БАШКИРЫ.pptx
- Количество слайдов: 10
БАШКИРЫ
ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ • Традиционная одежда башкир весьма вариативна, в зависимости от возраста и конкретного региона. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. Это нагрудники (яга, хакал), черезплечные украшенияперевязи(эмейзек, дагуат), наспинники(инхалек), различные подвески, накосники, браслеты, серьги. Женские головные уборы в прошлом весьма разнообразные, это и чепцеобразный «кашмау» , девичья шапочка «такыя» , меховой «кама бурек» , многосоставный «калябаш» , полотенцеобразый «тастар» , часто богато украшенный вышивкой. весьма красочно украшенное головное покрывало «кушъяулык» . Среди мужских — меховые «колаксын» , «тюльке бурек» , «кюлюпара» из белого сукна, тюбетейки, войлочные шляпы. Оригинальна обувь восточных башкир «ката» и «сарык» , кожаные головки и суконное голенище, завязки с кистями. Ката и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги «итек» , «ситек» и лапти «сабата» (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным
•
• Ката и женские сарыки украшались на заднике аппликацией. Повсеместно были распространены сапоги «итек» , «ситек» и лапти «сабата» (за исключением ряда южных и восточных регионов). Обязательным атрибутом и мужской и женской одежды являлись штаны с широким шагом. Весьма нарядна верхняя женская одежда. Это часто богато украшеный монетами, позументами, аппликацией и немного вышивкой «елян» (халат)и «ак сакман» (который к тому же нередко служил и головным покрывалом)безрукавные камзулы, украшенные яркой вышивкой и обшитые по краям монетами. Мужские казакины и чекмени «сакман» полукафтаны «бишмэт» . Башкирская мужская рубаха и женские платья резко отличались по покрою от таковых русских. Хотя они также украшались вышивкой, лентами (платья). У восточных башкирок также было распространено украшать платья по подолу аппликацией. Пояса были исключительно мужской деталью одежды. Пояса были шерстяные тканые(до 2, 5 м в длину), ременные, матерчатые и кушаки с медными или серебряными пряжками.
Башкирская литература своими корнями уходит в глубокую древность. Истоки восходят к древнетюркским руническим и письменным памятникам типа орхоно-енисейских надписей, к рукописным произведениям 11 века на языке тюрки и древнебулгарским поэтическим памятникам (Кул Гали и др). В XIII—XIV веках башкирская литература по типу складывалась как восточная. В поэзии преобладали традиционные жанры — газель, мадхия, касида, дастан, канонизированная поэтика. Самым характерным в развитии башкирской поэзии является её тесное взаимодействие с фольклором.
С XVIII века по началу XX века развитие башкирской литературы связано с именем и творчеством Баик Айдарa (1710— 1814), Шамсетдина Заки (1822— 1865), Гали Сокроя (1826— 1889), Мифтахетдина Акмуллы (1831— 1895), Мажита Гафури (1880— 1934), Сафуана Якшигулова (1871— 1931), Даута Юлтыя (1893— 1938), Шайхзады Бабича (1895— 1919) и многих других.
Традиционные занятия и ремёсло Основным занятием башкир в прошлом было полукочевое скотоводство. Были распространены земледелие, охота, бортничество, пчеловодство, птицеводство, рыболовство, собирательство. Из ремёсел — ткачество, выделка войлока, производство безворсовых ковров, шалей, вышивка, обработка кожи обработка дерева.
Обработка минеральных веществ была слабо развита. Керамика отсутствовала, а обработка металла производилась в малых размерах и была слабо распространена[73]. Металлургия и кузнечное дело попали под запрет после восстаний. Но тем не менее первый горный институт в России, ныне действующий в Санкт. Петербурге, предложил создать горнопромышленник башкир
cccgcспсп
БАШКИРЫ.pptx