16. Абстракционизм.pptx
- Количество слайдов: 110
Авангардизм в изобразительном искусстве XX века
НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОГО АВАНГАРДА: • Абстракционизм (В. Кандинский) • Супрематизм (К. Малевич) • Аналити ческое иску сство (П. Филонов) • Примитивизм (М. Шагал) • Лучизм • Футуризм (кубофутуризм) • Конструктивизм
Абстракционизм (от лат. abstractus – отвлеченный) – художественное направление в искусстве XX века. Представители абстракционизма декларируют, что они не отражают действительность, а творят свою собственную «новую (вторую) реальность» . В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия» , изображения форм реальной действительности. Датой рождения абстракционизма считают 1910 г. , когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве» , в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки.
ПЕРВАЯ АБСТРАКТНАЯ АКВАРЕЛЬ
Василий Васильевич Кандинский русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник» , преподавателем «Баухауса» – высшей школы строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия). 1866 - 1944
БЕЛАЯ ФИГУРА Живопись Незнакомому голосу
МАЛЕНЬКАЯ МЕЧТА В КРАСНОМ
НЕСКОЛЬКО КРУГОВ
ЭТЮД. ЦВЕТА-КВАДРАТЫ С КОНЦЕНТРИЧЕСКИМИ КРУГАМИ
Дамы в кринолинах (1909)
Песня Волги (1906)
Синий всадник (1903)
ДОМИНИРУЮЩАЯ КРИВАЯ
ПЁСТРАЯ ЖИЗНЬ
АКЦЕНТ РОЗОВОГО
КОМПОЗИЦИЯ 8
ДВОЕ НА ЛОШАДИ
СВЕТЛАЯ КАРТИНА, 1913
ЧЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ
СЕМЬЯ ВОГУЛОВ
1854 - 1905 Альфонс Алле французский журналист, писатель и эксцентричный юморист, известный своим острым языком и абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910 -х и 1920 -х годов.
Алле работал вечно в спешке, писал десятки своих «сказок» , сотни рассказов и тысячи статей на левой коленке, впопыхах и чаще всего — за столиком (или под столиком) в кафе. Кроме занятий литературой «под столиком в кафе» , Альфонс Алле имел в своей жизни ещё немало важных для общества обязанностей. В частности, с 1878 года он занял пост главы школы «фумизма» (сообщества пускателей дыма в глаза, фр. «fumisme» ), одновременно являясь членом правления клуба почётных гидропатов, а также одним из основных участников, принятых в руководящие органы масонского кабаре «Чёрный кот» .
ПЕРВОЕ ПРИЧАСТИЕ ОЛЕДЕНЕВШИХ ДЕВИЦ, ХЛОРИРОВАННЫХ БЕЛЫМ СНЕГОМ, 1882
БИТВА НЕГРОВ В ПЕЩЕРЕ ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ, 1883
КРАСНЫЕ КАРДИНАЛЫ СОБИРАЮТ УРОЖАЙ ПОМИДОРОВ
ШЕДЕВРЫ АЛЬФОНСА АЛЛЕ
СУПРЕМАТИЗМ - (лат. – «наивысший» , «превосходный» ). Суть супрематизма в принципах: «Каждая форма свободна и индивидуальна» , «Каждая форма есть мир» . Супрематизм – система из перекрывающих друга форм чистого цвета, создающих ощущение глубины и перспективы.
Казимир Северинович Малевич российский и советский художник-авангардист, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве. 1879 - 1935
На бульваре
Супремати зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1 -й половине 1910 -х годов К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма Супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ. 1916 композиции. ПРОДАНА 3 НОЯБРЯ 2008 ГОДА НА АУКЦИОНЕ SOTHEBY'S ЗА $60, 002, 000
Термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества» СУПРЕМАТИЗМ
Атлеты (1932)
Девушки в поле
Голова крестьянской девушки
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915) манифест супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года на выставке « 0, 10» и имел значительный успех. Картина, по замыслу художника, являлась частью триптиха, в который входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест» .
«Чёрный крест» попал к коллекционеру Н. И. Харджиеву. В 1977 году четыре картины Малевича, в том числе и «Чёрный крест» , были украдены у Харджиева шведским литературоведом Бенгтом Янгфельдтом и увезены им в Швецию. В 1980 году он продал «Черный крест» парижскому Центру Помпиду за 4, 5 млн франков (цена картины с тех пор выросла примерно в 70 раз).
С 1924 по 1926 год он был директором Ленинградского государственного института художественной культуры[17] (ГИНХУК), возглавлял в нём формальнотеоретический отдел. Чёрный круг. Ок. 1923. ГРМ
Белое на белом (Белый квадрат). 1917 (18). Музей современного искусства, Нью -Йорк. В 1919 году Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма. В составе группы «Супремус» были художники: Любовь Попова, Иван Клюн, Ольга Розанова, Александра Экстер, Иван Пуни, Ксения Богуславская, Вера Пестель, Надежда Удальцова, Мстислав Юркевич и другие. Председателем Творкома Уновиса был Лазарь Хидекель (1904 -1986), один из наиболее известных художниковсупрематистов и создатель архитектурного супрематизма.
Красный квадрат» — картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Название на обороте «Женщина в двух измерениях» . Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. «Красный квадрат на белом фоне графически изображает страх смерти и пустоты» .
СКАЧЕТ КРАСНАЯ КОННИЦА
Казимир Малевич скончался в Ленинграде 15 мая 1935 года. По завещанию, после смерти тело Малевича поместили в супрематический гроб, в виде креста с раскинутыми руками, перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878— 1935)» В годы войны могила была утрачена.
Ольга Розанова родилась в 1886 г. в Меленках, небольшом городке близ Владимира (Российская империя). Она поступает в школу рисования Константина Юона и одновременно учится на курсах в училище живописи и скульптуры Большакова. В 1910 году художница переезжает в Петербург и становится одним из наиболее активных членов Союза Молодежи. В 1916 г. она присоединяется к обществу «Супремус» , возглавляемому Казимиром Малевичем. После революции 1917 г. Розанова занимается реорганизацией искусства и руководит художественнопромышленным подотделом ИЗО Наркомпроса. 7 ноября 1918 г. Ольга Розанова умерла от
Бульвар, 1911
Зелёная полоса
Любовь Попова. Родилась в 1889 году в имении Красновидово (село Ивановское, Московская губерния) в семье богатого предпринимателя. В 1906 году она переехала в Москву, где получила среднее образование. В 1908 году Попова брала частные уроки в художественной школе Константина Юона. В 1910 году Любовь Попова поехала в Италию, где брала частные уроки живописи. Попова увлеклась супрематизмом, стала членом группы Казимира Малевича Супремус, вместе с другими художниками-супрематистами.
«Портрет философа» , 1915 г. - «Человек + воздух + пространство. » , 1
АНАЛИТИ ЧЕСКОЕ ИСКУ ССТВО — метод, разработанный и обоснованный русским художником Павлом Филоновым (1881— 1941) в ряде теоретических работ и в собственном живописном творчестве 1910 -1920 годов. Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему» , где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну.
ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ФИЛОНОВ (1883 - 1941) Па вел Никола евич Фило нов (8 января 1883, Москва — 3 декабря 1941, Ленинград) — русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени
Головы, 1910.
В начале 1910 -х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова. Мимолётно, ёмким проблеском образ его и мироощущение художника — в рассказе В. Хлебникова «Ка» (22 февраля — 10 марта 1915) «. . . Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство» . Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишневые глаза и бледные скулы. Ка шел рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести» . Крестьянская семья (1914). Русский музей
Пир королей, 1913.
Корабли, 1913 -1915.
«Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом» . Цветы мирового процветания Конечным результатом была «Декларация „Мирового расцвета“» — наиболее важный документ аналитического искусства. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз» , но постигает «знающий глаз» , с его интуицией и знанием. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою» , то есть беспредметно.
«Мастера Аналитического Искусства» (МАИ). Ученики Павла Филонова. Одна из крупных школ русского авангарда. Создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» , в «Декларации Мирового Расцвета» и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» . Официально МАИ существовала до весны 1932 г. , но занятия в мастерской Павла Две головы, 1925 Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 г.
Формула современной педагогики, 1923
Животные, 1930.
Белая картина
Животные
Лица, 1940 3 декабря 1941 года умер от голода в блокадном Ленинграде. Художница Т. Н. Глебова описывает прощание с учителем: « 8 декабря. Была у П. Н. Филонова. Электричество у него горит, комната имеет такой же вид, как всегда. Работы прекрасные, как перлы сияют со стен, и как всегда в них такая сила жизни, что точно они шевелятся. Сам он лежит на столе, покрытый белым, худой как мумия. Похоронен на Серафимовском кладбище
ПРИМИТИВИЗМ - (лат. – «первый» , «самый ранний» ) – наивное искусство, не испорченное цивилизацией, с принципиальным отказом от норм художественной культуры. Истина в искусстве, по мнению примитивистов: смотреть на мир глазами ребенка. Представители: • А. Руссо • Н. Пиросманшивилли • М. Шагал
МАРК ШАГАЛ Марк Заха рович Шага л (1887, Витебск, — 1985, Прованс, Франция) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)
Автопортрет, 1914 «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать» .
Музыканты
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давнымдавно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь» ). Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой[. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.
Венчание
В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж[1]. В 1937 году Шагал получил французское гражданство. «Свадебные огни» В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года, Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней» .
Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного
ЛУЧИЗМ • направление в живописи в русском искусстве 1910 -х гг. , относится к абстрактному искусству. Основоположниками лучизма стали художники М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. • Районизм (Лучизм) — это абстрактное искусство, основанное на вмещении световых спектров и светопередачи. Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛАРИОНОВ • Фактическим создателем одного из направления авангардного искусства, а именно, лучизма был Михаил Васильевич Ларионов. Он родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера. • 1898— 1910 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. В 1902— 06 работал в стиле позднего импрессионизма ( «Куст сирени в цвету» ). • К 1912 году создал новую художественную концепцию — лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества» , в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.
«Офицерский парикмахер» , 1909 «Весна» , 1912
«Отдыхающий солдат» (1911 г. )
«Куст сирени в цвету» ,
КУБОФУТУРИЗМ Кубофутуризм — направление авангарда начала ХХ века в живописи и поэзии, соединившее в себе наработки французских кубистов (таких, как Брак) и итальянских футуристов (например, Боччони). Термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Основные черты: • бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы; • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
• В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея» . Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Давид Бурлюк. Лошади
Давид Бурлюк. Родился в 1882 г. в семье агронома-самоучки. В детстве потерял глаз в драке с родным братом. Ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. В 1898— 1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. «Отец российского футуризма» , Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах: …Душа — кабак, а небо — рвань, Поэзия — истрепанная девка, А красота — кощунственная дрянь… …Звезды — черви, пьяные туманом… …Мне нравится беременный мужчина…
Лист как защита; портрет.
Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др. А. Богомазов. Трамвай. 1914
КОНСТРУКТИВИЗМ Несмотря на то, что конструктивизм появился как направление архитектурного искусства, многие художники взяли его себе на вооружение и реализовали в своих картинах, иллюстрациях и так далее. Конструктивизм считается одним из направлений русского авангарда. Особое распространение получил в 1920 -30 гг. Главной особенностью данного стиля является строгий геометризм, геометрические формы, точная прорисовка, ровные линии, лаконичность и монолитность всего произведения в целом. Конструктивизм в живописи можно назвать данью эпохи конструктивизма в архитектуре.
Конструктивизм в живописи - утилитаризм или производственное искусство, которое построено не на обычных фантазиях человека, а на полезных для общества идеях. На развитие этого стиля изобразительного искусства оказали и такие направления, как кубизм, супрематизм, футуризм и другие. Конструктивизм практически исчез в 1930 годах, когда под гнётом нового политического строя все авангардные течения оказались в опале или даже "вне закона"
АБСТРАКЦИОНИЗМ Питер Мондриан (Нидерланды) Ханнс Арп (Германия) Пол Джексон Поллок (США)
1872 - 1944 Питер Корнелис (Пит) Мондриан нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
ЦВЕТУЩАЯ ЯБЛОНЯ
КОМПОЗИЦИЯ В СЕРОМ, РОЗОВОМ И ГОЛУБОМ
КОМПОЗИЦИЯ С КРАСНЫМ, ЖЕЛТЫМ И СИНИМ
1886 - 1966 Жан Арп (Ханс Арп; фр. Jean Arp, нем. Hans Arp) немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор.
КОНФИГУРАЦИЯ
КВАДРАТЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ СОГЛАСНО ЗАКОНАМ СЛУЧАЯ
ДЕРЕВЬЯ
ЗВЕЗДА
ЛИСТЬЯ И КАПЛИ
ТАНЕЦ
1912 - 1956 Пол Джексон Поллок американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.
ПЛАМЯ
АЛХИМИЯ
СТЕНОГРАФИЧЕСКАЯ ФИГУРА
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ ДЖЕКСОН ПОЛЛОК
СУПРЕМАТИЗМ
16. Абстракционизм.pptx