Баухауз в Дессау
Содержание Ø Ø Ø Ø Ø Баухауз. Девиз и кредо. Временные рамки. Состояние Германии и мира. Возникновение школы Баухауз. Вальтер Гроппиус – основатель. Преподаватели. Мастерские и дизайн. Дессау. Основные черты функционализма. Здание Баухауз в Дессау – «манифест идей Баухауза в камне» . Архитектура Баухауза. Закрытие школы и её идейное продолжение.
Bauhaus = Баухауз «дом строительства» 1919 -1933
Баухауз. Девиз и кредо Ø Девиз: «Новое единство искусства и технологии» . Ø Кредо: «Художник, ремесленник и технолог в одном лице» .
Временные рамки Состояние Германии и мира 1919 -1933 Высшая школа искусств + Школа прикладных искусств = Баухауз Украшательство – худший грех Машина – добрая сила
Возникновение школы Баухауз Вальтер Гроппиус – основатель
1 апреля 1919 года Веймар
Манифест Вальтера Гроппиуса: «Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре, и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Школы должны вернуться к производственным мастерским. Мир дизайнера и художника-прикладника, состоявший ранее лишь из рисования и живописи должен стать миром, в котором вещи производятся по настоящему. Архитекторы, художники, скульпторы, мы все должны вернуться к ремеслам! Потому что нет такой вещи, как «профессиональное искусство» . Нет никакой разницы между художником и ремесленником. Художник — это просто более продвинутый ремесленник. »
Гравюра на дереве Лайонела Фейнингера с изображением готического собора с сияющими звездами украсила фронтиспис «Манифеста Баухауза» . Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры.
Схема обучения. От края к центру.
Печать Баухауз. Созданная Оскаром Шлеммером в 1922 году, представляет собой стилизованный профиль человека. Квадрат - глаз, а три вертикальных прямоугольника, расположенные друг под другом со смещение, - нос, губы и подбородок.
Кабинет Вальтера Гроппиуса
Целью руководителя «Баухауза» было обеспечить производство дешевых, но высококачественных предметов быта, в том числе предметов мебели и автомобилей.
Основной направляющей идеей деятельности Баухауза стало максимальное привнесение искусства в массовое производство.
Школа работала не над единичными предметами, а над эталоном для промышленного производства.
Преподаватели
Йоханнес Иттен. Курс, направленный на знакомство студентов с основными свойствами материалов, основами композиции и цвета, контрастами.
Ласло Мохой-Надь. «Мастер форм» . Рационалистическая концепция.
Василий Кандинский. Курс аналитического рисунка, цель которого проникновение в сущность предметов и понимание абстракции; теория дизайна. Самый известный «Цвет» : желтый – треугольник красный – квадрат синий - круг.
Пауль Клее. Отображении гармонии действия и противодействия, уравновешенного движения.
Оскар Шлеммер. Механистический образ человеческой фигуры.
Йозеф Альберс. «Изучение» и «изобретение» . Использование как можно больше проектных технологий и методов, решительный отказ от любых стандартных решений.
Слева направо: Василий Кандинский и госпожа Нина, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус.
Мастерские Появление: Вальтер Гроппиус. Идея Гропиуса была проста — он хотел готовить художников универсалов. При Хансе Майере интеграция учебного процесса с производством достигла своего максимума. «Что хорошо выглядит, — хорошо функционирует» . После 1926 года – «дизайн-лаборатория» .
Первая выставка 1923 год Веймар Девиз: «Искусство и технология - новый союз. Искусство в массовое производство. »
Образцовый жилой дом со всем необходимым предметным наполнением. Это был первый пример комплексного проектирования жилища функционального типа.
Дессау. 1925 год.
Основные черты функционализма Естественность и практичность. Ø В функционализме важно удобство планировки. Ø Излишества и декоративность в оформлении интерьера отсутствуют. Ø Простая геометрия пространства. Ø Прямые углы без ломаных и изогнутых линий Ø Эргономичность. Ø Основные цвета в стиле функционализм: серый (цвет бетона), желтый – любимый цвет Ле Корбюзье белый. Ø
Здание «Баухауз» 1925– 1926 Архитекторы: Адольф Мейер и Вальтер Гроппиус. Новое здание школы стало «манифестом идей Баухауза в камне» и манифестом функциональной архитектуры. Сегодня этот комплекс ЮНЕСКО включён в Перечень мирового значения.
Здание школы во время переезда.
Новое здание школы
Внутреннее оформление школы
Архитектура Баухауза в Дессау. Дома для мастеров
Студенческая мебель
Поселок «Дессау-Тортен»
1926. Марсель Брейер. Стандартизованный цельнометаллический дом из модульных элементов.
1927 год – появление архитектурной студии. 1928 год – Вальтер Гроппиус уходит с поста директора. Его заменяет Ханнес Мейер, возглавлявший архитектурное отделение. На первый план выходит решение социальных проблем.
Ханнес Мейер.
Архитектура для Мейера материальный артефакт, вводимый в систему социальных процессов.
Статья – манифест Х. Мейера «Строить» (1928) «Все вещи на земле - результат умножения функции на экономичность. Все эти вещи поэтому – не произведения искусства. Любое произведение искусства – сочинение и потому нецелесообразно…Зодчество не процесс эстетического порядка…Архитектура как самовыражение художника не имеет права на существование…. . Строительство – лишь организация: социальная, экономическая, психическая» .
Цюрих. 1929. Выставка в честь десятилетия школы.
1930 – Ханнес Мейер уходит с поста директора. Его место занимает Мис Ван Дер Роэ. Архитектуру преподает Людвиг Хильберзаймер
Мис Ван Дер Роэ
Закрытие школы и её идейное продолжение. 1932 год – переезд в Берлин 20 июля 1933 года – решение о закрытии школы.
Сообщение о закрытии Баухауза в Дессау, 1932 год.
Отти Бергер в столовой Баухауза в день его закрытия в 1932 году.
Здание Баухауза после войны.
Ульмская школа дизайна.
Использованная литература. Ø Ø Ø Ø Ø Архитектура запада 4: модернизм и постмодернизм. критика концепций/ ЦНИИ теории и истории архитектуры. – М. : Стройиздат, 1987. – 181 с Баухауз [Электронный ресурс] // Дизайн. Режим доступа: http: //www. designzdes. ru/index. php? mact=News, cntnt 01, detail, 0&cntnt 01 articleid=8&c ntnt 01 returnid=80 «Баухауз» - место где родился дизайн [Электронный ресурс] // Про дизайн. Режим доступа: file: //localhost/E: /Books/Баухаус/article 13833. html Горюнов В. С. Архитектура эпохи модерна / В. С. Горюнов, М. П. Тубли. - СПб. : Стройиздат. С. -Петербургское отделение, 1992. - 359 с. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том I. / А. В. Иконников. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. -656 с. Людвиг Мис ван дер Роэ. Меньше - это больше [Электронный ресурс] // Еженедельник СПб «Дело» . Режим доступа: http: //www. idelo. ru/208/22. html Людвиг Мис ван дер Роэ [Электронный ресурс] // 100 великих архитекторов. Режим доступа: http: //arhitector. ucoz. ru/index/0 -83 Мис ван дер Роэ [Электронный ресурс] // Художник Илья Клейнер. Режим доступа: http: //www. ikleiner. ru/lib/painter-0057. shtml Мифы и утопии архитектуры XX века / Пер. с пол. М. В. Предтеченского; Под ред. В. Л. Глазычева. – М. : Стройиздат, 1990. - 286 с. Функционализм [Электронный ресурс] // NOVOSIBDOM. RU. Режим доступа: http: //arx. novosibdom. ru/node/472