мифологическая_КМ.ppt
- Количество слайдов: 53
Архитектурная идея и картины мира Кто схватывает идею, как насморк, тому легко начихать на нее. Станислав Ежи Лец
• Картина мира – это целостное, непротиворечивое описание реальности, включающее конструкцию миропонимания и формирующее мировоззрение
многообразие представлений сводится к одной из четырех картин мира: 1) мифологической 2) механистической 3) Естественнонаучной 4) искусственно-технической. А. П. Зинченко (1987)
• Миф – это совокупность образов, которые моделируют реальность. • Миф является символической формой действительности, одной из символических форм культуры, создаваемой воображением и переосмыслением реальности. • Здесь нужно обратить внимание на два термина: «реальность» - который означает все, что существует в этом мире, и «действительность» – все то, что мы по поводу реальности думаем.
• легенда (байка, выдумка, выдаваемая за правду, англ. urban legend) —короткая, и, на первый взгляд, правдоподобная (хотя обычно не соответствующая реальности) история, обычно затрагивающая глубинные проблемы и страхи современного общества.
Крокодилы в канализации— популярная в США городская легенда об огромных крокодилах или аллигаторах, живущих в старинных канализационных системах больших городов и, в особенности, в Нью-Йорке. Легенда родилась в конце 50 -х годов XX века, когда писатель Роберт Дейли опубликовал книгу «Мир под городом» , в которой он описывает случай, рассказанный ему 84 -летним отставным суперинтендантом Нью-йоркской канализации по имени Тедди Мей: в 1930 -х годах суперинтедант канализации начал получать донесения о крокодилах, живущих в тоннелях. Сначала эти жалобы рассматривались как фантазии или пьяный бред свидетелей, но вскоре суперинтендант, самолично спустившись в туннели, убедился, что мелкие крокодилы (размером с крупную ящерицу, т. е. около шестидесяти сантиметров) действительно прижились в Нью-Йорке, несмотря на то, что зимой в канализацию попадает снег и лёд с улиц. Также имели место случаи обнаружения более крупных особей (до двух метров). После этого крокодилы были уничтожены путём использования крысиного яда. Несмотря на то, что с тех пор свидетельств существования крокодилов в Нью-Йорке никто не обнаружил, легенда регулярно обыгрывается в фильмах, книгах и СМИ. Легенда рассматривается скептиками как маловероятное событие, так как в США крокодилы и аллигаторы живут в южных штатах, как правило, не приживаясь в районах севернее Северной Каролины. Крокодилы в Нью-Йорке предположительно попали в канализацию с кораблей из Флориды. Однако холодовыносливые крокодилы там не распространены. Маленькие по размеру крокодилы из семейства кайманов, каких якобы видели свидетели, там также не распространены. В южных штатах, где аллигаторы и крокодилы были до недавнего времени внесены в красную книгу, случаи попадания крокодилов в канализацию никого не удивляют. Однако в сравнительно современных городах Флориды, таких как Майами, канализационные системы, как правило, сделаны из труб малого диаметра, — в отличие от подземных туннелей, популярных в городах, построенных в XIX веке и начале XX века, поэтому вероятность существования крупных рептилий в таких системах гораздо меньше. В Европе случаи попадания крокодилов в подземные туннели крайне редки. В средствах СМИ России в 2007 году получила распространение с Украины история о крокодиле, сбежавшем из цирка ( «Мариупольский монстр» ).
Особенности мифологического сознания • В мифе человек и общество не выделяют себя из природной стихии: природа, общество, человек слиты в неразрывное, единое целое; • В мифе нет абстрактных понятий – в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено; • Миф живет в своем особенном времени, к которому неприложимо представление о линейном и однонаправленном течении времени, о причине и следствии; • Мифологический мир наполнен образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, объяснение мира опирается не на знание, а на веру; • Мифологическое сознание неспособно критически относиться к себе и к содержанию мифа – в нём нет места сомнению; • Общая универсальная черта мифологии – нетерпимость в борьбе мнений в обществе.
Сотворение мифа начинается, когда - человек пытается определиться в этом мире и из-за недостатка точных знаний о мире ему приходится полагаться на картину воображаемой реальности; - нет объективных, рациональных оснований для понимания ситуации или для построения плана достижения цели, человек начинает действовать, пользуясь иррациональными предпосылками, запоминая надлежащие образцы поведения; - человек верит в успешность своих действий, опираясь на эмоциональные оценки, на чужой авторитет, на свою склонность к подражанию и т. д.
• Для мифологического сознания характерно: - установление мнимых связей между явлениями, - представление о возможности произвольной модификации явлений, - о достижении целей необычным (чудесным) образом, - тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени
• Мифологическое представление о мире приводит к появлению своеобразной бытовой и творческой логики, когда легко допускается существование рядом с обычными людьми «химер» и «монстров» ; • Химе ра (греч. «коза» ) — • в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. • В переносном смысле — необоснованная, несбыточная мечта.
• Мифологическое чудовище, порождение Тифона (см. ) и Ехидны (см. ). Химера имела голову и шею льва, туловище у нее было в середине козье, а сзади — змеиное. Из середины хребта у Химеры росла козлиная голова, а хвост оканчивался головой дракона. Именно так Химеру изображает знаменитая бронзовая статуя из Ареццо, которую относят к V веку. • Все три пасти чудовища изрыгали огонь, уничтожая все живое вокруг, и никто не мог подступиться к ней. Химера долго наводила ужас на людей, пока не была убита красавцем Беллерофонтом (другие мифы приписывают этот подвиг Персею), поднявшимся в воздух на крылатом коне Пегасе (см. ). Стреляя сверху из лука, юноша осыпал Химеру дождем стрел со свинцовыми наконечниками. Словно в печах, металл мгновенно расплавлялся от огня и заливал все три извергающие пламя пасти Химеры, ускоряя конец демонического создания. • Химеру очень трудно было вообразить — из льва, козла и змеи не так- то легко составить единого зверя. Со временем нескладный образ живого существа исчез, но слово осталось, обозначая нечто непредставимое, невозможное. Ложная идея, неосуществимая фантазия, греза — такое определение химеры дают нынешние словари.
• Дом с химерами. Киев.
• Персонажи мифа и связи между ними определяются сверхъестественным образом, с помощью сверхъестественных иррациональных сил. При этом неважно, кто эти сверхъестественные силы: • а) боги, какие-то другие могущественные персонажи, а может быть и • б) люди, которые сами возвели себя в столь высокий ранг, или организовали ситуацию так, что их обожествляют и (или) ревностно чтят их культ.
• для мифологического мира не существует исчисления вероятностей осуществимости какого-то события в действительности. • Все непротиворечивые (логически допустимые) события в нём равноправны и равновероятны, а значит – вполне возможны фактически. • Невероятное, чудесное событие в этом мире имеет те же права, что и повседневное, типичное.
• Мифотворчество – это познание мира путем соотношения его с собой, с тем, что хорошо известно, понятно, переживаемо. Оно осуществляется методом аналогии, соотнесения внешнего мира с нашим собственным внутренним, персональным. Это не просто вымышленный мир, выразительный, интересный, но ещё и мир, понимающийся в гармонии с человеком.
Типы архитектурных мифов • 1. миф – фантазия • 2. миф – мечта • 3. отражение социального мифа • 4. эгоцентризм • 5. архитектуроцентризм
миф – фантазия ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания .
Волшебный город «Ритуальное здание – шар» Артура Скижали-Вейса.
миф – мечта заветное желание, идеализированная цель, сулящая счастье. Мечта может быть у любого человека, но также говорят о мечте социальных групп, общественных классов, например «мечта о свободе» , «мечта о светлом будущем» , «мечта о безопасных отношениях» . Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность. Например, такой мечтой может быть желание поехать в какое-либо место - это не осчастливит человека до конца его дней, зато он будет вспоминать об этом событии достаточно долго, как об одном из наиболее приятных моментов в каком-нибудь периоде его жизни.
• Возведение «Эко-города 2020″ планируется на месте Кимберлитовой трубки «Мир» – одного из крупнейших мировых карьеров в Якутии. Добыча алмазоносной кимберлитовой руды на этом месте прекращена еще в июне 2001 года, и теперь отработанный котлован глубиной более 550 метров и диаметром почти 1, 2 км предлагается закрыть прозрачным куполом и построить под ним современный трехуровневый город, рассчитанный на 100 000 человек . • Архитектурное бюро «АБ Элис»
• По проекту, купол будет покрыт фотоэлектрическими элементами для аккумуляции солнечной энергией. Кроме того, за счет идущего от земли тепла в образовавшемся объёме климат будет мягче, чем вне купола, и это позволит искусственно создать более благоприятную для жизни флору и фауну.
Учитывая, что зона вечной мерзлоты в Якутии залегает гораздо глубже отметки в 550 метров, и температура ее близка к нулю градусов, рассчитывать на температурный градиент земли вряд ли приходится. К тому же, замерший грунт – весьма коварная штука, способная «поплыть» от жилого тепла. Известно, что в условиях вечной мерзлоты строители предпочитают возведение жилых конструкций на сваях вместо фундамента – таким образом проще избежать поддтаивания грунта. В том же случае, когда дома строят прямо на земле – принимают серьезные меры по теплоизоляции грунта.
Латвийский миллионер реализовал в окрестностях города Цесис (Латвия) фантастический проект. Выкупив 3000 га леса в холмистой местности, он построил “Город солнца”, где действуют особые правила и люди ведут совсем иной распорядок жизни. В лесном городе особые правила - например, нет ни одного забора (запрещено) и также запрещено содержать на цепи собак - только в доме. Косули и прочая живность свободно бродят по “городу”, а лая собак просто не бывает.
• Masdar в переводе с арабского означает «источник» . Ключевая роль этого города – построение тест-лаборатории для компаний, занимающихся экотехнологиями, исследовательских институтов и государственных организаций со всего мира. Появившиеся тут новые изобретения потом будут реализованы не только в ОАЭ, но и в других странах.
Масдар будет зоной, свободной от транспорта с двигателями внутреннего сгорания и промышленных предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Улицы города предназначены для пешеходов и велосипедистов, а транспортное сообщение будет представлено высокоскоростным персональным (электромобили) и общественным (монорельсовая система скоростных поездов) транспортом.
• Rotating City (вращающийся город) большинство домов в нем будут вращаться, плавать и даже летать!
«сверхэкологичный город»
Главная особенность проекта в том, что здание будет самостоятельно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды и подстраивается под них
Культурно-деловой центр «Хрустальный остров» будет возведен в восточной части московской Нагатинской поймы по проекту компании Нормана Фостера, по очертаниям сильно напоминает уменьшенные в размере проекты городов- небоскребов Ultima Tower и X- Seed 4000. высотой 450 м обещает стать самым крупным в мире отдельно стоящим зданием! Суммарная площадь внутренних помещений превысит миллион квадратных метров. На этой территории разместится около 900 квартир, примерно 3000 номеров отелей, магазины, кинотеатры, кафе.
Миллениум Тауэр. «Аэрополис 2001» (2 километра, (840 метров и 180 500 этажей), этажей) Нэкхел(Nakheel) башня
Архитектура - отражение социального мифа
Проекты здания Наркомтяжпрома: братьев Проекты здания Наркомтяжпрома: Весниных Фомина, Абросимова и Минкуса • И. Фомин, П. Абросимов и М. Минкус Аркадий Мордвинов
• 415 метров — выше, чем любое здание мира, построенное на тот момент. Главный зал заседаний, перекрытый стометровой высоты куполом, был рассчитан на 21000 мест. Малый зал вмещал 6000 человек; множество парадных и рабочих помещений: Президиум, залы палат Верховного Совета, залы, посвященные героическим этапам советской истории, архивы, библиотеки. . .
"Дом-паровоз". Заходите - поехали! Москва, Красные ворота.
• Мифы эгоцентризма
Даниэля Либескинда Жана Нувеля Британское архитектурное Рэм Кулхас Жака Херцоаг и бюро Пьера де Мерона Конкурсные проекты здания «Газпром-сити» в Санкт-Петербурге.
Разрушительная машина СV 08 (Австралия) • Жертвами CV 08 станут обитатели расползающихся городских пригородов, отстроившие дома на месте первозданной природы. Их дома робот будет топтать двумя передними ногами, а затем, собрав остатки в блоки мусора, отправлять к перерабатывающим заводам. Две средние ноги и одна задняя будут сажать на месте построек деревья. А еще одна задняя нога будет. . . отсасывать жир у тучных обитателей пригородов, не успевших из-за плохой физической формы скрыться от монстра .
Голландские дизайнеры из студии Tjep разработали проект для автономного самодостаточного жилья, который предоставляет жителям все необходимое, включая электроэнергию, тепло, кислород, продовольствие и утилизацию отходов.
Гигантская аркология для будущего Нового Орлеана На верхнем уровне будут располагаться 20, 000 жилых помещений, три отеля, 304 800 кв. м торговых площадей, огромное количество различных учреждений и офисов, 20 000 медицинских клиник, и, конечно, исключительно для развлечения – три казино
• Мифы об архитектуроцентризме
У Корбюзье то общее с «люфтваффе» , Что оба потрудились от души Над переменой облика Европы. Что в спешке не заметили циклопы, Доделают в тиши карандаши. И. Бродский
город будущего Коммуникополис Город будущего Коммуникополис Дома (группы башен) в этом городе в городе имеют 4 основных особенности: 1) Форма их построена по правилам комбинаторики – точь в точь как и человеческие отношениях 2) В своей средине каждая группа башен имеет сплетение сродни узлу 3) Каждое из зданий несет в своем узле функцию общения, культурного обогащения 4) Для поддержания основной цели Коммуникополиса, используются сенсорные технологии, которые выводят на фасад зданий цветом эмоции скоплений людей, завлекая случайных прохожих в круг общения.
Башни коммуникополиса имеют высоту 90 и 144 метров, находясь в соотношении золотой пропорции
Бахрейн Остров Durrat Al Bahrain, похожий на подобные проекты, такие как Palm Islands в Дубае. Этот проект стоит 1, 2 миллиардов долларов США и заключается в строительстве архипелага из 13 искусственных островов, расположенных на участке 20 млн. кв. м. Он будет состоять из 6 атоллов (острова с коралловыми лагунами), пяти островов в форме рыб, острова-полумесяца, на которых будут располагаться пятизвездочны е отели, поле для гольфа на 18 лунок, 12 мостов и марина.
Мифы сегодняшнего дня, распространенные в народе, не просто позволяют понять причины общественной активности, не просто метафорически описывают ситуацию глазами большинства, но и выражают волю этого большинства к изменениям. Утопия же, начиная с Мора, это чисто лабораторная модель теоретиков-интеллектуалов, которые, взвешивая и расчленяя факты, пытаются эмпирически распознать пользу и вред, содержащиеся в них. Утопия это неразбирающаяся конструкция, возникшая из воображаемых сопоставлений, пытающаяся охранить нас от еще не случившихся бед, конструкция, претендующая стать законодательницей будущего. Конструкция утопии хочет управлять нашими умами в направлении предсказуемых реформ, трансформирующих систему, тогда как наш миф зовет людей к бою, к столкновению с противником. Не удивительно столь большое колличество профессиональных утопистов, которым довольно легко удалось стать удачливыми государственными деятелями. В отличии от утопии, миф невозможно опровергнуть, ведь в своем происхождении он есть результат опыта группы, он есть выражение этого, передающегося в будущее, опыта на динамичном символическом языке и потому он не разложим на части. Утопия же, напротив, представляет собой законченный проект-структуру. Можно сравнивать ее механику с предшествующими историческими коллизиями и таким образом оценить шанс реализации утопии. Утопию можно опровергнуть, продемонстрировав, например, что экономическая модель, предлагаемая утопистами, противоречит нуждам современного, стремящегося к развитию, производства.
• «стручковое» зодчество