Стихосложение.pptx
- Количество слайдов: 15
АЗЫ ДЛЯ НОВИЧКОВ И СТАРИЧКОВ В ИЗЛОЖЕНИИ А. ШАДОВА Стихосложение
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые. Слоги Ударные Псевдоударные Безударные
Силлабо «συλλαβή» — «слог» Силлаби ческое стихосложе ние или изосиллаби зм (ἰσοσυλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения. • Ударение не имеет никакого значения • Ударные слоги располагаются хаотически • Количество слогов в рифмующихся строках строго закреплено
Стопа (др. -греч. πούς, лат. pes, нога, ступня) — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе. Стопа Мой дя дя са мых че стных пра вил… Икт (лат. ictus — удар, толчок), ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его уникальную структуру.
Тоника Тони ческое стихосложе ние или акце нтная систе ма — система стихосложения, которая основана на чередовании ударных и неударных слогов.
Таблица размеров Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Название размера Брахиколон Ямб Хорей Дибрахий Спондей Дактиль Амфибрахий Анапест Трибрах Амфимакр Антанапест Триподий Молосс Пеон первый Пеон второй Пеон третий Пеон четвертый Прокелевсматик Эпитрит первый Эпитрит второй Эпитрит третий Эпитрит четвертый Антиспаст (Ямбхорей) Ионик восходящий Ионик нисходящий Хориямб Промакр Парапик Месомакр Пиррихотрохей Пиррихиямб Антамебей Дасий Киприй Амебей Дохмий Моллоссопиррихий Париамбод Пробрахий Месобрахий Моллоссиямб Молоссоспондей Структура размера уд Безуд
Таблица размеров, которые используются чаще всего. Название Размера Ямб Хорей Дактиль Амфибрахий Анапест Пеон первый Пеон второй Пеон третий Пеон четвертый Структура Размера Безуд уд
Строфа (др. -греч. στροφή — поворот) — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационносинтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Строфы(с примерами) от двустишья до десятистишья А А В А А А А А Катрен Квинтет Шестистишие Септима Октава Нона Децима В В А А А В А А А В В В А В А А А Дистих Терцет Б Б А А В В А А А В А А В В С В А А Перекрестная Кольцевая Холостая Гиперхолостая Смежная А А В С С А В А А Способы рифмовки А В А В А А В С С А А А В С А ВА А А В С В А Строфы имеющие определенное название Секстина Одическая строфа Терцина Триолет Рондо Онегинская строфа Сицилиана Королевская строфа СТРОФОИДЫ АСТРОФИЗМ НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ Квадратная рифмовка Треугольная рифмовка А А В В В А А В С С Д Е С В А В AABBA, ABBС, AABBAС ABAB CCDD EFFE GG А Б А Б Б А А В В строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4 -стиший с 5 -стишиями, стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой С В А В С Д С А В С Е Д
Силла бо-тони ческое стихосложе ние (от греческого «συλλαβή» — «слог» и «τόνος» — «ударение» ) — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Название размера Брахиколон Ямб Хорей Дибрахий Спондей Дактиль Амфибрахий Анапест Трибрах Амфимакр Антанапест Триподий Молосс Пеон первый Пеон второй Пеон третий Пеон четвертый Прокелевсматик Эпитрит первый Эпитрит второй Эпитрит третий Эпитрит четвертый Антиспаст (Ямбхорей) Ионик восходящий Ионик нисходящий Хориямб Промакр Парапик Месомакр Пиррихотрохей Пиррихиямб Антамебей Дасий Киприй Амебей Дохмий Моллоссопиррихий Париамбод Пробрахий Месобрахий Моллоссиямб Молоссоспондей Структура размера уд Безуд уд Наиболее важные размеры Название Размера Ямб Хорей Дактиль Амфибрахий Анапест Пеон первый Пеон второй Пеон третий Пеон четвертый Структура Размера Безуд А В С А ВА А А В С В А Строфы(с примерами) от двустишья до десятистишья Дистих Терцет Катрен Квинтет Шестистишие Септима Октава Нона Децима А А В А А А А А Секстина Одическая строфа Терцина Триолет Рондо Онегинская строфа Сицилиана Королевская строфа СТРОФОИДЫ АСТРОФИЗМ НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ Квадратная рифмовка Треугольная рифмовка А А А В В В А В А А В А А А В А А В В С В А А Перекрестная Кольцевая Холостая Гиперхолостая Смежная А А В С С А В А А Способы рифмовки А В А В А А В С С А А Строфы имеющие определенное название В В А А В С С Д Е Е Д С В А В AABBA, ABBС, AABBAС ABAB CCDD EFFE GG А Б А Б А Б Б А А В В строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4 -стиший с 5 -стишиями, стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой А В С В А В С Д А В С
Практика стихосложения без понятия псевдоударного слога Задания для группы: 1) Придумать четыре слова с ударением на первый слог, при этом, в каждом слове должно быть всего 2 слога (Ницше, купля, Питер, Вася). – четырехстопный хорей. 2) Придумать четыре слова с ударением на второй слог, при этом, в каждом слове должно быть всего 2 слога (Перо, рюкзак, мольберт, Ашот). – четырехстопный ямб. Примечание № 1: Можно использовать как имена и фамилии известных и неизвестных людей, так и названия городов, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги и. т. д. Слова могут располагаться как в хаотическом порядке, так и нести некий смысл. На одно задание отводится 30 секунд. Примечание № 2: Если времени не хватает, следует выбрать одно из заданий. Примечание № 3: Чтобы довести чувство ритма до автоматизма, нужно многократно повторять подобные упражнения. Для перехода далее, следует разобрать и другие размеры, указанные в таблице наиболее важных. Примечание № 4: Всей группой читаем получившиеся строки как единый белый стих.
Псевдоударный слог Слог со вторичным ударением в слове. В одном слове может появиться два ударения и более при прочтении. Калокага тия, Платон, Приам, Ислам и Парфенон. – Четырех стопный ямб. Правило: Вторичное ударение никогда не заменяет первичное. В многосложных словах основным центром остается ударный слог, псевдоударный гуляет по слову в зависимости от размера.
Любые односложные слова обретают ударение в зависимости от их нахождения в общей структуре произведения Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, Следует обратить внимание на союз «как» , который в одном случае теряет икт (ударение), а в другом его находит. Отсюда и правило, что любые односложные слова обретают ударение в зависимости от их нахождения в общей структуре произведения. Даже имена собственные (Кант, Конт, Мах, Нил, Йорк, Бог) подвержены этому правилу.
Практика стихосложения Задания: 1) Подобрать слова по схеме: трехсложное с ударением на третьем слоге, двусложное с ударением на втором и два односложных. (Тракторист Семен не тут). – четырехстопный хорей. 2) Подобрать слова по схеме: Односложное, трехсложное с ударением на третий слог, двусложное с ударением на второй слог, трехсложное с ударением на второй слог (Где Тракторист Семен напился? ) – четырехстопный ямб Примечание № 1: Можно использовать как имена и фамилии известных и неизвестных людей, так и названия городов, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги и. т. д. Слова могут располагаться как в хаотическом порядке, так и нести некий смысл. На одно задание отводится 30 секунд. Примечание № 2: Если времени не хватает, следует выбрать одно из заданий. Примечание № 3: Чтобы довести чувство ритма до автоматизма, нужно многократно повторять подобные упражнения. Для перехода далее, следует разобрать и другие размеры, указанные в таблице наиболее важных. Примечание № 4: Всей группой читаем получившиеся строки как единый белый стих.
Спасибо за вниманье, господа Скрытое задание: определить размер и количество стоп в этой строке