Музыка барокко (Монтеверди, Вивальди, Гендель, Бах)Эту.pptx
- Количество слайдов: 30
«барокко» - происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы; стиль европейской культуры XVII— XVIII веков, характеризующийся вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой.
План урока 1. Понятие и особенности музыки барокко 2. Творчество композиторов барокко: • Клаудио Монтеверди • Антонио Вивальди • Георг Фридрих Гендель • Иоганн Себастьян Бах
Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки между 1600 и 1750 годами.
Особенности музыки барокко • На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму пришли трагическое мироощущение, пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека. • На смену хоровой полифонии приходит гомофония. • Неустойчивые созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления. • Одновременное звучание множества инструментов. • Использование танцевальных ритмов. • Охватывает церковную музыку • Новые жанры музыки (концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера)
Музыкальные инструменты Ведущими инструментами эпохи барокко становятся: скрипка, клавесин, орган.
Композиторы эпохи барокко • Италия Клаудио Монтеверди Джованни Альбинони Антонио Вивальди • Англия Генри Пёрселл • Георг Фридрих Гендель (Германия - Англия) • Франция Дж. Баттиста Люлли Жан Филипп Рамо • Германия Иоганн Себастьян Бах
Композитор Произведения Особенности творчества
Клаудио Монтеверди (1567— 1643)
Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди - доктора, аптекаря и хирурга. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны.
Его первые сборники, включавшие небольшие мотеты и духовные мадригалы, были опубликованы в 1582 и 1583 В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан. Марко. Около 1632 Монтеверди был рукоположен в священники. Умер 29 ноября 1643.
Творчество Монтеверди, во многом новаторское, в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко. Работал во многих жанрах светской и церковной музыки. Наиболее примечательны его мадригалы и оперы. В оперной музыке создал «взволнованный стиль» . Лучшие оперы «Орфей» , «Ариадна» . ТОККАТА из оперы Орфей
Антонио Вивальди (1678— 1741)
Венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. 18 сентября 1693 года пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 Вивальди рукоположен в сан священника. В 1703— 1725 — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 вновь недолго был капельмейстером.
Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века , утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблевооркестрового концерта. Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипачавиртуоза. Более 40 опер, более 500 концертов. Наиболее известное сочинение «Времена года» (1725) Лето
Георг Фридрих Гендель (1685— 1759)
Георг Фридрих Гендель родился в Галле 23 февраля 1685 года. с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. С 1703 Гендель — 2 -й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя — оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742),
(32 оратории 43 оперы) Орато рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо льшими размерами и разветвлённостью сюжета. «Мессия»
Иоганн Себастьян Бах (1685 -1750)
«Цель музыки — трогать сердца» Бах Иоганн Себастьян Немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Одним из величайших органных творений стала Высокая Месса (1749). Автор оркестровой и светской вокально-инструментальной музыки. 48 фуг, 30 кантат Высокая Месса
• За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. • В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. • Бах — мастер полифонии • Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. • Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор.
Русская музыка барокко развивалась с середины 17 до середины 18 в. В русской музыке – это многоголосное пение. Композиторы создавали композиции на 4, 8, 12 и даже 48 голосов.
Русская музыка барокко Признанный мастер духовной хоровой музыки считается Дмитрий Степанович Бортнянский. Он сочинил 35 хоровых композиций для четырехголосного хора и 10 концертов для двух хоров.
Композитор Бортнянский
В чем особенности музыки барокко?
Заключение. В музыке барокко царит ощущение неизбежности перемен и дух новаторства. Современники критиковали композиторов барокко. Музыка барокко пережила века. С большим интересом ее слушают и сегодня.
Домашнее задание: КАНТАТА — СИМФОНИЯ — СЮИТА — ОПЕРА – ФУГА – Задание: Лекция в тетради, интернетресурс. Заполнить таблицу. Подготовиться и ответить на вопросы: каковы характерные черты музыки барокко? Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляет собой партесные концерты XVII – начала XVIII в. ? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России?
Музыка барокко (Монтеверди, Вивальди, Гендель, Бах)Эту.pptx