Стиль барокко.pptx
- Количество слайдов: 42
Барокко
Происхождение стиля • По-испански barocco - странный, причудливый, по-итальянски barokko – причудливый, вычурный. • Начало барокко условно относят к 70 -80 -м годам XVI в. , однако истоки этого стиля восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко»
Искусству барокко свойственны: • • грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
• Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: • вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); • вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; • вместо мистерий — театр и бал-маскарады. • Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). • В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Человек эпохи барокко • Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
• А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий» , «нежный» , «спокойный» . Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
• В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Церковь Иль Джезу, Рим • Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке.
Временные рамки барокко • Этот стиль свойственен искусству Западной Европы с конца XVI века (Италия) до середины XVIII века (Россия). • “Время барокко” включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и Церковь Сан Карло алле Кватро рококо) и “стиль барокко”. Фонтане, Рим
• • Характеристика стиля Для барокко характерно тяготение к синтезу искусств. Создаются огромные ансамбли, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садовопарковое искусство сливаются в единое целое, отмеченное печатью торжественности, пышности, парадности. Собор Св. Петра, Рим
Церковь Сант- Иво алла Сапиенца, Рим Искусство барокко отличается экзальтацией образов; ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к совмещению реальности и иллюзии.
Архитектуре этого стиля свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны Собор св. Петра в Риме
• Преобладающие и модные цвета Пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание – белый с золотом. Линии Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия.
• Форма Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры. • Характерные элементы интерьера Движение - стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. • Конструкции Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. • Окна Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру. • Двери стиля Барокко Арочные проемы с колоннами; растительный декор. Скала Раджа в Ватикане
Формирование стиля • Формирование барокко, прежде всего, связано с кризисом идеалов Итальянского Возрождения в середине XVI в. и стремительно меняющейся «картиной мира» на рубеже XVI- XVII вв. Это было время болезненных изменений мировоззрения, неожиданных поворотов человеческой мысли, отчасти вызванное великими географическими и естественно-научными открытиями.
Площадь св. Петра в Риме. 1656 -1667
Барокко в России В XVIII веке барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко.
В годы правления Елизаветы (1741 -1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
В середине XVIII в. с началом эпохи неоклассицизма и французского Просвещения барокко уходит с исторической арены. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и искажением прекрасного. Но барокко – закономерное продолжение эпохи Возрождения и в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа» .
• Барокко - это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, она осталась в истории переломным моментом развития мирового искусства. Барокко стало стилем жизни целых народов и культур.
Церковь-сан-карлоалле-куатрофонтана-архборромини.
Церковь-сан-карлоалле-куатро-фонтана -арх-ф-борромини.
Архитектуралатиноамериканско го-барокко-собор-втаско-мексикатипичнейшеебарокко-явноперегруженноеукрашениями-идекором
Павильон эрмитаж в царском-селе
Стиль Барокко в Беларуси
Памятники архитектуры Беларуси Архитектура Брестской области: Костел Карла Барамеуша в г. Пинск, памятник архитектуры барокко (XVIII). Дворец Бутримовича в г. Пинск, памятник архитектуры позднего барокко (1784– 90).
Архитектура Гомельской области Мозырский костел и монастырь бернардинцев, памятник архитектуры барокко (1648). Мозырский монастырь цистерцианок (1743 -45).
Архитектура Гродненской области Королевский дворец, памятник архитектуры рококо (1734– 51). Костел Св. Франциска Ксаверия, памятник архитектуры барокко (конец XVII – XVIII). Монастырь францисканцев, памятник архитектуры барокко (XVIII)
Архитектура Минска и Минской области Петропавловская церковь, памятник архитектуры с элементами ренессанса и барокко (1612– 1620). Несвижский костел Божьего Тела, памятник архитектуры барокко (1584 -93). Слуцкая брама, памятник архитектуры барокко (XVII – XVIII). Костел бернардинцев в Будславе (Мядельский район), памятник архитектуры барокко (XVIII).
Архитектура Могилевской области Николаевская церковь, памятник архитектуры барокко (1669– 72). Станиславский костел, памятник архитектуры барокко (1738– 52).
Архитектура Витебской области Казанская церковь, памятник архитектуры с элементами барокко и раннего классицизма (1760). Софийский собор, памятник архитектуры XI – XVIII вв. Является одним из трех древнерусских храмов, посвященных Святой Софии, – два других находятся в Киеве и Новгороде.
Спасибо большое за внимание!
Стиль барокко.pptx