Скачать презентацию Архитектурные ордера Тестовое задание по курсу История архитектуры Скачать презентацию Архитектурные ордера Тестовое задание по курсу История архитектуры

Ордера_тест.ppt

  • Количество слайдов: 19

Архитектурные ордера Тестовое задание по курсу «История архитектуры» С объяснениями в «Заметках к слайду» Архитектурные ордера Тестовое задание по курсу «История архитектуры» С объяснениями в «Заметках к слайду» и словарем. Предназначено для самостоятельного изучения архитектурных ордеров и промежуточной аттестации. Составитель: Никифорова Л. В.

15 VII 11 14 13 12 10 VI 9 8 V 7 IV 6 15 VII 11 14 13 12 10 VI 9 8 V 7 IV 6 5 III 4 3 II 2 I 1 Дорический ордер Парфенона. V в. до н. э. Иктин, Калликрат. 2

9 8 7 6 VI V 5 4 IV 2 III II I 1 9 8 7 6 VI V 5 4 IV 2 III II I 1 Ионический ордер Эрехтейона. 5 -4 вв. до. н. э. 3 3

5 4 3 2 1 4 5 4 3 2 1 4

Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге. Арх. Ж. -Б. Валлен-Деламот. 1761 - 1785 7 6 Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге. Арх. Ж. -Б. Валлен-Деламот. 1761 - 1785 7 6 5 4 3 2 1 5

Здание Ассигнационного банка. Арх. Дж. Кваренги. 1783 – 1790. Фасад, выходящий на наб. Екатерининского Здание Ассигнационного банка. Арх. Дж. Кваренги. 1783 – 1790. Фасад, выходящий на наб. Екатерининского канала (канал Грибоедова) 6. 5. 4. 3. 2. 1. 6

5. 4. 3. 2. 1. 7 5. 4. 3. 2. 1. 7

Здание ассигнационного банка (ныне университет экономики и финансов). Арх. Дж. Кваренги. 1783 – 1790. Здание ассигнационного банка (ныне университет экономики и финансов). Арх. Дж. Кваренги. 1783 – 1790. 7 4 6 5 3 2 1 8

Здание ассигнационного банка (ныне университет экономики и финансов). Арх. Дж. Кваренги. 1783 – 1790. Здание ассигнационного банка (ныне университет экономики и финансов). Арх. Дж. Кваренги. 1783 – 1790. 9 8. 7. 6. 5. 4. 3. 2. 1. 9

Ворота Воронцовского дворца на Садовой ул. (ныне Суворовское училище). 1749 – 1757. Арх. Б. Ворота Воронцовского дворца на Садовой ул. (ныне Суворовское училище). 1749 – 1757. Арх. Б. Б. Растрелли. 9 8 7 6 5 4 3 2 1 10

7 6 Армянская церковь Св. Екатерины на Невском пр. Арх. Ю. М. Фельтен. 1771 7 6 Армянская церковь Св. Екатерины на Невском пр. Арх. Ю. М. Фельтен. 1771 - 1780 5 4 3 2 1 11

Армянская церковь Св. Екатерины на Невском пр. Арх. Ю. М. Фельтен. 1771 - 1780 Армянская церковь Св. Екатерины на Невском пр. Арх. Ю. М. Фельтен. 1771 - 1780 8 7 6 5 4 3 2 1 12

10 8 7 9 6 5 4 3 Здание Публичной библиотеки. Арх. Е. Т. 10 8 7 9 6 5 4 3 Здание Публичной библиотеки. Арх. Е. Т. Соколов 1796 – 1801. 2 1 13

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор А. Воронихин. 1801 – 1811. 11 10 9 8 Казанский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор А. Воронихин. 1801 – 1811. 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 14

Краткий словарь АБАК – (от греч. , лат. доска) - верхняя часть капители в Краткий словарь АБАК – (от греч. , лат. доска) - верхняя часть капители в форме четырехугольной плиты. АКРОТЕРИЙ – (от греч. верх) – скульптурное украшение, поставленное над углом или на вершине фронтона. АНТАБЛЕМЕНТ - система горизонтально расположенных частей ордера, поддерживаемых колоннами. Состоит из трех частей – антаблемент, фриз, карниз. При неполном антаблемента отсутствует фриз. АРХИТРАВ – (от греч. архи – главный, траб – балка) – балка, опирающаяся непосредственно на колонны, нижняя часть антаблемента. АСТРАГАЛ – (от греч. позвонок, кость) – архитектурная деталь в форме валика с полочкой АТТИК – прямоугольная стенка над карнизом. БАЗА – (от греч. шаг, стопа) – подножие колонны. ТОСКАНСКАЯ БАЗА - состоит из двух равных по высоте частей, нижняя – квадратный в плане плинт, верхняя - круглый в плане вал. ДОРИЧЕСКАЯ БАЗА – такая же как тосканская, только переходом от стержня колонны к валу служит не полочка, а астрагал. АТТИЧЕСКАЯ БАЗА - название связано с памятниками Аттики (Афин). Представляет собой плинт, над которым расположены три основных элемента – вал, скоция, вал; они в свою очередь могут быть разделены между собой валиками. В Новое время используется чаще всего в ионическом ордере. КОРИНФСКАЯ БАЗА –Представляет собой развитие аттической базы. Вал, две скоции, вал. Или скоция, два вала, скоция. БУСЫ – орнамент в виде цепочки круглых и дискообразных элементов. Служит украшением валика. БАЛЮСТРА – (от греч. , лат. – перевязь) – боковая часть ионической капители в форме свитка, перетянутого в середине пояском. ВАЛИК (торус) – архитектурный профиль, образует в сечении полуокружность или четверть ее. ВОЛЮТА – часть капители ионического и композитного ордера, архитектурная деталь в виде завитка с кружком в центре. 15

ГИПОТРАХЕЛИОН – (от греч. гипо – под, трахео – шея) - участок под шейкой ГИПОТРАХЕЛИОН – (от греч. гипо – под, трахео – шея) - участок под шейкой капители. ГУТТА – (от лат. gutta – капля), украшения, «подвешенные под регулой, в форме усеченных пирамид или усеченных конусов. Регула (полочка) с регулами помещается по триглифами в дорическом антаблементе, расположение гутт соответствует впадинам и полоскам триглифа. ДЕНТИКУЛЫ (ЗУБЧИКИ, СУХАРИКИ)– небольшие прямоугольные выступы в поддерживающей части карниза ИОНИКИ (ОВЫ)- декоративный элемент яйцевидной формы, выполняемый на капителях колонн. Ионики обычно чередуются со стрельчатыми листьями, обращенными острием вниз. КАНЕЛЛЮРЫ – (от лат. Тростник, фр. желобок) вертикальные желобки на стволе колонны или пилиятсры с острой гранью в дорическом ордере, или с плоской перемычкой (дорожкой) в ионическом и коринфском. КАПИТЕЛЬ – (от лат. головка) – верхняя часть колонны или пилястры, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием (антаблементом). КАРНИЗ – верхняя часть антаблемента. Различают венчающий карниз (завершает здание), промежуточный карниз (завершающий этаж или ярус стены). Профили карниза образуются архитектурными обломами. КИМАТИЙ – (от греч. побег, лепесток) – орнаментальный пояс, составная часть капители, карниза. Ионический киматий украшен иониками, лесбийский имеет элементы в форме сердечек. МЕТОПА – (греч. пространство между глазами) – промежуток между триглифами в дорическом фризе. Декорировался рельефами. МОДУЛЬОНЫ – архитектурная деталь, поддерживающая выносную плиту карниза. Встречается в коринфском или композитном ордерах. 16

ОБЛОМЫ – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению, образующие профили главных частей ордера. ОБЛОМЫ – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению, образующие профили главных частей ордера. Располагаются в основных горизонтальных элементах зданий: карнизах, цоколях, базах колонн, междуэтажных поясах (тягах). ПАЛЬМЕТТЫ- элемент орнамента, изображающий стилизованные листья пальмы, расходящиеся веерообразно. ПИЛОН – (греч. ворота) – столбы прямоугольные в плане в отличие от круглых колонн и плоских пилястр. ПИЛЯСТРА – (лат. столб) – плоский вертикальный выступ на поверхности стены. Обычно оформлен ордером. ПРОФИЛЬ – вид сбоку. В архитектуре то же, что облом. ПРОФИЛИРОВКА – отделка архитектурного элемента горизонтальными тягами, имеющими в сечении различные профили. ПЬЕДЕСТАЛ – (фр. подставка для ног) – подножие, основание ордера, один из главных элементов ордера в архитектуре Раннего Нового времени. РЕГУЛА – небольшая полочка под триглифом. Нижняя поверхность регулы оформлена гуттами. РЕМЕШКИ – врезанные профилированные пояски на нижней части эхина капители дорического ордера. РОЗЕТКА – декоративная деталь в виде цветка, лепестки которого располагаются по принципу радиальной симметрии. 17

СИМА – ( от греч. каблук) - расположенный по верху плиты водосточный желоб. ТЕНИЯ СИМА – ( от греч. каблук) - расположенный по верху плиты водосточный желоб. ТЕНИЯ – (лат. taenia, от греч. tainia - лента, повязка) пояс между архитравом и фризом. ТИМПАН – (от греч. барабан) – внутреннее поле фронтона, окруженное со всех сторон карнизом. Плоскость тимпана часто использовалась для размещения рельефов. ТРИГЛИФ – (греч. с тремя нарезками) – элемент фриза дорического ордера, выстпуающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками. ФАСЦИИ – (лат. повязка) – слегка нависающие одна над другой три глакие полосы, составляющие архитрав ионического и коринфского ордеров. ФРИЗ – средняя часть антаблемента, а также кайма, бордюр стены, украшенный орнаментом. ФРОНТОН – (от лат. лоб) – верхняя часть фасада, образуемая двумя скатами крыши и горизонтальным карнизом. ФУСТ – (от лат. палка) – ствол колонны от базы до капители. ЭНТАЗИС - (от греч. entasis – напряжение) - утолщение колонны, наибольшая величина которого приходится обычно на 1/3 ее высоты. Показывает «пружинящее» усилие опоры. Применяется, как правило, в наиболее «сильных» ордерах – дорическом и тосканском. ЭХИН – (греч. еж) – нижняя часть капители в форме округлой «подушки» . Перед от ствола колонны к абаке. 18

Рекомендуемая литература • Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. - М. , - Рекомендуемая литература • Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. - М. , - 2005. 19