи состояния световоздушной среды придавал обаяние свежести самым непритязательным мотивам. § К. Писсарро часто обращался к городскому пейзажу. § Во второй половине 1880 -х годов К. Писсарро использовал живописную технику неоимпрессионизма. § В своих работах Камилю Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра. § Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности, присущей городскому пейзажу. 55
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Эрмитаж в Понтуазе» 1868 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк Холст, масло Камиль Писсарро 56
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Оперный проезд в Париже» Камиль Писсарро § В 1890 -е гг. К. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы. § В поисках новых точек зрения художник переезжает на улицу Риволи в отель «Лувр» и пишет там картину «Оперный проезд в Париже» 1897 г. Национальная галерея, Лондон Холст, масло 57
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в дождливую погоду» § В конце XIX века дух современности врывается в изображения Парижа, топографически точные и отражающие динамику жизни. § К. Писсарро «Бульвар Монмартр в дождливую погоду» 1897 г. Национальная галерея, Лондон Холст, масло изображает маленькие, фигурки с открытыми зонтами, экипажи, оставляющие красноватые отражения в лужах на мокрой мостовой. 58
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр в дождливую погоду» § В конце XIX века дух современности врывается в изображения Парижа, топографически точные и отражающие динамику жизни. § К. Писсарро «Бульвар Монмартр в дождливую погоду» 1897 г. Национальная галерея, Лондон Холст, масло изображает маленькие, фигурки с открытыми зонтами, экипажи, оставляющие красноватые отражения в лужах на мокрой мостовой. 59
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Старый рынок в Руане» 1898 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Холст, масло Камиль Писсарро «Утреннее солнце на снегу» 1895 г. Национальная галерея, Лондон Холст, масло 60
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Жан-Рашель» Камиль Писсарро § В Музее Тафта проходила небольшая выставка. § На одной из картин была изображена семилетняя дочка К. Писсарро, Жан-Рашель. § На тот момент (1872 -й год) это была единственная дочка художника, вторая умерла в 70 -м году. § В 1873 девочка заболела воспалением лёгких и умерла. За эти два года К. Писсарро нарисовал ещё несколько её портретов. «Жан-Рашель» 1872 г. Музей Тафта, Нью-Йорк Холст, масло 62
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Биография Франсуа Огюст Рене Роден с Франсуа Огюст Рене Роден (1840 -1917)–знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. § Учился в парижской Школе изящных искусств. § Влияние скульпторов: • Жан Батист Карпо • Антуан Луи Бари • Микеланджело • Донателло § О. Роден работал в Париже и Медоне. Огюст Роден Фотография 63
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Франсуа Огюст Рене Роден § Ранним работам О. Родена присущи: • смелость образных и пластических исканий, • философская глубина замысла, • жизненность в передаче сложных движений, • энергичная моделировка объемов. § Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека. § Полная мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере — с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, — статуя О. Родена была вызовом всему академическому искусству. 64
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Упавшая кариатида» 1882 г. Музей Родена, Париж, Франция Гипс Франсуа Огюст Рене Роден «Девушка с розой на шляпе» 1865 -1870 гг. Музей Родена 65
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Франсуа Огюст Рене Роден § Ранним работам О. Родена присущи: • смелость образных и пластических исканий, • философская глубина замысла, • жизненность в передаче сложных движений, • энергичная моделировка объемов. § Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека. § Полная мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере — с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, — статуя О. Родена была вызовом всему академическому искусству. 66
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ "Граждане Кале" Франсуа Огюст Рене Роден § В 1884 -1888 О. Роден созда для города Кале скульптурную группу "Граждане Кале" § Суровое героико- драматическое звучание, сложная эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряженности героев воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и динамичных фигур, материальной весомости пластических масс экспрессии поз и жестов. "Граждане Кале" 1895 г. Музей Родена, Париж, Франция Бронза 67
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Врата ада» Франсуа Огюст Рене Роден § С 1880 года и до конца жизни О. Роден работал над горельефной композицией "Врата ада". § Символически воплощавшей мир человеческих страстей и навеянной "Божественной комедией" Данте, библейскими и мифологическими мотивами, поэзией Франсуа Вийон и современных О. Родену французских авторов. § Отдельные темы этой композиции О. Роден разрабатывал как самостоятельные произведения. «Врата ада» 1880 -1917 гг. Париж, Франция Бронза 68
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Врата ада» Франсуа Огюст Рене Роден «Та, которая была прекрасной Ольмьер» . 1885 г. Париж, Франция Бронза «Поцелуй» 1886 г. Париж, Франция Мрамор 69
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Врата ада» Франсуа Огюст Рене Роден § В мире существует 20 официальных копий скульптуры, разбросанных по всему миру. § Моделью Родена был могучий боксер Жан Бо. § Самый первый «Мыслитель» был размером всего 72 сантиметра. § Вскоре был отлит другой, самый известный, высотой 1, 89 метра. Именно его Роден подарил городу Парижу. «Мыслитель» 1888 г. Париж, Франция Бронза 70
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИМПРЕССИОНИЗМ «Ромео и Джульетта» 1905 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Мрамор Франсуа Огюст Рене Роден «Вечный идол» 1889 г. Музей Родена, Париж, Франция Бронза 71
Базисные направления искусства XIX-XX веков. с ИСКУССТВО НЕОИМПРЕССИОНИЗМА
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Характерные черты с Неоимпрессионизм (фр. neoimpressionisme)— течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. § Плоскостно-декоративные картины систематически заполнялись мазками правильной формы. § Мастера неоимпрессионизма пытались преодолеть случайность, фрагментарность композиций импрессионизма. § Отвлечённость и схематизм образов, холодная интеллектуальность картин. § Вместе с тем в творчестве ряда художников (П. Синьяк, А. Крос) красочная системанеоимпрессионизма трансформировалась в сторону большей интенсивности и эмоциональности, чтоподготовило почву для появления фовизма. 72
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Характерные черты с § Главным живописным методом нового течения стал "дивизионизм" – система, основанная на целенаправленном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность» , фр. point — точка)— стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. § Впервые полотна неоимпрессионистов были показаны в 1886 г. на выставке "Салона Независимых" и на Восьмой выставке импрессионистов, где были осмеяны критиками и зрителями, но получили поддержку со стороны художников. 73
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Биография Жорж Сёра с Жорж Сёра (1859 - 1891)– французский живописец и график. § Учился в парижской Школе изящных искусств (1878 -1879). § Основатель течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). § Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи. § Изучал законы цвета и света, оптические эффекты. Жорж Сёра Фотография 74
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Жорж Сёра § Живопись Ж. Сёра изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, с мозаически-дробной структурой. § Носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. § Ж. Сёра изучал научные аспекты восприятия света и цвета и разработал на их основе живописную технику дивизионизма. § Для его пейзажей, многофигурных картин-панно со сценами парижской жизни характерны четкое, рационалистическое построение композиции. § Цветовая гамма светлая, мерцающая. § Орнаментальная плоскостность, близка стилю модерн. 75
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Цирк» 1890 -1891 гг. Музей д'Орсе, Париж, Франция Холст, масло Жорж Сёра «Канкан» 1889 г. Музей д'Орсе, Париж, Франция Холст, масло 76
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Натурщицы» 1886 -1888 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк Холст, масло Жорж Сёра 77
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Натурщицы» Жорж Сёра § Новая техника живописи настолько пришлась по душе художнику, что он «засекретил» работу над картиной даже от своего друга – П. Синьяка, никому не позволяя зайти в свою мастерскую. § Каждый элемент картины играет строго определенную роль, и здесь, этот «беспорядок» позволил создать гармонию локальных цветов. § Позировала при создании полотна молодая еврейка, единственный посетитель, которого художник впускал в мастерскую. § Продолжались эксперименты над техникой передачи изображения и поиск себя в других жанрах. Сюжеты пленэра – это уже было, теперь – обнаженные фигуры женщин и освоение темы интерьера. 78
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Парад (этюд)» 1888 г. Частная коллекция Холст, масло Жорж Сёра 79
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Пудрящаяся девушка» Жорж Сёра § В жизни Ж. Сёра существовала женщина, к которой он питал любовные чувства. § Первоначальный вариант картины содержал в себе автопортрет художника, с любовью взирающего на подругу, но затем, по совету одного из друзей, свой портрет он убрал, заменив его вазой с цветами. «Пудрящаяся девушка» 1889 -1890 гг. Галерея Курто, Лондон, Великобританя Холст, масло 80
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Жорж Сёра «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» 1884 -1886 гг. Художественный институт в Чикаго, США Холст, масло 81
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Жорж Сёра «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт» § Критика не могла принять нововведение художника, связанное с использованием техники, основанной на законах спектрального анализа. § Обращали внимание на диссонанс между яркой и красочной природой, и фигурами парижан, которых Ж. Сёра нарисовал нарочито упрощенно. § Фигуры больше напоминают древние фрески, нежели веселых и жизнерадостных французов. § Несмотря на близость к импрессионистической тематике, в работе отсутствует спонтанность. § Восьмая (знаковая) выставка, собравшая импрессионистов, высоко оценила художественную ценность картины. 82
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Анжелика у скалы» 1878 г. Музей Нортона Саймона , Пасадена, США Холст, масло Жорж Сёра «Эйфелева башня» 1889 г. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско 83 Холст, масло
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Биография Поль Синьяк с Поль Синьяк (1863— 1935)– французский художникпостимпрессионист, представитель направления пуантилизма. § Художественного образования не получил. § Работал в основном в Париже. § В ранний период творчества П. Синьяк был близок к импрессионизму. § С 1886 под влиянием Жоржа Сёра Поль Синьяк Фотография П. Синьяк примкнул к движению неоимпрессионизма. 84
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Поль Синьяк § Писал пейзажные виды юга Франции, спокойные по композиции, выдержанные в сдержанной, сбалансированной гамме. § Главное место среди пейзажных работ Поля Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции. § Работу в мастерской Поль Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин. § Вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы, Эйфелеву башню, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего. 85
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Вид на Монтабан в дождь» . 1922 г. Альбертина, Вена, Италия Акварель Поль Синьяк 86
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Поль Синьяк § Портретные работы Поля Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи. § Интерес автора к проблемам монументально-прикладного искусства. § П. Синьяк использовал живописные находки импрессионистов, которые учитывали изменения цвета при различных эффектах освещения. § Ж. Сера был против абсолютизации своих идей, однако его ранняя смерть дала возможность П. Синьяку создать теорию, подробно обосновав использование цвета в неоимпрессионизме. § Около 1900 года П. Синьяк отказался от пуантиллистических мазков в виде круглых пятнышек и стал накладывать краску прямоугольными мазками чистого цвета. 87
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Поль Синьяк «Портрет Феликса Фенеона» . 1890 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Холст, масло 88
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ Поль Синьяк «Газовая станция в Клиши» . 1886 г. Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия Холст, масло 89
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Порт в Ла-Рошель» . 1921 г. Частная коллекция Холст, масло Поль Синьяк 90
Базисные направления искусства XIX-XX веков. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ «Женщины у колодца» . 1892 г. Частная коллекция Холст, масло Поль Синьяк «Разрушитель» . 1896 -1899 г. Музей изобразительных искусств Нэнси, Фраеция 91 Холст, масло
Базисные направления искусства XIX-XX веков. с ИСКУССТВО ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Характерные черты с Постимпрессионизм (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм» ) — художественное направление, появившееся со второй половины 1880 -х гг. до начала ХХ в. § Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства: • П. Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм; • П. Гоген создал так называемый "синтетизм"; • Произведения В. Ван Гога построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях. § Единственное, что объединяет всех художников – постимпрессионистов, - это определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собственные художественноэстетические искания. 92
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Биография Поль Сезанн с Поль Сезанн (1839 -1906)– французский живописец. § Учился в частной академии Сюиса в Париже (1861 -1865). § Работал в Париже и Экс-ан. Провансе. § В ранних работах Поля Сезанна, Поль Сезанн Фотография имеющих характер бурных, экспрессивных и фантасмагорических сцен, заметно влияние старых мастеров: Паоло Веронезе Тинторетто Эжена Делакруа Оноре Домье 93 • •
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Поль Сезанн § Принципиально расходился с методом импрессионизма. § Поль Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров. § Оперирует градациями трех основных цветов: • зеленого • голубого • желтого § П. Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм. § Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается со смелым лаконичным рисунком. 94
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Курильщик трубки» . 1890 -1892 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Холст, масло Поль Сезанн 95
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Курильщик трубки» Поль Сезанн § Фигура крестьянина, изображенного на полотне наделена спокойствием, твердой натурой, цельным характером. § Люди в его работах выглядят почти монументально, вне зависимости от положения в обществе. § Вместо глаз курильщика – лишь темные пятна краски, но как отчетливо в композиции передано отрешенность от повседневного быта и мелочной суеты. «Курильщик трубки» . 1890 -1892 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург Холст, масло 96
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Яблоки» . 1878 г. Фицуильям музей, Англия Холст, масло Поль Сезанн 97
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Поль Сезанн § Густые черные краски, вызывающие иногда мрачные ощущения – то, что сопровождало раннего П. Сезанна, сменились светлыми тонами. § Для молодого Сезанна, на первом месте стояло единение с природой. «Дом повешенного» . 1873 г. Музей д'Орсе, Париж, Франция Холст, масло 98
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Биография Винсент Ван Гог с Винсент Ван Гог (1853 -1890)– голландский живописец. § В 1869 -1876 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне, Париже. § В 1876 работал учителем в Англии. В. Ван Гог изучал теологию. § В 1878– 1879 был проповедником в шахтерском районе Боринаж в Бельгии. § Защита интересов шахтеров привела В. Ван Гога к конфликту с церковными властями. Винсент Ван Гог Автопортрет 1889 г. 99
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Винсент Ван Гог § С увлечением рисовал простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. § Картины написаны в темной живописной гамме, отмечены болезненно- острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. § В 1886– 1888 годах Винсент Ван Гог проживал в Париже. В этот период палитра В. Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок § Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и в то же время страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах 100
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Винсент Ван Гог "Вороны над пшеничным полем". 1890 г. . Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды. Холст, масло 101
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Ночная терраса кафе» Винсент Ван Гог § Художник вообще не использовал черной краски, при этом, вряд ли кто усомнится в том, что на картине изображено ночное время суток. § Художник внедрил новацию, рисуя ночной пейзаж не в мастерской, как это было принято, а прямо под открытым небом. § По слухам, работая в условиях темного времени суток, Ван Гог использовал для освещения свечи, которые крепил к шляпе. "Ночная терраса кафе". 1887 г. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды. . Холст, масло 102
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Церковь в Овере» . Винсент Ван Гог § При исследовании качества и стиля картин этого периода, выделяется неровность, потеря стабильности, но отчетливо заметна новая техника письма. § Ясные тона отсутствуют, и это вызывает тревогу и беспокойство. § Краски наложены неровными линиями. § Чувствуется приближение бури, а также смерть, которая то исчезает, то возвращается. «Церковь в Овере» . 1890 г. Музей Орсе, Париж, Франция Холст, масло 103
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Звездная ночь» Винсент Ван Гог "Звездная ночь". 1889 г. Нью-Йоркский музей современного искусства, США. Холст, масло 104
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Звездная ночь» Винсент Ван Гог § Знаменитая работа «Звездная ночь» была написана в лечебнице Сен. Реми. § Полагают, что одиннадцать звезд – это связь со сказанием об Иосифе из Ветхого Завета. § В картине передана огромная мощь и талант художника, индивидуальное восприятие окружающего мира, а также оригинальная манера письма. § Художника переполняют чувства, он встревожен и возбужден, но на полотне нет отпечатка спонтанности, а компоновка отличается тщательностью и безупречным исполнением. § Небесные объекты движутся единым, волнообразным ритмом, а уравновешенность композиции, придали устремленные ввысь деревья. 105
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Подсолнухи» Винсент Ван Гог § «Подсолнухи» – визитная карточка его творчества. § Художник боготворил сам цветок, считая его символом благодарности и признательности, а также желтый цвет, ассоциировавшийся у него с дружбой и надеждой. § Ван Гог использовал импасто - оригинальную технику письма, при которой краски наносились на холст довольно густым слоем. §Кроме кистей применялся обычный нож, в результате чего законченное полотно отличалось шероховатой поверхностью. "Подсолнухи". 1888 г. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды Холст, масло 106
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Винсент Ван Гог "Спальня". 1888 г. Чикагский институт искусств, США. Холст, масло 107
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Биография Поль Гоген с Поль Гоген (1848– 1903)– французский живописец. § В 1870 -е годы Поль Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов. § С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. § С Винсентом Ван Гогом работал в Арле, в 1889– 1891 - в Ле-Пульдю (Бретань). Поль Гоген Автопортрет 1889 г. 108
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Поль Гоген § Интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. § Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом. § Работал под влиянием молодых художников и создавал своеобразную живописную систему – “синтетизм”, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. 109
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Поль Гоген «Дух мертвых не дремлет (Манао тупапау)» 1892 г. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, США. Холст, масло 110
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Поль Гоген "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? ". 1897 г. Музей современных искусств, Бостон, США. Холст, масло 111
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ "Ночное кафе, Арли". 1888 г. Музей А. С. Пушкина, Москва, Россия. Холст, масло Поль Гоген 112
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «А ты ревнуешь? » Поль Гоген § Полотно, созданное П. Гогеном во время первого посещения Таити. § Предмет их разговора – обсуждение любви, бывшей вчера, а также той, которая, может быть, наступит завтра. «А ты ревнуешь? » . 1892 г. Музей А. С. Пушкина, Москва, Россия. Холст, масло 113
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Поль Гоген « Видение после церемонии (Иаков борется с Ангелом)» § Как пейзаж, так и сама борьба являются плодом воображения людей, которые молятся после проповеди. § Работу можно считать манифестом синтетизма. § Аллегория борьбы, направленной на отделение церкви от государства. "Видение после церемонии (Иаков борется с Ангелом)". 1888 г. Национальная галерея в Шотландии. Холст, масло 114
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Биография Анри де Тулуз-Лотрек с Анри Раймон Мари де Тулуз. Лотрек-Монфа (1864 -1901)французский живописец и график, потомок древнего аристократического рода. § Аристократического рода. § Тулуз-Лотрек учился у Л. Бонна (1882) и у Ф. Кормона (с 1883). § Работал в Париже. § Испытал влияние Эдгара Дега и японской гравюры. Тулуз-Лотрек Анри Автопортрет 1889 г. 115
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль Анри де Тулуз-Лотрек § Основная тема творчества Тулуз-Лотрека - развлечения и быт парижских богемы и “дна”. §Присуща болезненная острота наблюдений, часто с едкой иронией. § Сугубо индивидуальной манере Анри де Тулуз-Лотрека свойственны : • обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, • длинные вибрирующие мазки, • холодная гамма, • оттененная крупными, • яркими красочными пятнами. § Великолепное мастерство рисовальщика Тулуз-Лотрека особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах с их графическиострым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком. 116
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ Стиль «Пассажирка из 54 -й» . 1896 Частная коллекция Холст, масло Анри де Тулуз-Лотрек «Японский диван» (Диван Жапоне). 1892 -93 г. Частная коллекция Холст, масло 117
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Салон на улице Мулен» Анри де Тулуз-Лотрек § Очередная работа, приоткрывающая двери в мир падшего общества. § Случайно подсмотренный эпизод из жизни публичного дома. § Сцена отличается привычной обыденностью. «Салон на улице Мулен» . 1894 г. Музей Тулуз-Лотрека, Альби, Франция Холст, масло 118
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Две девушки в кровати» Анри де Тулуз-Лотрек § Передает сцену из «нерабочего» времени проституток. § Т. -Лотрек никоим образом не создавал летопись проституции, не идеализировал свободную любовь. § Он рисовал быт этих женщин вне «рабочей» обстановки, подчеркивая, что они, прежде всего, люди. «Две девушки в кровати» . 1893 г. Музей Орсэ, Париж, Франция. Картон, масло 120
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ «Марсель Лендер, танцующая болеро» . 1895 г. Частная коллекция. Картон, масло Анри де Тулуз-Лотрек «Клоунесса Ша-Ю-Као» . 1895 г. Музей Оскара Рейнхарта, Швейцария. Картон, масло 121
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ВСЕМИРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ с § Несмотря на совсем короткий срок своего существования, оставили весьма значительный след в мировой культуре. § Буквально в течение полутора – двух десятков лет импрессионизм распространился по всему миру. § Не осталась в стороне от влияния импрессионизма и музыка. Яркие представители этого направления К. Дебюсси, М. Равель расширили колористические средства музыкальной выразительности (в области гармонии, инструментовки). § Базисные направления искусства XIX-XX веков были новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира. 122
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ПОСЛЕСЛОВИЕ с § В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. § Эти художники вписали яркую главу в историю реалистического искусства XIX века. § Их заслуга в том, что они страстно боролись со всеми штампами холодного академизма и с бравурной пошлостью, идейным убожеством салонного искусства того времени стремились к воплощению возвышенных идей и чувств. § Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, расширившегося тем самым возможности этого жанра. 123
Базисные направления искусства XIX-XX веков. ИСТОЧНИКИ с § http: //www. arthistory. ru/impressionism. htm История изобразительного искусства. § http: //smallbay. ru/. html Художественно-исторический музей. § http: //www. hudojnik-impressionist. ru/. htm Художники-импрессионисты Картины § http: //www. impressionism. ru/history. html История импрессионизма 125
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» Факультет: дизайна. Кафедра: градостроительства. ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине: «История искусств» . на тему: «Базисные направления искусства XIX-XX веков. » Выполнила: студентка 2 -го курса ФД группы 18 ДС(а) Романова Варвара Сергеевна Научный руководитель: Потапова Е. А. Самара 2015 г.
Романова Варвара Сергеевна. Базисные направления искусства XIX-XX веков..pptx