АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ РУСИ.ppt
- Количество слайдов: 70
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ РУСИ
Первый расцвет древнерусского искусства связан с Киевской Русью- она стала преемницей византийских традиций. Крещение Руси в 988 г. Означало конец языческого периода. • Киев, «мать городов русских» , стал символом молодой, уверенно глядящей в будущее славянской государственности. Не сохранился первый грандиозный 25 -главый каменный храм • Успения Пресвятой Богородицы (989 -996), возведённый по решению Владимира Святославовича.
Архитектура Древнерусского государства Для архитектуры собора Св. Софии характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя Ярослава Мудрого. Собор Святой Софии в Киеве. 11 век. Огромный 5 -нефный собор с большими хорами-» светлыми и широкими, имел купол с необычайным взлетом в самом центре, перед алтарем, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне.
Собор Святой Софии. Киев. В 11 веке Софийский собор был 13 -купольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. 13 глав символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов.
Киевская София. Апсиды. 11 век.
Киевская София Вид собора с востока. 11 век. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых были позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся закомарами (полукруглыми завершениями верхней части стены).
Собор Святой Софии Интерьер. Вид на апсиду. 11 – 17 вв. Внутреннее убранство гармонировало с внешним обликом. В алтарной части помещен мозаичный образ Богоматери Оранты. Оранта – значит молящаяся. Руки Богоматери подняты вверх в молитве за род человеческий.
Богоматерь Оранта. Собор Святой Софии. 11 в. Киевская Оранта монументальна и одновременно лирична. Эмоциональное воздействие высоко благодаря удачно найденным пропорциям Богоматери. Ее образ многозначен. От облика веет внутренней силой, спокойной уверенностью и мудростью. Кажется, что жест Оранты символизирует не только моление, но и благословение нового христианского государства.
Богоматерь Оранта. Фрагмент. Собор Святой Софии. Киев. 11 в.
Киевская София. Интерьер собора.
Интерьер Софии Киевской. Вид на юг. 11 век.
София Киевская. Интерьер. Южный участок хоров.
София Киевская. Интерьер. Главный неф.
София Киевская. Интерьер. Южная башня.
АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА Известно, что с X в. по 1240 год в Новгороде было построено 125 церквей.
«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зёрен-княжеств» писал о наступлении эпохи феодальной раздробленности известный историк Б. А. Рыбаков. • По всей Руси начинают возводиться крестовокупольные храмы. Строятся они русскими мастерами из местного строительного материала с учетом местных традиций. Таким образом возникают на Руси различные художественные школы, объединенные общими чертами.
Собор Святой Софии в Новгороде 1045 -1052 гг. Кладка из местного камня, оштукатурен и побелен Пятинефный храм с лестничной башней На фасадах храма применены лопатки – плоские выступы Отличается монументальностью форм и величием композиции Стены и своды покрыты фресками Новгородская архитектурная школа более суровая и сдержанная
Новгородский кремль. Конец 15 века. Вид сверху.
Новгород. Кремль. Конец 15 века.
Башня Новгородского кремля. Конец 15 века.
Стены Новгородского кремля. Конец 15 в.
Новгород. Софийский собор. 1045 – 1050 гг. София Новгородская имела свои особенности. Ее венчали пять глав, тесно сгруппированные в центре и напоминающие по форме шлемы русских богатырей. Большой средний купол был высоко вознесен над собором. Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Их неровные поверхности, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса.
Софийский собор в Великом Новгороде. 11 в. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности были присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.
Новгород. Софийский собор.
Новгород. Софийская звонница. 15 -18 вв.
Новгород. Магдебургские врата в Софийском соборе.
Новгород. Интерьер Софийского собора.
Новгород. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре. Заложен в 1119 г. Собор расположен на возвышенном берегу реки Волхов. Внутреннее пространство храма разделено на три нефа. Фасады здания прорезаны многочисленными окнами. Храм увенчан тремя мощными главами разной высоты и размера. Число глав символизирует Святую Троицу, триединство христианского Бога. Стены собора в древности были покрыты фресками, однако до наших дней дошли только отдельные фрагменты росписей.
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде. 1119 г. Вид с севера.
Новгород. Интерьер Георгиевского собора.
Новгород. Церковь Двенадцати апостолов на Пропастях. 1454 г. Во 2 -й половине 13 века – середине 14 в. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. В этот период сооружались небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими по пропорциям зданиями. Церкви послемонгольской эпохи отошли от сурового по духу зодчества 11 -12 вв. Украшались фасады. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арочек и треугольничков.
Новгород. Церковь Жен Мироносец. 1510 г.
Новгород. Церковь Иоанна Богослова на Витке. 1383 – 1384 гг.
Новгород. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Фрагмент фасада. Начало 15 века.
Новгород. Церковь Стратилата на ручье. 14 век.
Новгород. Церковь Параскевы Пятницы. 1270 г.
Новгород. Церковь Рождества Богородицы в Перыни. 13 век.
Церковь Спаса на Нередице в Новгороде. 1198. Вид с востока.
АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО – СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА.
Успенский собор во Владимире. В середине XII века центром Руси становится Владимир, основанный Владимиром Мономахом В строительстве применялся мягкий известняк (белый камень) Лицевая кладка стен выполнялась из тщательно отесанных блоков Фасады украшены каменной резьбой Аркатурные пояса отмечали уровень, выше которого стены делались тоньше «Щелевидные» окна Главным храмом Владимира, в котором происходила инаугурация русских князей, стал Успенский собор • • 1189 г. Вид с востока Фрески А. Рублева XV в.
Успенский собор во Владимире. 12 век. Здесь хранилась первая святыня княжества- чудотворная икона Владимирской Божией Матери привезённая князем Андреем из Киевской земли.
г. Владимир Успенский собор 12 в. Нигде больше нет живописи Андрея Рублёва на площади свыше 300 квадратных метров
Владимир. Дмитриевский собор.
Владимир. Дмитриевский собор. Этот собор построен как дворцовая церковь. «Постави церковь камену на своём дворе святого Дмитрия, в своё имя» , - сообщает летопись. Это имя при крещении получил князь Всеволод и его сын Владимир, с рождением которого в 1194 году совпадает строительство собора.
Каменная резьба Дмитриевского собора во Владимире предмет созерцания и поклонения. Его резное роскошествоболее тысячи резных камней.
Владимир. Дмитриевский собор. Фрагмент апсиды. 1194 -1197 г.
Владимир. Дмитриевский собор. Интерьер.
Церковь Покрова на Нерли 1165 г. • Памятник мирового искусства, необычайное совершенство архитектурных форм • Сооружен по воле князя Андрея Боголюбского • Слияние рек Нерли и Клязьмы • Искусственный холм 5. 3 м • Простота форм, устремленность вверх • Элементы русской вышивки и деревянной резьбы в камне
Храм Покрова Богородицы на берегу реки Нерль. 1165 г.
Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Фрагмент.
Боголюбово. Башня княжеского дворца. Фрагмент. 12 в.
Владимир. Успенский собор Княгинина монастыря. -16 вв. 15
Суздаль. Кремль. Колокольня 1635 г.
Суздаль. Рождественский собор. 12 в.
АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
Стены и башни Московского Кремля.
Московский Кремль. Успенский собор. 1475 – 1479 гг. Главное здание Московского кремля. Конструктивные решения храма (крестовые своды, лопатки- контрфорсы, железные связи) позволили сделать стены и внутренние столбы тоньше, пролёт сводов больше, внутреннее пространство просторнее и светлее.
Московский Кремль. Архангельский собор. 1505 -1508 гг.
Московский Кремль. Колокольня Ивана Великого и Успенская звонница. 16 – 17 вв.
Московский Кремль. Благовещенский собор. 1484 – 1489 гг.
Москва. Спасо-Андроников монастырь. Спасский собор. 1390 г.
Москва. Покровский собор. (храм Василия Блаженного) на Красной площади, символ торжества русского народа в борьбе с татарским игом. Богатство облика сооружения создано за счёт виртуозного использования двух материалов: кирпича и белого камня. Пять типов профилей обработки кирпича, повторяясь в разных сочетаниях, создают многообразие декора. Иван Грозный поручил его строительство зодчим Барме и Постнику- людям «премудрым и удобним таковому чюдному делу» .
Москва. Храм Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. 28 метровый шатёр увенчан главкой на восьмигранном барабане. На высоком берегу реки Москвы поднялась церковь с необычайным завершением шатровой формы, «чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси» . Главной особенностью Коломенского храма был постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему. Его порыв ввысь должен воплотить легенду о вознесении на небо Иисуса Христа, воскресшего после страданий смерти.
Москва. Храм Покрова Богоматери в Филях. 1690 – 1693 гг. Характерная представительница «нарышкинского барокко» . Сооружения этого стиля характерны обилием узоров и архитектурных форм. Символизирует переход от древнерусской безордерной средневековой архитектуры к последовательно ордерной западноевропейской архитектуре.
Чернигов. Пятницкая церковь Конец 12 -начало 13 в.
Юрьев – Польский. Георгиевский собор. 1230 – 1234 гг.
Деревянное зодчество КИЖИ
КИЖИ Преображенская церковь. Несмотря на развитие после 11 столетия каменного строительства, деревянная архитектура продолжала оставаться преобладающей.
Шатровый храм. Основной элемент – бревно и брус. Квадратный в плане сруб получил название «четверик» . Сруб, образованный в плане восемью брёвнами, «восьмерик» . На различных сочетаниях четвериков в нижней части здания и восьмериков- в верхней. А также венчающего пирамидального шатра строится архитектурный облик древнерусских церквей.
Русский Север. Петропавловская церковь в поморском селе Вирма. 17 век.
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДРЕВНЕЙ РУСИ.ppt