01.06. Аспекты учения Иисуса Христа.ppt
- Количество слайдов: 18
Аспекты учения Иисуса Христа Составил: иерей Евгений Чебыкин г. Нягань 2014
Образная речь Притчи Литературные формы учения Иисуса Христа Поэзия Игра слов Пословицы и поговорки
Образная речь • Поскольку Сам Иисус и Его слушатели жили на Ближнем Востоке, их речь была насыщена резкими противопоставлениями и гиперболами; • Данная тенденция четко прослеживается в учении Иисуса Христа (например, «сучок в глазу брата» / «бревно в твоем собственном» (Мф. 7, 3 -5)).
Игра слов • Родным языком Иисуса Христа был арамейский, а Новый Завет был написан на диалекте «койне» древнегреческого языка; • Если попытаться сделать обратный перевод некоторых высказываний Иисуса Христа с древнегреческого языка на арамейский, то можно обнаружить в них игру слов, которая была очень популярна на Ближнем Востоке в то время; • Примеры: – «Ветер (греч. – «ПНЕВМА» ) веет, где хочет, - и ты звук его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа (греч. – «ПНЕВМА» ) (Ин. 3, 8); – книжники и фарисеи «отцеживают комара (арам. – «КАЛМА» ) и проглатывают верблюда (арам. – «ГАМЛА» ) (Мф. 23, 24); – «ты – ПЕТР (греч. – «ПЕТРОС» ) и на этой СКАЛЕ (греч. – «Петра» ) я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18).
Пословицы и поговорки • Пословицы – краткие речения и максимы, которые емко и лаконично выражают ту или иную истину. В Библии, как и в любой другом литературном памятнике древности, можно найти множество пословиц и поговорок, противоположных другу по смыслу (например, Притч. 26, 4 – «Не отвечай глупому по глупости его …» - и следующий стих – «Отвечай глупому по глупости его …» ). Связано это с тем, что любая пословица или поговорка отражает лишь одну из сторон Истины и не претендует на то, чтобы считаться Самой Истиной. • Так Иисус Христос в Мф. 7, 1 заповедует «Не судите, да не судимы будете» , а в Мф. 7, 6 повелевает «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» . Чтобы исполнить последнюю заповедь, человеку все-таки придется сравнить кого-то с псом или свиньей.
Поэзия • • • Еврейская поэзия строится не на рифмах или чередованиях долгих и кратких слогов, но на параллелизмах. Некоторые виды Библейских параллелизмов, встречающихся в Новом Завете: Синонимический параллелизм: «Любите врагов ваших, / Благотворите ненавидящим вас, / Благословляйте проклинающих вас / И молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27 -28) Антитетический параллелизм: «Ибо кто хочет жизнь свою спасти, тот потеряет ее; / А кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее» (Мк. 8, 35) Шаговый параллелизм: «Кто примет это дитя во имя Мое, тот Меня принимает. / А кто примет Меня, тот примет пославшего Меня» (Лк. 9, 48) Хиазм: «Не давайте святыни псам (А) / и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (В), / чтобы они не попрали его ногами своими (b) / и, обратившись, не растерзали вас (а)» (Мф. 7, 6)
Притчи • В Синоптических Евангелиях встречаются около 60 притчей. В Ин приведены несколько притчевых рассказов в форме аллегорий; • Притчи и аллегории – рассказы, в которых на примерах из обыденной жизни объясняются метафизические истины. • Отличие притч от аллегорий заключается в том, что в последних каждая деталь имеет значение, а в притчах, наоборот, важна лишь центральная мысль, а все остальное - это фон, на котором эта мысль становится наиболее яркой; • Большинство притч Иисуса Христа нацелены либо на создание образа человека или поведения, которые предупреждают о чем -то или выступают в роли образца; либо на раскрытие того или иного принципа божественного владычества над миром и человечеством; • При толковании любой притчи нужно учитывать ее контекст.
Краткое изложение учения Иисуса Христа • 1. 2. 3. 4. Иисус Христос – проповедник, а не лектор, потому Его поучения ориентированы на конкретные жизненные ситуация и носят несистемный характер. Именно поэтому нельзя рассматривать учение Иисуса Христа в отрыве от того контекста, в котором оно было сформулировано. Важные аспекты учения Иисуса Христа: Учение Иисуса Христа о Боге; Учение Иисуса Христа о Царствии Божьем; Учение Иисуса Христа о самом Себе – – Христос/Мессия; Сын Человеческий; Сын Божий; Учение Иисуса Христа о человеческих обязанностях и взаимоотношениях – – Об отношениях с Богом; Об отношениях с другими людьми; Награды за исполнение воли Божией.
Учение Иисуса Христа о Боге • Иисус Христос, говоря о Боге, избегал абстрактных философских рассуждений. Вместо этого Он особое внимание уделял тому, как Бог проявляет себя в той или иной конкретной ситуации; • Важный элемент учения Иисуса Христа о Боге – утверждение Божественного отцовства. Удивляет: Иисус упоминает о нем [отцовстве] очень часто и приписывает ему [отцовству] необычайные нежность и теплоту; • Иисус Христос называл Бога арамейским существительным «Абба» (переводится на русский язык не как «отец» , а как «папа» , «папочка» ), в отличие от иудейских раввинов, которые для тех же целей использовали слово «абби» – «мой отец» ; • Скорее всего Иисус Христос говорил о Божественном отцовстве не во время публичных проповедей, а во время уединенных бесед с учениками. Это может свидетельствовать в пользу того, что, говоря о Боге как Отце, Иисус выражал, во-первых, Свое собственное отношение к Богу, и, во-вторых, отношение к Творцу Своих учеников.
Учение Иисуса Христа о Царствии Божьем (= «Небесном» ) • Словосочетание «Царство Божие» не встречается ни в Ветхом Завете, ни в апокрифических писаниях. Вместо него используются синонимические выражения, утверждающие владычество Бога над всеми царствами земли (например, «Ты один Бог всех царств земли» (4 Цар. 19, 15)); • 2 аспекта представлений о владычестве Божием в Ветхом Завете: – Настоящее время – Бог уже царствует над землей; – Будущее время – в будущем все народы земли, подобно богоизбранному народу, должны покориться воле Бога. • Эти же аспекты присутствуют в учении Иисуса Христа о Царствии Божьем; • Царство Божие – это не территория, а «владычество» Бога, личностные взаимоотношения между Богом и человеком.
Учение Иисуса Христа о Самом Себе. Христос/Мессия • С греческого языка слово «Христос» переводится как «Помазанник» . Оно является эквивалентом еврейского существительного «Машиах» ( «Помазанник» ). Так называли люого человека, помазанного освященным маслом (например, первосвященника). • Ближе к концу ветхозаветного периода титулом «Мессия» стали обозначать грядущего царя-спасителя, который избавит иудеев от иноземного владычества и установит владычество Израиля над всеми народами; • Ранние христиане очень часто именовали Иисуса – Христом, хотя Сам Себя таким образом он называл чрезвычайно редко; • Причина подобной осторожности – те политические и националистические ассоциации, которые вызывало упоминание слова «Мессия» у иудеев первого века н. э. , ибо Царство Иисуса – «не от мира сего» (Ин. 18, 36 -39).
Учение Иисуса Христа о Самом Себе. Сын Человеческий • • Иисус предпочитал именовать Себя именно таким образом; В Ветхом Завете словосочетание «Сын Человеческий» имело несколько смыслов: – Часто так называли человека вообще; – В Книге пророка Иезекииля оно обозначает хрупкость человека-пророка перед лицом Бога Всемогущего; – В Книге Даниила под «сыном человеческим» подразумевается персонифицированный святой Всевышнего; – В более поздней апокалиптической литературе так именовалось сверхъестественное существо, Божественный Избранник, которому было предназначено явиться в качестве мессианского правителя Царства Божьего. • • Многие исследователи склонны полагать, что Иисус Христос, когда именовал Себя «Сыном Человеческим» , имел ввиду тот смысл, какой вкладывал в данное словосочетание пророк Даниил. При этом Он [Иисус] значительно углубил этот смысл. Случаи употребления данного словосочетания в Евангелиях: – Оно используется в контекстах, связанных с действиями Иисуса Христа во время Его общественного служения; – Оно используется, когда бывает необходимым указать на будущее пришествие «Сына Человеческого» на облаках небесных; – Оно используется, когда бывает необходимым указать на необходимость для Иисуса Христа предстоящих страданий, смерти и воскресения.
Учение Иисуса Христа о Самом Себе. Сын Божий • Данное выражение используется как Иисусом Христом, так и другими людьми; • Часто данный титул сопровождается определенным артиклем, что указывает на то, что в данном случае речь идет об единственном в своем роде (= единородном) Сыне; • Все четыре Евангелия свидетельствуют о том, что Иисус применял к Себе словосочетание «Сын Божий» в совершенно особенном смысле, указывая на Свои уникальные взаимоотношения с Богом Отцом.
Учение Иисуса Христа о человеческих обязанностях и взаимоотношениях. «… первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 29 -31).
Учение Иисуса Христа о человеческих обязанностях и взаимоотношениях. Об отношениях с Богом • Каждому человеку, поскольку все люди – грешники, необходимо иметь страх Божий, т. е. глубокий трепет, глубокое благоговение перед Творцом; • Для Иисуса грех – это не нарушение того или иного предписания Закона Моисея, но отказ жить в соответствии с волей Божьей, поэтому нужно не только соблюдать все предписания Торы, но и стремиться постигнуть тот Божественный замысел о мире и человеке, который стоит за данными предписаниями; • Иисус всегда выступал против лицемерия, особенно в его религиозной оболочке; • Помимо привычных для иудеев той эпохи молитв Иисус составил для Своих учеников еще одну – «Отче наш» .
Молитва «Отче наш …» • Данная молитва состоит из следующих частей: обращение к Богу, прошения, связанные со славой Божьей, и прошения, связанные личными нуждами людей. Завершается «Отче наш» доксологией в которой утверждаются Царство и сила Бога на все времена; • Молитва знаменательна тем, что читающий ее и молящийся за себя лично, параллельно молится и за других людей; • Фраза «… на земле как на небе» также относится к первым двум прошениям молитвы, как и к третьему; • «Насущный» = «ежедневный» , «хлеб» = «предметы первой необходимости» .
Учение Иисуса Христа о человеческих обязанностях и взаимоотношениях. Об отношениях с другими людьми • «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12); • Иисус не утверждает правила на все случаи жизни, но формулирует тот принцип, которым должен руководствоваться христианин в своем ежедневном поведении; • Иисус призывает людей не гордиться своими успехами. «Так и вы, когда исполните всё повеленое вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10); • Для Иисуса все люди имели одинаковую ценность, независимо пола, национальности и религиозной принадлежности.
Учение Иисуса Христа о человеческих обязанностях и взаимоотношениях. Награды за исполнение воли Божией • Иисус, прежде всего, обещает награду для тех, кто стремится исполнять волю Божию, не помышляя ни о какой награде, ибо цель Божественных заповедей – достижение человеком состояния свободного исполнения этих заповедей в своей жизни.
01.06. Аспекты учения Иисуса Христа.ppt