Атрибуция.ppt
- Количество слайдов: 59
Атрибуция музейных предметов понятие, виды, источники история возникновения методики атрибуции элементы атрибуции (описание)
Вместо эпиграфа (1) § Я стоял на коврике у камина и вертел в руках палке, забытую нашим вчерашним Посетителем… В прежние времена с такими палками – солидными, увесистыми, надежными – ходили почтенные домашние врачи. Холмс взял палку у меня из рук и несколько минут разглядывал ее невооруженым глазом. Потом. Явно заинтересовавшись чем то, отложил папиросу в строну, подошел к окну и снова стал рассматривать палку, но уже через увеличительное стекло… Кое какие данные здесь безусловно есть, но они послужат нам основой для некоторых умозаключений… Таким образом, дорогой мой Ватсон, перед нами весьма симпатичный человек около тридцати лет, нечестолюбивый, рассеянный, нежно любящий вою собаку. Которая больше терьера, но меньше мастифа. Кое какие сведения о возрасте этого человека и его карьере мы сейчас отыщем. Я снял со своей маленькой книжной полки медицинский справочник и нашел нужную фамилию. §
Вместо эпиграфа (2) § У меня в кармане лежит один манускрипт, сказал доктор Джеймс Мортимер. Я заметил это, как только вы вошли, сказа Холмс. Манускрипт очень древний. Начало восемнадцатого века, если только не подделка. Откуда вам это известно, сэр? Разговаривая со мной, вы все время показываете мне краешек этого манускрипта, дюйма в два шириной. Плох же тот эксперт, который не сможет установить дату документа с точностью до одного двух десятилетий… Я датирую ваш манускрипт тысяча семьсот тридцатым годом. Точная дата тысяча семьсот сорок второй… Ватсон, присмотритесь к написанию буквы «д» . Это одна из тех особенностей, которые помогли мне установить дату документа.
Вместо эпиграфа (3) § Как украсть миллион
Атрибуция и экспертиза ценности: попытки определения § Атрибуция (от лат. Attributio приписывание) – механизм изучения предмета, субъекта, явления, процесса, отвечающий на вопросы: что, когда, где. Атрибуция (в рамках музейной деятельности и областях, связанных с предметами старины и антикварным рынком) определяется как процедура, позволяющая определить время создания объекта и его авторство § Экспертиза (от лат. Expertus – опыт, освидетельствование, проверка, расследование) рассмотрение какого либо вопроса для определенного заключения Экспертиза [технико технологическое исследование как синоним] (в рамках музейной деятельности и областях, связанных с предметами старины и антикварным рынком) – процедура, цель которой опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта § Экспертиза ценности – это решение комплекса задач, связанных с анализом и оценкой объектов на подлинность, историко культурной и материальной ценности
Эксперт § Специалист, дающий заключение при рассмотрении вопроса по соответствию подлинности, времени создания, мастеру, т. е. устанавливает статус объекта экспертизы при использовании методов визуального и предметного анализа
Атрибуция и экспертиза ценности – две составляющие одного процесса: единство и особенности Атрибуция и экспертиза – это собственно исследование и оценка объектов, которое состоит из нескольких элементов: § Атрибуция – выявление названия, назначения, авторства, времени создания, формы (внутренняя атрибуция) § Атрибуция история предмета, история происхождения, бытования, т. е. информация «вокруг» предмета, т. е. косвенная информация (внешняя атрибуция) § Экспертиза технико технологическое описание: материал, технология (внутренняя экспертиза) § Маркетинговая (ценовая) экспертиза (внешняя экспертиза)
Атрибуция и экспертиза В современной литературе нет однозначного определения и понимания терминов, хотя интерес к этой теме становится все более и более актуальным. Демократические процессы коснулись не только вопросов политики управления, но и вопросов организации антикварного рынка, когда потребовалась авторитетность профессионально выверенной атрибуции подлинности предметов, тем более, что ценовые характеристики повышают ответственность как персональную (эксперт), так и музейную (фондово закупочные комиссии) при разработке экспертной оценки предметов антиквариата. В странах с развитым художественным рынком эксперт несет персональную ответственность перед законом. Работа проводится на основании сертификатов/лицензии на проведение экспертизы. В нашей стране это процедура только начата в рамках Министерства культуры Российской Федерации. В рамках музейной деятельности повышение требований к атрибуции и экспертизе музейных предметов связаны не только с сохранением ценности фондового собрания, но и введением компьютерных технологий по описанию музейных коллекций
Атрибуция и экспертиза: отличие в задачах исследования § § Атрибуция – это собственно визуальное определение авторства, наименования, названия, эпохи, страны, школы и др. , которое проводят эксперты Экспертиза – это технико технологическое определение подлинности материала, подлинности автора, школы, эпохи, которое проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, технологами, графологами или представителями иных точных или естественных наук По сути это два круга специалистов, перед которыми стоят разные задачи. Но это стороны одного процесса: § От эксперта, производящего визуальную атрибуцию, ждут и аксиологической, т. е. ценностной характеристики памятников с точки зрения значимости, включенности в историко культурное и природное наследие § От эксперта , производящего технико технологическую экспертизу, ждут только подтверждения подлинности. Тем не менее, жестко разделить эти две процедуры – невозможно. В рамках музейной деятельности технико технологическая экспертиза подчинена атрибуции: выявление атрибутивных характеристик, историко культурной и социокультурной ценности может выявить только эксперт обладающий знанием социокультурной составляющей исследуемых объектов
Методика атрибутивной и технико-технологической экспертизы § Атрибуция сегодня воспринимается как визуальная экспертиза по видимым и обычно значимым принципам, которые определяются самим предметным рядом, но состоит как правило из двух составляющих: определение более или менее точного места объекта в пространственно временной среде и экспертиза идеологической, эстетической, культурно исторической и др. ценности предмета в ряду подобных § Технико технологическая экспертиза – обращение к свойствам исследуемого объекта (подлинность материала, времени создания, технологии), что позволяет подтвердить или опровергнуть проведенную атрибуцию Таким образом, музейные специалисты (исключая реставраторов) – собственно проводят атрибуцию памятников и экспертизу историко культурной и природной (естественно научной) значимости
Главные проблемы определения понятий атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов (1) § § Ясности в этих определениях "экспертиза" и "атрибуция" нет. В советское время антикварного рынка как такового не существовало, поэтому полемики в этой области не было, как не было и самой проблемы Одним из первых, кто обратился к понятию "атрибуция" и предложил ее методику в нашей стране, был крупнейший историк искусства В. Н. Лазарев. В 1970 -х годах на кафедре истории искусств МГУ Лазарев прочел курс лекций, посвященных данной проблематике. Он не формулирует четко определение атрибуции. Но, исходя из его материала о методике атрибуции, ясно, что под атрибуцией понимается «определение принадлежности произведения искусства определенному времени, школе или мастеру". В его работе тема атрибуции тесно взаимосвязана со знаточеством, ключевым понятием в его лекциях, под которым он подразумевает способность дать верную атрибуцию, а атрибуция включает в себя методы анализа подлинности, которые в нашем понимании применяются в экспертизе. Таким образом, с точки зрения Лазарева, экспертиза включена в понятие атрибуции, ибо она - вывод из атрибутационного исследования.
Главные проблемы определения понятий атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов (2) § § § § § С противоположной трактовкой мы сталкиваемся в статье В. Л. Сычева "О методике атрибуции (экспертизы) китайской классической живописи", в которой автор достаточно подробно поясняет, что он подразумевает под тем или иным термином, относящимся к экспертизе и атрибуции. Он выделяет атрибуции в узком смысле ("определение предполагаемого или действительного автора объекта") и атрибуцию в широком смысле этого слова, то есть экспертизу. Под экспертизой В. Л. Сычев понимает "атрибуцию в широком смысле этого слова, то есть комплексное, более или менее полное изучение объекта (художественного произведения) по следующим направлениям", которые он именует "разделами экспертизы": "атрибуция (в узком значении) - определение предполагаемого или действительного автора объекта; датировка - определение предполагаемого или действительного времени создания объекта; номинация - определение предполагаемого или действительного названия объекта и выяснение (расшифровка) его содержания (сюжета, темы, идеи и т. д. ); аутентификация - изучение вопроса подлинности самого объекта, точности его атрибуции, датировки и номинации; искусствоведческое исследование - выявление художественных особенностей объекта и его места в творчестве автора (школы, направления), в истории искусства, в конкретной коллекции и т. д. ; оценка экспертная - определение стоимости (рыночной, аукционной, страховой) объекта с учетом результатов экспертизы и конъюнктуры на художественном рынке Последний критерий В. А. Сычев определяет как факультативный, хотя на практике, как пишет он, этот раздел - важнейший.
Главные проблемы определения понятий атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов (3) § Сходным образом соотношение между понятиями атрибуции и экспертизы представлено в статье О. В. Яхонта "Основные проблемы экспертизы и атрибуции скульптуры". Выполнить атрибуцию - значит "выявить оригинальность, копийность или имитацию, его автора, школу, время создания, данные о сюжете или портретируемом, происхождение, сохранность, реставрационные вмешательства, при необходимости - его стоимость". То есть здесь атрибуция получает такое же широкое толкование, как и у В. Л. Сычева, а "процесс атрибуции" предполагает именно методы экспертизы. § Некоторые авторы проводят четкие границы между рассматриваемыми понятиями. Исследователи из ГНИЙ реставрации М. М. Красилин, В. А. Иванов и Ю. А. Халтурин включают понятие экспертизы в структуру антикварного рынка, определяя ее как "вид деятельности, направленной на выявление соответствия произведения искусства данным, которые предоставил заказчик". "Вид деятельности" предполагает здесь ряд процедур, цель экспертизы определение "подлинности" произведения. По их мнению, экспертиза оперативна, так как необходима для функционирования произведения искусства на антикварном рынке. В противоположность ей "атрибуция", как считают исследователи, не предполагает оперативности и "конкретно зафиксированного результата", потому что она предполагает "уточнение вопросов авторства, времени и иных особенностей произведения", может быть длительной и может меняться в зависимости от полученных уточненных данных.
Главные проблемы определения понятий атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов (4) § § Подобное разделение понятий "атрибуции" и "экспертизы" мы встречаем и в статье И. П. Горина, тоже сотрудника ГНИЙ реставрации. В его понимании атрибуция - это искусствоведческая проблема, которую решают узкие специалисты данной области. Экспертиза как более широкое понятие предполагает и более широкий взгляд на произведение искусства, включая его ценность с исторической, художественной и музейно-собирательской точек зрения. Она, таким образом, выходит за рамки искусствоведческой и исторической проблематики атрибуции: определяя ценность произведения (в том числе исходя из атрибуции), она может участвовать в ценообразовании. Становится очевидным, что вопрос терминологии до сих пор отнюдь неоднозначен. Авторы, судя по всему, и не стремятся дать четкое определение этим понятиям, они то разграничивают их, то объединяют в один блок, в котором либо атрибуция является частью экспертизы, либо экспертиза является следствием атрибутационного исследования как некий вывод
Главные проблемы определения понятий атрибуция и экспертиза ценности музейных предметов (5) § § Спорный характер определения терминов "атрибуция" и "экспертиза" с убедительной наглядностью проявляется на научных конференциях, где выступающие, вкладывая разный смысл в эти понятия, и выводы делают различные. Материалы к I научной конференции по атрибуции и экспертизе произведений изобразительного искусства, проведенной 31 мая - 2 июня 1995 года на базе ГТГ и объединения "Магнум Арс", носили название "Экспертизы", а в дальнейшем было добавлено и слово "Атрибуция". Итог V научной конференции, состоявшейся 22 - 26 ноября 1999 года в Москве, сотрудник Государственного Эрмитажа А. И. Косолапов предложил четко разграничить эти понятия и сам дал им такие определения: "атрибуция" - это "историко-художественное определение данной вещи, обычно включающее время и место создания, установление авторства, школы, культуры и т. п. Этот термин используется только в искусствознании или в прикладной истории материальной культуры". Экспертиза, по его мнению, - это высокопрофессиональные знания в любой науке, почерпнутые из соответствующего опыта работы и специального образования. По мнению А. И. Косолапову, высокопрофессиональная атрибуция - это одновременно и искусствоведческая экспертиза, то есть эти понятия синонимичны. "Разумно было бы, - полагает он, - понимать экспертизу (научнотехническую) художественных произведений в более узком смысле, а именно, лишь как определение подлинности, установление аутентичности уже в рамках предложенной для данной вещи профессиональной искусствоведческой атрибуции".
Причины актуализации интереса к проблеме атрибуции и экспертизы ценности (1) § Возрастающий сегодня интерес к предметам антиквариата способствует увеличению на антикварном рынке количества поддельных предметов, а также таких вещей, атрибуция которые выбывает сомнение как у покупателя, так и у продавца. § На антикварном рынке еще не сформировался слой свободных экспертов, которые могли бы удовлетворять его потребности. § Для регламентации работы рынка необходима нормативная база. Т. е. понятие экспертиза должно быть четко прописано в законе. На данный момент единственный документ, где упоминается термин "экспертиза" это Положение "О реализации предметов антиквариата. . . ", в котором экспертиза определяется как "всесторонний анализ произведения искусства". § До сих пор экспертизой предметов антикварного рынка занимают музейные специалисты. У профессионалов с большим опытом научной работы в музее есть весьма серьезные преимущества перед экспертами дилерами. Это и навыки в проведении атрибуции, и знание архивных материалов, и техническая база, и доступ к возможным аналогам или эталонам в музейных хранилищах, теоретические, культурологические и, наконец, искусствоведческие знания определенных стилей, направлений, школ, периодов и т. д.
Причины актуализации интереса к проблеме атрибуции и экспертизы ценности (2) § § Сегодня качественное экспертное заключение можно получить у появившихся на рынке независимых экспертных институтов, проводящих комплексную экспертизу и оценивающих произведения искусства и антиквариата в соответствии с российскими и международными нормами и требованиями. Они располагают собственной технологической лабораторией, оснащенной современным оборудованием, что позволяет им всесторонне исследовать произведения искусства. Комплекс их услуг удовлетворяет также требованиям страхового и финансового рынков, и на основе заключений, полученных от таких институтов, можно не только застраховать произведения искусства, но и использовать их как залоговый или инвестиционный инструмент. Однако стоимость заключения, выданного подобной организацией, может быть просто экономически нецелесообразной, если соотнести ее с возможной ценой экспертируемой антикварной вещи. Да и владельцам дорогих вещей, желающим произвести экспертизу анонимно, тоже невыгодно обращаться к таким организациям, так как заключение договора о предоставленных ими услугах влечет за собой необходимость раскрыть эту информацию налоговым органам. Все это повлияет не только на ценообразование, но и на качество вещей, поступающих на рынок, что в свою очередь будет благоприятным условием для дальнейшего существования теневого антикварного рынка.
Предложения Росохранкультуры (1) § § До последнего дня платную экспертизу проводили в основном сотрудники крупных музеев, таких, как Государственная Третьяковская галерея, Русский Государственный музей, ВХНРЦ им. ИЗ. Грабаря, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства на базе их коллекций и на их техническом оборудовании. В уставах этих музеев было прописано право на проведение экспертных исследований на платной основе. Результаты каждой экспертизы фиксировались на бланке музея, подписанном его сотрудниками, проводившими ее. Их подписи заверяли печатью учреждения, что придавало заключению более авторитетный статус. Единственной мерой ответственности экспертов за результаты проводимой ими экспертизы была их репутация. С начала 2007 года Росохранкультура приняла решение о прекращении музейной экспертизы и исключении из их уставов пункта, позволяющего заниматься коммерческой экспертизой. Уведомление об этом было разослано в середине сентября 2006 года всем российским музеям. Т. О. музейные сотрудники, являющиеся экспертами, могут исследовать только произведения, зафиксированные в музейных инвентарях, и то - по запросу судебных органов или заданию министерства. При этом они обязаны оказывать консультативные атрибутационные услуги населению и коллегам из смежных областей.
Предложения Росохранкультуры (2) § § § Эта попытка реорганизации экспертного дела, одно из важных мероприятий на пути к цивилизованным формам отечественного антикварного рынка. Но неопределенность понятий и их границ создает очередную бюрократическую путаницу, препятствуя четкой регламентации деятельности музейных сотрудников в экспертной области. Еще один шаг в рамках реорганизации экспертного дела - аттестация специалистов. Создана аттестационная комиссия и разработаны правила аттестации по всем основным направлениям экспертных исследований. По ее итогам музеевед получает государственный сертификат, позволяющий ему давать экспертные заключения в своей области. В первую очередь аттестацию пройдут сотрудники тех музеев, у которых есть право коммерческой экспертизы. Сертификат даст эксперту правовой статус, но вместе с тем возложит на него и серьезную ответственность, в том числе и материальную. В "Положении о проведении экспертизы и контроле за вывозом культурных ценностей" от 27 апреля 2001 года говорится, что необходимо проводить экспертизы с тем, чтобы министерство могло выдавать заключения о возможности вывоза антикварного объекта, но сам термин "экспертиза" тоже не определен. В нем говорится лишь о необходимости проведения "всестороннего анализа культурной ценности « без указания методов проведения атримбуции и эекспертизы
Методология проведения экспертизы (1) В. Л. Сычев он выделяет несколько типов (соответствующих этапам) экспертиз: § В ходе первичной экспертизы определяется устанавливается датировка и дается название объекту на основе прочтения надписей или подписей, если они есть, или в результате поиска аналогий преимущественно среди опубликованных произведений. Этот начальный тип экспертизы, не гарантирующий подлинности объекта. Он базируется на визуальной экспертизе, которая должна основываться на материаловедческом исследовании, то есть ведущая роль предназначается материалу, из которого сделан предмет. Для установления места его изготовления и автора нередко прибегают к аналогам, хранящимся в музейных коллекциях.
Методология проведения экспертизы (2) § На практике первичная экспертиза обычно перерастает в более углубленное изучение, которое В. Л. Сычев называет "традиционной экспертизой". § Традиционная экспертиза основана на уже сложившейся методике. Она подразумевает критический анализ данных первичной экспертизы, дополненных прочтением печатей и надписей, а также результатами изучения особенностей материала и техники живописи с учетом известных фактов из жизни и творчества автора и свидетельств письменных источников. Такая методика позволяет в некоторых случаях выявить несоответствие тех или иных элементов объекта историческим или биографическим фактам и определить его "ложность". Этот термин используется тогда, когда невозможно точно установить, является ли произведение копией, подражанием, подделкой и т. п. Выводы традиционной экспертизы можно в определенной степени считать достоверными, но при этом не гарантируется безоговорочная подлинность объекта, так как учитываемые признаки подлинности могут быть и в хорошей копии, и в подделке
Методология проведения экспертизы (3) § Комплексная научная экспертиза включает анализ всех данных, полученных во время первичной и традиционной экспертиз, дополненный опытом и интуицией, опирающимися на глубокие знания эпохи, особенностей различных школ и направлений, материальной культуры и т. д. В. Л. Сычев считает, что такая экспертиза доступна только узким специалистам, занимающимся проблематикой в рамках темы не одно десмятилетие § Опыт музейной работы позволяет ему выделить еще один вид экспертизы практическую, подразумевающую сочетание первичной экспертизы с некоторыми элементами традиционной и комплексной методик, выбор которых определяется как субъективными факторами (например, уровнем знания), так и объективными обстоятельствами (отсутствием эталонов для сравнения, недоступностью письменных источников и т. д. ).
Методология проведения экспертизы (4) § Этапы экспертизы произведений живописи В. П. Сычев подразделяет на главные (основные) и вспомогательные. К главным он относит стиль эпохи, характерные черты художественной школы, которую представляет создатель рассматриваемого произведения и индивидуальный живописный почерк конкретного художника. § § К вспомогательным критериям экспертной оценки В. Л. Сычев относит материал, на котором выполнена живопись, авторские надписи, подписи и печати, колофоны (надписи) владельцев, коллекционеров или экспертов, через чьи руки проходил объект, и их печати на самой живописи или на обрамлении картины и свидетельства письменных памятников. Немаловажная экспертная задача установление реставрационного вмешательства, так как реставрация тесно связана с проблемой подлинности произведения, а именно с сохранностью его первоначальных характеристик, несущих информацию о его создании. После реставрации вещь теряет часть своей прежней "биографии" и по желанию владельца, а то и без его ведома, может утратить или, наоборот, обрести автора или "оформиться" в желаемом времени.
Виды атрибуции § § § § атрибуция художественных ценностей (искусствоведческая экспертиза) атрибуция письменных источников литературных и исторических текстов (источниковедческий анализ) атрибуция изобразительных источников: живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство атрибуция письменных памятников (палеографический анализ): рукописные и печатные документы, редкая книга и др. атрибуция историко бытовых предметов (вещественных памятников): естественно исторические памятники, археологические коллекции, нумизматические коллекции, этнографические коллекции, изделия из металла, дерева, керамики, тканей, оружие, мебель и др. атрибуция кино , фото и фоноисточники (дагерротипы, негативы, позитивы, видеоматериалы, киноматериалы, пластинки, восковые валики и др. ). атрибуция объектов наследия (архитектурных, памятников промышленной архитектуры) Данный перечень содержит вариативные виды экспертизы, определенные на разных основаниях
Методы атрибуции и экспертизы § Визуально интуитивный ( «на глаз» ) § Анализ материала § Графологический § источниковедческий § Почерковедческий § Архивная экспертиза § Документальная § Стилистический § Палеографический § Археографический § Текстологический § Историко технологический § Генеалогический § Археологический и др. Этот список не может быть полон априори, т. к. экспертизу проходят практически все существующие объекты историко культурного и природного наследия, группы которых и определяют методы атрибуции и экспертизы. Эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов методики источниковедческого анализа
Источниковедение (внешняя и внутренняя критика источников - памятников) Особняком стоит визуальный метод, который существует не сам по себе, а формируется на основании знаний и практического применения этих знаний по аналогии к анализируемым предметам. В данном «наборе» методов можно выделить две, даже три группы методов: Собственно источниковедческие методы (текстологические, исторические методы: анализ, аналогия, сравнение, используемые для внутренней критики источников); методы вспомогательных исторических дисциплин и истории материальной культуры и быта. Источниковедение – собственно наука, отбирающая методы изучения источников. Выделяют: § внутреннюю критику источников (изучение содержания источника для установления его достоверности. Выяснения степени соответствия жизненных явлений (социокультурная составляющая) их отражению в источнике) § внешняя критика источника (получение информации о происхождении источника: время, место, авторство, условия создания, установления редакций, списков, вариантов. Но без комплексного подхода (т. е. использования методов как внешней, так и внутренней экспертизы источника) результат будет спорным
Краткий исторический экскурс (1) § § Первое упоминание антикварного рынка, появление которого актуализировало проблемы атрибуции и экспертизы связано с 1 в. до н. э. Большое количество коллекций, сформированных римскими патрициями и легионерами привело к складыванию художественного рынка, а следовательно экспертов и консультантов, которые могли распознавать подделки (т. е. в большей мере произведений искусства) В эпоху раннего средневековья вопросы атрибуции (большей частью) и экспертизы касались предметов религиозного культа, которые в большом количестве привозились крестоносцами) (историко бытовая экспертиза) В период развитого средневековья поставил задачу разработки методов по экспертизе письменных памятников, обеспечивающих права собственности (палеография, хронология, метрология и др. ) В эпоху Возрождения и Нового времени при расширения процессов коллекционирования остро встал вопрос по атрибуции предметов античного искусства, естественно научных коллекций, археологических памятников и др.
Краткий исторический экскурс (2) § В России вопросы методики атрибуции и экспертизы ценности начинают разрабатываться в 13 14 вв. (палеографические методы атрибуции письменных памятников) § Развитие реставрационных процедур и формирование художественных коллекций новых владельцев в 18 19 вв. определило новый виток развития методик художественной атрибуции § В 19 веке интерес к исторической науке и формирования национального самосознания спровоцировал этнографические и археологические исследования, что расширяет спектр атрибутивных и экспертных методик § 19 век привел к расширению частного коллекционирования за счет включения в этот процесс новых социальных групп. В России – это купечество, которое проявляло интерес к предметам русской старины § 19 век – открыл эпоху научно технических знаний, которые не просто предложили новые материалы, а следовательно поставили вопрос о развитии новых технологических приемов, но и сформировали само понятие экспертиза – как технико технологический анализ материала § 20 век – век развития информационных технологий предлагает в рамках экспертной методики математические методы через применение АИС (компьютерные технологии) Вывод: до конца 19 века атрибуция базировалась только на эмпирических знаниях и интуитивных выводах знатоков (период знаточества). Только на рубеже 20 в. формируется научная атрибуция, которая рассматривала не только подлинность предмета и его ценовую характеристику, но и феноменологическую, историческую, художественную, культурологическую, стилистическую и иные научные принципы экспертизы
Развитие методов атрибуции и экспертизы произведений искусства/живописи (1) Самым показательным примером перехода от методик знаточества к научной атрибуции является атрибуция и экспертиза произведений живописи § Стоимость произведений великих мастеров Возрождения еще при жизни авторов создавали копии, ставя авторские монограммы и подписи. В 16 в. Леопольд Австрийский приобрел 68 подделок Дюрера, считая их оригиналами § В 1670 е гг. голландский антиквар Уленборх организовал мастерскую, где занимались фабрикацией подделок. Для определения подлинности проданных им полотен было привлечено 50 человек: половина признала их подлинными, половина – подделками § Подделки чаще всего создавались в эпоху великого художника (гравюрыи Дюрера, работы Рафаэля, Рембранта, Рокотова, Брюллова, французские импрессионисты, Пикассо, Матисса), поэтому только научная атрибуция, а не технико технологическая экспертиза может подтвердить подлинность авторства
Развитие методов атрибуции и экспертизы произведений искусства/живописи (2) § § § На рубеже 18 19 вв. появляется тип искусствоведа профессионала, т. н. знатока, которые переезжают из страны в страну и, обладая великолепной зрительной памятью, восприимчивостью к искусству, проводят экспертизу произведений искусства. Сохранилось имя немецкого искусствоведа Винкельмана, специалиста по античным произведениям искусства, которого пригласили для атрибуции и описания коллекции Ватикана, что привело к созданию первого художественного каталога Ватиканских сокровищ Историк искусства Б. Виппер писал «Знатока мало интересуют законы развития искусства, или специфика жанров, или общие проблемы художе 6 ственной культуры эпохи, его мало занимает даже личность художника. Еги интересует только данное произведение, насколько оно подлинно (оригинал или копия, когда создано, кто его автор)» Дж. Морелли (период знаточества) попробовал разработать единый метод атрибуции, создать «грамматику художественного языка» : изучение деталей художественной формы для выявления специфики индивидуальной манеры мастера (манера изображения рук, ушей, ногтей, лица, пейзаж). От считал, что манера изображения этих частей тела и элементов пейзажа не подвержена традиции школы, в отличии от складок одежды, цветовой гаммы и т. п. Художник пишет их практически бессознательно.
Развитие методов атрибуции и экспертизы произведений искусства/живописи (3) § § Бергсон (последователь Морелли) для атрибуции памятников предлагает использовать трех китов: документ, традиция, картина. Документ имеет наименьшую ценность при экспертизе (точно ли документ относится к данному произведению). Традиция подписи и иных авторских знаков может быть с успехом копироваться. Т. е. единственный источник доказательства подлинности – это сама картина Фридлендер (современник Бергсона) предлагает использовать «чувство стиля» . Т. е. использовать камертон своего понимания художественного произведения, т. е. впечатление, художественная восприимчивость Фриммель, Фолль, Хофстеде де Гроот: интуиция, бессознательность, субъективность ( «нюх собаки» ), основанная на собственном опыте Виппер: молниеносная экспертиза (интуиция, основанная на опыте); сравнение с другим рисунком, произведением; планомерное изучение произведения (индивидуальный почерк, характер мазка, краска, цвет, фактура материала)
Развитие методов атрибуции и экспертизы произведений искусства/живописи (4) § § В 1920 е гг. в процедуру разработки методов атрибуции включились музейщики: задача – защитить музеи от проникновения подделок в музейные собрания Г. Глюк (директор Венского музея) в 1929 г. писал: «для искусствоведения, как науки, необычайно важно то, что определение произведений живописи освобождается теперь от субъективности и начинает зависеть от объективных критериев» . К этим объективным критериям стали относить естественно научные методы (Паули, Грэф, Рыбников): фотоанализ, технологическая разнородность элементов произведений, стилистический анализ, идентификационная экспертиза, аутентичность подписей, химический состав материалов (анализ красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и др. ), рентгенологическое исследование, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, микрохимический и спектральный анализ. Все атрибутивные методы (Сычев) делятся на главные (стиль эпохи, школа, почерк художника)и вспомогательные (материал, авторские надписи, подписи, печати, колофоны владельцев, коллекционеров, экспертов, печати, письменные свидетельства)
Методика экспертизы живописи (выводы 1) § Авторство для предметов живописи как вида искусства наиболее актуальна проблема § Стилистические признаки произведения позволяют предположить время его создания, школу, возможно, авторство, оригинальность или копийность. § Для окончательного решения этих вопросов необходима технологическая аргументация, которую можно получить благодаря микроскопическому, рентгенографическому исследованию в УФ ИК излучении, анализу живописной фактуры, химическому анализу грунта и красочного слоя. Анализ начинается с визуального осмотра, который дает предварительные сведения о технологии создания произведения § Микроскопическое исследование, при котором выявляются степень реставрационных вмешательств, способ нанесения подписи, послойность, толщина и цветовая характеристика грунта, способ построения красочного слоя, наличие или отсутствие подмалевка и подготовительного рисунка.
Методика экспертизы живописи (выводы 2) § Данные микроскопического исследования позволяют: 1) определить состояние сохранности; 2) сделать вывод о подлинности подписи; 3) установить технологические признаки оригинальности или вторичности; 4) предположить ориентировочную датировку произведения; 5) при решении вопроса об авторстве соотнести технологические особенности произведения с банком данных по технологии картин предполагаемого художника. § Самый достоверный вывод о времени создания можно сделать при сопоставлении стилистических особенностей картины с результатами исследования под микроскопом и данными химического анализа грунта и красочных слоев. § Для подтверждения авторства, кроме стилистического сходства, необходимо установить время нанесения и характер начертания подписи (если она есть), соответствие технологических признаков картины тому времени, на которое она претендует. § Следует также установить идентичность принципов фактуропостроения и рентгенографическое сходство с эталонами, поскольку даже при наличии подписи, нанесенной автором одновременно с красочным слоем, и соответствии времени написания картины с годами жизни художника не исключена возможность прижизненной фальсификации произведения. При этом неподписные работы могут обрести автора.
Методика экспертизы живописи (выводы 3) § Проблема определения авторства имеет культурологическое измерение, поскольку понятие авторства исторично. Например, средневековая живопись с трудом поддается определению авторства, так как в то время процветали ремесленные цеха, в которых творчество было коллективным. В. Н. Лазарев считает, что экспертное определение авторства применимо начиная с ренессансной живописи XV века. § Другую проблему, связанную с установлением авторства, называет А. Р. Киселева. Это проблематика копии/подделки, где существуют такие явления, как авторские повторения, копийные работы учеников главы школы, а также "безымянные копии", "свободные копии", "произведения подражательного плана". В каждом из этих случаев акцент будет сделан на собственные, авторские экспертные методы, что, несомненно, повлияет на ценообразование.
Методика экспертизы живописи (выводы 4) § В связи с этим одна из задач экспертизы живописи выявление авторских повторений. Наряду с выявлением технологических и стилистических признаков вторичности необходимо тщательно исследовать фактуру и рентгенограммы, на которых особенности почерка художника имеют видимые отличия от аналогов его оригинальных или первичных работ. § Другая проблема установление авторства неподписанных копийных работ. Трудность заключается в том, что копиист, как правило, скрывает свою индивидуальность, стремясь зачастую максимально приблизиться к оригиналу. Обосновать авторство в таком случае можно только методами технико технологического исследования. § Часто эксперту приходится решать задачи, связанные с определением и датировкой безымянных копий, авторство которых установить не представляется возможным. В этом случае эксперту важно выявить признаки копийнос ти, найти оригинал, использованный для копирования, определить датировку произведения по живописным материалам.
Методика экспертизы живописи (выводы 5) § Наряду с прямыми копиями в экспертной практике произведений живописи встречаются свободные копии и произведения имитационного, или подражательного плана. Для экспертизы очень важно разграничить эти понятия. По мнению А. Р. Киселевой, свободной копией можно считать либо повторение оригинала с незначительными изменениями, касающимися, как правило, второстепенных деталей, либо произведения смешанного иконографического типа. § Под имитационным произведением понимается картина, воспроизводящая образец. Как полагает Киселева, оно может включать частичное копирование, компиляцию или интерпретироваться в соответствии с эстетикой своего времени. Например, в XVIII веке подражание было эстетической нормой, поэтому к картинам имитационного характера можно относиться как к оригинальным произведениям. Имитационно компилятивный подход характеризовал работы учащихся русской Академии художеств.
Методика экспертизы живописи (выводы 6) § Здесь нельзя не затронуть еще одну существеннейшую для нормального функционирования рынка проблему подделки. Как и имитация, подделка носит компилятивный характер. Однако имитация создается по технологии своего времени и нередко имеет авторскую подпись. Для определения подделки А. Р. Киселева рекомендует иметь в виду такие технологические признаки, как: 1) наличие фальшивой подписи, претендующей, как правило, на известное имя; 2) стремление фальсификатора передать наиболее характерные, броские индивидуальные особенности почерка подделываемого художника; 3) попытки воспроизвести технологические особенности подделываемых картин; 4) имитация признаков старения живописных материалов.
Методика экспертизы графики Экспертиза произведений графики особенно трудна. В масляной живописи поверхность имеет визуально воспринимаемые признаки возраста, связанные с естественными процессами старения материала в виде кракелюра или изменившихся оптических свойств красок. Эксперт график лишен подобной подсказки в силу специфики применяемых в графике материалов, поэтому главное внимание он уделяет технологическим, почерковым особенностям: мазку, штриху, цветовому пятну, их сочетанию и "удельному весу" каждого приема. В графике все лежит на поверхности, в ней нет глубинных, скрытых от глаза слоев. § невозможно опереться на результаты рентгенографического или химического анализа. Работы экспертов графиков в каком то смысле ближе всего к классическому знаточеству. Выводы экспертов могут быть подкреплены подробным анализом композиции экспертируемого и эталонных образцов, изучением подписи художника и технических приемов его работы, связанных с теми или иными традициями. § можно проводить дополнительное "функционально типологическое исследование": совокупность художественных и типологических признаков назначения рисунка (эскизом или этюдом для картины, модель для воспроизведения в гравюре или "образцом" для витража или изделия златокузнеца). Рисунок может быть копийной зарисовкой. § Технико технологический анализ графики способен дать достаточно определенный ответ на вопрос о подлинности рисунка при анализе сорта бумаги и графических материалов.
Методика экспертизы скульптуры (различные материалы) Специфика скульптуры определяется большим количеством технических, так называемых ремесленных |процессов, которые чаще всего выполняют технические помощники скульптора. Поэтому следует четко дифференцировать авторство произведения, с точки зрения рукотворчества (камень), проработка восковой модели для отливки с последующей ее прочеканкой, от тех, перевод которых осуществляли технические помощники, а скульптор был лишь автором модели. Экспертиза предметов скульптуры, таким образом, тоже приобретает приоритетный технико технологический характер и во многом зависит от материала. § При исследовании гипсовой скульптуры значение в определении ее оригинальности имеет соотношение ее изобразительных данных (стилистики, иконографии и т. д. ) с техническим состоянием (толщиной стенки, использованием соответствующих материалов, приемов соединения фрагментов, определенным характером диструкции материала). § При исследовании мраморных скульптур проведение физико химических анализов более ограничено, чем при исследовании живописного произведения. Большинство европейских скульптур, созданных в последние пять веков, выполнены из каррарского мрамора. Агрессивные реставрационные обработки, к сожалению, "стирают" ряд авторских признаков. Патину на каменной скульптуре, которая может оказаться очень информативной, только начинают изучать. Чтобы увидеть в мраморной скульптуре реставрационные следы, необходимы большой опыт, знания и многое другое, что подразумевается под традицией знаточества.
Методика экспертизы скульптуры (различные материалы) § § § Применение физико химических методов успешно при анализе скульптуры из цветного и черного металлов. Скульптура из металла определяется визуально, помимо иконографии стиля, по характерным признакам литья, цвету металла, его весу, обработке поверхности и внутренних частей, спаек, характеру чеканок, патинированию. Актуализируется сегодня первичное исследование скульптурных объектов на основе изучения металлов. В отличие от золотых и серебряных изделий, на этих клейма встречаются редко, а чаще всего отсутствуют. Поэтому установление состава сплава и характера декоративного покрытия имеет приоритетное значение. Анализ сюжета и стиля может на первом этапе помешать правильной атрибуции. Первичную информацию дают цвет металла на месте расчистки, цвет и фактура покрытия, вес и толщина отливок. Когда речь идет о мелкой скульптуре или предметах декоративно прикладного искусства, то у понятия "подделка" может и не быть однозначно негативного смысла (выделяют фальшивку , имитацию, копию). Т. е. основным при экспертизе становится металловедческий и сопоставительный анализ (сопоставление с эталоном, которое помогает более четко определить время и место создания, а также установить автора), но никак не стилистический анализ, который имеет скорее искусствоведческий характер.
Методика экспертизы предметов из металла При экспертизе металлических изделий наряду с искусствоведческим исследованием используют § технико технологические методы § химический, рентгеноструктурный анализ состава металлов и микроскопическое исследование особенностей декора, а также наличие подтверждений (царапин, следов чинки и т. д. ). Проблема связана с отсутствием эталонных образцов, а также наличия разнообразных методов искусственного патинирования. § Технико технологическое исследование металлов не может точно установить датировку, так как метод определения возраста предмета основывается на составе и типе патины, во многих случаях он "не работает" из за разнообразия методов искусственного патинирования. Вместе с тем знать основные типы и структуру естественной патины, образующейся на металлах разных композиций, очень важно для экспертизы. § Техническая экспертиза металлических изделий основывается, с одной стороны, на сравнении их состава металла (включая микропримеси) с составом металла известных образцов, принятых за эталон для данного времени и места производства, с другой стороны на соответствии метода изготовления исследуемого предмета эталонной технологии. В большинстве случаев эталона, как такового, может и не быть. Поэтому эксперт ограничивается либо собственными представлениями об исторической технологии, либо опубликованными результатами исследования аналогичных вещей. Последний подход оказывается единственно возможным тогда, когда исследуемый предмет уникален, то есть нет прямых эталонов для сравнения. § При экспертизе изделий из металлов огромное значение имеют личные, наработанные самими исследователями методики, знание ими материалов, эталонных образцов, стилей, направлений, изготовителей.
Методика экспертизы предметов из металла (благородные металлы) Все встречающиеся в природе металлы обладают набором физических и химических свойств (теплопроводность, плотность, твердость, химическая активность и др. ). К группе благородных металлов (драгоценных металлов) относят восемь – золото, серебро, платину, металлы платиновой группы (палладий, иридий, рутений и осмий). Они достаточно устойчивы на воздухе (не окисляются), обладают высокой сопротивляемостью к кислотам, щелочам; мягкостью, пластичностью, хорошо комбинируются с другими материалами. Драгоценные материалы в ювелирных изделиях встречаются в лигатуре. Количество благородного металла в сплаве называется пробой. Содержание чистого металла в сплавах определяется государством. Сейчас в России приняты (с 1926 года метрическая система, до этого золотниковая – 96 золотников= 1 фунту): государством. Сейчас в России приняты (с 1926 года метрическая система, до этого золотниковая – 96 § для золота – 999, 958, 750, 585, 500 и 375; (56 – дореволюционной России) § серебряные – 999, 960, 925, 875, 830, 800; (84 дореволюционной России) § платиновые 950, 900, 850; § палладиевые – 850, 500. В части Европейских стран принята каратная система (999 проба = 24 каратам; 583 = 14 каратам) Технологии обработки благородных металлов: § Литье (модель из воска, свинца, меди, дерева) § Чеканка (обработка холодного металлического листа при помощи молотка и свинцовой или смоляной подушке) § Золочение (холодным способом – фольга, гальванический способ с 1805 г. ) § Покрытие эмалью (особый сплав стекла) § Скань (филигрань) и зернь (проволока и зернышко) § Чернь (особый сплав серебра) § Резьба ()тонкие линии, вырезанные на металле) Российские школы: петербургская (Фаберже, Болина. Гана, бр. Грачевых и др. ); московская (Овчинникова, Хлебникова) определяются стилистическими приемами и нанесением клейм мастера, фирмы. Пробы.
Методы атрибуции и экспертизы драгоценных камней (1) Предметы, содержащие драгоценные и полудрагоценные камни, а также их синтетические аналоги, имитации, стекла, органогенные вещества становятся объектами геммологической экспертизы. § Геммологическая экспертиза может быть проведена в комплексе с искусствоведческой для установления подлинности и возраста изделия. Обязательное условие для геммологической экспертизы никоим образом не разрушить и не повредить исследуемый объект. § Выделяют три уровня такой экспертизы: визуальный (с помощью лупы и пинцета), лабораторный (с помощью специального экспертного геммологического диагностического оборудования) и инструментальный. Лабораторный метод в большинстве случаев дает однозначные ответы на вопросы о подлинности или синтетическом характере драгоценных камней. Инструментальный применяется в том случае, когда невозможно определить происхождение камня. Геммологические методы не устанавливают точные даты, но определяют временные рамки. Геммологическая экспертиза, определяющая диапазон времени создания предмета, не подменяет других видов экспертизы, поэтому ее рекомендуется использовать для атрибуции только в комплексе с историко искусствоведческой и другими экспертизами.
Методы атрибуции и экспертизы драгоценных камней (2) § Интерес к драгоценным камням для украшения и приумножения состояния восходит к далекому прошлому. В Библии упоминается «наперсник» (полотняная сума), украшенная 12 драгоценными камнями в филигранных золотых оправах с выгравированными названиями 12 колен Израилевых § Одним из параметров ценности драгоценных камней является его вес (карат – 1/5 грамма). Количество драгоценных камней весом более 100 каратов – ограничено, с ними связано огромное количество легенд, иногда достаточно кровавых ( «Лунный камень» Коллинз). Основные исторические камни связаны с Индией: Санси, Шах, Орлов, Питт, Кох и Нор. Сейчас большинство крупных алмазов добывают в Бразилии, Южной Африке
Методов атрибуции и экспертизы драгоценных камней (3) § § § § Форма и структура кристаллов: все драгоценный и полудрагоценные камни (кроме опала) имеют кристаллическую структуру с гладкими симметрично расположенными гранями Отражение, преломление и дисперсия света: это оптические свойства кристаллов, которые придают аттрактивность ювелирному камню Блеск и игра камня: алмазный, стекляный, смоляной, перламутровый, шелковистый Цвет (прозрачный белый – матовый черный) Удельный вес (можно проверить опустив их в тяжелую жидкость – иодистый метилен и бензол) Твердость и спайность. Шкала минеролога Фридриха Мооса, которая употребляется до сих пор (1 10): Тальк, Гипс, Кальцит, Флюорит, Апатит, Полевой шпат, Кварц, Топаз, Корунд, Алмаз Размер кристалла: 1/5 грамма (200 мг) – карат. Предложен в 1871 1877 гг. по предложению парижской палаты драгоценностей. Принят для применения с 1907 г. Для жемчуга – гран (1/4 карата = 50 мг)
Методов атрибуции и экспертизы драгоценных камней (4) Технологии обработки камня имеет свою историю § В древние времена камню не старались придавать форму (не свуществовало таких технологий). Кристаллы только шлифовались и полировались. § Кабошон (кабо голова) – самый древний способ огранки: придание камню округлой формы. Такие технологии известны со времен императорского Рима. Такую форму использовали для огранки камней для близоруких людей § Фасетная огранка: алмазная таблица (спиливание головки алмазного наконечника, получалось – пять граней – 17 век); голландская роза (симметричная полусфера из 24 граней – эпоха кардинала Мазарини); бриллиантовая огранка (с 17 в. – Винченцо Перуцци) – 8 12 16 граней; ступенчатая огранка (лесенка); маркиза (заострение с обоих концов); профильная огранка § Составные части камня при огранке: коронка (верхняя часть камня); павильон (нижняя часть камня); рундист (угол между коронкой и павильоном) § Искусственно выращенные камни
Методы атрибуции фарфора Фарфор относится к керамическим изделиям, технологии которого известная древнейшим Цивилизациям (цвет керамики зависит от глины, технологии росписи, глазуровки, поливной технике обработки, лощения и т. д. ). Для изготовления фарфора используется белая глина (каолин) и прозрачная эмаль. Изобретен в Китае в IV VI вв. В Европе с 16 в. производился мягкий фарфор (без каолина), только начиная с 18 в. – раскрыт секрет твердого фарфора. Особенно технологии Изготовления и декорирования (подглазурная и надглазурная роспись, деколь, трафарет, позолота, серебрение, люстр, лепка) в разных странах требуют и особых познаний в атрибуции фарфоровых изделий: § Японский фарфор по черепку (плотность) уступает китайскому, а по богатству декора – выше § Севрская мануфактура в 1800 г. с технологии мягкого фарфора перешла на твердый фарфор § Мейсеновский фарфор и голландские мануфактуры и др. § Русский фарфор начинает свой отсчет со второй половины 18 веке. Самыми редкими считаются изделия 18 века, этнографические серии 19 н. 20 в. , агитационный фарфор 1920 1930 х гг. и др.
Методика экспертизы предметов из фарфора и стекла (фарфор) По мнению И. Е. Ломизе, на данный момент существует лишь один метод атрибуции фарфора и стекла это знаточеский подход. Чтобы сделать такую атрибуцию, специалисту необходимо обладать эрудицией и хорошей зрительной памятью, что в современных условиях заставляет задуматься о создании многопрофильной информационной базы. Атрибуция этого материала бы значительно упрощена при наличии эталонов, составляющих специальную таблицу. § Основной вид исследования фарфора и стекла художественно стилистический метод, позволяющий показать особенности пластической и живописной композиции материала. § Функционально типологический анализ, выявляющий функциональный характер предмета. § При исследовании фарфора нужно учитывать такие технологические параметры, как: состав керамической массы, цвет черепка, тональность и качество глазури, наличие крытья, характер декора, вид живописи (скульптурный, живописный), роспись (однотонная, полихромная, надглазурная, подглазурная). § Фабричную марку, клеймо или авторскую подпись. Их тип, технология нанесения (краской, подглазурно, надглазурно, в "тесте" и т. д. ), цвет важные звенья атрибуции. Впрочем, при уровне современных технологий в этой области подделки неизбежны.
Методика экспертизы предметов из фарфора и стекла (стекло, фарфор) Со стеклом работать еще сложнее, так как на нем очень редко встречаются подписи и марки. Изучая этот материал, необходимо обращать внимание на его форму, цвет, прозрачность или глушенность, характер звона, приемы декорирования: гравировку, резьбу, шлифовку, травление, роспись, пластические налепы, нацвет, многослойностъ и др. § Следует использовать для изучения комплексный подход, включающий четыре метода искусствоведческий, технологический, архивно документальный, анализ маркирования. § В этой ситуации повышается роль искусствоведческого анализа, который призван не только охарактеризовать стилистические особенности, но и определить художественное качество произведения, дабы на рынок не попадали копии, подделки и малоценные вещи. Сегодня рынок фарфора и стекла волнует ряд проблем, в частности это наличие большого количества подделок высокого уровня, которые изготавливают с помощью применения современных технологий. § Несмотря на существующие марки фарфора, и реже, но все же встречающиеся сигнатуры на стекле, эксперт прежде всего должен обратить внимание на эстетические качества произведения, технологию его изготовления, а также на следы его бытования и убедиться в их естественном происхождении: § Тактильное исследование изделия § Убедиться в отсутствии уксусного запаха § определить характер звона.
Развитие методов атрибуции и экспертизы: выводы (1) § § Визуально интуитивный способ определения подлинности (выявление школы и стиля, основываясь на знаниях эксперта, его "насмотренности"). Безусловно, это необходимая часть любой экспертизы, которая основана на традиции знаточества. Выделяется историко художественный анализ (В. Н. Лазарев), предполагающий углубленную работу с письменными источниками архивными материалами, документами, письмами, литературными публикациями (мемуарами, дневниками, жизнеописаниями), в которых может быть информация, интересующая исследователя. Технико технологический анализ (Б. Н. Лазарев): различные виды химического и рентгенографического анализа). С этой позиции такой анализ носит более объективный характер, но не является самодостаточным. В идеале экспертиза предполагает комплексный подход и использование различных методик определения подлинности (визуально интуитивный, историко художественный, стилистический, технико технологический анализ). Полное технологическое исследование произведения искусства в технически хорошо оснащенной лаборатории с квалифицированным персоналом и необходимым сравнительным материалом, подкрепленным обоснованными объективными выводами, имеет достаточно высокую себестоимость.
Развитие методов атрибуции и экспертизы: выводы (2) § Даже самая полная знаточеская и технико технологическая атрибуция произведения искусства, в принципе, не может считаться завершенной до того момента, пока она не подтверждена историческими документами, проливающими свет на происхождение и бытование вещи» ( Р. Гафифуллин). Помимо авторства архивные данные помогают определить дату, оригинальность или копийность объекта исследования § Это особенно касается мемориальных предметов, связанных с именами известных владельцев. Архивные источники играют ключевую роль при атрибуции предметов материальной культуры и быта, где нет , как правило, клейм и известны лишь время и источник поступления в музейное собрание. Документальные источники придают необходимую статусность экспертизе
Развитие методов атрибуции и экспертизы: выводы (3) Современные исследователи утверждают, что приоритет в использовании того или иного метода экспертизы зависит от : § специфики вида искусства (живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства). Это значит, что процедура экспертизы не может быть унифицирована для любого произведения, она должна исходить из особенностей экспертируемого материала. § Снизить вероятность ошибки можно, используя большее количество методов, выбирая собственно методики и, по возможности, совмещая их. По мнению экспертов, необъективность результатов исследования обычно объясняется такими причинами, как: § недостаточность сравнительного эталонного материала; § разночтение в зафиксированных научных данных; § неполнота научного знания о предмете; § расхождение сведении литературных источников и практики; § несовершенство используемой аппаратуры в технико технологических исследованиях; § наличие посторонних вмешательств (реставрации) и, как следствие, изменение оригинальной структуры произведения. § Немаловажную роль играет первоначальная установка эксперта на подлинность изучаемого предмета, то есть та задача, какую он ставит себе перед началом работы: доказать, что это подлинник или что это фальшивка.
Развитие методов атрибуции и экспертизы: выводы (4) § Требуется непосредственный контакт с произведением и обязательная документальная фиксация всех полученных данных, аргументаций и выводов. § На взгляд многих специалистов, единственное полноценное оформление результатов экспертизы это методологически проработанное экспертное заключение. § Сегодня необходимо создать компьютерную базу данных эталонного материала § Одна из основных задач, связанных с экспертизой, необходимость создания многопрофильной информационной базы данных: эталонных произведений, клейм, составам серебра, соответствующим клейму пробирера, времени, когда началось клеймение § Но для этого надо создать эталонные изобразительные и вербальные ряды, которые предлагают разделить на 3 группы: § эталонные изобразительные ряды, связанные с технико технологическими исследованиями: это рентгенно граммы, съемки в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах; § эталонные ряды обычных изображений (аналог слайды); § вербальные ряды, связанные преимущественно с параметрическими данными. Конечно, не все интуитивные признаки, которыми пользуется искусствовед при атрибуции, он может вербализовать. Но и та часть, которая будет вербализована и проверена на представительном массиве, позволит начать процесс накопления деперсонифицированных данных, что не замедлит сказаться на качестве атрибуции.
Атрибуция музейного предмета § Музейный предмет – движимый объект культурного и природного наследия / предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание. § Музейная атрибуция - описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами параметрам признакам предмета. Основные требования характерные особенности и детали, без личностно эмоционального отношения составителя так описать предмет, чтобы его можно было бы представить не, предъявляемые к атрибуции, это уме ние четко, ясно, отмечая видя.
Атрибуция музейного предмета При атрибуции музейного предмета необходимо обратить внимание и отразить в описании следующие параметры: 1. Название предмета. 2. Инвентарный номер, шифр. 3. Источник поступления (известен или нет). 4. Подлинность (подлинник или копия). 5. Наличие легенды (история создания, функционирования, на ходки, поступления и т. п. ). 6. Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описа нии один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника). 7. Материалы. 8. Техника исполнения, способ изготовления. 9. Размеры (указываются в сантиметрах; длина, высота, шири на, глубина, диаметр и т. п. ). 10. Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей). 11. Краткая характеристика предмета {собственно его описание, в которое могут входить и пункты 10, 12 14). 12. Стилистические особенности (особенно важно для произведе ний искусства). 13. Назначение предмета. 14. Время и место создания. (Иногда точно дата неизвестна, тог да и надо сделать собственно атрибуцию — установить дату созда ния по стилистическим особенностям и косвенным данным). 15. Авторская принадлежность. 16. Социальная принадлежность. 17. Этническая принадлежность. 18. Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориаль ного предмета). 19. Сохранность.
Атрибуция музейного предмета Рекомендации: § § § § тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные ха рактеристики, предположения; описание предмета часто путают с его состоянием, сохранностью; следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты, заломы, надрывы, пятна, утрата титульного листа и т. д. ; следует назвать возможный источник поступления экспедиция, дар, закупка и т. д. ; наименование материала всегда начинается с существительного в имени тельном падеже: рукопись черновая, нож солдатский, кольцо для салфеток, подставка для столового прибора, перочистка, чернильница и т. д. ; материал и техника изготовления приводятся также в именительном падеже: бумага, картон, масло, черные чернила, печать, штамповка, дерево, ме талл, серебро, травление, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т. д. ; размер дается в сантиметрах для листового материала (рисунок, руко пись, документ, афиша, фотография и т. д. ) обязательно сначала по вертикали, затем по горизонтали.
Атрибуция музейного предмета § § § В работе помогают монографии, альбомы, каталоги, справочники. Есть и специальные издания – определители. Определители/атласы – это специальные, иллюстрированные музейные издания, выделяющие и описывающие признаки группы родственных предметов При работе с источниками на бумажной основе (письменными, изобразительными) используются каталоги филиграней, штемпелей, водяных знаков и т. п. , что позволяет определить происхождение материала, на котором выполнен источник, место и время его изготовления При работе с оружием и другими металлическими предметами используются определители клейм, типов оружия и т. п. Клейма ставились на такие предметы, как кирпич, керамику, фарфор, стекло. Наиболее часто встречающаяся группа определителей – нумизматические и фалеристические: описания монет, наград, каталоги денежных знаков (как бумажных – бон, так и металлических) Сложности с атрибуцией могут возникнуть не только в случае с предметами, которые стали известны недавно и чье изучение насчитывает от нескольких лет до нескольких десятилетий. Прекрасно изученные предметы, по которым написано множество монографических исследований, также могут быть нечетко атрибутированы Для определения объектов изображения (особенно в портретах), кроме иконографии, изучается и биографическая литература, научная (если есть исследования) и т. д. Тем не менее, установление того, кто изображен, кем изображен, иногда не удается довести до конца, эти вопросы могут становиться спорными на новом этапе изучения музейного предмета
Атрибуция музейного предмета § § § Полученные при изучении музейных предметов и коллекций данные фиксируются в документах учета музейных фондов и научно справочном аппарате музейных фондов (полевых документах, Книгах поступлений и инвентарных книгах, актах приема, классификационных схемах, описях, путеводителях по фондам, картотеках и каталогах, и т. д. ). Результаты атрибуции, так же как и систематизации, классификации, позволяют провести критический анализ, дать интерпретацию музейных предметов. Интерпретация позволяет судить о подлинности, достоверности, репрезентативности данного предмета или коллекции, определить объем содержащейся в предмете или коллекции семантической информации, возможности использования этой информации различными профильными дисциплинами, а также присущие предмету или коллекции свойства: способность сохраняться длительно, аттрактивность, коммуникативность, экспрессивность, принадлежность к уникальным или типовым предметам и т. п. , т. е. определить музейную ценность данного предмета, коллекции (как в целом, так и отдельных ее предметов). Все это отражается в паспорте предмета. Вышеперечисленные аспекты важны для определения норм режима хранения и системы хранения, выбора методов консервации и реставрации, решения вопросов о возможности экспонирования предметов, подготовке их к публикации и экспонированию и т. д. Кроме того, исследования музейных предметов и коллекций определяют музейную исследовательскую политику музеев.
Атрибуция.ppt