Архитектурный облик Древней Руси.ppt
- Количество слайдов: 125
Архитектурный облик Древней Руси
Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 году. К концу XI века число городов достигло 270. Стало вестись каменное строительство, во многом опирающиеся на византийские традиции.
Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом — старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее — луковичные. Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола — символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять — Христос и четыре евангелиста, тринадцать — Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.
Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять» ). Их возводили с трех сторон — северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.
В центре алтаря находится престол — квадратный каменный стол, символ гроба Господня. Согласно православной вере, во время богослужения Господь незримо пребывает на престоле. В правой части алтаря расположена ризница (дьяконник) — помещение, где хранится церковная утварь и облачения (ризы) священников. Слева от престола, есть специальный стол — жёртвенник. Во время службы на него кладут освященные хлеба и вино для причащения. От остального пространства церкви алтарь отделен иконостасом (перегородкой с иконами). Перед ним устроено возвышение — солея. По сторонам солеи расположены клиросы — места для певчих. Выступ в центре солеи, напротив Царских врат, называется амвон (от греч. «восходить» ). С амвона произносятся проповеди, читается Евангелие.
Архитектура Древнерусского государства
Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, обращенные к Константинополю. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С. Высоцкого Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня.
Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.
Реконструкция саркофаг над Золотыми воротами
Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструк ция). Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся закомарами (полукруглыми завершениями в верхней части стен).
реконструкция академика В. В. Суслова (1890 -е гг. ) Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам нарядность.
два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле барокко.
12 мощных крестообразных столбов расчленяют внутреннее пространство Софии. Наверху, на хорах, появлялись князь и его приближенные. Обилие пролетов, арок, украшающих пространства храма, создавало впечатление монументальности и пышности.
фреска "Сошествие Христа в ад" ("Сошествие во ад"). Трансепт. Северная сторона:
Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф
Мозаика "Христос Вседержитель" (Христос. Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол Софийского собора:
Мозаика Архангели. Фрагменты. Главный купол Софии Киевской
Мозаика "Оранта" Главный алтарь Софии Киевской Оранта - Богоматери, которая молится.
Евхаристия
• Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.
• Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.
Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.
Григорий Чудотворец Григорий Нисский
Архитектура Великого Новгорода
«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного…, но себе на уме… В его зодчестве такие же, как сам он простые и крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы… Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще. » И. Э. Грабарь
София в Новгороде. Заложена в 1045 году
План софийского собора в Новгороде Софийский собор в Киеве. План При всей схожести планировки с Киевской Софией (пятинефное крестово-купольное здание, хоры, двухэтажные боковые галереи с арками) София Новгородская имела свои характерные особенности. Вместо 13 куполов — 5 напоминающих по форме шлемы глав. Стены храма снаружи лишены декоративных деталей.
Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.
Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех -и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.
«Где София, там и Новгород»
Церковь Преображения (Спаса на Нередице) Дата: 1198 Заказчик: кн. Ярослав Владимирович Материал: известняковая плита, кирпич, валуны Функция: дворцовая церковь крестовокупольный четырехстолпный с пониженными подпружными арками, одной световой главой, квадратными столбами, тремя апсидами (боковые понижены)
НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ -мощь, монументальность -Невысокие, крепкие -Пяти- или одноглавые -Вместо закомар скатное перекрытие -Украшения: ниши, арки, кресты, розетки -Арки и треугольники на барабанах ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ - Храмы стали выше и стройнее - Стены более тонкие и легкие - вместо скромных украшений богатая каменная резьба на стенах - Аркатурный пояс - Вытянутые барабаны
Архитектура Владимиро. Суздальского княжества
С XII — XIII вв. Владимиро. Суздальское княжество крупнейший центр Руси. Строили здесь в основном из тесанного белого камня. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой. Стены храмов были разделены на три части лопатками (пилястрами), каждая из которых завершалась закомарами.
Успенский собор во Владимире XII в.
Построен в 1158 – 1160 гг. при участии романских зодчих. План собора значительно вытянут по продольной оси. Характерной особенностью, является пропорциональное решение: высота храма в два раза превышала ширину. Изначально был одноглавый. Храм окружают галереи, соединенные арками.
Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Узкие окна подчеркивают стройность и высоту сбора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонн, соединенных арками.
Внутри собора — многоцветные фрески по стенам, узорные полы из майоликовых плиток
Владимирская Икона Божьей Матери; Византийская работа, привезена Андреем Боголюбским (1111 — 1174 гг) из Киева
Белокаменный храм находится во Владимирской области , в полутора километрах от Боголюбова.
Храм покрова на Нерли …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Покров (14 октября) – христианский праздник, в основе которого лежит явление Богородицы во Влахернском монастыре в Константинополе, когда она закрыла от врагов город и вознесла молитву о спасении от невзгод и страданий.
Местоположение Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму. Церковь находилась практически на речной «стрелке» , оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов. Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава. Которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
Историческая справка. До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В. Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1, 6 м, продолжен основанием стен, высотой 3, 7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки.
Храм Покрова Богородицы (1165 г. )
Церковь построена в традициях четырехстолпного храма с членением наружных стен на три неравных апсиды, средняя выше остальных. Из-за нарушения симметрии кровля воспринимается как сплошная волнистая линия, усиливающая динамичность архитектурного облика.
Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами - лопатками - на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс; такой же пояс обрамляет апсиду и барабан.
Изящный одноглавый храм словно через мгновение вознесется над широкой гладью заливных лугов. Иллюзию eгo легкой ycтpeмленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших основным архитектурным лейтмотивом. Дополнительную легкость плотной массе стены придают колонны на лопатках. Боковой фасад имеет 4 лопатки (оформленных в виде полуколонок) и три прясла — соответственно.
Храм Покрова на Нерли
Стены и барабан церкви украшены затейливой каменной резьбой. Композиции на всех трех фасадах повторяются, демонстрируя глубинную связь библейских образов с русскими реалиями.
Женские маски с косами символизируют Деву Марию. Фигура библейского псалмопевца царя Давида, помещенная в центральные закомары, вызывает ассоциации с самим Андреем Боголюбским, стремившимся к прекращению усобиц на Русской земле. Недаром по обеим сторонам от Давида изображены два голубя, символизирующие мир, а под ними - фигуры львов как символ побежденного зла.
Внутреннее убранство
Шедевры архитектуры Московского княжества
В XIV в. русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, приглашали и иностранных мастеров. В деревянной Москве начинается строительство первых каменных построек.
Характерными чертами белокаменных московских церквей были силуэты ступенчатых, ярусных пирамид, шлемовидного купола, один из которых возвышался над остальными, килевидные формы арок (кокошники), окружающие основание барабана купола. Все это придавало сооружениям динамичность объемов,
К концу XV века Кремль, обнесенный мощными, высокими кирпичными стенами, стал одной из самых крупных крепостей в Европе
История Московского Кремля 1. В 1156 г. по велению Ю. Долгорукого на Боровицком холме была построена деревянная крепость. 2. 1339 – 1340 -х г. г. Иван Калита воздвиг новый дубовый Кремль. 3. 1367 г. – при внуке И. Калиты, Дмитрии Ивановиче Донском, возведена белокаменная крепость в Москве из известняка. 4. 1485 – 1495 гг. при Иван III построены кирпичные стены Кремля. Некоторое время их снаружи белили известкой. 5. XVI в. при капитальной починке Кремля русским мастером Федором Конём поверху стены были сделаны раздвоенные зубцы в виде "ласточкиных хвостов" (1045 зубца). 6. Шатры на башнях появились в XVII веке.
Успенский собор Московского Кремля Успе нский собор Московского Кремля (собор Успения Божией Матери). Сооружен в 1475— 1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I. Аристотель Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг здание по подобию Успенского собора во Владимире. .
Были привнесены и новые черты. Цельность объема, геометрическая четкость членения кирпичных стен, облицованных белым камнем. Чувствуется преобладание каменной массы, как в новгородских и владимирских храмах. Узкие щелевидные окна не дают представление об истиной толщине стен
Новшества были и интерьере. Крестовые своды между куполами, более тонкие и широко расставленные столбы создавали впечатление простора
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. Венчание на царство
Покровский собор в 1555 -61 построен Барме и Постником в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму. Пестрая раска отражает вкусы позднейшего времени (17 век). Первоначально храм был окрашен в красную и белую краски. Покровский собор задумывался как первый общегородской собор, построенный вне стен Кремля, и должен был символизировать единение царя с народом. Покровский собор
Композиция храма уникальна. Она объединила восемь приделов, расположенных на одном основании и увенчанных высоким шатром. Вместе с тем сложная пирамидальная композиция отличалась художественным единством и динамичностью.
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран. Во второй половине XVI века шатровые храмы получили широкое распространение на Руси.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Возведена в Коломенском в 1528 — 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки.
Главной особенностью храма был постепенный рост здания от нижнего яруса (четверика) к верхнему (восьмерику). Напоминая о Вознесение Христа.
Обширные гульбища вокруг храма, широкие лестницы. Три ряда кокошников, пилястр и стрел украшают стены. Шатер увенчан низкой полусферической (а не луковичной) главкой на 8 -ми барабане
Деревянное зодчество
Храмы именно рубились, так как дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем спиленное. На торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь. Кровлю покрывали досками, а купола — дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками). Осиновые дощечки поразному выглядят в зависимости от освящения.
Кижский архитектурный ансамбль. Архитектор Нестор.
В основе композиции Преображенской церкви - три восьмерика (восьмигранных бревенчатых сруба), поставленных друг на друга. К нижнему из них пристроены четыре двухступенчатых прируба, то есть дополнительных сруба, связанных с основным помещением храма. Нижние ступени перекрыты бочками (килевидной в разрезе кровлей) которые венчаются главами.
22 главы
Творчество Феофана Грека около 1340 – после 1405
Феофан Грек Святитель. 1378. Собор Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями. Спас. Архангелы и серафимы Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Образы Ильи и Иоанна Предтечи символизируют связь Ветхого и Нового завета Пророки Адам, Авель, Сиф Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной. Из поздних – Илья Пророк и Иоанн Предтеча. Илья Пророк, Иоанн Предтеча
Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра художника, сведенная к дихотомии: все пишет практически двумя красками – охрой и белилами. На охристоглиняном фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов (свет, огонь, божественные энергии). Троица (Гостеприимство Авраама)
Герои произведений Грека — сердобольные монахи-старцы принявшие обед отречения. В лице Макария Египетского трагизм, скорбь и надежда. Седые волосы, почти слепые глаза, отрешенный от мирской суеты жест поднятых рук Макарий Египетский
При прорисовки лиц Грек делал резкие «пробелы» , вблизи кажущиеся грубыми, но издали они воспринимаются как слитные. В его манере письма решающие значение приобретает светотень, при помощи которой он добивается объемности изображения Столпник
Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо. Преображенского собора в Переславле- Залесском Явление воплощенного Света, озарившего пламенем божественного огня Фавор, изображено пофеофановски темпераментно и смело. Свет, исходящий от Христа, не только повергает апостолов ниц, но и преображает саму природу: всполохи голубоватого света скользят по деревьям, камням, горам, образуя в них воронки, как бы вторгаясь внутрь материи, изменяя ее структуру. Чудо Преображения понимается здесь как великая вселенская мистерия, Преображение Господне. 1403 в которой преображается все творение.
«Обратная» перспектива Иконы писали по принципу обратной перспективы, то есть точка схода всех объектов была на молящемся, стоящем перед иконой. «Обратная» перспектива характеризуется соединением нескольких точек зрения на объект, заключенных в общем пространстве. В «обратной» перспективе - в отличие от «прямой» - то, что находится сзади, остается в прежних размерах, а чаще всего увеличивается. Предметы как бы разворачиваются нам навстречу разными гранями, и зритель чувствует себя одновременно видящим сверху, снизу и с разных сторон.
Творчество Андрея Рублева
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (1360 -1430) Основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице- Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же. 1405 - Расписывал фрески и иконостас для Благовещенской церкви Московского Кремля. (всё погибло) 1408 – расписывал заново Успенский собор во Владимире ( «Страшный суд» , купол, своды) и иконостас для собора. В Звенигороде были найдены три иконы из деисусного чина. Незадолго до смерти расписал Троицкий собор Троице- Сергиева монастыря ( не сохранились), но сохранилась икона «Троица» . Причислен к лику святых. Спас из Звенигородского чина.
Благовещенский собор Московского кремля. Выполнил ряд икон для иконостаса.
«Преображение» , праздничный ряд
Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
Успенский собор во Владимире.
Спас в силах, успенский собор, Владимир. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: синезеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон.
Фреска «Страшный суд»
АНГЕЛЫ. Фрески. Фигуры ангелов, которые держат символизирующий небо свиток, украшают свод среднего нефа. Они размещены над ореолом с Христом. Хорошо сохранившиеся одеяния написаны в широкой, уверенной манере. Особенно эффектны развевающиеся концы плаща, свидетельствующие о тонком понимании художником структуры складок, которые изображены в предельно динамичном аспекте.
Андрей Рублёв. Четыре царства: Вавилонское, Македонское, Римское и Антихристово. Фреска из цикла "Страшный суд" в Успенском соборе Владимира
Звенигородский Спас. Начало XV в. Здесь нет сурового и грозного лика Спасителя. В нем передано выражение мягкости нежности и душевной доброты. Открытый короткий взгляд, полон человечности и участия в судьбах людей, таких еще не знала древнерусская живопись
Из дошедших до нас рублевских произведений вершиной является «Троица» . Согласно библейской легенде, к старцу Аврааму явились три ангела. В то время как Авраам потчевал гостей всякими яствами, они предрекли, что у его жены Сарры родится долгожданный сын.
В чем же особенность живописи Андрея Рублёва? Концепция творчества лишена трагизма и мрачной безысходности. Это философия красоты, гармония духовного и материального начал. Рублев видел в христианском учении любви, всепрощения и милосердия.
Творчество Дионисия
Дионисий. (1440 - 1503)
«Богоматерь Одигитрия» Излюбленный мастером светлозолотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
«Распятие» Несмотря на ужас страданий и смерти, «Распятие» – икона праздничного чина. Более того, это наиболее значительный праздник, потому что распятие Христа – ключевое событие истории, открывшее человечеству совершенно новые истины. В этом событии и в этой теме сильнейший драматизм сочетается с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.
Колорит иконы сдержанный. Его основные доминанты – цвет тела Христа, золотой фон и черный крест, драматически разрезающий золотое пространство. Распятие Христа вызывает мысли не о его земной муке, а о высокой идее подвига Богочеловека.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495 -96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия.
«О тебе радуется» , Фрагмент фрески храма Ферапонтова монастыря. Фреска наполнена множеством фигур, небесных сил, окружающих Богоматерь (ангельский собор) и предстоящих людей (человеческий род). Среди них - цари, патриархи, священнослужители, простой народ - женщины и мужчины. Все они прославляют Богоматерь, восседающую на престоле с младенцем на руках.
Николай Чудотворец
Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом
Один из Вселенских соборов (в храме фрески всех семи Вселенских соборов).
Каковы же особенности живописи Дионисия? Его цвета – сочетание золотистых, зеленых, малиноволиловых, оливковых и белых тонов. Нарядные, написанные яркими красками иконы и фрески представляли идею торжества. Излюбленные сюжеты – праздники, многолюдные торжества, темы славы и величаний. Дионисий выписывал чрезмерно удлиненные фигуры с плавными движениями и жестами. Идеально возвышенные образы, парящие фигуры. Использовал прием «пустого центра» , помещая фигуры богоматери и Иисуса среди других персонажей.
- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы. - Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста. - Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотистоохристых голубых и зеленых.
Архитектурный облик Древней Руси.ppt