Августин (354— 440 гг. н. э. ) • Августин, сын язычника и христианки, обладал характером сильным и противоречивым, что в дальнейшем объясняет его жизненные метания. • Августин родился в г. Тагасте в Северной Африке в 354 г.
• Обладая от природы повышенной чувствительностью, в молодости он вел беспутную жизнь в Карфагене, этом очаге языческого разврата, прижил незаконнорожденного ребенка от любовницы, мечтал сделать светскую карьеру профессора-ритора
• и вместе с тем, всегда ощущал неистребимую тягу к сверхчувственному и духовному, чему во многом способствовали занятия философией, религиозные искания и – не в последнюю очередь – материнское влияние. • Обращение в христианство и история этого обращения в «Исповеди»
• Именно Августин первым сказал, что может подвергнуть сомнению все – кроме самого факта, что душа обладает способностью сомневаться, познавать, изъявлять волю и существовать, – всем этим провозглашая существование внутри души человеческого "я".
• В определенном смысле. Августин самый современный из всех древних: он обладал самосознанием экзистенциалиста с характерной для него высокоразвитой способностью к самоанализу и противостоянию самому себе,
• с его интересом к феноменам памяти, сознания и времени, с психологической прозорливостью, сомнениями и угрызениями совести, с его ощущением одиночества и заброшенности человеческого "я", оторванного от Бога, с его напряженными внутренними конфликтами
• корень зла Августин видел не в материи (манихейская ересь), ибо материя, будучи творением Бога, является благой. • Зло является следствием человеческого злоупотребления свободной волей
• К грехопадению человека толкнул его добровольный бунт против надлежащей божественной иерархии – бунт, в основе которого лежало утверждение плотских ценностей над ценностями духовными. • Так он попал в рабство к страстям низшего порядка.
• Христос родился дважды: один раз «прежде всех век» , а второй раз - как человек, от Марии Девы. • В более точной формулировке - согласно Своей природе, Христос рожден от Отца до начала времен как Бог, тогда как Тот, Кто родился от Марии, сделался Его храмом, Его обителью
Трактовка первородного греха • Свобода воли приписывается только первому человеку, Адаму. • Адам обладал свободным выбором между грехом и воздержанием от греха. Но так как он свободно выбрал грех, человеческая природа стала глубоко испорченной, и это относится ко всем людям
• Монофизи тство (от др. -греч. μόνος — «один, единственный» + φύσις — «природа, естество» ) — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество.
• То есть Христос - Бог, но не человек (Его человеческий вид якобы только призрачный, обманчивый).
• Все люди, за исключением Адама, не могут избежать греха. Выбор и свобода более не представляются существующими. • Свобода в искуплении, освобождении от греха
Проблема истории • На протяжении этой драмы Божьи замыслы нередко остаются сокрытыми, но в конечном итоге они всегда справедливы. Ибо, сколь бы ни были очевидными успехи или поражения тех или иных людей в этой жизни, по сравнению с той вечной участью, которую заслужили их души, все эти достижения – ничто.
• С одной стороны, Бог все знает заранее. • С другой стороны, люди действуют свободно. Не является ли это противоречием? • Августин говорит, что Бог предвидит человеческие действия в качестве свободных (свобода – главное достоинство человека)
Почему Бог не вмешивается в дела людей? • Августин предполагает, что есть как бы две системы времени. • Люди живут в мирском времени. Бог, напротив, находится вне этого времени, так как он сотворил его вместе с миром.
• С этой точки зрения, Бог не предвидит человеческое действие в том смысле, что Он смотрит из предшествующего момента времени в мирской системе отсчета на то, каким будет результат
О Божественном граде • Глубочайшей целью и сокровенным намерением человеческой жизни было вырваться за пределы этого мира, воспарить к духу. • Церковь, заложенная Христом, была одной из величайших спасительных милостей, ниспосланных истории.
• Неколебимая убежденность Августина в том, что историю направляет Бог – как бы разворачивая драматический сценарий двух незримых сообществ: избранных и осужденных, града Божьего и града земного, ведущих меж собой упорную борьбу на протяжении всей истории от первых дней творения до Страшного Суда, – все еще отражала типично иудаистские взгляды на присутствие Божьего замысла в истории.
• большая часть европейского континента была христианизирована, духовная и интеллектуальная власть Церкви задавала тон во всем. • в связи с наступившим процветанием Европы у духовенства появилось больше времени для интеллектуальных занятий, интерес к которым подстегивали усилившиеся контакты со старейшими центрами учености – византийской и исламской империями, где и сохранялись в темные века Европы древние манускрипты и эллинское наследие.
• В этих-то обстоятельствах Церковь и стала опекать и покровительствовать обучению и образованию, которые традиционно отличались широтой, глубиной и строгой дисциплиной.
• Введенный Абеляром принцип "Sic et non" ("Да и нет") и компиляция, составленная различными церковными авторитетами из очевидно противоречащих другу утверждений, заставили средневековых мыслителей задуматься о вероятной множественности истины
• и вступить в прения, используя соответствующие аргументы, поскольку способность человеческого разума различать единственно верное учение не вызывала больше сомнения.
• Главнейшая задача средневековой философии долгое время состояла и в том, чтобы явленные в откровении истины христианской догмы можно было бы объяснить и доказать с помощью рационального анализа. • Философия была служанкой теологии, подобно тому как разум служил истолкователем веры.
• Реалисты (или концептуальные реалисты) утверждают, что универсалии являются реальными. • Номиналисты полагают, что универсалии не существуют реально, а являются только именами (лат. nomina).
• с точки зрения Бога, создавшего вещи согласно Своим представлениям, универсалии существуют до вещей (ante res). • Но рассматриваемые с точки зрения вещей, каковы они действительно есть, универсалии существуют в вещах (in rebus).
Фома Аквинский (1225 -1274) • Аквинат был набожным доминиканцем, происходил из итальянского знатного рода, среди его предков были нормандских и ломбардских завоевателей, он учился в Неаполе, Париже и Кельне, был советником в Риме
• Фома родился вблизи местечка Аквино, недалеко от Неаполя. Он воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, учился в Неапольском университете.
• Вопреки желанию своей семьи он стал монахом недавно созданного доминиканского ордена. В возрасте 20 лет он отправился в Парижский университет, в который вернулся для продолжения учебы после пребывания в Кельне. В 1245 - 1248 гг. он учился у Альберта Великого
• В период расцвета Средневековья (ок. 1250) Фома Аквинский представлял умеренный реализм
• Большинство трудов Аристотеля длительное время были неизвестны христианскому западному миру. Аристотель был впервые переоткрыт ок. 1200 гг
• Первоначальная реакция церкви была негативной - Аристотель является язычником. В 1210 г. Аристотель был запрещен в Парижском университете. Но скоро этот запрет был отменен, и учение Фомы Аквинского теологически синтезировало христианство и аристотелизм.
• Наиболее известными являются учебники по теологии Сумма теологии (Summa theologiae) и Сумма истины католической веры против язычников (Summa de veritate catholicae fidei contra Gentiles). Первый труд был предназначен для преподавания в школах, второй - в помощь христианским миссионерам.
• Мы в состоянии с помощью нашего естественного рассудка распознать многие принципы универсума, включая определенные основания для вывода о том, что универсум создан Высшим существом (томистское доказательство существования Бога). Другими словами, разум и откровение (вера) сливаются друг с другом.
• Верно, что некоторые христианские истины нельзя постигнуть разумом (например, сущность Бога), но разум может вести нас по направлению к Богу. Некоторые истины (например, существование Бога) мы можем постигать на основе и разума, и веры.
• Сверх того, что есть, нечего мыслить • Esse – бытие • ens - отдельное бытие (вот этот стол, , вот эта книга) • res – вещь вне ума • различие между тем фактом, что вещь существует, и тем, что она есть, или между существованием (existentia) и сущностью (essentia).
• Среди многих определений различных вещей и их способов бытия (например, одни вещи круглые, другие плоские, третьи гладкие и т. д. ), имеются определения, применимые ко всем вещам и явлениям, ко всем существующим вещам.
• Такие универсальные определения называются категориями. Мы имеем категории, например, качества, количества, отношения, действия, обладания, пространства, времени и порядка
• нехристиане могут вести добродетельную жизнь в обществе и приобретать важное знание об этических нормах человеческой жизни. Ведь Бытие сотворено Богом, и люди имели способность к познанию и до Христа.
• Люди обладают присущим им естественным светом (lumen naturale). Более того, они способны жить разумной и социальной жизнью, даже не зная Христова слова и христианского учения.
Доказательства бытия Бога • Наша идея Бога - это идея о Совершенстве (о Верховном Существе). Мы не можем представить себе большего совершенства. Независимое (реальное) существование является более совершенным, чем относительное (например, вымышленное) существование.
• Таким образом, Бог как наивысшее Совершенство должен существовать как независимая Реальность.