Ассоциативная игра Гирлянда
Игра – это вид человеческой деятельности, в процессе которой воссоздаётся другой вид деятельности. • Игра происходит в иных, по сравнению с реальными, условиях и является имитационной моделью функционирования реальной деятельности. • Отметим, что для деятельности-игры характерна определённая двухплановость (серьёзность и условность), что роднит её с художественным творчеством, но в отличие от него игра – это эксперимент с импровизированным в значительной мере поведением.
Ассоциативная игра • Специалисты считают, что игра не должна моделировать сам процесс проектирования, а лишь отражать его ход в соответствующей системе управления (действительная информация заменяется псевдореальной).
Ассоциативная игра • Архитектурное проектирование относится к одной из наиболее сложных сфер деятельности человека. В цепочке «исследование–изобретательство– проектирование–производство» этап проектирования занимает важное место, от которого зависит уровень качества исходной продукции, результат архитектурного проектирования – архитектурный объект, содержащий все достоинства и недостатки, заложенные в нём на стадии проектирования.
Ассоциативная игра • В условиях индустриализации строительства и массового тиражирования унифицированных строительных изделий возникает опасность обезличивания архитектурных объектов. • Здания, созданные по единым строительным, гигиеническим, градостроительным и другим нормам, с учётом единой модульной сетки и одинаковой технологии эксплуатации, а также лишённые индивидуальности, могут превратиться в объекты-близнецы. • Поэтому очень важно воспитание у будущего зодчего элементов фантазии, индивидуальности, творческого начала. • Целью проведения учебной игры и является выработка у архитектора высокого творческого потенциала. • Таким образом, в процессе игры создается осознанное выживание образа будущего объекта в условиях нормативных требований и ограничений.
Ассоциативная игра • Основные цели игры • • Стимулирование и активизация творческой деятельности в процессе обучения. • Регламентация последовательности отдельных этапов проектирования. • Активная передача знаний преподавателями в процессе диалога со студентами. • Перечень отдельных этапов и время, выделяемое на них, тесно связаны с содержанием задания. •
Ассоциативная игра • Задачи игры • • Углублённое ознакомление с требованиями, предъявляемыми к структуре и образу проектируемого объекта. • Установление приоритетов для отдельных требований (ограничений) в процессе проектирования. • Выработка творческого потенциала у студентов, основанного на ряде ассоциаций. • Выработка навыков проектирования у архитекторов.
Ассоциативная игра • Структура игры • • Определение ограничений, включающих природноклиматические, демографические, градостроительные, санитарно-гигиенические, типологические и прочие требования. • Установление приоритетов в постановке требованийограничений и смена последовательности отдельных этапов в зависимости от конкретной задачи. Например, при проектировании объекта в условиях Сибири на первый план выступают климатические аспекты, в условиях города с историко-архитектурным ядром – историческая среда и т. д. • Определение весомости (значимости) отдельных ограничений в зависимости от конкретной задачи.
Ассоциативная игра • Автор-студент поэтапно продвигается от абстрактного образа до конкретной геометрической формы проектируемого объекта, проходит сложный эволюционный путь от прямых (каркасных) решений до более сложных – характерологических. • Преподаватель не навязывает студенту своего мнения, а лишь корректирует его предложения на каждом этапе, учитывая различные требования, начиная от рационального использования затрат и кончая влиянием окружающей среды на психику ребёнка. Применение данной игры позволяет использовать уже знакомый студенту объём зданий, благодаря закреплению известных положений на конкретных примерах, а также получить информацию о некоторых разделах, смежных с архитектурной наукой, таких как семиотика, бионика, демография и других. Ассоциативная игра, а в основе которых лежит привязка, ассоциация с неким определённым образом. По мнению автора, этому образу должен соответствовать его объект. • • •
1. Ассоциативная игра «Гирлянда» • В последнее время много внимания уделяется строительству детских дошкольных учреждений. Это вызвано тем, что в России в последние годы наметились положительные сдвиги в сфере расширения воспроизводства народонаселения. • Так, в частности, в Москве возводятся новые дошкольные учреждения, а также разрабатываются соответствующие нормативные документы
Ассоциативная игра • Вместе с тем нельзя не отметить, что проекты этих учреждений не учитывают психологических особенностей восприятия ребёнка. Возведенные в основном из сборных железобетонных элементов ортогональной конфигурации эти объекты не отличаются ни разнообразием, ни богатством формы, а их образ не вызывает благоприятных, радостных эмоций не только у детей, но и у взрослых. • А ведь детский сад – это учреждение, которое должно формировать у ребёнка оптимистическое мировосприятие. Поэтому важно создать образ таким, чтобы дети почувствовали его своим родным домом. • Рассмотрим эту проблему в ситуации проведения деловой игры «Гирлянда» в процессе обучения архитекторов.
Ассоциативная игра • Преподаватель (далее П. ) ставит перед студентом (далее С. ) задачу: выполнить проект детского дошкольного учреждения, отличающегося своим благоприятным и запоминающимся образом от тех, которые сооружаются в настоящее время.
Таким образом, в процессе проектирования детского сада мы прошли с Вами восемь последовательных этапов: • • • А. Обоснование образа объекта. Б. Структуризация объекта. В. Выбор характерных признаков. Г. Оформление основных характерных признаков. Д. Компоновка основных функциональных элементов с учётом нормативной ориентации проёмов помещений. Е. Компоновка всего комплекса. Ж. Конструирование объекта. З. Оснащение объекта деталями, усиливающими впечатление от предложенного образа.
Ассоциативная игра • П. : – Как Вы могли бы решить эту сложную задачу? • С. : – Я полагаю, что здание детского сада должно внешне ассоциироваться с каким-то симпатичным живым существом, быть своеобразным знаком, олицетворяющим это существо. • П. : – В рамках семиотического* подхода к архитектуре отношение знаков к объекту может быть выражено тремя способами: с помощью иконического знака** т. е. подобного или совпадающего по своим внешним признакам с объектом, индекса, указывающего на объект, или символа, условного знака, не имеющего непосредственной связи с объектом
Вы могли бы привести примеры использования этих способов в архитектурной практике? • С. : – Например, в китайском городе Хунань сооружён выставочный центр, который представляет собой огромный чёрный рояль с приставленной к нему светопрозрачной виолончелью. В Эмирате Дубаи сооружается небоскрёб в виде морской волны. • П. : – А какие ещё примеры Вы могли бы привести применительно к Вашему объекту? • С. : – Можно было бы привести проект дома Батло в Барселоне. В нем архитектор Антонио Гауди запроектировал колоннаду на высоту двух нижних этажей, где колонны напоминают человеческие кости, главный фасад с волнообразным переливом керамической облицовки коричневого, зелёного и голубого цвета, что ассоциируется с образом моря; крыша олицетворяет дракона, а завершением здания является символ – христианский крест. Кости, море и дракон – этоиконические знаки на уровне простой визуальной аналогии, но в целом это здание является символическим воплощением каталонского национализма: дракон Кастилии был побеждён святым Георгием (покровителем Барселоны), а кости – это кости мучеников, погибших в борьбе.
Ассоциативная игра • • П. : – К сожалению, детям дошкольного возраста сложно уловить взаимосвязь между комплексом этих знаков с замыслом архитектора. Тем более они не смогут понять сущность знака – индекса, под которым понимают, например, специально спланированные туристические маршруты. С. : – Поэтому, учитывая психологию ребёнка и уровень его понимания окружающего мира, мне кажется, что целесообразно ограничить образ детского сада визуальной метафорой, представив её зданием, похожим на какое-то симпатичное животное, например, на дельфина, которого можно увидеть в зоопарке, в океанарии или на арене цирка. П. : – А почему именно дельфина? С. : – Считается, что дельфины – уникальные представители животного мира, испытывающие чуть ли не врождённую тягу к людям. И этому есть немало примеров в истории и в жизни. Объёмы информации, которую способны передавать дельфины, их удивительная смышленость и чрезвычайная понятливость свидетельствуют о высокой степени их умственного развития. Исследования мозга дельфинов показали, что отношение его веса к весу тела лишь немного уступает нашему. А в коре мозга дельфина общее число нервных клеток даже больше, чем у людей. Мозг дельфинов превосходит человеческий и по числу складок, извилин и борозд.
Дельфин • • Дельфины – талантливые морские актёры, исполняющие в дельфинариях цирковые трюки. Если на дрессировку собаки тратится полтора года, лошади – шесть лет, то дельфина можно обучить за полгода. «Если уж дельфин вступал в дружбу с человеком, то почти неизменно выбирал ребёнка» , – заметил в книге «Остров дельфинов» Артур Кларк. Все дети, вступающие в общение с дельфинами, буквально преображаются. Они совершенно теряют страх к воде и быстро осваивают водную стихию. При этом дельфины положительно воздействуют на формирование не только двигательных, но и психических функций малышей. Исследования, проводившиеся в Севастополе, установили, что после курса дельфинотерапии у детей, страдающих неврозом, улучшение произошло в 60 % случаев. П. : – А каким образом Вы собираетесь обеспечить сходство вашего объекта с дельфином? С. : – Это сходство будет за счёт узнаваемости, симметричной композиции и обтекаемости форм. П. : – Как Вы собираетесь обеспечить узнаваемость? С. : – Дети различают животных по каким-то ярким отличительным признакам. Например, у зайчиков таким признаком являются длинные торчащие уши, у лисицы – пушистый хвост, а у дельфина таким признаком является задранный вверх нос (рис. 1 а).
• П. : – Как же этот признак Вы собираетесь выразить в архитектурных формах? • С. : – Этот признак я собираюсь осуществить за счёт компоновки двух наиболее крупных объёмов, расположенных в центральном корпусе объекта в блоке физкультурного зала: самого физкультурного зала и зала с бассейном • Для этого я хочу разместить физкультурный зал под большим куполом, а зал с бассейном тоже под куполом, но меньших размеров, который бы примыкал к большому куполу и был как бы врезан в него. Эту композицию из двух куполов я размещаю на центральной оси общего корпуса вдоль этой оси таким образом, чтобы она завершала общий корпус • П. : – Но при таком расположении этих помещений физкультурный зал станет проходным, что не рекомендуется нормами • С. : – Чтобы зал не стал проходным, я предлагаю выполнить его в виде круга в плане, разместить по окружности вокруг него галерею, и по ней смогут проходить дети, посещающие бассейн.
Ассоциативная игра «Гирлянда» • • П. : – Но эта галерея не предусмотрена нормами, а это значит, что будет превышен нормативный объём здания. Насколько это оправдано? С. : – Появление такой галереи может быть оправдано необходимостью периодически собирать детей всего учреждения в одном месте. В детском саду происходят утренники, праздники, например, встреча Нового года. В детский сад могут приезжать кукольные театры, коллективы артистов, детские писатели. • Поэтому ограждение между залом и галереей я предлагаю выполнить частично трансформируемым, что позволит периодически увеличивать площадь зала с тем, чтобы разместить там всех приглашенных детей, артистов и оборудование передвижного театра. • Кроме того, галерея может быть успешно использована для подвижных игр детей, например, догонялок. П. : – А как всё это будет связано с образом дельфина? С. : – Сферический физкультурный зал будет олицетворять голову дельфина, а купол над помещением бассейна – его нос. С двух боковых сторон купола над физкультурным залом я собираюсь оборудовать большие круглые оконные проёмы, которые должны напоминать глаза дельфина. Эти проёмы будут использоваться не только для естественного освещения, но и для проветривания физкультурного зала • •
Ассоциативная игра «Гирлянда» • П. : – А каким образом Вы собираетесь обеспечить симметричную композицию в таком сложном объекте, включающим около 70 помещений, разных по назначению, форме и габаритам. • С. : –Состав помещений я предлагаю отнести к двум категориям: помещение основного пребывания детей – групповые ячейки, и помещение, обслуживающее весь объект. • В данном объекте 80 мест по 20 в каждой возрастной группе: для детей от трёх до четырёх лет, от четырёх до пяти, от пяти до шести и от шести до семи лет. Поскольку число групп чётное, мы их попарно размещаем с обеих сторон общего центрального корпуса, в который входят, кроме блока физкультурного зала, ещё четыре блока. • П. : – А как Вы учитываете при этом нормативные требования к ориентации оконных проёмов отдельных помещений?
Ассоциативная игра «Гирлянда» • • С. : – Ориентация оконных проемов зависит от того, на какой широте находится объект, и может быть допустимой или оптимальной. Если принять, что наш детский сад размещён в расчётном географическом поясе 60– 45 градусов северной широты, то нужно отметить, что наиболее жёсткие требования предъявляются к помещению, где дети проводят бо льшую часть времени. Общеизвестно, что ультрафиолетовые лучи благоприятно влияют на рост детей, а при использовании специальных видов стекла (например, увиолевого) способствуют гибели болезнетворных бактерий. Кроме того, солнечные лучи, проникающие в помещение, повышают положительный настрой взрослого человека, а ребёнка – в особенности. В помещении, ориентированном на южные румбы, естественно, что повысит работоспособность у детей. В других помещений детсада рекомендуется применять оптимальную ориентацию оконных проемов, особых ограничений в этом случае не будет. К числу помещений, где есть рекомендации по оптимальной ориентации оконных проемов, относятся: спальня, медицинская и процедурная комнаты, где рекомендуется восточная ориентация; зал для музыкальных и гимнастических занятий – южная ориентация, кухня и заготовочный цех – северная ориентация оконных проемов.
Ассоциативная игра «Гирлянда» • П. : – Как же Вы учитываете эти требования в своём проекте и, в частности, для обеспечения зеркальной симметрии объекта? • С. : – Расположенные в общем корпусе блок служебно-бытовых помещений (61 м 2) и медицинский блок (36 м 2) я ориентирую на южные румбы, а пищеблок (85 м 2) и блок постирочной (27 м 2) – на северные. Чтобы уравновесить площади помещений, выходящих на противоположные стороны горизонта, целесообразно перенести кладовую уборочного инвентаря (4 м 2) из пищеблока, а помещение сортировки грязного белья (3 м 2) из блока постирочной с северной стороны на южную. Таким образом, на каждую сторону будут ориентированы помещения с примерно равной полезной площадью (104 и 105 м 2). Аналогично нужно уравновесить площади помещений блока физкультурного зала (рис. 1 б, е). • Всё это обеспечит зеркальную симметрию в центральном корпусе здания.
Ассоциативная игра «Гирлянда» • П. : – Вы упомянули об обтекаемости корпусов детсада. Как Вы это собираетесь сделать? . • С. : – Говоря о центральном корпусе, я уже упоминал о наличии двух объединённых куполов. Кроме этого, наряду с радиально ориентированными в этом корпусе обтекаемыми формами, предполагается наличие свободных обтекаемых форм, которые способствуют восприятию объекта близкого по форме образу дельфина. При этом я использую методы и рекомендации, принятые в области архитектурной бионики 11. • П. : – А как Вы предлагаете запроектировать основные функциональные элементы детсада – групповые ячейки?
Ассоциативная игра «Гирлянда» • • • С. : – Отметим, что четыре возрастные группы располагаются в двух корпусах, расположенных с двух сторон центрального корпуса: с южной и северной стороны симметрично, где в каждом корпусе размещены две группы, каждая из которых снабжена изолированным выходом с тамбуром. С центральным корпусом эти корпуса связаны отапливаемым переходом, по которому дети посещают общие помещения детсада. П. : – Как решается этажность в Вашем детском саду? С. : – Все корпуса будут одноэтажными. П. : – Но ведь это нерационально с точки зрения использования земельного участка. С. : – Да, действительно, площадь застройки в моём объекте будет выше, чем в том случае, если бы он был двухэтажным. Но зато здесь не будет ни одной лестницы, а лестничные клетки тоже занимают определённую площадь. Но при этом снизится вероятность травматизма в учреждении, предназначенном для маленьких детей. Это значительно упростит функционирование детского сада, где персоналу необходимо несколько раз в день переносить тяжёлые термосы с пищей, детей и оборудование. Это важно, учитывая, что обслуживающий персонал – это преимущественно женщины. Кроме того, интервалы между корпусами в одноэтажном здании, тем более обтекаемой конфигурации, будут меньше, чем в здании с двухэтажными корпусами.
Ассоциативная игра «Гирлянда» • П. : – Выходит, что в вашем проекте групповые корпуса будут такими же обтекаемыми, как и центральный корпус. • С. : – Да, вначале мне пришла мысль сделать их такими же дельфиноподобными, как и центральный корпус. Но позднее, углубившись в теорию архитектурной бионики, я понял, что механический подход здесь будет неуместным. • П. : – Да, действительно, многие архитекторы впадают в ошибку, когда копируют бионическую форму, не учитывая функциональные особенности объекта. • Вы могли бы привести положительные примеры, а также ошибки, связанные с некритическим использованием бионики?
Ассоциативная игра «Гирлянда» • • • С. : – Мне показалось, что наиболее целесообразной формой групповой ячейки должен быть не прямоугольник и не круг, а многогранник, в частности восьмигранник. П. : – Почему именно восьмигранник? С. : – Дело в том, что эта ячейка включает в себя пять помещений совершенно разного назначения и различной площади. Главным помещением здесь является групповое помещение (61 м 2), которое связано со всеми остальными помещениями и должно быть ориентировано окнами на юг. Второе по значимости помещение – раздевальная (21 м 2), где осуществляется приём детей и происходит предварительный беглый осмотр слизистых оболочек рта и зева ребёнка, измерение температуры, осмотр кожи, а затем переодевание. Подсчитано, что в раздевальном помещении, с учётом прогулок и посещения общих помещений, ребёнок проводит около двух часов в день. Здесь важно разместить компактное оборудование, в частности трёхъярусные шкафчики, где нижний ярус (для обуви) должен иметь откидные крышки, на которых сидят дети, переобуваясь. Здесь нужно зеркало, стулья для родителей и стульчики для детей
Форма парт
Балкон в ячейке Столы для индивидуальных занятий Стеллажи для учебных материалов и книг Столы для коллективных занятий
Балкон Столы для коллективных занятий Столы для индивидуальных занятий Стеллажи для учебных материалов и книг
Планировка блока начальной школы (зал эвритмии)
Планировка блока ДОУ
Блок начальной школы. Внешний вид
Ассоциативная игра • Важным элементом ячейки является спальня (48 м 2), где после обеда укладывают детей отдыхать. • Туалетная (16 м 2) имеет важное значение не только в гигиеническом, но и в воспитательном отношении. Дети здесь должны научиться навыкам личной гигиены. Для этого нужно оборудовать помещение ванной, ножной ванной, умывальниками и унитазами. • И наконец, самое маленькое помещение, но может быть самое важное – буфетная (3 м 2). В настоящее время сюда приносят пищу из кухни через раздевальное помещение, а это с гигиенической точки зрения нежелательно. И поэтому трудно обеспечить стерильное состояние пищи и посуды. Нужно, чтобы буфетное помещение было связано с коридором закрывающейся дверью, а с групповым помещением – окошком для выдачи блюд. В самой буфетной должен быть электростерилизатор.
Ассоциативная игра • С учётом этих требований я пришёл к решению восьмиугольного блока групповой ячейки, приведённого на рисунке 1 д; причём каждая ячейка имеет отдельный вход с тамбуром, а общий коридор двух смежных ячеек связан с центральным корпусом. Все эти помещения должны хорошо проветриваться, иметь нормальное освещение и нормальную ориентацию оконных проемов.
Ассоциативная игра • • П. : – С помощью каких конструкций Вы собираетесь реализовать проект? С. : – В отличие от наиболее распространённой крупнопанельной конструктивной схемы, используемой в настоящее время при сооружении типовых детских садов, я собираюсь использовать каркас из более лёгких, но прочных материалов. Например, алюминия или клееных конструкций из отходов древесины и тонкостенных самонесущих панелей криволинейной формы, включающих более мощный утеплитель и жёсткую атмосфероустойчивую наружную облицовку. П. : – В чём Вы усматриваете преимущество Ваших конструкций? С. : – Во-первых, предлагаемая мной конструктивная схема более эффективна с точки зрения бионики, поскольку здесь лучше использована несущая способность материала. Во-вторых, округлая площадь обеспечивает меньший отапливаемый объём при равной площади. В-третьих, объём помещений при размещении там мебели соответствующей формы используется более рационально, поскольку снижается пространство возле малоиспользуемых углов помещений. В-четвертых, исключение ортогональных конструкций целесообразно с точки зрения устранения неблагоприятных биопатогенных зон 12. П. : – Но вместе с тем применение гнутого каркаса и панелей двоякой кривизны резко усложняет технологию изготовления этих изделий, в то время как плоские панели проще в изготовлении, более индустриальны и требуют меньше времени при монтаже здания на стройплощадке. Всё это может отразиться на стоимости строительства.
Ассоциативная игра • С. : – Стоимость будет зависеть, прежде всего, от степени тиражирования подобных объектов. В то же время, снижение веса конструкций резко удешевит транспортные расходы. Что же касается индустриализации, то криволинейные изделия можно также успешно выполнять в заводских условиях, а на стройплощадке монтировать не башенным краном, а более мобильным автокраном. • П. : – Кроме несущих ограждающих конструкций используете ли Вы на своём объекте другие обтекаемые изделия, которые способствуют созданию предлагаемого образа? • С. : – Помимо обтекаемой формы покрытий корпусов и переходов с целью обеспечения стилевого единства козырьки над оконными проёмами, над выходами, фонари и дефлекторы я тоже собираюсь выполнить обтекаемыми.
Таким образом, в процессе проектирования детского сада мы прошли с Вами восемь последовательных этапов: • • • А. Обоснование образа объекта. Б. Структуризация объекта. В. Выбор характерных признаков. Г. Оформление основных характерных признаков. Д. Компоновка основных функциональных элементов с учётом нормативной ориентации проёмов помещений. Е. Компоновка всего комплекса. Ж. Конструирование объекта. З. Оснащение объекта деталями, усиливающими впечатление от предложенного образа.