Arkhitektura_20_veka_Propp_22_gruppa.ppt
- Количество слайдов: 23
Архитектура ХХ века
Технические и эстетические основания подлинно современной архитектуры были заложены накануне Первой мировой войны. Для значительной части архитекторов 20 столетия характерны следующие черты: • отказ от декоративности; • использование новых материалов (например, высокопрочного железа, чугуна), благодаря которым структуру здания можно было вытягивать на любую высоту; • предпочтение функционализма, соответствующему машинному веку с его преобладанием рационализма
Рациональная архитектура родилась после первой мировой войны (1920 -е — начало 1930 -х) – когда появилась большая потребность в жилье. Главные её принципы: - архитектонические формы должны быть рациональны; - должны зависеть от функционального назначения сооружения; - расходы минимизированы; - в целях экономии и ускорения строительства используются строительные полуфабрикаты и стандарты; - в целом архитектура рассматривается как фактор прогресса. Предпочтение отдавалось кубическим и призматическим формам с плоскими крышами. Представителем этого направления в архитектуре является Адольф Лоос (18701933) — выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры. Выступал против стиля модерн, называя орнамент преступлением (эссе «Орнамент и преступление» ). Повлиял на мировоззрение четверки ведущих мастеров XX века - Гропиуса, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Райта. А. Лоос. Дом Штайнера в Вене. 1910.
К направлению рационализма относится школа Баухауса: "Новое единство искусства и технологии" Баухаус — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре. Школа Баухаус была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения двух школ искусств. Руководителем школы назначили берлинского архитектора Вальтера Гропиуса (1883 -1969). Баухауз стал международным художественным центром. Творческое кредо Гропиуса: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым» . Одной из лучших работ Гропиуса считается построенное им в 19251926 здание Баухауса в Дессау. При почти полном отсутствии декора четко выявлена конструктивная основа сооружения. Гропиус. Комплекс «Баухауса» в Дессау
В. Гропиус. Жилой дом в Ганзе, 1950 -е В. Гропиус, Собственный дом Вальтера Гропиуса в Линкольне, Массачусетс В. Гропиус. Фабрика «Фагус» в Альфельде. Германия. 1911. В. Гропиус, Интерьер Муниципальная биржа труда в Дессау
На практику архитектуры огромное влияние оказали взгляды Ле Корбюзье (1887 - 1965) - французский архитектор швейцарского происхождения, создатель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Достиг известности благодаря своим островыразительным постройкам функционального стиля. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. Жилой дом в Вайссенхофе. 1927 Капелла в Роншаме. 1955 Капелла в Роншаме, так неожиданно смотрящаяся на фоне всех остальных зданий Корбюзье — прямоугольных и простых — еще и самая смелая культовая постройка XX века, открывшая дорогу многим другим экспериментам в этой области. Тут стиль архитектора становится куда более экспрессионистским, некоторые даже улавливают в формах капеллы влияние сюрреалистов.
Пять отправных точек современной архитектуры Ле Корбюзье: 1. Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада. 2. Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад. 3. «Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями. 4. Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции. 5. В отличие от традиционных построек, у здания «свободный фасад» , членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции. В вилле Савой чётко воплотились такие приёмы модернистской архитектуры, как лишённые декора геометрические формы, белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер), использование внутреннего каркаса. Все эти причины способствовали тому, что это здание стало своеобразным манифестом архитектуры «интернационального стиля» . Вилла Савой. 1928 -1930
Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930— 1960 -х гг. , выросшее из эстетики функционализма. Ведущим представителем стиля являлся Мис ван дер Роэ (1886 - 1969) — немецкий архитектормодернист. Руководствуясь принципом «Меньше - значит больше» , Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом. Институт в Чикаго Жилые дома на Лейк-Шор-драйв
Здание Музея современного искусства (Западный Берлин) — последняя работа Людвига Мис ван дер Роэ. Свою эстетическую концепцию ван дер Роэ связывал с идеалистической философией неотомизма, согласно которой истоки прекрасного— в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций. В абстрактности элементарных геометрических фигур, ясности прямого угла и параллельных линий Мис ван дер Роэ видел воплощение «абсолютной идеи» , «высшей гармонии» . Музей современного искусства в Берлине. 1968
Экспрессионистская архитектура ( «кирпичный экспрессионизм» ) зародилась в Германии после Первой мировой войны. Эта архитектура ориентирована на форму, фантазию, нерациональность. Предпочтение нередко отдаётся архитектурным формам, вызывающим в памяти природные ландшафты. В этом направлении работали Эрих Мендельсон, Бруно Таут. Идеи Бруно Таута (1880— 1938) о Мендельсон Эрих (1887— 1953) вместе с раскрашенной или цветной Людвигом Мисом ван дер Роэ, Вальтером архитектуре имели важное значение Гропиусом и Петером Беренсом организовал для последующих поколений. «Ноябрьскую группу» , объединившую архитекторов-единомышленников. Эрих Мендельсон. Башня Эйнштейна в Потсдаме (1917 -21 гг. ) Стеклянный павильон Таута на выставке Немецкого Веркбунда 1914 г. в Кёльне
Конструктивизм в архитектуре как направление зарождается в России под влиянием кубизма и супрематизма Каземира Малевича. Конструктивисты считали, что форма конструкции должна зависеть от структурных элементов, которые должны быть обнажены. Предпочтение отдавалось развитию здания по вертикали; считалось, что здание должно быть агрессивно противопоставлено окружающей среде. Представителями этого направления были: Владимир Татлин (1883 -1953 гг. ), Лазарь Лисицкий (1890 -1941 гг. ) Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923— 1925). «Горизонтальных небоскрёбов» для Москвы Здание типографии журнала «Огонёк» , 1930 -1932
Татлин утверждал, в частности, что диапазон применяемых в архитектуре форм неоправданно сужен, ограничивается повторением простейших геометрических фигур. Он одним из самых первых предложил расширить язык современной архитектуры за счет криволинейных форм, особенно форм и поверхностей «сложной кривизны» . Работы Татлина критиковали многие и с разных позиций — традиционалисты и новаторы ставили ему в вину стремление объединить технику и искусство, однако такой вид синтеза прокладывал дорогу современному дизайну. Летатлин, 1928 -1932 Памятник III Интернационалу. 1920. Модель Орнитоптер - махолет - воздушный велосипед - летательный аппарат - Летатлин - одна из вершин творчества Владимира Евграфовича Татлина.
Принципы конструктивизма также воплотились в созданном братьями А. , В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). А. А. , В. А. и Л. А. Веснины. Проект Дворца труда в Москве. 1923.
Органическая архитектура была введена Фрэнком Ллойд Райтом (1869 -1959 гг. ), который проповедовал принцип свободной архитектуры в свободном пространстве. Райт считал, что планировка должна свободно строиться вокруг центрального ядра (очага); стен должно быть минимальное количество, с тем чтобы свет, воздух и вид создавали ощущение единого пространства; здание должно гармонировать с окружающей средой. Райт отказался от понятия комнат, так как дома – не коробки; от использования разных материалов, отдавая преимущество одному. Известность Райту принесли «Дома Прерий» , спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры» , идеалом которой является целостность и единение с природой. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Дом прерий
В 30 -е годы Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935— 1939 Райт строит знаменитый «Дом над водопадом» . Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке (1943— 1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу.
Архитектура пост-модерна зарождается в США в 60 -е годы ХХ века и характеризуется эклектизмом, в котором объединяются современные и исторические элементы. Результатом является своеобразный контраст, столкновение, противопоставление составных частей. Так, на фасаде, сделанном по классическому принципу, может быть суперсовременное остекление. Ярким представителем этого направления является Роберт Вентури (род. 1925). Известный афоризм Мис ван де Роэ «Лучше меньше да лучше» Вентури переиначил: «Если меньше, то тоскливее» . Вместе с постмодернистами он искал возможность вернуть декор в дизайн. Роберт Вентури. Дом в Честнат-хилл в Пенсильвании (1964) Роберт Вентури, Новое крыло Национальной галереи в Лондоне. 1988 -1991
Пьяцца д'Италия Чарльза Вилларда Мура – возможно, один из лучших примеров иронии в зданиях постмодернизма. Мур повторяет элементы итальянского ренессанса и античности. Однако делает это очень интересно. Ирония состоит в том, что колонны покрыты стальными листами. Это также парадоксально ещё и потому, что он цитирует итальянскую античность в Новом Орлеане, очень далеко от Италии. В конце 80 годов в Бангкоке было построено уникальное здание – Робот Билдинг. Его посвятили компьютеризации банковского дела и специально поместили в центре столицы, в деловом районе Бангкока. Заказ от банка на постройку здания получил тайский архитектор Джумсаи Симет. Робот Билдинг Чарльз Мур. Пьяцца д'Италия. 1975 -1980
В конце 1970 -х годов зародился стиль хай-тек, надежно закрепившийся в современной архитектуре. Это стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: «Дом – машина для жилья» . Аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, повсеместное использование металла и стекла, суперсовременных конструкций и материалов – вот стиль хай-тек. Идеализация современных технологий, поиск решения проблем объединения энергии и ресурсов неразрывно связаны с тесным вхождением в жизнь человека технологий. Здания в стиле индустриальный хайтек – так называемые «этажерки» , характеризующиеся выносом элементов коммуникаций на фасад здания (лестницы, лифты). Геометрический хай-тек связан со сложной каркасной системой с использованием новейших элементов конструкций (например, воздухоопорные и вохдухонесомые конструкции). Бионический хай-тек – это использование форм живой природы в архитектуре. Мембранные ерекрытия, п подвесные конструкции, гибкие нити стали элементами зданий.
Норман Фостер (1935 г. ) — британский архитектор, пионер стиля хай-тек. Один из самых популярных архитекторов современности. Два года учился в Йельской школе архитектуры, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых» . Один из самых популярных архитекторов современности. Небоскрёб Мэри-Экс. 1998 -2004 Коммерцбанк-Тауэр во Франкфурте (1997 -2004) Мост «Миллениум» в Лондоне, 1999 -2002
Кэндзо Тангэ (1913 — 2005 гг. ) — один из самых влиятельных японских архитекторов XX века. Отталкиваясь от традиционной японской эстетики и структурных принципов, проектировал в стиле хай-тек (штаб-квартира Fuji Television, 1996). Одним из первых использовал перекрытия-оболочки: Олимпийский центр и собор Святой Марии в Токио. Олимпийский центр, Токио, 1964 Здание Fuji Television в Одайбе, Токио (1996) Собор Святой Марии, Токио, 1964
В 1980 -е годы в противовес советскому конструктивизму появился новый стиль в архитектуре – деконструктивизм, для которого характерны ломаные формы, визуальная сложность, агрессивность. Основные представители – Питер Айзенман, Фрэнк Гери. Фрэнку Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма — обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао (1997), концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (2003), а также «танцующий дом» в Праге (1995). Музей Гуггенхайма в Бильбао «Танцующий дом» в Праге Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес, США
К последователям деконструктивизма относится Питер Айзенман (род. 1932) – член знаменитой группы « 5 -и из Нью-Йорка» (New York Five), куда входили архитекторы Айзенман, Чарльз Гуотми, Джон Хейдук, Ричард Майер, Майкл Грейвс. Эти архитекторы заявили, что они продолжают идеи Ле Корбюзье. Задача, которую ставит Питер Айзенман – освободить форму от значения. Аахен, автобусная остановка на Friedrich-Wilhelm-Platz (1996) Здание международного выставочного центра, Берлин (1981)