семинар.ppt
- Количество слайдов: 34
АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ ВИЗАНТИИ
Формирование крестовокупольной архитектуры • Формирование крестово-купольного типа храма происходило на протяжении V—VIII вв. Постепенно именно центрический, а не базиликальный тип храма стал преобладающим в восточной части христианского мира. Купол стал важнейшим элементом архитектуры византийского храма. Второй важнейшей особенностью сделалось крестообразное пространство интерьера. Купольная архитектура формировалась на основе центрических построек.
Пример центрической постройки – церковь Фёклы в Селевкии (5 в. н. э. )
Формирование крестовокупольной архитектуры • В ранних храмах крестообразная форма достигалась за счет пристройки к основной базилике трех дополнительных базилик. • Храм Апостола Иоанна в Ефесе (V в. ) состоял из четырех базилик, соединенных крестообразно одна с другой. • Такая же конструкция лежала в основе другой постройки V века — церкви монастыря Преподобного Симеона Столпника в Калат. Семане (Сирия).
Храм Апостола Иоанна в Ефесе (V в. )
Церковь монастыря Преподобного Симеона Столпника в Калат-Семане
Крестово-купольная архитектура • Собственно крестово-купольный храм начинается с церкви Апостолов в Константинополе (перестроенной Юстинианом I. Она не сохранилась: в 1461 году Мехмед II Завоеватель приказал снести её и построить на этом месте мечеть Фатих). План церкви Апостолов – равносторонний крест, перекрытый пятью куполами. • С незначительными изменениями повторен в знаменитом Св. Марке в Венеции
План церкви Апостолов
План Св. Марка в Венеции
Реконструкция церкви Апостолов
Собор Св. Марка в Венеции
Архитектура Равенны • Византийское влияние распространилось здесь в 6 -8 вв. • Первой считается церковь, построенная при Юстиниане церковь Сан-Витале. • Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане – восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками. • Для компенсации распора главного купола использованы полукупола, что способствовало последующему широкому применению этого конструктивного принципа в соборе св. Софии в Константинополе и в более поздних постройках с планом в виде четырехлистника (квадрифолия).
Церковь Сан-Витале
Купол
Мозаика
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово (6 в. )
Мозаики
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе внутреннее убранство
Архитектура 10 -13 вв. • Церковь монастыря Липса • Церковь монастыря св. Луки в Фокиде • В конструкции появляется выделенный центральный квадрат • Активно используется опыт постройки раннехристианских центрических построек на многоугольниках • Более светлое внутреннее пространство
Церковь монастыря Липса. План.
Церковь монастыря Липса
План церкви монастыря св. Луки в Фокиде 11 в.
Церковь монастыря св. Луки в Фокиде
Омовение. Мозаики
Купол
Крещение. Мозаика.
Аристократическая архитектура 13 -15 вв. • Наличие галерей и портиков
Текфур-Серай • Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов — соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань.
Текфур-Серай
Текфур-Серай
Церковь монастыря Хора
Купол
Центральный вид изнутри
Мозаика