Авангард
Аванга рд — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры.
Кроме того, развитие научнотехнического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и моральноэтических ценностей. В русской художественной критике слово «авангард» впервые употребил Александр Бенуа в 1910 г. в статье о выставке «Союза русских художников» , где осудил «авангардистов» .
Авангард в изобразительном искусстве В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20 -го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом. Абстрактный экспрессионизм Беспредметность Баухауз Всёчество Дадаизм Конструктивизм Кубизм Орфизм Примитивизм Супрематизм Футуризм Экспрессионизм Систематизм В 1920 -е годы самостоятельное течение художников, писавшее в авангардном стиле, сложилось в Казани. Лидером казанского авангарда был Константин Чеботарёв.
Авангард в музыке Академический авангард Минимализм (Джон Кейдж, Филип Гласс) Фри-джаз Рок-авангард (The Velvet Underground, Фрэнк Заппа, Captain Beefheart, Butthole Surfers, Патти Смит) Авангардный метал Нойз Авангард-метал (англ. avant-garde metal) — одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы прогрессивного, симфонического, викингского, языческого, фольклорного и некоторых других поджанров метала. Отличается большим количеством музыкальных экспериментов со звуками, инструментами и структурой песен.
Авангард в литературе К ярким представителям авангардного искусства можно отнести: экспрессионизм — Франц Кафка, ранний Леонид Андреев; футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский.
Авангард в театре Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург М. Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя). В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда —Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M. Волохов, В. Гавел.
Авангард получил самые разнообразные оценки своих современников. Одни его рассматривали (Х. Ортега-и-Гассет) как явление элитарной культуры, поскольку манифесты и декларации разных направлений отстаивали право художника и мыслителя на полную свободу самовыражения, независимость от вкусов и потребностей массы, на самоценное бытие «искусства дляискусства» . Другие (Г. Марсель, В. Вейдле) – как свидетельство глубочайшей деградации искусства, изменившего своему исконному предназначению служить истине, добру и красоте, как выражение упадка цивилизации, лишившейся души и рассудка. Третьи – как весьма прибыльное предприятие, как моду, успех которой умело и целенаправленно обеспечивался бизнесом.
По мере того, как искусство авангарда оказалось в сфере интересов рынка, модернизм начинал — невольно, а затем и сознательно — апеллировать к массе и массовому сознанию. Обыгрывание штампов и стереотипов массового сознания в поп-арте, стилизация или пародирование банальности почти неотличимы от стилизуемого и парадируемого. Ироническая авторской дистанция остается практически неуловимой для массового восприятия, не способного отличить насмешку над низкопробным вкусом от потакания ему. Это дало основание У. Эко охарактеризовать поп-арт как «низкобровую высокобровость» , или, наоборот, как «высокобровую низкобровость» .