Авангард
Авангард • Термин «авангард» (от фр. avant – передовой, garde – отряд) был перенесен из сферы политики в область художественной критики в 1885 Т. Дюре. • утвердился в искусстве в н. ХХ века в качестве обозначения художественных течений: фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм.
Характеристики авангарда • Отказ от сюжетно-изобразительного начала, фигуративности • Интерес к формальным характеристикам: цвету, линии, композиции и др. • Нарастание субъективного начала, признание абсолютной воли художника • Устремленность в будущее - искусство не подчинено внешней целесообразности
Авангард • ФОВИЗМ (1905 -1908) – Анри Матисс, Морис Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке, Рауль Дюфи • Отказ от сюжетности, предельная упрощенность форм • Использование чистых цветов • Декоративность • Деформация и стилизация
Вламинк Моррис. Фруктовый сад. 1905
Вламинк Моррис. Сельский пейзаж. 1908
Вламинк Моррис. Яхты в Шату. 1908
Вламинк Моррис. Пейзаж. 1910
Вламинк Моррис. Берег реки. 1910
Вламинк Моррис. Мост. 1910
Марке Альбер. Неаполитанский залив. 1909
Марке Альбер. Гамбургский порт
Руо Жорж. Проститутка. 1906
Руо Жорж. Распятие. 1918
Анри Матисс 1869 -1954
Матисс А. Радость жизни. 1905
Матисс А. Вид Коллиура. 1906
Матисс А. Красная комната. 1908 -1909
Матисс А. Танец. 1910
Матисс А. Музыка. 1910
Матисс А. Красные рыбки. 1912
Матисс А. Икар. Иллюстрация к книгн «Джаз» . Вырезка из бумаги
Матисс А. Улитка
Авангард • ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. Expressio - выражение) 1905 -1925 – Эдвард Мунк, группа «Мост» : Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель, Эмиль Нольде, Карл Шмидт-Ротлуфф, Отто Мюллер и др.
Мунк Э. Крик. 1893
Мунк Э. Мадонна. 1895
Нольде Э. Троицын день. 1909
Нольде Э. Танец вокруг Золотого тельца. 1910
Нольде Э. Невольник. 1912
Нольде Э. Мессионер. 1912
Кирхнер Эрнст. Пять женщин на улице. 1913
Марк Франц. Синяя лошадь. 1911
Марк Франц. Синие лошади. 1911
Марк Франц. Башня синих коней. 1913
Марк Франц. Судьба животных. 1913
Авангард • КУБИЗМ (от фр. cub – куб) 1907 -1930 – Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Пауль Клее • «Сезанновский» период (1907 -1910) – геометризация, разложение предметов на плоскости • Аналитический период (1910 -1912) – дробление предметов на грани, эффект распластовывания • Синтетический период (1912 -1914) – чередование и наслоение объектов на плоскости, использование приема «коллаж»
Поль Сезанн. Игроки в карты. 1890 -1892 гг.
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар
Брак Жорж. Дома в Эстаке. 1908
Любительница абсента. 1901
Пикассо П. Старый еврей с мальчиком. 1903 г.
Пикассо П. Девочка на шаре. 1905 г.
Пикассо П. Авиньонские девицы. 1907
Пикассо П. Бидон и миски 1908 г.
Пикассо П. Девушка с веером. 1908
Пикассо П. Портрет Воллара. 1910
Пикассо П. Гитара. 1913
Пикассо П. Натюрморт с трефовым тузом
Пикассо П. Музыкальный инструмент. 1915
Пикассо П. Танец. 1925 г.
Пикассо П. Женщина в кресле. 1932
Пикассо П. Натюрморт
Пикассо П. Герника. 1937
Пикассо П. Сидящая натура 1933 г.
Грис Хуан. Курильщик. 1913
Грис Хуан. Натюрморт. Коллаж
Брак Жорж. Скрипка и кувшин. 1910
Брак Жорж. Женщина с гитарой. 1913
Авангард • ФУТУРИЗМ (1909 -1925) – Филиппо Томазо Маринетти, Умберто Боччони, Карло Карра, Джакомо Балла • 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма» . • В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов • В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма
Художественные принципы футуризма • Искусство не должно отражать действительность • Объектом искусства должен быть не предметный мир, а движение, скорость, энергия. • Создают определенную систему выражения динамизма с помощью ритмических пересечений предметов, цветов, повторяющихся линий (фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы) • принцип симультанности: движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.
Итальянский футуризм • Отрицались все духовно-культурные ценности прошлого; • Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь; • «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью» (Маринетти); • Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями» , всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий • «Война – единственная гигиена мира»
Руссоло Л. Аромат. 1910
Карра Карло. Похороны анархиста Галли. 1911
Карра Карло. Красный всадник. 1913
Балла Джакомо. Изучение уличного света. 1910
Балла Джакомо. Динамизм собаки на поводке. 1912
Балла Джакомо. Девушка, выбегающая на балкон. 1912
Боччони Умберто. Сила улицы
Боччони Умберто. Развертывание бутылки в пространстве. 1912 -1913
Боччони Умберто. Динамизм мужской головы. 1914
Авангард • Дадаизм (1916 -1920 -е) – Тристан Тцара, Ханс Арп, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Курт Швиттерс, Макс Эрнст
Дюшан М. Обнаженная, спускающаяся по лестнице. 1912
Дюшан Марсель. Фонтан. 1918
Дюшан Марсель. Велосипедное колесо на табуретке. 1913
Дюшан Марсель
Дюшан Марсель. Мона Лиза с усами. 1919
Пикабия Франсис. Дитя-карбюратор. 1919
Швиттерс Курт. Созвездие
Авангард • СЮРРЕАЛИЗМ (1924 -1940 -е гг. ) – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Хуан Миро, Жан Арп, Макс Эрнст; поэты – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо • 1924 г. – «Первый манифест сюрреализма» Андре Бретона • основан журнал «Сюрреалистическая революция» • 1925 г. – 1 -ая выставка сюрреалистов
Авангард • Сальвадор Дали, Рене Магритт, Хуан Миро, Жан Арп, Макс Эрнст; поэты – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо • 1924 г. – «Первый манифест сюрреализма» Андре Бретона • основан журнал «Сюрреалистическая революция» • 1925 г. – 1 -ая выставка сюрреалистов
Сальвадор ДАЛИ (1904 г. , Фигерас, Каталония – 1989 г. )
Дали С. Натюрморт с морским ежом. 1922
Дали С. Сюрреалистическая композиция. 1928 г.
1929 -1934 гг. «Сюрреализм - это Я!»
Дали С. Постоянство памяти. 1931
1934 -1937 гг. Параноидальнокритический период
Дали С. Призрак Вермера Делтфского, способного послужить и столом. 1934
Дали С. Лицо Мей Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты). 1934 -1935
Дали С. Податливое сооружение с вареными бобами (Предчувствия гражданской войны). 1935 -1936
Дали С. Венера Милосская с ящиками. 1936
1938 -1949 гг. «Большой стиль»
Дали С. Мёд слаще крови. 1941 г.
«Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 г.
Дали С. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения. 1943
«Внутриатомное равновесие пера лебедя» 1947 г.
1949 -1962 гг. «Ядерный мистицизм
«Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» 1958 -1959 г.
1963 -1983 гг. Последняя роль
Дали С. Ласточкин хвост. 1983
Авангард • АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. аbstractus отвлеченный) – художественное направление сложилось в начале ХХ в. , для которого характерен отказ от предметной изобразительности. Направления: - Геометрический (или логический) абстракционизм – орфизм Робера Делоне, неопластицизм (Пит Мондриан, Тео ван Дусбург) - Лирико-эмоциональный абстракционизм – Василий Кандинский, ташизм Джексона Поллока
Авангард Основные идеи: - Абстракционизм - высшая ступень изобразительного искусства, создает формы присущие только искусству; - «Беспредметный» язык является средством передачи духовного начала мироздания, «космических сил» , «вечных духовных сущностей» ;
Авангард Основные принципы: - отказ от предметной изобразительности; - композиция основывается на формальных элементах (линия, цветовое пятно, форма); - беспредметность воплощает субъективные впечатления и фантазии художника; - свободные ассоциации, эмоциональные переживания.
МОНДРИАН Пит (1872, Амерсфорт - 1944, Нью-Йорк)
Мондриан П. Натюрморт с кувшином и имбирем. 1911
Мондриан П. Натюрморт с кувшином и имбирем. 1912
Мондриан П. Композиция. 1912
Мондриан П. Композиция № 6. 1912
Мондриан П. Композиция. 1919
Мондриан П. Композиция с решеткой. 1919
Мондриан П. Композиция. 1921
Мондриан П. Композиция с красным, синим и желтым. 1930
Мондриан П. Композиция II с красным и синим. 1932
Мондриан П. Композиция с двумя линиями. 1931
Мондриан П. Композиция с желтыми линиями. 1933
Мондриан П. Композиция. 1939
Мондриан П. Нью-Йорк сити. 1941 -1942
Мондриан П. Бродвей буги-вуги. 1943 -1944
Тео ван ДУСБУРГ (1883 - 1931)
Дусбург ван Т. Композиция в сером.
Дусбург ван Т. Композиция IX.
Дусбург ван Т. Композиция XI.
Дусбург ван Т. Композиция X.
Дусбург ван Т. Обратная композиция V. 1930
Дусбург ван Т. Арифметическая композиция. 1930
Дусбург ван Т. Картежники.
Дусбург ван Т. Коттедж.
Делоне Робер. Красная Эйфелева башня. 1911 -1912
Поллок Д. Без названия. Ок. 1945
Поллок Д. Сретение. 1947
Поллок Д. Эхо номер 25. 1951
Поллок Д. Осенний ритм. 1948
Поллок Д. Синие шесты. 1952