Байронизм в творчестве Пушкина.pptx
- Количество слайдов: 11
Байронизм в ворчестве А. С. Пушкина Подготовила студентка II курса группы 213 -ж Костенко Лилия Преподаватель : Билоусова Н. К.
Байронизм — романтическое течение в литературе начала XIX века, возникло под влиянием английского поэта Байрона. Также байронизм в отдельных случаях означает формы воздействия Байрона на его поклонников — это могут быть прямое подражание, заимствование, более или менее широкое влияние на их творчество. Основные признаки Резкий индивидуализм, разлад между поэтом и обществом. Разочарованность вследствие распада феодально-помещичьего общественного строя.
«Байронические» мотивы брались Пушкиным из общей атмосферы мировой литературы. Воздействие Байрона своим «Чайльд. Гарольдом» (1812 -1818) было ошеломляющим. Именно он создал гигантский образ героя, наделенного независимым, некнижным мнением о человечестве, которое после Французской революции и наполеоновской эпопеи утратило высокие цели и идеалы.
Романтик Байрон создает «поэзию мировой скорби» и в то же время непримиримой трагической борьбы против враждебной человеку действительности. С этими высокими целями соизмеряется у Байрона достоинство каждой отдельной критически мыслящей личности.
Пушкин имел возможность ознакомиться с некоторыми произведениями Байрона при помощи Елены Раевской и ее брата Николая Николаевича Раевского, владевших английским языком. Всего вероятнее, они читали отрывки из «Чайльд-Гарольда» и, целиком некоторые поэмы «восточного цикла» : «Гяур» , «Корсар» . Затем в Одессе Пушкин читал Байрона по-французски из воронцовской библиотеки. Это и определило влияние «восточных» поэм Байрона на южные поэмы Пушкина, особенно на «Бахчисарайский фонтан» . Сам Пушкин признавался в письмах к друзьям: «Бахчисарайский фонтан» слабее «Пленника» и, как он, отзывается чтением Байрона, от которого я тогда с ума сходил» .
Восклицание Пушкина в стихотворении «Деревня» , в котором воспроизводится «барство дикое» : «О если б голос мой умел сердца тревожить!. . По что в груди моей горит бесплодный жар? » - является началом его собственного «байронизма» . С этим восклицанием перекликается в «Евгении Онегине» характеристика «современного человека» в «гарольдовом плаще» : С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом. Кипящим в действии пустом.
Особое значение имели «восточные» поэмы Байрона, в которых Байрон создает вневременные типы героев, с роковыми страстями, гордым, непреклонным отстаиванием своих человеческих прав. Вяземский в рецензии на «Цыган» утверждал: «. . . Вероятно, не будь Байрона, не было бы и поэмы «Цыганы» в настоящем ее виде» .
В отличие от Байрона, Пушкин не любуется своими героями, он их анализирует и в итоге показывает их несостоятельность. В их внутренней структуре обнаруживаются пороки общества, холодный эгоизм, бессердечие. Вследствие этого Пушкин преодолевает «байронизм» «восточных» поэм, преодолевает и самые корни романтического восприятия действительности.
Сам Пушкин через два месяца после смерти английского поэта раскрывает причины своего охлаждения к нему: «Гений Байрона бледнел с его молодостию» . Его поэзия изменялась. После 4 -ой песни «The Child Harold» «Байрона мы не слыхали, а писал какой-то другой поэт с высоким человеческим талантом» . Пушкин писал свой реалистический роман, и поэзия Байрона для него была в прошлом.
Когда Пушкин «сходит с ума» по Байрону, он погружается в атмосферу его творчества и «пользуется» его идеями. Но Байрон – романтик , создавший «поэзию мировой скорби» и вневременные типы героев, с роковыми страстями, гордым, непреклонным отстаиванием своих человеческих прав , а Пушкин – реалист, анализирующий и показывающий несостоятельность своих героев.
Байронизм в творчестве Пушкина.pptx