СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ.ppt
- Количество слайдов: 51
Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в его функциональных особенностях - композиций зданий, декоративном оформлении интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития.
Романский стиль - стиль архитектуры Западной Европы ХI-ХIII в. Этот стиль был наиболее распространен у романских народов, много заимствовано из архитектурной практики Древнего Рима. Особенности это монументальные сооружения, формы просты, массивны, в них чувствуется мощь, никакие математические расчеты форм при проектировании замка или церкви не производились. Стены сооружений возводились из камня и значительно реже из кирпича и иногда облицовывались гранитом. Местом для строительства выбирались обычно возвышенные места, благодаря чему здание казалось еще более грандиозным и значительным. Неотъемлемой частью дворянского раннесредневекового замка являются многочисленные башни и башенки, узкие окна, часто аркообразные.
Романский стиль
Готика – стиль искусства в период Средневековья (XII-XV вв. ), зародившийся во Франции и распространившийся по всей Европе Архитектуру готики сравнивают с симфонией камня и света, поскольку, в отличие от предшествующего ей романского стиля с маленькими окнами и массивными стенами, для готики характерны довольно большие пространства, устремленность вверх (за счет высоких башен и колонн), легкость и обилие света (в зданиях большое количество стрельчатых окон, в том числе с цветными витражами). Все это создает впечатление дематериализации, иррациональности и некоторой мистики: устремленность вверх, к небу, к богу отражает религиозные идеи – основы готического стиля.
Готика
Неоготика ( «новая готика» ) — наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, возрождавшее формы средневековой готики. Возникло в Англии в 40 -е годы XVIII века. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост. Особенности - стиль мало отражался на несущих конструкциях здания, а был связано в основном с особенностями фасадов (стрельчатые арки окон, высокие шпили, обилие башенок и т. п. )
Неоготика
Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Архитектура Возрождения
Маньеризм (итал. – вычурность) – появился в Италии в середине XVI века (длился около 25 лет). Искусство Маньеризма в целом характеризуется главенством формы над содержанием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. Для Маньеризма характерны : удлиненность фигур, напряженность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. • роспись стен и потолков, украшение фресками (картины, орнаменты, псевдолепнина, псевдобарельефы, псевдостатуи, ложные двери и окна); • перегруженность деталями, отсутствие стилистического единства; • вычурная красота и выразительность деталей; • непродуманность планировок зданий, отсутствие определенных принципов организации формы • более живое и оригинальное использование цвета и форм, чем при Ренессансе; • богатые, золотые, серебряные инкрустации; • отрицание старых форм, при их эклектике и гипертрофировании.
Маньеризм
Барокко (итал. — «странный» , «причудливый» ; порт. — «жемчужина неправильной формы» ) — стиль появился в XVI— XVII веках в итальянских городах. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раска фасадов с применением золота — все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. В его интерьерах преобладали сложные планировки, сдвоенные и витые колонны, мотив овала. Это самый эмоциональный среди стилей.
Барокко
Рококо (фр. — декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Стиль рококо игривый и изящный. Многие считают этот стиль легкомысленным и несерьезным, но если учесть его влияние на развитие декоративного искусства, то его вклад в историю достаточно весомый. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Многие считают, что стиль рококо - это поздний барокко, но это не совсем так. Барокко – помпезный, шумный и грандиозный стиль. Рококо же напротив, стиль можно сказать интимный. На первый план выходят личные желания, прихоти, персональные удобства. Именно эти особенности стали играть основополагающую роль в сложении типов, форм и декораций в архитектуре. За всеми бездумными внешними проявлениями скрывается по- настоящему изысканная утонченность, совершенство формы и блестящий художественный вкус. Преобладающие цвета – белый, кремовый, золотой, цвет слоновой кости, а также пастельные оттенки желтого, зеленого, голубого и розового цвета.
Рококо
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Классицизм
Неоклассицизм – направление в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века. Особенности - здания строгие и симметричные и прямолинейные. Постройки лёгкие и изящные, опора на классику и античную ордерную систему; строгость пропорций, минимум декора, стремление к утонченной цветовой гамме; соблюдение классических пропорций, стремление к уюту и гармонии; лёгкая, изящная мебель. Цветовая гамма: светлые нежные оттенки: золотой, голубой, бежевый, коричневый; благородный, но не чрезмерный декор.
Неоклассицизм
Георгианский стиль – общее название нескольких направлений в архитектуре, господствовавших в Англии во времена правления четырех королей Ганноверской династии, от Георга I до Георга IV, по имени которых и был назван стиль. Этот период длился с 1714 по 1830 год. Основные черты: гармония и симметрия форм, простые математические отношения, много пространства, света, бледные цвета и изящный декор, регулярность расположения окон по фасаду здания, акцент делался на высоком и богато украшенном карнизе на первом этаже дома, дома дворян и богатых буржуа были украшены сложной лепниной, резьбой по дереву, сложными штукатурными работами.
Георгианский стиль
Ампир (поздний классицизм) — это архитектурный стиль, органично соединивший в себе римскую классику с египетскими мотивами. В переводе на русский ампир звучит как «империя, командование, власть» . Стиль сформировался во Франции в начале XIX века. Для стиля характерны геометрическая правильность, пропорциональность, целостность и монументальность. Ампир в архитектуре представлен, в основном, триумфальными арками, колоннами и дворцами. Ампир отдает предпочтение прямолинейным линиям и массивным геометрическим объемам. Независимо от назначений, зданиям придают античную форму. Излюбленной формой становится триумфальная арка. Ампир, являясь поздним периодом развития Классицизма, коренным образом отличается от него. Ампир отражает вырождение классических форм, продолжая в то же время его традиции. В Ампире находят и черты романтизма. Если Классицизму присущи мягкие тона, Ампир предпочитает пестрые цвета флага Бонапарта: синий, белый и красный. Стиль Ампир наиболее ярко представлен интерьерами резиденций императоров — Лувра, Фонтенбло, Мальмезона.
Ампир
Эклектика — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 -е-1890 -е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) Эклектика, это не отдельный архитектурный стиль. Это сочетание нескольких, более ранних стилей архитектуры, из которых берутся только некоторые элементы, с последующей их гармонизацией за счёт фактуры и цвета.
Эклектика
Неогрек – архитектурный стиль начала XIX века, основывающийся на возвращении к греческим традиционным образам и канонам. Основные черты, отличающие его от классицизма – детальный подход к воспроизведению классических произведений архитектуры Древней Греции, который полностью исключает влияние культуры древнего Рима и итальянского Ренессанса. Главная особенность стиля – асимметрия плана строения, поскольку основными показателями при планировке дома были особенности участка и личные предпочтения хозяев. К примеру, в домах стиля неогрек достаточно часто парадный вход расположен не по центру, а смещен в одну из сторон. Появляется интересное сочетание – на строение накладывали истинно греческие декоративные формы, которые уменьшали относительно образцов классики, чтобы украшения могли соответствовать новой сущности здания.
Неогрек
Модерн — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890 -е— 1910 -е годы. Особенности - отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, отказ от обязательных симметричных форм, широкие окна предназначенные играть роль витрин, использование новых технологий (металл, стекло), стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Модерн
Индо-сарацинский стиль — один из ретроспективных стилей эпохи архитектурной эклектики, который распространился в Британской Индии в правление королевы Виктории. Основные черты стиля - на здания, европейские по функциональному назначению и общему силуэту, накладывался причудливый декор, позаимствованный из репертуара архитектуры мусульманской Индии — преимущественно могольской. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления. Эстетика стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства.
Индо-сарацинский стиль
Постконструктивизм — условное обозначение «промежуточного» стиля советской архитектуры в период 1932 — 1936 гг. , когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от авангардизма к неоклассике (к так называемому «Сталинскому ампиру» ).
Постконструктивизм
Амстердамская школа - стиль архитектуры, который был основан и получил свое развитие в первой трети XX века в Нидерландах. Постройки этого направления отличаются закругленностью, «органичностью» форм фасадов и множественностью декоративных элементов, которые не несли функциональную нагрузку: скульптурные изображения и окна с горизонтальным остеклением, шпили и т. д. Для архитектуры Амстердамской школы характерны украшения из кладки кирпича, экстравагантные линии крыш с терракотовой черепицей и причудливые детали в украшении фасада. Архитекторы явно избегали прямых линий, поэтому очертания оконных проемов и фасадов причудливо изогнуты. Кроме того, детали зданий этого направления архитектуры спланированы до мельчайших элементов – от ограды территории до почтовых ящиков и табличек с номерами домов.
Амстердамская школа
Косматеско — декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима. Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д. ) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира. Материалом для работ Косматов часто служили античные колонны. Слово «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати (итал. Cosmati), предствители которой работали в Риме и окрестностях в XII и XIII веках. Мастера использовали классическое наследие в сочетании с византийскими и раннехристианскими традициями.
Косматеско
Ар-деко (фр. art deco букв. «декоративное искусство» — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).
Ар-деко
Брутализм (от англ. «brutal» грубый) берёт своё начало из Англии середины XX века. Во Франции архитектура данного стиля предполагала отсутствие декора на внешних стенах зданий и внутренней отделке. Широкое распространение брутализм получил в годы, когда отстраивали здания после разрушительной Второй Мировой войны. Для строительства не использовались отделочные и облицовочные материалы. Стиль не разрешает использовать в работе приемы штукатурки, покраски или облицовки. В стиле нарочно обращается внимание на грубость форм и несовершенство резких фактур. Отличительными особенностями брутализма являются специально созданные прямолинейные и монотонные образы высотных зданий. Интерьеры брутализма выделяются своими шершавыми поверхностями, массивностью мебельных элементов и общей картиной тяжеловесности. Для того чтобы подчеркнуть грубость формы в интерьере и отделке используется неотесанный камень, обнаженная кирпичная кладка. Мебель подчеркивает небрежность стиля. Например, столешница стола может иметь вид, случайно брошенных на брусок досок. В настоящее время многие дизайнеры и архитекторы отказываются от работы в стиле брутализма, так как этот стиль выражает худшие качества строительной сферы.
Брутализм
Романтизм - это новый стиль архитектурного оформления. Романтизм признавал ценности разных культур. Особенно большое внимание уделялось архитектуре Востока. Архитекторы создавали постройки, в которых большое внимание уделялось эстетической утонченности, богатым формам и сложным силуэтам. Благодаря этому стилю, европейцы многое узнали о других культурах. Романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Но, пожалуй, более всего романтизм проявил себя в создании особого рода садово-парковых ансамблей. Характерным для него является исчезновение границы между природой и искусственным, насажденным, спроектированным парком. В парке устраиваются искусственные водоемы, водопады, гроты, которые создают впечатление естественных, существующих здесь с незапамятных времен. Для романтизма всегда было характерно разнообразие форм и творческая свобода, восхвалением народного быта, искусственными сундуками, плетеной мебелью и прочей милой стариной с экологическим оттенком. .
Романтизм
Метаболизм (фр. metabolisme от греч. «превращение, изменение» ) — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в. , зародилось в Японии. Основные особенности - возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир. Башня состоит независимых капсул, каждую из которых можно заменить на новую по мере необходимости. Каждая капсула в состоянии функционировать как полностью отдельный офис или полезная площадь. Капсулы можно объединять
Метаболизм
Хай-тек (англ. hi-tech— высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в 1970 -х Основные черты стиля: • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений. • Использование прямых линий и простых фигур. • Широкое применение стекла, пластика, металла. • Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания. • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения. • Широкое использование серебристо-металлического цвета. • Высокий прагматизм в планировании пространства. • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку). • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.
Хай-тек
Деконструктивизм - современное архитектурное направление, основанное на использовании в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Приставка де- — означает отмену, что-то вроде анти-, но нежнее. Конструктивизм — это конструкции, построенные на формулах обыкновенной «квадратной» математики. Соответственно, деконструктивизм — перемена представления о конструкциях, в данном случае, в виде архитектурного воплощения. Для проектов деконструктивизма характерна визуальная усложненность, подчеркнуто агрессивный захват городской среды и неожиданно изломанные формы. Главный вопрос архитекторов - можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, разрушить старые принципы и создать что-то свое.
Деконструктивизм
Био-тек - это новейшее направление в архитектуре. На сегодняшний день оно не разработано полностью, но сооружения такого типа уже существуют и привлекает внимание. Строения био-тек повторяют естественные, природные формы и конструкции, стремясь к органичности с природой. Есть даже особое направление - биоуранистика - которое ориентировано для строительства городов будущего, полностью вписанных в природную среду и не нарушающих естественной экологии местности. Часто в составлении подобных сооружений используются природные ландшафты, зелень, естественные каменные насыпи. Био-тек подчас нефункционален, в нем остаются недочеты. В биотек многое находится в стадии разработки. Теории в этом направлении намного больше, чем практических шагов. Стремление сочетать эстетику и экономичность ставят перед ведущими архитекторами этого стиля множество вопросов, часть из которых решается буквально в процессе строительства.
Био-тек